Очередная история… именно очередная – их много бывает.
Звонок.
– Батюшка, у нас мама в тяжелом уже состоянии. Ей 80 лет. Мучается человек. Вот мы решили в церковь обратиться, узнать, чем можно помочь.
– А мама ваша крещеная?
– Да я и не знаю, честно говоря.
– А спросить у нее можно?
– Дело в том, что у нее это… ну, старческое слабоумие…
Вот так. И делай что хочешь. В этом положении, если неизвестно, крещен человек или нет, все, что можно, – это помолиться келейно: «Господи, имиже веси судьбами, помилуй и спаси рабу твою (имярек)». И все. Потому что все таинства Церкви – эти главные средства приобщения человека Богу – возможны только для крещеного, верующего человека.
фото с сайта social.kamenka.pnzreg.ru |
Главное затруднение здесь состоит в том, что в деле спасения огромную роль играет свободная воля человека, сознательная вера и приобщение человека к христианскому образу жизни.
Без церковной, сознательной жизни ни о каком «Православии» не может идти речь. А сознательная жизнь именно и подразумевает, что человек не только верит в Бога, но верит правильно; верит в то, что главная цель человеческой жизни – это боговселение, то есть вечная, благодатная жизнь в согласии с Богом. И этой жизни нужно учиться уже здесь, на земле. Учеба это состоит в сознательном исполнении заповедей Божиих, которые содержатся в Евангелии; в организации своей жизни так, чтобы при хранении и умножении веры, страха Божиего и любви человек обязательно и исповедовался бы и причащался, и бывал в храме на богослужении, и молился, и посты соблюдал…
Неужели в наше время люди не знают таких простых, элементарных вещей? А если и не знают, то главным образом из-за собственного равнодушия к духовной жизни. Тут я даже не знаю, что и сказать… Возможно, такое равнодушие причиной своей имеет отсутствие начатков религиозного воспитания в семье, и тогда вина за это во многом лежит на тех же родителях.
Но кто-то может возразить, что причиной такого невежества может являться и то, что Церковь не «доставляет» нужную информацию до «потребителя», выражаясь современным языком. А вот это навряд ли, потому что не было еще в истории Русской Церкви такого времени, как сейчас, когда самая разнообразная «душеспасительная» информация была бы столь доступна для самых «широких слоев населения».
Другое дело, что многие люди живут как бы в «параллельной» действительности, где все время, все внимание занимают заботы житейские, и в этом плотном потоке просто нет места для вопросов духовных. Это беда. Это тот самый случай, о котором говорил Господь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34).
К сожалению, в этом бесконечном потоке суеты и житейских забот люди забывают о главном: жизнь земная заканчивается очень скоро, и всем нам без исключения предстоит быть судимыми по духовным законам, по тем законам, знание о которых было так доступно и исполнение которых с помощью Божией так возможно… Чем мы оправдаемся тогда? Житейской «загруженностью»? Страшно и подумать об этом.
Так что главная причина нынешнего невежества в самых основных вопросах духовной жизни – это нежелание знать о «другой» жизни, и часто нежелание сознательное, связанное с нежеланием «осложнять» себе жизнь привычную. К слову, такое заблуждение, весьма распространенное, является заблуждением именно бессмысленным, потому что жизнь без Бога, без «церковных заморочек» отнюдь не становится ни чище, ни светлее, ни радостнее, ни проще. Напротив, жизнь без сознательного приобщения благодати превращается в непрестанную и озлобленную борьбу за выживание, в хищное безотрадное существование, трагическое в своих перспективах.
И вот если не мы сами, то наши близкие приходят к той грани, на которой даже самый нечувствительный в духовном отношении человек начинает понимать: что-то надо делать! А делать что-то оказывается зачастую поздно. И уходят наши родные, близкие люди в иной мир в духовном смысле несчастными, убогими, голодными, нищими и грязными. Уходят в таком состоянии во многом по нашей вине, потому что, заботясь о пище телесной, мы не позаботились о том, чтобы напитать их души словом Божиим. Заботясь об их телесной чистоте, мы не озаботились тем, чтобы души их, омраченные множеством прежних грехов, очистились и убелились в таинстве покаяния. Заботясь о том, чтобы они были одеты, мы не позаботились о том, чтобы души их облеклись в благодать, приобщившись Тела и Крови Христовой.
