О православии и политике

У меня возникает ощущение, что в последние месяцы людей православных взглядов усиленно стараются столкнуть с государством и противопоставить общественным интересам. На церковь, традиционно дистанцирующуюся от политики и занимающую позицию общественного миротворца, на членов общин и приходов оказывается сильнейшее информационное давление. Антицерковная кампания, длящаяся около полутора лет, сегодня перешла границы светской этики и здравого смысла. Доходит до прямых оскорблений религиозных чувств православных верующих. Меня тревожат попытки вбить клин между церковью и обществом, между церковью и государством. Более того, отдельные лица, объявленные в розыск российским правосудием и находящиеся вне пределов России, писали письма Патриарху, в которых рекомендовали ему публично вмешаться в предвыборную компанию и повлиять на её исход. Церковь уходит от политики, а её туда пытаются загнать не мытьём, так катаньем.

Церковь является традиционной хранительницей общественной морали. В отсутствии авторитета церкви и религиозных убеждений общество лишается необходимого морального камертона. Оно начинает терять иммунитет по отношению к деструктивным явлениям: экстремизму, социальной и национальной нетерпимости. Кроме того, общество, в котором перестают действовать негласные моральные договоренности, утрачивает единство. Оно не может быть стабильным и не поддается ни оздоровлению, ни реформированию. В нём нарастает правовой нигилизм.

Именно такие последствия может иметь нынешняя атака на церковь.

В цивилизованной стране это недопустимо, под какими бы лозунгами не проводилась антицерковная кампания. Об этом свидетельствует весь мировой опыт.

Например, господствующую во многих странах Европы и в США протестантскую этику не принято связывать с какой-либо конкретной церковью или видеть за ней угрозу средневековой «клерикализации». Распространение христианского мировоззрения в таких странах, как Англия, США, Италия или Польша никогда не служит поводом для подозрений в нарушении светских принципов государства.

В России же уровень восприятия проблемы церковного влияния в обществе до сих пор крайне неудовлетворителен и отстает от мировых стандартов. Сама проблема вызывает порой не вполне адекватную реакцию в ряде СМИ, проповедующих высокомерное презрение к любым традиционным ценностям. Культурная и социальная роль православной традиции игнорируется, вопрос об универсальных православных ценностях упорно увязывается с узкими церковными интересами.

Но даже во времена советского принудительного атеизма этические принципы христианской общинности не были изжиты в нашей стране. И даже больше. Под лозунги о «перековке» и воспитании «нового человека», эти принципы, хоть и под другими названиями, нередко использовались для целей общественного строительства. Из традиции был взят тот минимум, без которого моральные скрепы, соединяющие общество, неизбежно распадаются, вопреки любому политическому контролю.

Волею истории наша страна несколько раз шла по пути отрицания собственной идентичности – сперва «византийской», потом имперской-европейской, наконец, советской. Но это путь в никуда. Единственный элемент российской идентичности, который пережил исторические катаклизмы и остается в силе – элемент православный. И он не сводится только к жизни приходов. В произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тютчева, Булгакова, Бунина, в музыке Бородина, Римского-Корсакова, Рахманинова культурные и моральные основы православия представлены не в меньшей степени.

Подлинную этику невозможно выдумать. Любая светская этика всегда является производной от этики религиозной и основана на традициях того народа, который в соответствии с ней живет. Не удивительно, что именно на основе православия можно выстраивать историческую преемственность России как государства. Но работающая традиционная этика требует, прежде всего, терпимости и согласия. Поэтому россияне православных убеждений, как и христиане во всем мире, должны быть надежно защищены от нетерпимости по отношению к ним. Если же речь идет о свободной дискуссии, то церковь должна иметь все возможности для защиты своей позиции и пользоваться таким же свободным доступом к общественной трибуне, как и ее оппоненты.

Авторитет православия и статус церкви в обществе очень важно сохранить. Православные верующие, наряду с другими здоровыми силами, могут стать теми, кто готов наладить в обществе подлинный консенсус, несмотря на все внешние вызовы. Это был бы консенсус большинства, основанный на традиционных моральных и культурных ценностях российского народа, на уважении к его истории и менталитету. Консенсус, который позволил бы успешно решать в будущем масштабные социальные задачи.

Церковь и православная общественность ведут активную работу в социальных областях. Это, в частности, благотворительность, волонтерская деятельность, борьба с распространением в молодежной среде наркотиков и влиянием экстремистских групп, усилия по воспитанию «трудных» подростков, детей, оставшихся без родителей или совершивших правонарушения. Эту работу необходимо поддерживать и поощрять.

Православная общественность могла бы оказать помощь в реализации и более крупных программ и проектов - от разработки новой стратегии молодежной политики, до общественных консультаций и рекомендаций в области оздоровления медийного пространства и повышения качества информационной среды. Все это могло бы сыграть свою роль в формировании национального гражданского общества.

Я говорю о религиозной традиции, к которой принадлежу сам. Но многое из сказанного можно приложить и к другим традиционным российским религиям.

