![]() |
Накануне дня памяти преподобного Кирилла, игумена Белоезерского, мы встретились с куратором выставки – старшим научным сотрудником Музеев Московского Кремля, хранителем фондов иконописи, кандидатом искусствоведения Татьяной Самойловой.
– Татьяна Евгеньевна, каков был замысел организаторов выставки?
– Было решено впервые собрать в одном месте уникальные иконы из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, хранящиеся сейчас в разных музеях страны, чтобы поместить их в едином пространстве, представить во всей полноте состава и первозданной красоте этот ансамбль, имеющий неоценимую значимость.
![]() |
Татьяна Самойлова |
– В каком историческом контексте создавался кирилловский иконостас? И каковы структура и особенности этого памятника?
– Напомню, что Кирилло-Белозерский монастырь, игравший ключевую роль в русской истории, был основан в конце шестнадцатого столетия иноком Кириллом, выходцем из московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского. Придя на берег Сиверского озера в поисках места уединения, Кирилл был покорен суровой красотой этого края и остался там навсегда. Так возникла обитель, которой в скором времени суждено было стать духовным центром древнерусской культуры, куда стекались лучшие умы того времени и где в неповторимой атмосфере свободного творческого духа рождались образцы возвышенного искусства, питающегося истоками Православия.
Один из ярких тому примеров – уникальный высокий многосоставный иконостас, созданный в конце ХV века по заказу великого князя Ивана III. Это было время, когда под скипетром единовластия удалось собрать разрозненные княжества и основать большое, достаточно могущественное в то время государство. Великокняжеский дом всегда был связан со многими монастырями, где русские правители находили поддержку среди тех, кто нес молитвенный подвиг. И вот в Кирилло-Белозерской обители по воле Ивана III было развернуто грандиозное строительство. На месте сгоревшей деревянной Успенской церкви вознесся величественный каменный собор. К моменту освящения в 1497 году он был украшен высоким четырехъярусным иконостасом, ставшим поистине царским даром монастырю.
![]() |
Наименее устойчивым по составу на протяжении всей истории русского иконостаса был нижний, местный ряд, куда ставились иконы Христа, Богородицы и образ того праздника или святого, которым посвящена церковь. В иконостасе Кирилло-Белозерского монастыря по описи 1601 года мы находим иконы «Богоматерь Одигитрия», «Успение Богородицы», чудотворный образ Кирилла Белоезерского в киоте, четыре иконы-пядницы над образом Успения, еще одно изображение Успения Богородицы и икону святого Кирилла с житием.
– Кто же те мастера, сумевшие подарить нам эти подлинные шедевры иконописи русского Севера?
![]() |
Творчество первого и, очевидно, ведущего мастера говорит о том, что он был непосредственно связан с московской традицией. В его иконах «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Рождество Христово», «Сретение» и других композиции строго уравновешены, живописная манера по-византийски строга, движения персонажей размеренны, зато колорит настолько экспрессивен и насыщен, что краски словно мерцают и переливаются, как самоцветы. В колорите превалирует мощный, «горячий» синий цвет, который заряжает внутренней энергией создаваемые образы. Кстати, цвет этот достигался благодаря перетертому в пудру лазуриту, так что живопись в буквальном смысле оказывалась драгоценной.
У второго мастера ярко проявляется новгородская основа с ее неизбывной творческой активностью, радостным многоцветным колоритом, подвижными композициями, энергичными движениями, выплесками дробных ритмов, что почти осязаемо в таких иконах, как «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря».
А вот третий – самый лирический и поэтичный мастер – относится к ростовской школе, и его творения вызывают ассоциации с искусством великого Дионисия. На иконах «Омовение ног», «Приведение к Пилату», «Преполовение» можно проследить «певучие» плавные линии и сложную красочную палитру. Такой штрих: как показал анализ, мастер даже подмешивал в краски тертое стекло, чтобы добиться необыкновенной прозрачности цвета.
