Особенностью ситуации на Балканах стало активное сотрудничество носителей идей Просвещения и западных миссионеров. При этом первые способствовали перестройке освобожденных из под Османского ига государств на “западный лад”, а вторые сосредоточили свою деятельность на европеизации религиозного и социального сознания народа. Также они развернули активную совместную антимонашескую пропаганду и стали вдохновителями государственной политики секуляризации монастырских земель и закрытия православных обителей. Их конечной целью при этом было отделение системы образования от Церкви (монастыри на Балканах всегда были оплотами просвещения) и как следствие отрыв народа от мистико-аскетической традиции Православия.
Американские миссионеры |
Первоначальной целью протестантских миссионеров в Греции было не создание небольшой религиозной общины, а реформа в протестантском ключе всей жизни и основ Элладской Церкви и как следствие полное обращение в свою веру греческого народа. Об этом прямо писал в 1834 году англиканский епископ Burgunes в интервью газете «Аллодапи» (“Иностранная”): не пришло еще время явно осудить и «бороться с глупостями и предрассудками Греческой Церкви», поэтому английские и американские миссионеры покуда сквозь пальцы смотрят на то как греки «творят крестное знамение, почитают Богородицу, хранят посты и погружены в другие подобные этим предрассудки»; ведь что их цель «заложить под Элладскую Церковь фитиль который со временем осветит ее силой правды».
Учителя и ученики одной из протестантских школ |
В своих публикациях миссионеры не скрывали важности пропаганды в образовательной сфере для успеха их миссионерской деятельности. Американский проповедник Робертсон в одной из своих статей, опубликованных в 1830 году, указал причины по которым «миссионеры должны взять под свой контроль возможно большее число школ в Греции». Главной из них он называет возможность влияния на умы молодых греков и как следствие их родителей, которые будет относиться к миссионерам как к друзьям и благодетелям и наряду со школьной программой будет усваивать и основные положения протестантского вероучения.
Убийство первого президента Греции Иоанниса Каподистрии |
В годы правления Каподистрии[1]миссионеры столкнулись с противодействием своей прозелитической деятельности, но после его смерти стали действовать бесконтрольно и без каких-либо ограничений. В этот период повсюду были основаны школы с протестантской программой и учебными материалами.
Успеху иностранной миссии в Греции способствовало то обстоятельство, что два из трех регентов несовершеннолетнего греческого короля были протестантами (один из них Маурер курировал проведение церковной и образовательной реформы). Он всячески покровительствовал своим соотечественникам, полагая, что они могут оказаться полезны в реализации планов по европеизации Греции.
Регент короля Оттона Маурер |
В период с 1830 по 1850 г. протестанты практически безраздельно контролировали греческую образовательную систему. 112 протестантских издания были официально включены в государственную образовательную программу греческих школ в качестве учебных пособий. На острове Сирос и в городе Смирна были открыты типографии, печатающие литературу для детей, их родителей и учителей. За один только 1836 г. в Греции было напечатано 45.000 протестантских брошюр.
Монета «London Missionary Society» |
Значение этих назначений трудно переоценить, о чем свидетельствуют и заявления самих миссионеров. Ливз подчеркивал, что «присутствие Корка на вершине образования дает протестантам чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне». В заявлениях протестантских обществ по случаю назначения тех или иных их членов на государственные посты всегда прямо и без обиняков говорилось, что это поможет успешному осуществлению их миссии.
Приоритетное внимание миссионеры уделили созданию женских образовательных учреждений, которые обычно курировались супругами проповедников. Сделано это было отнюдь не только, чтобы быть созвучными «духу времени», а для решения чисто прагматических задач. Через воспитание девушек и женщин протестанты автоматически влияли на мировоззрение будущего поколения греков.
В
1830 году на острове Керкира появился Комитет
«по продвижению женского образования»,
председателем которого стал сотрудничавший с
миссионерами греческий Просветитель Неофит Вамвас.
Среди учениц появившихся по всей Греции
специализированных «женских школ» были
представительницы разных возрастов (в том числе
нередко и замужние дамы).
Книжная лавка протестантских миссионеров
Американские миссионеры из Епископальной Церкви уделили особое внимание подготовке учительниц. В этом отношение особенно отличилось семейство Хиллов. В своем доме с разрешения правительства они основали специальную школу, по словам королевского регента Маурера «давшую множество достойных преподавательниц и педагогов».
