Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Связь небесного и земного

Интервью с искусствоведом Татьяной Самойловой

На территории Кремля, в Успенской звоннице, открылась выставка «Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря», которая продлится до 27 августа.

Накануне дня памяти преподобного Кирилла, игумена Белоезерского, мы встретились с куратором выставки – старшим научным сотрудником Музеев Московского Кремля, хранителем фондов иконописи, кандидатом искусствоведения Татьяной Самойловой.

– Татьяна Евгеньевна, каков был замысел организаторов выставки?

– Было решено впервые собрать в одном месте уникальные иконы из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, хранящиеся сейчас в разных музеях страны, чтобы поместить их в едином пространстве, представить во всей полноте состава и первозданной красоте этот ансамбль, имеющий неоценимую значимость.

Татьяна Самойлова
Татьяна Самойлова
Это один из первых классических русских иконостасов, в которых воплотилась главная идея, – связь небесного и земного миров через молитву святых. И еще: это самый обширный из дошедших до нас ансамблей, насчитывающий 60 икон, и, милостью Божией, самый полный по количеству икон сохранившихся (утрачены лишь две). На наше предложение об организации такой экспозиции с радостью откликнулись Третьяковская галерея, Русский музей, Музей имени Андрея Рублева, Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в Кириллове…

– В каком историческом контексте создавался кирилловский иконостас? И каковы структура и особенности этого памятника?

– Напомню, что Кирилло-Белозерский монастырь, игравший ключевую роль в русской истории, был основан в конце шестнадцатого столетия иноком Кириллом, выходцем из московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского. Придя на берег Сиверского озера в поисках места уединения, Кирилл был покорен суровой красотой этого края и остался там навсегда. Так возникла обитель, которой в скором времени суждено было стать духовным центром древнерусской культуры, куда стекались лучшие умы того времени и где в неповторимой атмосфере свободного творческого духа рождались образцы возвышенного искусства, питающегося истоками Православия.

Один из ярких тому примеров – уникальный высокий многосоставный иконостас, созданный в конце ХV века по заказу великого князя Ивана III. Это было время, когда под скипетром единовластия удалось собрать разрозненные княжества и основать большое, достаточно могущественное в то время государство. Великокняжеский дом всегда был связан со многими монастырями, где русские правители находили поддержку среди тех, кто нес молитвенный подвиг. И вот в Кирилло-Белозерской обители по воле Ивана III было развернуто грандиозное строительство. На месте сгоревшей деревянной Успенской церкви вознесся величественный каменный собор. К моменту освящения в 1497 году он был украшен высоким четырехъярусным иконостасом, ставшим поистине царским даром монастырю.

Три верхних яруса икон представляют собой стройную и логически ясную картину Божественного домостроительства спасения. Верхний пророческий ряд – Церковь Ветхозаветная. Он состоит из поясных изображений пророков с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из пророчеств о Боговоплощении. Следующий ярус – праздничный – представляет новозаветный период, период исполнения пророчеств. Здесь изображены те события Нового Завета, которые составляют годовой литургический круг и торжественно празднуются Церковью как этапы промыслительного действия Бога в мире. Наконец, третий ярус – деисусный – зримо являет осуществление того, что показано в двух первых рядах: молитву вошедших в сонм святых перед престолом Бога.

Наименее устойчивым по составу на протяжении всей истории русского иконостаса был нижний, местный ряд, куда ставились иконы Христа, Богородицы и образ того праздника или святого, которым посвящена церковь. В иконостасе Кирилло-Белозерского монастыря по описи 1601 года мы находим иконы «Богоматерь Одигитрия», «Успение Богородицы», чудотворный образ Кирилла Белоезерского в киоте, четыре иконы-пядницы над образом Успения, еще одно изображение Успения Богородицы и икону святого Кирилла с житием.

– Кто же те мастера, сумевшие подарить нам эти подлинные шедевры иконописи русского Севера?

– Их имена, к сожалению, история не сохранила. Как установили исследователи, в создании иконостаса для Кирилло-Белозерского монастыря принимали участие три мастера, принадлежавшие к разным художественным школам. Но самое поразительное: им удалось выполнить ансамбль, обладающий удивительной целостностью художественного восприятия и вместе с тем сохраняющий индивидуальность почерка каждого из мастеров.