Вот и получается, что все наши заботы и искренняя любовь простираются не дальше бренного тела, которое хоть и требует заботы, но гораздо в меньшей степени, чем вечно живая душа. И происходит такое небрежение в лучшем случае по незнанию, а в худшем – по нашей беспечности, не желающей ничего слышать о другой, духовной жизни. А если и приходится что-то слышать (потому что в наше время ничего не слышать о Боге, о Церкви, о духовной жизни никак невозможно) – то мы стараемся скорее от этих «беспокойных» мыслей отделаться. И тогда уже грех небрежения становится грехом сознательным, а потому особенно тяжким.
Существует еще странный и горький по своим последствиям предрассудок, что разговаривать с пожилыми людьми о вере, о Церкви, о таинствах – это как бы напоминать им о близкой кончине. Это неправильная постановка вопроса. Разговор надо начать именно с того, что без участия в таинствах невозможна полноценная и добрая жизнь. Но для того, чтобы этот разговор был искренним и непринужденным, нужно и самому быть причастником духовной, церковной жизни. Тогда это будет действительно разговор «от избытка сердца», и тогда он действительно может принести благие плоды. Вот почему не нужно и греховно откладывать на потом как перемену собственной жизни, так и разговор о вере со своими близкими.
Пока еще не поздно, дорогие, позаботимся, найдем время, возможность для доброй беседы со своими сродниками. Особенно с пожилыми. Расспросим их о вере их, о крещении… поможем им осознать важность исповеди и причастия, сознательной молитвы… А для этого, конечно, и самим нам надо быть во «всеоружии», самим надо разобраться в том, о чем предстоит говорить, приобрести хоть начальный опыт духовной жизни. И тогда, с помощью Божией, попечение о своей душе, о душе своих близких, затраченные для этого усилия и время обязательно принесут добрые плоды. И не будет тревожных и панических метаний «в последний момент», а потом, по исходе наших близких, не будет мучительных томлений и болезнований сердца в горьком и позднем раскаянии, что не позаботились в должное время и с должным усердием о душе наших близких, об их вечной жизни.
Добрый день, Татьяна Владимировна! Конечно, я Вас помню и Ваши замечательные книжки, да и всё, что связано с Красноярском вызывает самые добрые воспоминания. А вот Василия Давидовича я не знаю и слышу о нём впервые, так что спасибо за ссылку, обязательно пройду и посещу...
Всего Вам самого доброго и в жизни и в творчестве!
продолжение в следующем комментарии
Читатель, но чудеса, увы, происходят не по 10 раз на дню. А то, что Вы написали, иначе, чем чудом назвать невозможно.
Согласна с тем утверждением, что если пожилой человек сам не пришел к Вере, то заставить его уверовать невозможно, хотя пытаться и надо.
Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей, новопреставленной Веры!
Вопрос о том кто из священников поступил правильнее, как мне кажется, может разрешить только Господь. Но очевидно, что каждый из них сделал то, что посчитал возможным. Опять же чтобы ответить на вопрос: ушёл ли человек из этого мира покаявшись и примирившись с Богом - нужно знать сердце человека, а это знает только Господь. Но всё-таки вы со своей стороны сделали что возможно, чтобы подготовить близкого человека к переходу в вечную жизнь и теперь остаётся только надеяться на лучшее и молиться Богу от всей души о прощении согрешений новопреставленной Веры.
Возможно и не мое это дело, но, мне кажется , что тому священнику, что взялся причастить несчастную женщину воздастся на том свете за доброту его.
Прочитайте, пожалуйста, на этом сайте рассказ архимандрита Тихона (Шевкунова) "Теща маршала Жукова".
"Клавдия Евгеньевна уже несколько лет страдала старческим умственным расстройством и неадекватно реагировала на окружающее."
"...причащать старушку, да при этом даже не иметь возможности понять, верует ли она в Бога (всю сознательную жизнь Клавдия Евгеньевна была членом компартии, атеистом), никто не решался. "
" Бабушка смотрела в потолок совершенно рассеянным, отсутствующим взглядом. Потом она медленно повернулась ко мне.
И взгляд ее стал совершенно иным.
– Батюшка! – воскликнула она. – Наконец-то вы пришли! Как долго я вас ждала!
Я ничего не понял! Мне рассказывали, что старушка – в глубоком маразме (назовем вещи своими именами), что она уже несколько лет, как совершенно лишилась ума, а тут?..
Но если я был удивлен, то Маша и ее подруга, которую она пригласила на освящение квартиры, были просто потрясены!"
И не приходит человек к Церкви не от равнодушия или сознательного нежелания, а, скорее, от незнания и запутанности, заторможенности и погруженности в суету, затягивающую, как болото, тем больше, чем больше человек нецерковный прилагает усилий, чтобы выбраться из нее.
