Кажется, его звали отец Василий, но точно не знаю. Совсем старенький был батюшка, ветхий с виду. Прихожане говорили, что ему девяносто с чем-то лет, и долгие годы он сидел по тюрьмам и лагерям как исповедник Христов.
Видела я батюшку один-единственный раз в Коломенском храме Казанской Божией Матери, но его проповедь, произнесённая в первый день Великого поста, помнится и поныне.
— Пост это время духовной весны и время подвига, — говорил батюшка. — А подвиг, мои родные, требует сил. Вот я сегодня испёк в духовке две картошечки и очень сытно поел. И вы, мои хорошие, не измождайте себя постом. Вы кушайте, кушайте.
Каким же светлым надо быть человеком, чтобы так светло думать о людях, полагая, что мы, как аскеты древности, будем измождать себя в подвигах поста. А мы и не изнуряли себя. Постились, конечно, строго по Уставу, но со временем настолько преуспели в кулинарном искусстве, что постный обед превращался в пир.
Иногда это было полезно в педагогических целях. Помню, однажды студент-паломник попросил меня поговорить с его мамой, не раз плакавшей из-за того, что сын в посты не ест мяса, а без белков организм обречен на анемию. После великопостной воскресной службы пришли они с мамой к нам домой, а у нас в тот день на обед были чечевичные котлеты, внешне похожие на мясные.
— Как — вы мясо в пост едите? — удивилась мама, а, распробовав, восхитилась. — Потрясающе вкусно, вкусней мясных котлет! Как вы их готовите?
— Элементарно. Перемалываем на мясорубке отварную чечевицу, добавляем много лука, чеснока и чуточку хлеба. Можно добавить щепотку крахмала, чтобы котлеты не разваливались.
В общем, мама ушла от нас успокоенная, потому что чечевица — это тоже белки.
Но самый долгий кулинарный марафон мы пережили с верной женой Натальей, потратившей немало сил, чтобы привести в церковь своего любимого мужа Толика. Привела. Анатолий уверовал, но посты почему-то не признавал. Между тем, это был блестяще образованный человек. В своё время Анатолий окончил философский факультет, но вскоре обнаружил, что в условиях рыночной экономики его философия никому не нужна. О своей жизни он рассказывал так: «Недавно прочитал в газете объявление: “Даю уроки математики, выгуливаю собак, а также лужу, паяю и клею обои”. Вот и я “лужу, паяю” и хватаюсь за любую подработку».
Временами семья жила лишь на зарплату жены, хотя Анатолий старался, как мог: подрабатывал репетиторством и писал диссертации за «хитрованов». Так он называл разбогатевших вороватых нуворишей, одержимых стремлением выглядеть в глазах общества утончёнными интеллектуалами.
Свою первую и неожиданно высокую зарплату Анатолий стал получать только тогда, когда его пригласили на работу в газету, призывающую доверчивых читателей лечиться исключительно силами природы. Это была газета счастья, вселяющая в людей лучезарные надежды, потому что, если приложить к больному месту лопух или выпить отвар какой-нибудь хламидомонады, то вам гарантировано исцеление от рака, бесплодия и даже от старости. Журналисты, не отходя от гонорарной кассы, сочиняли письма благодарных читателей, а также публиковали советы астрологов и модных ныне неоязычников, пишущих слово «природа» с большой буквы, а «Бог» — с маленькой. Газета, как нефтяная скважина, давала издателю хороший барыш. Но много денег не бывает, и однажды издатель заметил своё упущение — в церковь, оказывается, ходит уйма народа, а у него не охвачен православный электорат. И тогда он пригласил на работу Анатолия, поручив ему писать о православии.
Первое время наш Толя летал на крыльях и не только потому, что семья, наконец-то, выбилась из нужды. Самое главное, он нашёл дело своей жизни и настолько увлёкся богословием, что в поисках истины сидел ночами над книгами.
А поиски истины неизбежно приводят к тому, что душа вдруг начинает ощущать зловоние лжи. И вскоре Анатолия замутило от этой газетёнки, где фотографии православных храмов соседствовали с шаманскими амулетами и прочей бесовщиной. Теперь он говорил о себе словами Есенина: «Розу белую с чёрной жабой я хотел на земле повенчать». Но куда идти работать? Куда?