Пора остановить опасный в своём озлоблении поток ненависти, направленный сегодня на российское православие.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Антон Сиверс20 августа 2012, 03:56
"Если кто-то кое где у на с порой"... Ощущения, ощущения, ощущения.... И опять во всём виновата власть! А Вы не власть? Да, на Православие идут гонения - тут из без Ваших тонких ощущений всё ясно. Но вот кому эту нужно? И кто скажет, наконец, правду? А пока что каждый пытается вместо того, чтобы спасти положение, вывернуть сей факт в свою пользу. Стыдно!
Сергий17 августа 2012, 22:45
Вроде все правильно, но не осуществимо.
Чтобы что-то из предлагаемого С. Мироновым заработало, нужна поддержка, или хотя бы согласие большей части общества.
Перечисленных классиков литературы большая часть взрослого общества читала в школьные годы, в студенческие и 90 годы (кода книги выходили из разряда дефицита), и читали с увлечением, с интересом…
И вдруг (по историческим мерка), и дружно перешла на чтение литературы легкого жанра, в купе с просмотром увеселительных и (или) злободневных шоу. Потому, что это и не напрягает, или веселит, или рождает «праведный» гнев на все и всех…
Но мое «потому», не ответ, а для самого себя - вопрос.
Общество заболело.
И причина затянувшейся или прогрессирующей болезни – пропагандируемая со всех сторон «грязь».
Надежда на то, что у людей выработается иммунитет, извините, глупа.
И врачи, не смогут подобрать лекарство для выздоровления, пока больной в антисанитарии.
Нужен карантин, то есть – цензура.
Здоровым - она не будет в тягость, а для больных – полезна, хоть, не популярна. А там, глядишь, и сам организм отторгнет болезнь. И больные (не все конечно и не сразу), но поблагодарят врачей.
Сергий17 августа 2012, 22:45
Вроде все правильно, но не осуществимо.
Чтобы что-то из предлагаемого С. Мироновым заработало, нужна поддержка, или хотя бы согласие большей части общества.
Перечисленных классиков литературы большая часть взрослого общества читала в школьные годы, в студенческие и 90 годы (кода книги выходили из разряда дефицита), и читали с увлечением, с интересом…
И вдруг (по историческим мерка), и дружно перешла на чтение литературы легкого жанра, в купе с просмотром увеселительных и (или) злободневных шоу. Потому, что это и не напрягает, или веселит, или рождает «праведный» гнев на все и всех…
Но мое «потому», не ответ, а для самого себя - вопрос.
Общество заболело.
И причина затянувшейся или прогрессирующей болезни – пропагандируемая со всех сторон «грязь».
Надежда на то, что у людей выработается иммунитет, извините, глупа.
И врачи, не смогут подобрать лекарство для выздоровления, пока больной в антисанитарии.
Нужен карантин, то есть – цензура.
Здоровым - она не будет в тягость, а для больных – полезна, хоть, не популярна. А там, глядишь, и сам организм отторгнет болезнь. И больные (не все конечно и не сразу), но поблагодарят врачей.
Владимир17 августа 2012, 11:35
Так потому и идут нападки на Церковь, что она пытается, ну скажем, пропагандировать, Православные ценности, которые отличаются духовностью, братской любовью, прощением, от католических и протестантских, основывающихся на рационализме и выгоде. К сожалению у нас слова честный,порядочный,добрый стали не модными. Мы воспитываем "конкурентно-способную, толерантную личность в условиях либеральной демократии. БЛИН!
Сильно надеюсь, что тов. Миронов здесь искренен,а не пиарится....Извините.
андрей Тумашов17 августа 2012, 10:40
Всё так! Сбережём Првославие и Россию всем миром! Мы, например, запустили проект "Трезвый УрФО". Присоединяйтесь!
Ольга17 августа 2012, 10:00
Респект!
Роман Ч.17 августа 2012, 09:03
Слава Господу, что есть еще в нашей политической элите люди честные, способные называть вещи своими именами.
татьяна17 августа 2012, 06:34
Мудро и своевременно!
Нина Ряховских17 августа 2012, 06:25

Очень разумный взгляд на нынешнюю ситуацию.Но ведь напиши он это сейчас в светской прессе - заклюют агрессивные сограждане.
Сергей16 августа 2012, 22:49
Так приложите усилия г. Миронов!
Татьяна16 августа 2012, 20:10
Согласна абсолютно с каждым словом, спасибо!
Геннадий16 августа 2012, 19:01
Сергей.
Вы политик, однако это не дает Вам право делать вид, что кто-то или что-то невидимое "в последние месяцы сталкивает и противопоставляет" РПЦ с обществом, государством и чем-то еще.
В Конституции РФ декларируется - "РФ светское государство", а "религиозные объединения отделены от государства". Так как же Вы видите возможности "религиозного объединения - РПЦ" по ведению активной социальной работы, оздоровлении медиапространства, разработки молодежной стратегии и пр.? В государственном бюджете планируется финансирование данных проектов? Или это все должно быть реализуемо на принципах предпринимательства или как-то вообще нелегально самими прихожанами Храмов?
Следующий аспект, почему Вы считаете, что "Церковь является традиционной хранительницей общественной морали". Насколько я знаю по себе: у меня и у Мирзоева разная мораль, а также у меня и Н.Толокно тоже разная мораль. Я, например, православный христианин, а кто Мирзоев, а кто Толокно? Живем вроде бы пока в одной стране, так какую общественную мораль хранит РПЦ?
Далее, я, например, против того, чтобы мусульмане или буддисты разработали какую-нибудь стратегию молодежной политики - ну не хочу я, чтобы русские молились иному богу.
Лариса16 августа 2012, 16:37
Спасибо,уважаемый Сергей Михайлович. В вашем тексте звучат мотивы из книги митрополита Ионанна (Снычева) "Русская симфония". Это замечательная книга, которую я от души посоветовала бы почитать всем политикам и руководителям государства. Хуже не будет. Просто многое прояснится в нашей истории.
Храни вас Бог.
р.б. Марина16 августа 2012, 15:40
Очень актуально... Жаль, что в светской прессе таких статей не наблюдается... Увы!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×