«За всё благодарите!»
Так советует апостол Павел солунянам. Благодарить Бога — велено. Притом — «за всё». Людям кажется это почти невозможным; и, однако же, дана заповедь такая. Притом апостол объясняет и подтверждает, почему так нужно делать: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5, 18).
Насколько помню, редко — или почти никогда — не приходилось слышать о причине благодарения. И человек думал, что это есть его собственная воля, его доброе желание или «заслуга»: можешь благодарить, а можешь и не благодарить!
И в действительности я еще не видел человека, который бы благодарил Бога всегда и за всё... Вот сейчас оглядываюсь назад, в свой 71 год, и не вспоминаю ни одного человека, чтобы он благодарил «за всё». Видел и почти святых! Но никогда не приходилось наблюдать или даже слышать от них подобный совет... Слышал, что нужно терпеть! Слышал, что нужно смиряться! Слышал, что нужно молиться! Но не слышал, что нужно благодарить — да еще «за всё». Значит, так редко это дело!
[Об] основе благодарения. Это — не наша воля, а прямая заповедь Божия! Ведь говорит апостол — и он о себе сказал: «...думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 40). Значит, Дух Божий говорит это! Значит, несомненно, что «такова о нас воля Божия»! А если это — воля Божия, то она — обязательна для нас, а не просто предложенная нам на выбор: хочешь благодари, а хочешь и не благодари! Нет! Христианину должно благодарить Бога за всё! Так и сказано даже: такова воля Божия «во Христе Иисусе».
Приходит еще мысль об этом слове: «во Христе».
Все доброе Бог Отец показал «во Христе», в Своем Сыне. И, значит, благодарение дано нам в примере, в жизни Господа Иисуса Христа. И не как лишь заповедь, а как уже совершившееся событие, факт... И как прямое указание и нам подражать Ему... Где же мы видим это «во Христе»? Он и страдал, и плакал до крови. Это мы знаем... И «послушлив» был Отцу «даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп 2, 8). Но где — благодарит? Всей жизнью Своей Он славит Господа! Ибо вся она отдана была только во славу Отца Бога. И особенно это выявилось в последней молитве Его на Тайной Вечери: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин 17, 1). И самый крест Его — для славы Божией!
Митрополит Вениамин (Федченков)