Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Болезнь обличительства

    

Я знал одного человека, который очень боролся за правду и “обличал непотребства” (его выражение). Он был православным, потом католиком, потом мигрировал между различными протестантскими общинами, и везде ситуация развивалась по той же схеме, или, как говорят психологи, паттерну. Сначала был медовый месяц - ему все нравились, он всем нравился, такой открытый, щедрый, ревностный христианин, пламенеющий для Господа, потом человек обнаруживал “непотребства” и начинал их “обличать”. Другие члены общины сначала приходили в недоумение - чего это он? Потом, как добрые христиане, в раздумия о своих грехах - может, и правда мы в чем-то не правы, человек-то раньше хорошо себя показывал? Потом нарастающие обличения непотребств принимали уже явно неадекватный характер, и, с большой нервотрепкой и скандалом, борец удалялся, чтобы появиться где-то еще, и начать все сначала. Это было каким-то явным душевным расстройством, но когда человеку пытались объяснить, что проблема не в “непотребствах” окружающих, а в нем самом, он яростно отвергал такую возможность. Во всех конфликтах, которые неизбежно возникали у него со всеми, он был полностью прав и чист - борец за правду, страдающий от притеснений со стороны лицемеров и негодяев.

Он не один такой - я наблюдал и другие подобные случаи, хотя не так близко; когда человек охвачен страстью к обличительству, к тому, чтобы указывать ближним на их пороки и недостатки, в религиозной среде он приобретает словарь и массу полезных библейских (и отеческих) цитат для сокрушения зубов грешников. Это определенного рода нездоровье — и у психиатров есть для этого специальный термин. Но главная проблема тут в том, что человек в упор не видит своей проблемы — хотя он явно в гораздо более бедственном состоянии чем все, кого он обличает.

Это — патология. Но где начинается патология не вполне ясно; устойчивая дурная привычка может возникать и у людей вполне здоровых психически, и даже у определенных социальных групп. Одна из таких привычек — как раз страсть тыкать ближних носом в их предполагаемые или реальные грехи.

Эта страсть существует в двух изданиях — светской, в глянцевой обложке, и в церковной, в строгом коричневом переплете. Светские издания обожают скандалы — особенно, с участием религиозников. Нет ничего упоительнее греха ближнего, особенно если ближний на что-то такое высоконравственное претендовал. Но в религиозной среде еще хуже. Упоение грехами ближнего (причем иногда непроверенными сообщениями о грехах ближнего) поставляется в заслугу — как же, я обличаю зло! А Вы меня не одобряете, значит, продались злу!

Давайте подумаем, что такое обличение. Обличение отличается от радостного пинания своих ближних как своими целями, так и своими методами. Цель обличения — примирение, восстановление отношений человека с Богом и ближними. Подлинный обличитель хочет не затоптать, не уничтожить, не заклеймить, он ищет восстановить и уврачевать то, что было повреждено грехом. Как говорит Господь: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего”. Цель — приобрести согрешившего брата, и первое, о чем стоит подумать, это с какой целью я обличаю, чего я хочу этим добиться. Другая особенность подлинного обличения - это его методы. Обличение - это что-то, что Вы высказываете виновному лично. Это то, что требует личной встречи. Потом, в случае неудачи, надо обращаться к “двум или трем братиям”, потом — к Церкви.

То есть Вам следует лично поговорить с Вашим ближним, и сказать ему: “Вася, ты вчера выпил лишнего и публично проповедовал ересь нечестивого Евтихия, осужденного отцами Ефесского Собора, отцов же хулил как невежд, несведущих в Писании, чем привел в большое смущение остальных посетителей ресторана. Подумай о душе своей, брат!” Если Вася упрется в своем злочестии, следует призвать двух или трех братьев, затем — обратиться к Церкви.

Не следует распространять в социальных сетях рассказы о том, что Вася — злейший еретик, а тем более выкладывать записи его еретических речей.

Иначе получается что-то совсем другое, служащее не к приобретению братьев, а к разрыву отношений, не к созиданию, а к разорению. Всякий раз, когда Вы захотите публично обличить в сетях грехи Ваших братьев — подумайте, а обличение ли это вообще.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

16 октября 2013 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 62 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лишняя тяжесть Лишняя тяжесть
Игум. Нектарий (Морозов)
Лишняя тяжесть Лишняя тяжесть
Игумен Нектарий (Морозов)
То и дело, когда заходит речь о грехе осуждения, непременно звучит вопрос: «А если я правду говорю? А если все на самом деле так и есть? И я злодея называю злодеем, а негодяя — негодяем. Или просто негодные дела называю негодными делами. В чем тогда мой грех, когда все оно так и есть? Это же ведь просто констатация, не более того!»
О ложной ревности и внутрицерковной полемике О ложной ревности и внутрицерковной полемике
Диакон Георгий Максимов
О ложной ревности и внутрицерковной полемике О ложной ревности и внутрицерковной полемике
Диакон Георгий Максимов
Как известно, грех любит скрываться под личиной какой-нибудь добродетели. Например, слова о христианской любви могут быть прикрытием для маловерия и любви к миру сему, – что мы видим в экуменизме. А слова о ревности по вере могут быть прикрытием страсти к осуждению и порождающих её ненависти и зависти. И как в первом случае мы имеем дело не с любовью, а с псевдолюбовью, так и во втором случае мы имеем дело не с ревностью, а с псевдоревностью.
Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение
Архиеп. Иоанн Руставский
Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение
Архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский
Прежде чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему.
Комментарии
Евгений30 декабря 2013, 20:12
Вслух-то,может и не всегда себе позволяем,а в мыслях,кто помешает?
Андрей 19 октября 2013, 01:47
Геннадию-либералу.
Врачу, исцелися сам.
Геннадий-либерал17 октября 2013, 09:54
Автору можно от чистой души позавидовать - иметь такое необходимое и редкое знакомство очень невероятная удача сегодня. Во времена когда множится беззаконие и каждый мнит себя праведником, будучи, по меньшей мере, лицемером, лично знаться с профессионалом по обличительству видится душеполезным общением.
Скажу по себе - постоянно слышу: вот мол вы все грешники, на каждом шагу - то ли прелюбодействуете, то ли воруете, то ли лжесвидетельствуете и т.д. и т.п., но не разу не слышу вот лично ты делаешь то-то и то-то, а это грех потому, что именно об этом сказано в Евангелии (Писании) - вот посмотри и сам...
Думается критерием правильности деятельности подобного специалиста является не Ваша убежденность в его неком психическом заболевании, а Ваше первое смущение от данного точного указания на оценку Вашего поведения, подкрепленного ссылкой на текст Евангелия или Писания. Если в своей совести Вы все-таки обнаруживаете правоту упрека, то тогда что Вы далее делаете, критикуя его энергичность в обличительстве вообще? А если он везде прав? Неужели во времена настоящие можно идти и идти как в Раю не встречая непотребства?
И почему общепринято, что обличитель не видит своих прегрешений? Выберите приятное для себя: Вы грешите и не знаете об этом, а ближние молчат, или Вы грешите и не знаете об этом, а один злобный обличитель Вам говорит - "грешишь".
Николай16 октября 2013, 13:59
Над грехом брата моего посмеялся, моим же согрешениям нет числа.
Этот текст человеку нужно понять, прежде чем обличением заняться. И еще.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.
Если Бог даст человеку это понять, язык на обличение не повернется.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×