Творчество первого и, очевидно, ведущего мастера говорит о том, что он был непосредственно связан с московской традицией. В его иконах «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Рождество Христово», «Сретение» и других композиции строго уравновешены, живописная манера по-византийски строга, движения персонажей размеренны, зато колорит настолько экспрессивен и насыщен, что краски словно мерцают и переливаются, как самоцветы. В колорите превалирует мощный, «горячий» синий цвет, который заряжает внутренней энергией создаваемые образы. Кстати, цвет этот достигался благодаря перетертому в пудру лазуриту, так что живопись в буквальном смысле оказывалась драгоценной.

У второго мастера ярко проявляется новгородская основа с ее неизбывной творческой активностью, радостным многоцветным колоритом, подвижными композициями, энергичными движениями, выплесками дробных ритмов, что почти осязаемо в таких иконах, как «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря».

А вот третий – самый лирический и поэтичный мастер – относится к ростовской школе, и его творения вызывают ассоциации с искусством великого Дионисия. На иконах «Омовение ног», «Приведение к Пилату», «Преполовение» можно проследить «певучие» плавные линии и сложную красочную палитру. Такой штрих: как показал анализ, мастер даже подмешивал в краски тертое стекло, чтобы добиться необыкновенной прозрачности цвета.

– Глядя на этот изумительный памятник, не можешь не думать о том, что его авторы хотели донести до нас самое важное – «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна»…

– Действительно, кирилловский иконостас поражает не только своим художественным совершенством, не имеющим прямых аналогов в живописи известных школ того времени, но и глубиной богословской мысли. Ведь иконостас, по определению, например, русского священника и богослова Павла Флоренского, – это прозрачное окно, открывающее верующим доступ к тайнам алтаря и небесным видениям, это проницаемая граница двух миров – видимого и невидимого, материального и духовного.

Хочу обратить внимание на две иконы в местном ряду кирилловского иконостаса. Одна из них, выполненная первым мастером, получила название «О Тебе радуется» – по начальным словам литургического гимна: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род…».

В ее центре в окружении ангелов и архангелов восседает на престоле Богоматерь с Младенцем. Над Ними, как огромный шатер, возвышается заполненная белым светом сфера – рай, представленный как цветущий сад и белоснежный многоглавый храм; в нижней, «земной зоне» пребывает «вся тварь»: человеческий род, монахи и монахини, цари и миряне, священники и праотцы (замечу: две фигурки в высоких княжеских головных уборах – это Борис и Глеб, первые русские святые). Изображенный на иконе создатель гимна Иоанн Дамаскин указывает им на Богородицу, а они, в восхищении взирая на Нее, жаждут войти в этот покой, чтобы стать полноправными гражданами Небесного Иерусалима. Главный же центр композиции – это Младенец Христос, одежды Которого прописаны золотыми нитями…

Вторая икона написана также первым мастером – это храмовый образ «Успение». Она располагалась симметрично иконе «О Тебе радуется…». Здесь, кроме усопшей Богоматери и Спасителя, принявшего Ее душу, изображены апостолы, несомые ангелами на облаках, и главное – показана во плоти Богородица, возносимая двумя ангелами к разверстым райским вратам.

Можно сказать, что обе иконы, поставленные в местном ряду, стали логическим завершением эсхатологической идеи, явленной в иконостасе. Помещенные у врат, ведущих в алтарь, они создавали у молящихся зримый образ пути к небесным селениям, указанный человечеству Богородицей, взятой на Небо во плоти, и «проторенный» многочисленными святыми. Кирилловский иконостас – это и есть прозрачное окно в Небесный Иерусалим, в тот Рай, куда стремится православная душа.

– Как на протяжении веков складывалась судьба кирилловского иконостаса?