Миссионеры различных протестантских обществ и течений открыли школы во всех крупных городских центрах Греческого королевства. Крупнейшее учебное заведение было основано американскими миссионерами в Афинах (к 1835 году числу обучавшихся в нем девочек и мальчиков превысило семь сотен человек). Также к числу важнейших школ можно отнести учебное заведение базельского миссионера Хиндлера на острове Сирос (свыше 500 учеников) и школу открытую баптистами в городе Патра.
Что
касается общего числа учеников протестантских школ,
то оно по оценкам современников (традиционалиста
Константина Икономоса и миссионера Ливза) в период
расцвета превышало 2000 человек. Причем среди
учащихся преобладали дети состоятельных и знатных
родителей, которые в будущем составили элиту
греческого общества.
Совет по международной миссии Лондонского миссионерского общества
В 30-е годы XIX столетия начался один из самых серьезных в истории Элладской Церкви споров – о переводах Священного Писания. Повод к нему был дан, когда западные спонсоры перевода отвергли текст предложенный Тырновским митрополитом Илларионом (1818), так как он следовал «каноническим» книгам Ветхого и Нового Завета, которые признавались Православно Церковью а не тем, которые считали каноническими протестанты. Поэтому они обратились к диакону Неофиту Вамвасу (в будущем одного из лидеров новогреческого Просвещения) который внял всем их указаниям, и перевел тексты Священного Писания таким образом, чтобы они стали пропагандистским орудием в руках западных миссионеров.
Неофит Вамвас |
Среди протестантских миссионеров сконцентрировавших свою деятельность на территории Греции своей активностью выделялся американец Джонас Кинг (1792-1869). Он прибыл в страну в 1828 году из крупнейшего миссионерского центра протестантов на острове Мальта. В том же году, следуя обычной практике других миссионеров сосредоточивших свою деятельность в сфере образования (propagationfideiperscientias) он основал школу на острове Сирос. А в 1834 перенес свою деятельность в Афины.
Первоначально Кинг был с восторгом встречен греческими западниками называвшими его «другом и благодетелем Греции». При покровительстве члена Синода, декана богословского отделения Афинского Университета и ведущего представителя новогреческого Просвещения Феоклита Фармакидиса даже планировалось сделать Кинга деканом создаваемого «протестантского университета». Лишь активная борьба миссионера с почитанием Богородицы, святых и иконопочитанием, вызвавшая волну негодования в обществе, заставила покровителей Кинга отказаться от его поддержки.
В иконоборческих взглядах Кинга не было чего-то оригинального. Все протестантские миссионеры сходились в оценках православного благочестия как набора суеверий и предрассудков, но большинство из них, чтобы избежать волны народного негодования вело себя более выдержано и осторожно.
Многократные нарушения Кингом закона (оскорбления Православия и отдельных лиц, клевета, пренебрежение к законам и игнорирование предписаний властей) долгое время оставались безнаказанными. Лишь 22 февраля 1852 года он был приговорен Ареопагом Греции к 15 суткам ареста и депортации из страны.
В тот же миг в защиту Кинга на страницах прессы выступили ведущие представители западномыслящей интеллигенции. Не заставила себя ждать и поддержка из за рубежа. С протестом на решение греческого Верховного суда выступил посол США в Константинополе, а президент Соединенных Штатов поручил МИД и послу в Афинах предпринять конкретные шаги по реабилитации Кинга (который был по совместительству консулом США в Греции (!)).
Совместная молитва греческих протестантов |
Слабое греческое государство не смогло сохранить свой престиж и по прямой указке из Вашингтона 17 февраля 1854 года восстановило Кинга во всех правах. Кинг вплоть до своей смерти в 1869 году продолжал свою деятельность и, пользуясь безнаказанностью, еще более явно провоцировал православных.
Потерпев
неудачу в своей попытке переустроить на
протестантский манер всю Элладскую Церковь,
миссионеры отошли от столь амбициозных задач и в
1874 году основали в Афинах относительно
малочисленную Элладскую Евангелическую Церковь с
отделениями в других городах Греции. Однако их
пропагандистская деятельность хоть и не дала
желаемого результата, все же принесла свои
плоды.
