Священномученик Максим (Сандович)

Аудио

Память 6 / 19 сентября

Священномученик Максим (Сандович)
Священномученик Максим (Сандович)
Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Святой Максим (Сандович)[1] родился в 1882 году в деревне Ждыня в Карпатской Руси (Рутении). Сейчас эта местность находится на польско-украинской границе, а тогда входила в состав Австро-Венгрии. С малых лет святой Максим отличался необычайным благочестием. Еще школьником он вставал рано утром, чтобы читать у себя в комнате молитвы и петь церковные песнопения. Он желал стать монахом или священником и, окончив школу, поступил послушником в один из униатских монастырей своей области. Однако вскоре образ жизни в этом месте разочаровал его, и через три месяца он уехал оттуда в Почаевскую лавру, знаменитую как строгостью устава и духовной жизнью отцов, так и приверженностью Православию.

Когда Максим был еще послушником, монастырь посетил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий; 1863–1936). Он просил игумена отпустить одного из послушников, чтобы обучить в семинарии, рукоположить в сан и отправить служить на Карпаты, где многие украинские униаты вернулись в лоно Православной Церкви. Выбор пал на Максима. Он оставил мечту о монашеской жизни и последовал за епископом.

Закончив Житомирскую семинарию, Максим женился на белорусской девушке и принял священный сан (1911). Митрополит Антоний предлагал ему остаться в Киеве, но отец Максим отказался и отправился в родные края.

Он начал пастырское служение в Грабе, недалеко от родной деревни. Здесь он отслужил православную Божественную литургию впервые после присоединения Карпатской Руси к унии в XVIII веке. Во время поездки к родным он был арестован и приговорен к большому штрафу и восьмидневному заключению. Несмотря на это, отец Максим продолжал служить в соседних деревнях, что повлекло за собой новые санкции по отношению к нему и другим православным, которые ему помогали.

В марте 1912 года он был заключен в тюрьму во Львове. Два года шел суд, обвинявший его в православном вероисповедании, использовании богослужебных книг на церковнославянском языке и в сотрудничестве с Россией – противницей Австро-Венгрии. На все обвинения святой отвечал: «Моя единственная политика – святое Евангелие». Несмотря на многочисленные лжесвидетельства, плохое обращение, изоляцию и всевозможные мучения, в июне 1914 года святой был оправдан вместе со сподвижниками и совсем больным возвратился в свою деревню.

Однако в августе, с началом Первой мировой войны, австро-венгерские власти снова арестовали отца Максима, на этот раз вместе с женой, которая была беременна, с отцом и несколькими православными односельчанами. Их посадили в тюрьму в городке Горлицы. 6 сентября 1914 года судья без разбирательства объявил отцу Максиму смертный приговор. Его вывели из камеры и расстреляли во дворе тюрьмы на глазах у всех арестованных православных. Падая на землю, святой мученик Христов воскликнул: «Да здравствует святое Православие!» Тогда один из палачей в ярости бросился на него и заколол кинжалом.

Только в 1922 году останки святого перенесли в его родную деревню Ждыня, где он был похоронен рядом с церковью. С тех пор к его могиле стали стекаться толпы паломников.

Почитание священномученика Максима распространилось среди карпато-русских православных и поддерживалось даже после их депортации в концлагерь Талергоф, ибо святой Максим является символом их национальной и религиозной принадлежности.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря



[1] Его почитание было установлено в 1994 г. Польской Православной Церковью, для которой это была первая канонизация после признания ее автокефалии в 1924 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

19 сентября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ульяна22 сентября 2012, 20:32
Вот нашим западникам лучше бы не хаять русскую историю, а заняться бы изучением того же австро-венгерского террора против русинов!
иерей Емил19 сентября 2012, 19:51
католики - еретики уже 1000лет!
Ульяна19 сентября 2012, 09:34
Господи! Такие же муки терпели сербские священники от хорватских националистов то же самое время в 1914 году! И Католическая церковь в этом до сих пор не покаялась!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×