– Она столь же уникальна, как и его живопись. В XVIII веке древний иконостас был разобран. Его заменили конструкцией, выполненной в соответствии со вкусами нового времени, где не нашлось места пяти иконам деисуса и десяти праздничным иконам – их передали в другие монастырские церкви; иконы пророческого ряда сняли и убрали в алтарь. Так начался уход памятника в небытие, продолжавшееся до 1918 года, когда ученые и реставраторы обратились к бесценному наследию.

Однако время для изучения и раскрытия древней иконописи оказалось тогда не самым подходящим. Между тем иконы, хранившиеся в помещениях архива и арсенала с выбитыми стеклами и протекавшей крышей, разрушались, подвергаясь вредным воздействиям окружающей среды. Наконец было принято решение вывезти иконы на реставрацию в Москву и Петроград, а затем пополнить ими собрания различных музеев страны. Со временем об их происхождении из иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря прочно и надолго забыли, и лишь благодаря подвижническому труду известного реставратора и исследователя О.В. Лелековой мы сегодня знаем о полном составе этого памятника и истории каждой его иконы.

Открытия, сделанные при исследованиях кирилловского иконостаса и документов монастырского архива, обогатили наши представления о древнерусском церковном искусстве, сделали их более глубокими и достоверными, подняли на новый уровень отечественную реставрационную науку. Например, впервые на кирилловских иконах был проведен анализ пигментного состава красочного слоя, для того чтобы определить древние секреты составления красочных смесей. И вот сегодня, спустя более трех десятилетий после первой демонстрации лишь нескольких кирилловских икон в Музее имени Андрея Рублева, мы имеем возможность созерцать весь возрожденный иконостас в блеске его возвышенной славы.

– Заметно, с какой любовью и изобретательностью сделана эта выставка.

– Над ней трудился большой коллектив историков, исследователей, дизайнеров. Работа проделана огромная, мы старались продумать мельчайшие детали. Помимо самого иконостаса и информационного материала в выставочном зале представлены два фильма, созданные сотрудниками нашего музея. Один, посвященный Кирилло-Белозерскому монастырю, призван воссоздать атмосферу этого святого места, познакомить с его дивной природой. Второй – это лирическая лента, сопровождаемая прекрасной музыкой; фильм позволяет приближенно рассмотреть отдельные фрагменты кирилловской иконописи и лучше понять глубинный смысл этого памятника. Есть еще два игровых экрана для детей и подростков, где они могут попытаться «собрать» иконостас и разобраться в его структуре. Наконец, нами подготовлен и выпущен в свет прекрасно иллюстрированный полный каталог «Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря». Генеральным партнером проекта явился «Газпромбанк».

– Насколько, по вашему мнению, такая выставка важна для наших соотечественников, для молодого поколения?

– Хочется верить, что очень важна. Я сама в 14 лет попала в Кирилло-Белозерский монастырь, и это стало вехой, определившей весь мой дальнейший жизненный путь. Мы надеемся, что встреча с чудным творением древнерусских мастеров найдет отклик в сердцах молодых людей, поможет наполнить их духовностью. Мы должны не предавать забвению и ценить то, что нам дано в виде великого дара от предков. Это явление высочайшей русской культуры с глубинными пластами, которые, быть может, еще не все прочитаны и ждут своих новых открытий.

Рейтинг: 8.6 Голосов: 45 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна28 июня 2012, 14:12
Выставка в Кремле Замечательная. НО ! Недавно вернулась с экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь.Всю жизнь мечтала там побывать. Почему все молчат в каком ужасном состоянии находится сам монастырь. Стены монастыря со стороны Сиверского озера все в разломах и заваливаются в озеро. На територии монастыря огороды местных жителей. В самом монастыре живут люди с семьями их не куда отселить.Успенский собор, иконостасом которого сейчас все восхищаются не разрушен, но не реставрируется. Все церкви в ужасном состоянии. Понимаю, что на востановление нужны огромные средства. Но очень грустно смотреть на эту святыню,о которой так много все говорят и ничего не делают.

28.06.2012г.
Татьяна20 июня 2012, 22:56
Спасибо. Все очень хорошо. Только Кирилл основал монастырь в конце XIV в.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Василий Писаревский

Новые материалы

Выбор читателей

×