Память 8 / 21 марта
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Преподобный Феофилакт исповедник, епископ Никомидийский |
Друзья по духу, они предались подвижнической брани, денно и нощно размышляя над словом Божиим, отвергая всякое удовольствие и не уступая желаниям тела. Однажды летом, вместе со всеми монахами страдая от жажды, они широко открыли монастырскую цистерну и дали воде вылиться на землю, не выпив ни капли. Подвижники так истончили свою плоть, что благодать Божия вселилась в их души, просветив также и их тела, – и святые являли собой живой образ добродетели. Святой Тарасий, не желая оставлять светильники под спудом, возвел своих учеников против их воли в епископское достоинство: святой Михаил стал митрополитом Синады, во Фригии, а святой Феофилакт был поставлен для знаменитого города Никомидии в Вифинии.
Новый пастырь, подражая служению в Константинополе своего духовного отца, не ограничился наставлением в истинной вере и тем, что подавал пример евангельского образа жизни, но с усердием совершал множество благих дел. Как некогда святитель Василий в Кесарии, он создал в Никомидии настоящий город милосердия: выстроил двухэтажные дома со всем необходимым для ухода за больными, организовал лечебницу с врачами и больничными служителями, в которой исцеляли не только тела, но и души. По его указанию поблизости был построен храм, посвященный святым бессребреникам Косме и Дамиану. Каждую неделю, по окончании всенощного бдения, он предоставлял горячую баню больным из этих лечебниц и, препоясанный лентием, сам омывал их язвы, словно Христос.
Отец сирот и защитник вдовиц, он с состраданием пекся о нуждах духовных овец. По примеру святого Тарасия он завел списки, куда заносились имена всех бедняков города, чтобы распределять среди них ежемесячную милостыню.
Святой Феофилакт правил Церковью в мире до тех пор, пока новый император Лев V Армянин (813–820) не начал гонение на святые иконы. По всей империи уничтожались святые образа, монахов преследовали и подвергали мучениям. В 815 году святой патриарх Никифор собрал в столице множество православных иноков, игуменов и епископов, среди которых были святые Евфимий Сардийский, Емилиан Кизический, Иосиф Солунский, Евдокий Аморийский, Михаил Синадский и Феофилакт Никомидийский. Не страшась императорского гнева, они предстали все как один, объединенные неколебимой верой, и изложили Льву обоснование почитания святых икон. Но все их усилия разбились о злую волю самодержца и его придворных богословов. Выслушав их доказательства, император впал в страшный гнев и приказал сместить патриарха и отправить в изгнание в разные места доблестных исповедников.
С вырванной бородой, подвергнутый жестокому бичеванию, святой Феофилакт был выслан в крепость Стровил, в фему Кивирреоты. Там он пробыл почти три года, не имея возможности воспользоваться амнистией, объявленной императором Михаилом II по своем воцарении (820), и терпеливо сносил дурное обращение, продолжая, хоть и издалека, заботиться о своей Церкви. Проводя ночи в долгих молитвах о спасении народа и утверждении Православия, он вел обширную переписку, в которой одних призывал отвергнуть материальное богатство и суетные почести, предложенные иконоборцами, и возвратиться к истинной вере и взять свой крест, других ободрял, чтобы они доблестно держались вплоть до смерти, когда придет час исповедничества. В одном из своих писем святой Феодор Студит так обращается к нему: «Мой отец, столп истины, утверждение Православия, страж благочестия и опора Церкви»[1]. Несмотря на положение изгнанника, Феофилакт узнавал о нуждах бедных и обездоленных, чтобы оказать им помощь. Всякий, кто приходил к нему, чтобы насладиться медом его словес, уходил преображенным, забывал свою скорбь и прославлял Бога.
Прибавив к бескровному мученичеству исповедания веры мученичество долгой болезни, которую он сносил безропотно, святой Феофилакт отошел ко Господу около 840 года. Когда благочестивая императрица Феодора предприняла восстановление Православия и вызвала из изгнания исповедников (843), святой патриарх Мефодий отправил мощи святителя Феофилакта в Никомидию. Там их положили в церкви Космы и Дамиана. Имя святого епископа стоит среди имен исповедников веры в Синодике Православия.