Также важно то, в каком духе воспитывалось наше, советское, и воспитывается теперешнее поколение - максимальное полезное внедрение в мирскую жизнь, максимальное постижение этой мирской жизни с тем, чтобы или дать ей как можно больше, или взять от нее как можно больше. Только вперед - по горизонтали.. Никаких вертикальных устремлений - они - только препятствие, остановка во все все более набирающем обороты беге.
Вообще церковная жизнь протекает параллельно с жизнью мира. Даже не так - вектор мирской жизни как никогда раньше отклонился в сторону от вектора жизни церковной (простите за высказывание открытое личной точки зрения). Цели, задачи и, главное, добродетели мирского идеального человека уже далеко не те, что хотя бы лет 50 назад. Такие ясные для христианина понятия, как самоотвержение, долг, служение доброму делу, совестливость, честность еще недавно были понятны не только уму, но и сердцу. Сейчас в мире все это - набор архаизмов.
Причина в том, что человек не может взять и просто вдруг стать верующим. За плечами другой жизненный опыт, со всеми противоречиями, разочарованиями, и другими смыслами. А Церковь, как известно, принять намного труднее, чем мысль о Боге.
Извините, но Вы, по-видимому, не представляете себе, что такое слабоумие, болезнь Альцгельмера. Человек в таком состоянии уже не может заявить о своем желании принять таинство, он даже не в состоянии понять более простых вещей, например, его спрашивают: ты в туалет хочешь? А он, в лучшем случае, задает вопрос: а что это такое, спрашиваешь: писать хочешь? А он опять: а что это такое? А через несколько минут уже мокрый, а то и хуже.Не дай Вам Бог подобного опыта.
-если старый человек в течении всей своей долгой жизни так и не обратился к Богу, то это означает, что он регулярно утверждался в правоте атеизма: то ли какими-то примерами жизни знакомых ему людей, то ли обстоятельствами собственного существования, поэтому неверие этого человека как и вера православного христианина выше всяких логических доводов и истин; да как правило, старый человек все уже решил и просто не станет с вами общаться на темы, которые для него уже не важны - именно не важны;
-мирянин, который прилагает усилия обратить старого человека в веру, как правило не может предъявить личные (наиболее эффективные) доказательства существования Бога и благости жизни во Христе, и тем более старому человеку своему родственнику, который знает всю подноготную миссионера, даже если тот и изменился совершенно - тут уже срабатывает принцип: "не бывает пророк без чести...разве в доме своем".
Поэтому мне представляется наиболее вероятным обращение таких "старцев" только через чудоявление, что в принципе Иисус Христос не считал общедопустимым: "блаженны невидящие и уверовшие".
Дорогие братья и сестры, давайте молиться о живых, чтобы Господь помог нашим родным и близким в их неверии, и чтобы они нашли дорогу к Нему. Сейчас, пока еще многое можно исправить.
Пожилая женщина, жившая отдельно по собственной инициативе, постепенно впала в старческое слабоумие. Причина - возраст (сильно за 80) последствия долголетней работы на вредном производстве. Она не была брошена - дети, внуки ее часто навещали, разговаривали по телефону. Но, тем не менее, когда странности стали очевидны и родные спохватились, процесс ушел очень далеко - человек существовал в своем мире, близких не узнавал.
Женщина крещеная, осиротела в детстве (т.е. православного и вообще семейного воспитания толком не получила), в ранней молодости причащалась по настоянию свекрови, после ее смерти в храм ходить перестала.
Приглашенный из ближайшего храма священник больную соборовал, но причащать отказался - ни грехов назвать не может, ни даже имени своего, сидит себе и ни о чем невнятно разговаривает. Другой, приглашенный по личному знакомству, причастил, не глядя на состояние. Через месяц она скончалась.
Так кто же из этих духовных лиц поступил правильнее? Можно ли считать, что старый человек ушел в иной мир, покаявшись и примирившись с Богом?
Кстати, прошу молитв об этой женщине - новопреставленной Вере.
Конечно, можно и нужно крестить человека в любом возрасте, если он засвидетельствовал свою веру и желание креститься. Это даже не обсуждается.
Речь идёт о тех "запущенных" случаях, когда именно поздно бывает что-то предпринимать. И таких случаев, к сожалению, бывает не мало.
Возможно и такое, что человек в здравом уме не знает крестили его в детстве или нет. Тогда , как я слышал, людей КРЕСТЯТ с прибавлением таких слов -- "аще не крещен".
Почему нельзя так крестить человека умалишённого, но который заявляет о желании принять таинство?
Не знаю , прав я или нет, но думаю, что если человек заявляет о желании принять таинство, то не является препятствием его безумие или незнание того, крещен он или нет.