«В
результате молитвы, в результате посещения храма
Божия, в результате поста мы должны внутренне
измениться, стать ближе к Богу, научиться лучше
видеть и понимать скорби окружающих нас
людей».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.Ru
***
«Прошли тысячелетия, но то, в чем Господь обличал фарисеев, продолжает существовать, в том числе среди верующих людей. Иногда, пытаясь исполнять внешние предписания, связанные с богослужением, с постами, мы забываем о самом главном – о том, что в результате молитвы, в результате посещения храма Божия, в результате поста мы должны внутренне измениться, стать ближе к Богу, научиться лучше видеть и понимать скорби окружающих нас людей; и если не хватает сил на то, чтобы любить ближнего, как говорит об этом Господь, то, по крайней мере, проявлять доброту к ближним своим.
Если я не имею любви, говорит апостол Павел, то я медь звенящая, кимвал бряцающий (см.: 1 Кор. 13: 1), то есть пустой человек, у кого в сердце нет доброты к другим людям. Исполнение внешних церковных предписаний необходимо, потому что они помогают человеку мобилизовать волю, победить свои слабости. Лень идти в храм, но, желая исполнить предписания церковного устава, мы идем в церковь и стоим во время богослужения, преодолевая, может быть, усталость, некий внутренний дискомфорт. Через это напряжение своих сил мы приближаемся к Господу, потому что стараемся быть ближе к Нему. Точно так же и пост. Будучи как бы внешним предписанием, он преследует одну единственную цель – изменение внутреннего состояния человека, и, исполняя эти внешние предписания, мы можем многого добиться».
Из слова на
вечернем богослужении
в соборном храме Иоанно-Предтеченского
ставропигиального монастыря г. Москвы
29 апреля 2013 г.
***
«Сегодняшний день посвящен воспоминанию о тех словах Спасителя, которые свидетельствуют нам о кончине мира, о кончине истории, о Страшном суде, и слова эти никого не могут оставить безразличными. И если подвести итог всему тому, что мы сегодня услышали в Евангелии, то его можно выразить одним словом, также содержащимся в сегодняшнем чтении: «Бодрствуйте!» Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда ваш Господь придет, говорит нам слово Божие».
«В каком же смысле Господь употребляет слово «бодрствуйте» в сегодняшнем евангельском чтении? Только в одном смысле: если во время сна мы теряем связь с окружающим нас миром, то в духовной жизни мы никогда не должны терять связи с Богом. «Бодрствуйте» – это предупреждение о том, чтобы мы не впадали в духовную спячку, чтобы не пресекалась наша живая связь с Господом, чтобы мы всегда чувствовали Его присутствие в нашей жизни. А опознается это присутствие через молитву и через жизнь в соответствии с Божиими заповедями. Если же мы впадаем в духовный сон, то нам трудно иметь постоянную связь с Богом».
«Всякое отвлечение нашего сознания, нашей мысли от Бога, всякое нарушение нашей внутренней молитвенной жизни – это и есть то снотворное, которое подается нам, нередко через средства массовой информации, через литературу, кинематограф, через образ жизни, через моду, через ложные ценности. Когда мы отвращаем свой взор от Бога, мы впадаем в это духовное беспамятство, в духовный сон, и страшно, если смерть застанет нас в таком состоянии».
Из слова
после Литургии Преждеосвященных Даров
в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре г.
Москвы
30 апреля 2013 г.
***
«Способность совершать героические поступки, принося в жертву самого себя, или то, что тебе дорого, или то, что ты скопил за долгие годы, трудясь во имя высших целей; способность жизнь свою отдать за ближних своих, как призывает нас Господь; способность посвятить свою жизнь Богу, отказавшись от многих ценностей мира сего – всё это и есть безрассудные поступки, которые обретают величайшую ценность в очах Божиих.
Бог никогда не бывает у нас в долгу – мы у Него бываем в долгу. И если мы что-то делаем ради Него, особенно если мы проявляем заботу о тех, кто в ней нуждается: о больных, несчастных, сиротах, пожилых, престарелых, одиноких людях, – то Господь приклоняет к нам Свою милость.