Как раз в ту пору знакомый иеродиакон пожаловался мне, что вот поручили ему издавать православный журнал, а только нет у него людей, понимающих хоть что-то в журнальном деле. Иеродиакон был человек с юмором и рассказывал:
— После армии я заведовал сельским клубом. И однажды на совещании культпросветработников министр Фурцева произнесла свою знаменитую фразу: «Культурки бы нашим работникам культуры побольше, а ведь так замечательные люди». Вот и вокруг меня одни замечательные люди. Понимаете?
Иеродиакон искал сотрудников для журнала, а Анатолий — работу. И Господь свёл их однажды в Оптиной пустыни. Иеродиакону понравились статьи Анатолия, и он пригласил его на работу в журнал, предупредив честно, что зарплата у них, к сожалению, мизерная.
— Я хочу свидетельствовать о Христе, — твёрдо сказал Анатолий.
Он даже начал поститься, но постоянно срывался и насмешливо говорил жене, что редька с квасом, конечно, могучее средство для умножения добродетелей, но лучше без ханжества позавтракать яичницей.
— Толика надо переубедить! — взывала ко мне Наталья.
Словом, однажды Великим постом Наталья уговорила мужа и иеродиакона пожить неделю в монастыре, и я давала им в эти дни образцово-показательные постные обеды. И чего только не было на столе! Рассыпчатая отварная картошечка со свежим укропом, а к ней грибной жульен, малосольные огурчики, очень сладкие помидоры, маринованные в соке красной смородины, домашняя капуста-провансаль, плов с курагой и черносливом, соте из баклажанов, лобио по-грузински с орехами, щи по-валаамски с кислой капустой и грибами, запеканка из тыквы с изюмом — всего не перечислишь. А на десерт шли пироги — постный яблочный пирог с корицей, пирожки с курагой, с грибами, с фасолью и король поста пирог «Луковник».
— Так я готов поститься каждый день, — сказал Анатолий и спросил иеродиакона. — Но всё-таки я до конца не пойму, а почему непременно надо поститься?
— Потому что чревоугодие — это первый грех человечества. И когда Адам съел плод от древа познания добра и зла, человечество проиграло своё важнейшее сражение: люди, сотворённые Господом бессмертными, стали смертными.
— А почему нельзя вкушать плодов от древа познания добра и зла?
— Чтобы не возрастать в познании зла. А мы здесь уже так преуспели, что даже дети подчас отравлены скверной.
Вот один из уроков жизни — нельзя никого осуждать, ибо однажды сбывается сказанное: «Многие же будут первые последними, а последние первыми». (Мф. 19, 30.) Анатолий и Наталья теперь постились строго по-монашески. Мы же, честно говоря, обходились без елея только в первую и последнюю седмицу Великого поста и выпросили благословение у батюшки, чтобы в остальные недели готовить всё же на постном масле.
— Можно прекрасно обойтись без елея, — наставляла меня Наталья. — Я, например, толку бруснику с чесноком, разбавляю водой с добавлением сахара. А отварная картошка с брусничным соусом — это вкусно и очень полезно.
Недавно Наталья привезла мне рецепт наивкуснейшего, по её словам, постного торта. Я нехотя переписывала рецепт слишком хлопотного в приготовлении лакомства. Анатолий с иеродиаконом в это время искали в Интернете какую-то нужную им статью и вдруг наткнулись на сообщение — умерла Марина Журинская, в крещении Анна. А Марина Андреевна — это целая эпоха в православной журналистике. Помолились мы об упокоении рабы Божьей Анны, погоревали. А Анатолия потянуло заново перечитать её статьи. После смерти человека его слова и поступки обретают особенный смысл. И Анатолия поразило одно высказывание Марины Андреевны: «Мы должны свидетельствовать о Христе СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ВО ХРИСТЕ, — утверждала она. — Потому что свидетельство о Христе исключает лжесвидетельство. А когда мы говорим одно, а делаем другое — это и есть лжесвидетельство».