– Глядя на этот изумительный памятник, не можешь не думать о том, что его авторы хотели донести до нас самое важное – «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна»…
![]() |
Хочу обратить внимание на две иконы в местном ряду кирилловского иконостаса. Одна из них, выполненная первым мастером, получила название «О Тебе радуется» – по начальным словам литургического гимна: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род…».
В ее центре в окружении ангелов и архангелов восседает на престоле Богоматерь с Младенцем. Над Ними, как огромный шатер, возвышается заполненная белым светом сфера – рай, представленный как цветущий сад и белоснежный многоглавый храм; в нижней, «земной зоне» пребывает «вся тварь»: человеческий род, монахи и монахини, цари и миряне, священники и праотцы (замечу: две фигурки в высоких княжеских головных уборах – это Борис и Глеб, первые русские святые). Изображенный на иконе создатель гимна Иоанн Дамаскин указывает им на Богородицу, а они, в восхищении взирая на Нее, жаждут войти в этот покой, чтобы стать полноправными гражданами Небесного Иерусалима. Главный же центр композиции – это Младенец Христос, одежды Которого прописаны золотыми нитями…
Вторая икона написана также первым мастером – это храмовый образ «Успение». Она располагалась симметрично иконе «О Тебе радуется…». Здесь, кроме усопшей Богоматери и Спасителя, принявшего Ее душу, изображены апостолы, несомые ангелами на облаках, и главное – показана во плоти Богородица, возносимая двумя ангелами к разверстым райским вратам.
Можно сказать, что обе иконы, поставленные в местном ряду, стали логическим завершением эсхатологической идеи, явленной в иконостасе. Помещенные у врат, ведущих в алтарь, они создавали у молящихся зримый образ пути к небесным селениям, указанный человечеству Богородицей, взятой на Небо во плоти, и «проторенный» многочисленными святыми. Кирилловский иконостас – это и есть прозрачное окно в Небесный Иерусалим, в тот Рай, куда стремится православная душа.
– Как на протяжении веков складывалась судьба кирилловского иконостаса?
– Она столь же уникальна, как и его живопись. В XVIII веке древний иконостас был разобран. Его заменили конструкцией, выполненной в соответствии со вкусами нового времени, где не нашлось места пяти иконам деисуса и десяти праздничным иконам – их передали в другие монастырские церкви; иконы пророческого ряда сняли и убрали в алтарь. Так начался уход памятника в небытие, продолжавшееся до 1918 года, когда ученые и реставраторы обратились к бесценному наследию.
![]() |
Открытия, сделанные при исследованиях кирилловского иконостаса и документов монастырского архива, обогатили наши представления о древнерусском церковном искусстве, сделали их более глубокими и достоверными, подняли на новый уровень отечественную реставрационную науку. Например, впервые на кирилловских иконах был проведен анализ пигментного состава красочного слоя, для того чтобы определить древние секреты составления красочных смесей. И вот сегодня, спустя более трех десятилетий после первой демонстрации лишь нескольких кирилловских икон в Музее имени Андрея Рублева, мы имеем возможность созерцать весь возрожденный иконостас в блеске его возвышенной славы.
– Заметно, с какой любовью и изобретательностью сделана эта выставка.
![]() |
– Насколько, по вашему мнению, такая выставка важна для наших соотечественников, для молодого поколения?
– Хочется верить, что очень важна. Я сама в 14 лет попала в Кирилло-Белозерский монастырь, и это стало вехой, определившей весь мой дальнейший жизненный путь. Мы надеемся, что встреча с чудным творением древнерусских мастеров найдет отклик в сердцах молодых людей, поможет наполнить их духовностью. Мы должны не предавать забвению и ценить то, что нам дано в виде великого дара от предков. Это явление высочайшей русской культуры с глубинными пластами, которые, быть может, еще не все прочитаны и ждут своих новых открытий.
28.06.2012г.