Сегодня я получил замечательное письмо от одного богатого человека, который много денег тратит на то, чтобы помогать бездомным. И вот он пишет: «Мы привыкли поклоняться Богу, взирая на прекрасные иконы. А я учу себя поклоняться Богу, взирая на несчастных людей, потому что в них отображается лик страдающего Спасителя». Эти замечательные слова я привел вам сегодня для того, чтобы стало ясно: мы становимся христианами, подлинными учениками Спасителя, когда мы, совершая безрассудные, с точки зрения многих, поступки, на самом деле отдаем себя ближним своим, служа тем самым Богу. Пусть Господь всех нас укрепит именно в таком образе жизни, в таких мыслях и в таких делах».
Из слова на
вечернем богослужении
в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном
женском монастыре в Домодедовском районе Московской
области
1 мая 2013 г.
***
«Христос основал Церковь, чтобы в ней открыть нам смысл и цель нашего существования: почему мы здесь, на что мы можем надеяться, что нам надлежит делать. И Он открывает нам, что мы созданы для жизни вечной и блаженной, что эти несколько десятилетий нашего земного пути – очень важное время подготовки к вечности, когда мы будем пожинать плоды тех трудов, которые совершили здесь, на земле. И эта вечность может быть бесконечно радостной, блаженной, утешительной, а может, увы, и не быть таковой. И Церковь создана Господом ради единственной цели – вечного спасения людей».
«Церковь Божия есть община людей, которые разделяют одну веру, вместе молятся и, главное, совершают таинство Евхаристии, как заповедует Христос в Евангелии. И слово Божие – Писание – говорит удивительную вещь: Церковь, которая совершает Евхаристию, есть Тело Христово, в котором преизобилует жизнь Христова. Отказываться от общения с Церковью, от участия в Евхаристии – значит отказываться от этой жизни. Сам Господь в Евангелии говорит, что, если мы не причащаемся Святых Христовых Таин, мы не имеем в себе жизни (см.: Ин. 6: 54)».
«Сегодня по Интернету разносятся некие «скандальные истории», причем при их изложении нередко происходит не просто искажение ситуации, но и распространяется откровенная ложь. А о тех священниках, которые достойно исполняют свое дело, пишут редко: они поводов для скандалов не дают. Но в то же время, придя в Церковь, вы, скорее всего, встретите именно их.
Но важно подчеркнуть и другое. Священник совершает таинства не своей силой, а силой Божией; и такого не может быть, чтобы Бог лишил верующих благодати за грехи священника. Если вы ищете прощения грехов, помощи Божией, Бог обязательно даст вам то и другое, и никакие грехи других людей не могут этому помешать».
«Духовная жизнь – это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим все остальное». Когда мы проводим свою жизнь в суете, бежим туда и сюда и даже не всегда понимаем зачем, мы действительно не успеваем ничего – и очень устаем.
Если мы начинаем наш день с молитвы, мы закладываем фундамент, на котором у нас все будет выстроено в должном порядке, и, как сказано в Священном Писании о благочестивом человеке: «во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1: 3).
Поэтому так важна церковная традиция молитвенного правила. Ведь каждое утро и каждый вечер мы независимо от нашего настроения молимся. Человеку начинающему, возможно, будет трудно читать молитвенное правило полностью, но важно хотя бы пять минут в день уделять молитве, каждый день, не пропуская, – и вы увидите, как начнет меняться ваша жизнь. Чем больше времени вы будете уделять молитве, тем больше времени у вас будет оставаться на все остальное. Это может показаться неожиданным, но это опыт очень многих людей.
Да и в течение дня всегда можно найти минуту, хотя бы полминуты на то, чтобы молитвенно воздохнуть к Богу, поблагодарить за то, что вы встретили хорошего и доброго за день, попросить помощи для себя и для других людей в каких-то трудностях». Занятость, или, вернее, загнанность, современного человека происходит во многом оттого, что он мало молится».
«Многие говорили мне, что именно антицерковная кампания помогла им стать церковными людьми: ведь раз некие могущественные силы так отчаянно не хотят, чтобы мы вошли в Церковь, значит, быть в ней очень важно. Если прилагается столько усилий, чтобы помешать нам приступить к Чаше со Святыми Тайнами, значит, то, что в этой Чаше, – жизненно необходимо.
Те, кто участвуют в нападках на Церковь, обычно не отдают себе отчета, орудием каких сил они являются, кто использует их в своих интересах. А им стоило бы об этом задуматься».
«Бессмысленно ожидать, что другие люди, что общество в целом будет меняться, если мы сами меняться не хотим».
«Наша главная беда – не грехи других людей, а наши собственные грехи. Помните, как персонаж пьесы «На дне» говорит: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее»?