— Марина Андреевна свидетельствовала о Христе, а я лжесвидетель, — тихо сказал Анатолий и вдруг взорвался. — Как Великий пост, так великий жор! Постные тортики, пироги, вкуснятина! Осуждаем неверующих, угождающих чреву, а сами мы кто?
Наталья, считающая своего мужа лучшим человеком планеты, бросилась, было, обелять его, но иеродиакон сказал:
— Брось, Наталья. Мы лжесвидетели. Господь сказал: «Вы – свет мира». А кого из нас светочем назовёшь?
Светочей среди нас не было. Конечно, мы привыкли считать себя грешными людьми. А кто без греха? Но было страшно от той правды, что грешная жизнь и есть лжесвидетельство. Все молчали, притихнув. Иеродиакон сосредоточенно молился по четкам, и вдруг сказал оживлённо:
— А я встречал тех людей, о которых воистину сказано, что они свет мира.
Он рассказывал о нищем сельском священнике, в котором он увидел то сияние святости, что привело его потом в монастырь. А мне вспомнился аскет-проповедник из Коломенского храма, возлюбивший Христа той великой любовью, что привела его в лагеря. Эта любовь обнимала наш храм, и батюшка видел в нас воинов Христовых, не щадящих себя в подвигах Великого поста. Но всё-таки важно не ослабеть в битве, и он уговаривал нас: «Вы кушайте, кушайте».
"Все,о чем пишет Нина Александровна - пережито лично.И в Оптине это знают все.
А вот многие пишут с чужих слов и чужие переживания..."
Лично пережито - это то, что пережито лично: как в детский сад ходил, в школу и так далее.
Всё остальное - это именно то, что услышано от других людей - "чужие слова и чужие переживания" - именно то, о чём повествует в своих рассказах уважаемая мной Н.А.Павлова, а именно: "О счастливом регенте, десантнике и нигилистах новейших времён", об идеях "литовского олигарха", о "человеке за бортом" и всё прочее. И в этом нет ничего плохого: человек пишет о людях, встреченных ею на жизненном пути.
На Лару никто яростно не нападал, то, что она некорректно пишет о других людях, Вы воспринимаете естественно, а вот несогласие с ней - как "яростные нападки"?
О плагиате же вообще речи не шло ни в комментарии Лары, ни в моём, зачем Вы об этом пишете?
Не нужно передёргивать и думать, что, очерняя других писателей, ты приносишь пользу тому, кто тебе нравится, с кем знаком лично. Н.А. Павлова не нуждается в таких "заступниках и почитателях".
Не стоит так реагировать на слова Ларисы и так яростно нападать , ведь по сути - она права.
У Нины Александровны нет ни одного лишнего и пустого слова.Все,о чем пишет Нина Александровна - пережито лично.И в Оптине это знают все.
А вот многие пишут с чужих слов и чужие переживания, хотя и этот стиль имеет место быть при благословении и разрешении публикации рассказчика. Не все умеют излагать свои интересные и поучительные истории на бумаге.
Бывает и плагиат, увы (Об этом написала, т.к.прецеденты были.И истинные авторы, чьи рукописи были доверены на проверку и коррекцию - потом пребывали в сильнейшем недоумении - как можно публиковать их рассказы и выдавать за свое. Бывает и такое.)
Елена
"А вообще,рассказы Нины Ал-ндровны всегда со смыслом-здесь проявляется огромный жизненный опыт прожитых лет,и духовный,несомненно.Ей есть что сказать читателю.Рассказы Н.А.приятно отличаются от писаний-пустышек некоторых современных т.н.писателей-не имея опыта оныя дерзают писать о предметах духовных".
Простите, а как Вы узнали, что эти "некоторые современные т.н.писатели" не имеют опыта? По их возрасту? Да, Н.А.Павлова находится в возрасте почтенном, но писать начала ещё в молодости. И "Пасху красную" написала много лет назад. Как Вам кажется, в 40 лет можно уже писать? А в 45? А в 50? А может, до 70 подождать? Вы это как вообще определяете?