Элладская евангелическая церковь
Влияние протестантизма имело место в таких областях, как церковная музыка, храмовая архитектура и богословие. Воздействие на религиозный характер некоторой части греческого народа привело к распространению пиетизма (приоритета этики над догматом), отрыву от традиционного центра православной духовной жизни (монастырей) и изменению поведения людей в общественной жизни (светский этикет вытеснил непосредственность). Посредством учебных заведений «христианская культура» Запада передалась греческой молодежи, которая в середине XIXстолетия взяла на себя политическое руководство страной и ее духовное окормление.
Священники и политики, вышедшие из «миссионерских школ» в той или иной степени несли на себе печать протестантской идеологии и вольно или невольно способствовали усилению попыток отрыва греческого общества от православной традиции. Тесная связь клира и народа, много веков существовавшая на Балканах, была в значительной степени утрачена: иерархия дискредитировала себя соглашательством с властями и своим согласием на роль государственных чиновников, уровень приходского клира упал из-за нехватки учебных заведений для его подготовки, монашество подверглось секуляризации, в следствии чего еще больше ослабели нити, связывавшие греков с их византийским прошлым.
Свободная евангелическая церковь Греции |
Первопроходцем греческого религиозного обновления стал Апостолос Макракис. Он считал Церковь разложившейся, в связи с чем основал два религиозных общества и собственную «церковь» с иереями, диаконами и проповедниками. Будучи достаточно смелым и радикальным богословом, Макракис создал собственную религиозную гностическую систему, многие положения которой прямо противоречили догматам и канонам Православия. За свою деятельность он был осужден Синодом и подвергся серьезному преследованию.
Апостолос Макракис |
Первая половина XX столетия стала для Греции периодом господства внецерковных организаций. Их создатели исходили из лучших побуждений и хотели «обновить православие и очистить Церковь». При этом, парадоксальным образом, они называли себя традиционалистами, хотя на деле достаточно далеко отошли от православного Предания (прежде всего в своих методах и принципах, положенных в основу их деятельности).
Во «внецерковных организациях» витал западный миссионерский дух, сочетавшийся с морализаторством и культом личного благочестия. Этицизм и морализм ради морализма легли в основу идеологии обществ. Была забыта основополагающая идея православной антропологии: главная цель человеческой жизни – достижение обожения, а добродетель и борьба со страстями не являются самоцелью, не могут сами по себе принести спасения. Также внецерковными обществами был усвоен протестантский принцип частной веры, вытеснивший православную идею соборности.
Евсевий Матфопулос |
Но до расцвета своего детища Евсевий не дожил – «золотые годы» организации пришлись на архимандрита Серафима Папакостаса, возглавлявшего «Зои» с 1929 по 1954 годы. К 1959 году в «содружество богословов» входило 135 «братий», большинство из которых нигде не работало и было в полном подчинении и распоряжении у организации. Они выполняли роль миссионеров, катехизаторов, директоров школ и приютов. Официальный печатный орган «Жизни» еженедельно выходил в этот период тиражом 165.000 экземпляров. «Зои» отличалась поистине «немецкой» дисциплиной, что позволило организации основать свои отделения едва ли не в каждом греческом городе и деревне.
Скопированные с аналогичных учебных заведений Англии и Франции греческие «катехизаторские школы» - не были изобретением и монополией «Зои», но именно «содружеству богословов» принадлежала наиболее масштабная реализация этой задумки. Начав с семи школ в 1926 году, к 1958 году «Жизнь» имела в своем распоряжении 2216 школ с 147.740 учениками в Греции и 139 школ с 7.747 учениками на Кипре.
Детский журнал, издаваемый братством богословов «Жизнь» |
Родство «Жизни» с протестантской идеологией подтверждает и то обстоятельство, что среди выпускаемой организацией литературы значительную часть составили переиздания трудов английских и протестантских миссионеров действовавших в Греции на протяженииXIXстолетия.
1) Наибольший отход от православного предания «Зои» сделала в области монашества.
Офис «Зои» находился в центре Афин, а на его верхних этажах располагались квартиры монахов «современного типа». Они соблюдали все три монашеских обета (нестяжания, безбрачия и послушания) но не носили своего монашеского одеяния[2].