Это материалистическое понимание человека, при котором главное – удовлетворить свои материальные потребности, осуществить свои хотения, и тут выгодно быть окруженным совестливыми людьми, но не быть совестливым самому. И часто требования, обращенные к Церкви, так и звучат: «Сделайте моего соседа совестливым. Путь меня окружают хорошие, честные, добрые люди. И при этом не лезьте со своими наставлениями ко мне».
Но Церковь говорит о Спасителе, Который приходит спасти нас от наших грехов. Потому что никто никогда не будет осужден Богом за чужие грехи. Никто не лишится вечной жизни из-за пороков других людей.
Быть совестливым, избегать зла, творить добро, следовать заповедям Божиим – это важно не только и не столько соседу, но жизненно важно для нас самих».
Из интервью
журналу «Фома»
1 мая 2013 г.
***
«В каком-то смысле отношение человека к деньгам во многом определяет образ его жизни. Отношение к деньгам не есть нечто нравственно и духовно нейтральное – это отношение как бы высвечивает саму сущность человека. Так, блудница пожертвовала всем ради Господа – неизвестно, оставались ли у нее вообще какие-то средства. А Иуда похищает то, что ему не принадлежит».
«Почему же страсть сребролюбия является показателем уровня духовной жизни человека? А потому, что сребролюбие порабощает человека. Страсть наживы лишает людей разума, лишает чести, лишает способности исполнять долг. Все подчиняется тому, чтобы иметь деньги и тратить их; может быть, даже не тратить, а только иметь. Сребролюбие действительно порабощает душу людей».
«Как замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: нам должно иметь такое отношение к деньгам, которое было бы подобно отношению господина, – дабы управлять, а не быть управляемым. Действительно, господствовать над всем мы призваны Самим Господом, Который поставил человека во главу творения, сделал его хозяином райского сада, вверил ему весь мир, чтобы он им управлял. Если же человек становится рабом, в том числе рабом материальных ценностей, он лишается свободы. Богатым кажется, что через деньги они обретают свободу: могут путешествовать, могут исполнять любую свою прихоть, могут заниматься чем хотят. Нередко богатые так и отвечают на вопрос, зачем им деньги: «Для того, чтобы чувствовать себя свободными», – одновременно становясь рабами этих самых денег».
«Сегодня общей тенденцией в развитии человечества является стремление к материальным благам и к обладанию деньгами. Сегодня всё пересчитывается на деньги, будто не существует никаких иных эквивалентов. Это страшная тенденция, которая реально порабощает и личность, и целые общества и способна закабалить и поработить диаволу всю человеческую семью.
Вот почему сегодняшний евангельский текст имеет огромное значение для духовной жизни людей. Если мы хотим быть с Господом, если мы хотим быть свободными, если мы хотим быть способными исполнять Его волю, мы должны господствовать над деньгами, а не деньги над нами».
Из слова
после Литургии Преждеосвященных Даров
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя
в Великую среду, 1 мая 2013 г.
***
«Вот как одна из стихир, которую мы сегодня слышали, именует предателя и одновременно апостола: «Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол». Действительно, одно и другое соединились в одной личности. Ведь он был учеником, он был свидетелем всего того, что Господь совершал. Он видел чудеса, которые не могли не потрясти сознание любого наблюдателя. Он слышал слова, исполненные величайшей силы. Он не мог не видеть силу Божию в том, что совершал его Учитель. И одновременно он оказался наветником и предателем. Он был другом и одновременно, как говорит стихира, диаволом. Возможно ли это? Может быть, это какой-то необычный гротеск? Может быть, образ Иуды – внечеловеческий образ? Отнюдь нет.
Всё, что соединилось в Иуде, с еще большей легкостью уживается в нас самих. В какое-то мгновение мы являемся учениками Спасителя, людьми глубокой веры. Мы чувствуем присутствие Божией благодати в сердце. Мы умиляемся от слов молитвы. Мы принимаем на себя обязательства изменить свою жизнь, изменить свои мысли, преодолеть свои грехи. Но проходит совсем немного времени, и вера, молитва уходят куда-то на периферию жизни. Мы остаемся один на один со своими страстями и порой отдаем душу этим страстям, полностью порабощая себя диаволу, становясь одновременно учеником и наветником. Ибо, живя не по-христиански, мы словно клевещем и на Господа, и на христианскую веру. Если кто-то, показывая на нас пальцем, говорит: «И это христиане?», значит, через нас в мир пришел соблазн».