Если же Вы имеете в виду опыт духовный, то Ваши слова кажутся ещё более странными. Вы что - духовник? Вы этих "т.н.писателей" исповедали? Они с Вами лично делились рассказом о своей духовной жизни? Или Вы по фото всё вычислили? А может на улице пару раз встретили? Как Вы "дерзаете" определять чужой духовный опыт?
Можно верить с детства, жить с юности духовной жизнью, иметь духовное руководство. И к сорока-пятидесяти годам стать духовно взрослым человеком. И даже игуменом или игуменьей. Или писать по благословению о вере и о том, как люди приходят к Богу.
А можно прожить до сорока с лишним без Бога и креститься в зрелом возрасте. И начать духовную жизнь, когда тебе под пятьдесят, будучи немолодым человеком, но духовным младенцем.
А вообще,рассказы Нины Ал-ндровны всегда со смыслом-здесь проявляется огромный жизненный опыт прожитых лет,и духовный,несомненно.Ей есть что сказать читателю.Рассказы Н.А.приятно отличаются от писаний-пустышек некоторых современных т.н.писателей-не имея опыта оныя дерзают писать о предметах духовных. Дай Бог здоровья р.Б Нине и помощи Божией!
А зачем так вкусно, чтобы больше съесть? Набить брюхо, чтобы оно не дай б. не схудело? А не слышали разве, как славилась раньше в народе краюха хлеба и половина луковицы? Ух вкуснотища какая была, а как полезно! Или корка, густо натертая чесноком с солью, да водичкой запитая.Многие и не слышали про такое, а кто знал - позабыли. Теперь главное, чтоб повкуснее, ублажить животину, набить его поплотней, да еще и поспать завалиться - вот это пост называется. И куда ни глянь - животы ходячие, да загривки, да подбородки. А если еще дать всем хорошую зарплату? Чуждыми и тщетными остаются слова Василия о двух картошечках испеченных. Какие картошечки? Котлет побольше, пусть чечевичные, чтоб похожие были, да грибочками заправить, живот обмануть, чтобы вкалывал без останову, не разленился бы. А питаться скромно, да еще раз в день хотя бы неделю - это уже подвиг, хоть памятник ставь при жизни.
Со средой и пятницей у меня тоже грех есть. Знаю, что нарушая пост в эти дни уподобляюсь Иуде, предаю. Знаю, что кто верен в малом , верен и в большом.Верю, что смогу победить этот и другие свои грехи с Божией помощью и по вашей молитве, православные. Помолитесь и за меня р.Б. Ольгу .Храни вас Господь!
P.S. А в котлеты из чечевицы лучше добавить запаренные овсяные хлопья, а не крахмал.
Постимся вкусно... По мере своего устроения.
Одному моему знакомому многодетному отцу, когда он начал оправдывться, что не всегда удаётся пост соблюдать, так как 5детей, жене тяжело разное готовить и сама она не постится, духовник сказал: Уж если бывает, что совсем нет ничего постного - хлеб и вода... Так поверите, сразу стал на столе и кашу замечать, и картошку с грибами...
А другому человеку - совсем другое: Ты, чем от голода на людей кидаться - поешь хорошенько, что Бог послал...
Бабушка моя говорила: наедаться никогда не надо, а надо оставлять место для Святого Духа... Вот это ВЕРА была, куда мне до неё... Стараюсь вкусно готовить...
Мы верущие люди- соль земли,т.е. соль абсолютно всех людей всех вероисповеданий.
Если соль потеряет силу - выбросить её вон на попрание людям,говорит Господь.
Т.е.соль(мы христиане) теряет силу и общество постепенно загнивает,появляются: лгбт,однополые браки и прочие мерзости,как черви в протухшем мясе.
Тут же мы видим попрание христианских святынь и убийство и различные притеснения христиан.
Опять же,всё по Евангелию.
Теперь видете как от нас многое в мире зависит,на какую высоту поставлен христианин.
Так что всё что в мире плохого происходит -виноваты мы с вами,ибо не соль и не свет миру мы,увы.