Жизнь инока в представлении организации должна была стать не исихастски, а миссионерски ориентированной. Молитва рассматривалась как недостаточная для монаха форма служения миру, декларировалась необходимость практической миссии и материального приношения человечеству.
На
деле это стало большим ударом по православной
духовности и привело к потере внутренней глубины
монашеской жизни и как следствие миссии. Раньше
выходу инока с проповедью в мир предшествовал период
длительной подготовки и духовного накопления.
«Монахам-миссионерам «Зои»»,
не прошедшим этой аскетической школы, оказалось
просто нечего дать современному человечеству. Они
могли предложить своим слушателям не глубоко
пережитое и примененное на практике христианское
вероучение, а сухое морализаторство и формальные
слова, почерпнутые из книг, а не из собственного
опыта. На первый взгляд
«Зои» отличало от протестантизма
подчеркивание значения церковного Предания. Однако
Святые отцы рассматривались«братством
богословов» лишь как эталоны для формирования
«христианских личностей». Акцент делался
на их внешних добродетелях и великих человеческих
достижениях, а их богословско-аскетические заслуги и
роль в формировании христианской догматики были
обойдены вниманием.
Братство богословов «Жизнь»
2) В основу программы «Зои» легла также богослужебная реформа. Она состояла из целого ряда нетипичных для православия нововведений, во многом сблизившим его с протестантской традицией:
- Утверждалась необходимость сидеть во время Литургии ради концентрации внимания.
- Предлагалось громкое чтение «тайных молитв» священником. Чтобы их было слышно мирянам умолкал даже хор.
- Совершалось коленопреклонение на воскресном богослужении во время Возношения (это тоже было западным влиянием).
- Перед Евхаристией Литургия прерывалась проповедью.
Игнорирование догматического богословия стало главной причиной, вызвавшей отрыв «Зои» от древней церковной традиции. Через сеть катехизаторских школ и общественных организаций у «содружества богословов» были все возможности для донесения своего взгляда на веру и догматы до максимально широкой аудитории.
Однако руководители «Жизни» посчитали изучение догматов чем то недоступным и опасным для молодежи, а притчи «о сладчайшем Иисусе» и морализаторство не способствовали появлению глубокого чувства веры у рядовых участников движения. Отторжение вызывало и низведение Евангелия до уровня морально-этической системы, сочетавшееся с мертвостью учения и застывшим повторительным богослованием идеологов «Зои». В свою очередь попытка организации найти общий язык с научным миром и даже завоевать его блаосклонность, на деле привели к превращению богословия в наукообразную апологетику.
31 июня 1959 года в организации произошел раскол: из “Зои” ушли 45 из 135 членов братства, которые некоторое время спустя образовали общество “Сотир”. Оно стало очередной организацией, поставившей задачу церковного обновления. Всего таких обществ к концу 50-х гг. в Греции насчитывалось уже десятки («Православные христианские союзы», «Искупление», «Три иерарха» и т.д.). Несмотря на некоторые различия в их идеологии и структуре, большую или меньшую традиционность или радикализм, в целом все они были построены на откровенно протестантской основе.
Лидеры «Черных полковников» и архиепископ Иероним Котсонис |
В этот период «Зои» еще больше начала напоминать касту избранных. Представители организации делили людей на «своих» и «чужих» и распространили подобную градацию на представителей высшего и низшего духовенства. Единственным критерием достоинства и «прогрессивности» того или иного пастыря или мирянина стала их приадлежность к организации. К остальным сторонники «содружества богословом» относились как к заблудшим «паршивым овцам».
По мнению ведущего специалиста по истории греческих внецерковных организаций Кристофа Мачевски история Зои содержит прямые параллели с развитием движения европейской Реформации XVI столетия. Раскола в Греции не случилось лишь по тому, что адепты церковного обновления не предлагали никаких догматических новвведений.
После падения военной хунты «Зои» утратила былое могущество, но произошло это не только вследствие падения политического влияния организации. Выросло новое поколение греков, выбравшее не сухое морализаторство внецерковных организаций, а возвращение к долгое время находившейся в небрежении православной традиции.
[1]Рассказ о Каподистрии: http://www.agionoros.ru/docs/248.html
[2]Нонсенс для Греции, где даже представителей белого духовенства по сей день невозможно увидеть в общественном месте без рясы.