«Если же человек перестает наблюдать за самим собой, он с легкостью делает ошибки, совершает грехи и преступления. Ведь Иуда не родился предателем. Наверное, вступая в круг ближайших учеников Спасителя, он и представить себе не мог, что предаст Господа».
«Пример Иуды должен предостеречь каждого из нас от легкомысленного отношения к своей внутренней духовной жизни. Он должен призвать всех нас к духовному бодрствованию. Особенно это касается монашествующих – тех, кто уходит из мира именно ради духовного сосредоточения. Конечно, быть монахом в центре мегаполиса – дело непростое. Так или иначе все эти конфликты и скорби, которых исполнен большой город, касаются и жизни монашествующих. Тем не менее, нужно помнить, что главной задачей для монаха является внутреннее самосозерцание, постоянное испытание своего ума и своей совести, постоянная работа над своими мыслями, над своими желаниями, над своими деяниями».
Из слова на
вечернем богослужении
в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре г.
Москвы
в Великую среду, 1 мая 2013 г.
***
«Мы являемся не просто зрителями во время Святой Литургии, мы не просто наблюдаем со стороны красивый обряд – мы являемся соучастниками Тайной Вечери и Жертвы Господней, подобно ученикам окружая трапезу Господню».
Мы вспоминаем то, что Господь совершил ради нашего спасения, но вспоминаем не так, как события из своей собственной жизни, – опираясь на силу памяти; не так, как события из истории, – читая книги. Мы вспоминаем о Тайной Вечере силой Святого Духа, Который делает нас соучастниками тех самых событий.
Вот почему пришествие в мир Спасителя и все то, что Он совершил ради спасения рода человеческого, не завершилось с Его вознесением, но продолжается в таинстве святой Церкви. Силой Святого Духа оживают события новозаветной истории, силой Святого Духа мы реально соучаствуем в них».
«Наша главная задача – служить другим людям. И образ Христа, умывающего ноги ученикам, помогает нам с вами понять весь смысл христианской веры, согласно которой человек призван не возвышать себя, не господствовать над другими, но служить в меру своих талантов и в соответствии с тем положением, которое Бог ему определил».
«Великий четверг исполнен многими великими смыслами, которые помогают нам уразуметь самое главное в христианской жизни – служение Богу и ближним, насыщение себя благодатию через таинство Святой Евхаристии, в котором мы получаем оставление грехов и обретаем залог жизни вечной».
Из слова
после Литургии
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в
Москве
в четверг Страстной седмицы, 2 мая 2013 г.
***
«Основные задачи форума – содействие нравственному и патриотическому воспитанию юношества, приобщение молодых людей к достижениям отечественной культуры, образования и науки. Хотел бы подчеркнуть: будущее нашего народа во многом зависит от того, насколько сегодня каждый верующий человек стремится руководствоваться в своей жизни словами Священного Писания: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4: 10)».
Из приветствия
участникам
II Форума христианской молодежи России
3 мая 2013 г.
***
«Прославляя спасительную смерть Господа и Спасителя, приуготовляя себя к радостной встрече Его Воскресения, мы должны этот день провести особым образом. И это непросто, потому что обычно сегодня совершается много хозяйственных дел: люди готовятся к Пасхе, убирают свои жилища, готовят пасхальную трапезу. Многие, несомненно, устают от всех этих житейских забот, особенно наши женщины. А там, где усталость, там иногда появляется раздражительность, и нередко бывает так, что праздник омрачается какими-то мелкими бытовыми конфликтами, связанными с этой усталостью.
Вот от такого рода конфликтов мы должны сегодня уклоняться. Мы мыслью своей должны уклоняться от всего того, что хранится в нашей памяти и что вызывает у нас чувство огорчения, несогласия, тем более злобы. Мы должны отсекать все эти воспоминания, мы должны мыслью своею устремляться к Святому Воскресению, «сохранять язык свой от зла» (см.: Пс. 33: 14). Лучше хранить молчание, чем через слово входить в осуждение и иные грехи.
Пусть Господь всем нам поможет достойно провести оставшиеся часы Великой субботы, чтобы с радостью, в мире душевном, с глубокой верой в спасение, которое принес нам Господь, встретить эту светозарную ночь Святой Пасхи».
Из слова
после Божественной литургии
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в
Москве
в Великую субботу, 4 мая 2013 г.