Протоиерей Александр Салтыков: «Постных дней у нас много, и в этом сила Церкви»

Протоиерей Александр Салтыков. Протоиерей Александр Салтыков.
    

Начался Рождественский пост, и, как это часто бывает в дни духовных испытаний, вновь некоторых начинает смущать искусительный вопрос: а так ли уж обязательно столь долго – 40 дней – поститься? Корреспондент «Православия.ру» обратился к протоиерею Александру Салтыкову – настоятелю храма Воскресения Христова в Кадашах, декану факультета церковных художеств ПСТГУ, автору многих книг и публикаций – с просьбой объяснить, для чего пост необходим христианину, в чем смысл и значение постов вообще и Рождественского поста в частности. Вот что сказал отец Александр:

Пост дисциплинирует человека

– Почему необходим пост? По нескольким причинам. Самая очевидная и самая наглядная причина (и наиболее, я думаю, понятная) заключается в том, что человеку просто-напросто нужно иметь внутреннюю дисциплину. И в этом смысле пост есть некое дисциплинирующее начало. Нельзя же жить по принципу «хочу»: хочу того, хочу этого, хочу, чтобы всё у меня было… Из-за этого необузданного «хочу», когда, например, дети не встречают никаких препятствий со стороны старших и опытных людей, нередко вырастают преступники. Не всегда, конечно, но бывает и так, и нередко. Поэтому очень важно, чтобы дисциплинирующее начало существовало в жизни каждого человека.

Таким дисциплинирующим началом в христианской жизни являются посты. Причем, обратите внимание, они строго соблюдаются Православной Церковью. И именно почти только Православной Церковью, по существу. В этом большой плюс и сила Православной Церкви!

А ведь очень многие люди говорят, что им, например, трудно поститься.

Помню, однажды побывал в Италии, а у меня с собой были карманные календарики, в которых помечены праздничные и постные дни. Я стал дарить их нашим друзьям католикам. Они поинтересовались: «Что здесь обозначено синим цветом? Зачем эти синие квадратики?» Я объяснил: «Синие квадратики – это постные дни, а красные – это дни праздничные». А они в ответ с осуждением: «Как много постных дней, очень много…»

Да, у нас много постных дней, и в этом как раз сила нашей Церкви, потому что самоограничение необходимо человеку. Только ограничивая себя, он становится настоящим человеком! Становится борцом, воином, приобретает силу – это очень хорошо.

Отказ от поста ослабляет сопротивляемость злым силам

Пост – это одно из правил Церкви, очень полезное для воспитания духа. Но у поста, кроме дисциплинирующей, есть и сакральная сторона. И пост становится некоей духовной дисциплиной тогда, когда он нами совершается в духовных целях. Почему так? Священное Писание отвечает нам на это словами Господа нашего Иисуса Христа: «Сей род (диавольский) изгоняется только молитвой и постом».

Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru. Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru.
    

И то, что сегодня многие отказываются от поста, ссылаясь на какую-то невозможность его соблюдения, крайне ослабляет их сопротивляемость злым силам – как внутренним, так и внешним, всем злым силам. Род сей, дорогие друзья, ничем не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Это каждый должен понять. У каждого из вас в жизни встречается множество тяжелых ситуаций, мы часто ощущаем действие какой-то враждебной силы, кто-то непонятно почему нам мешает, у нас что-то не получается, и мы часто не думаем: «видно в поле бес нас водит и кружит по сторонам», как совершенно правильно отметил Александр Сергеевич Пушкин. Поэтому, чтобы не заблудиться в этой вьюге, в этой пустыне, где так мало человеческих лиц встречается в наше время, нужны молитва и пост.

В Царствие Небесное ведет узкий путь

– Смотрите, какое огромное внимание Церковь уделяет посту! Уже начался Рождественский пост, он будет продолжаться 40 дней (по протяженности он равен Великому посту), по прошествии которых мы будем праздновать Рождество. Потом наступят Святки, пройдет некоторое короткое время до Великого поста – и снова 40-дневный пост, Великий, с подготовительной неделей, со Страстной седмицей. Потом – Пасха и Светлая седмица, Пятидесятница… А дальше – опять пост! То есть у нас посты идут подряд. Это, конечно, непросто…

Как видим, что первое полугодие каждого года (даже раньше, с декабря предыдущего) – это посты и праздники. Духовная нагруженность православного христианина чрезвычайно велика. Я не знаю, где еще можно встретить такую высокую духовную нагруженность! Но это очень хорошо…

Постных дней много у нас, и, повторяю, в этом сила Церкви.

Мы с вами должны понять: христианство для нас актуально или нет? Каждый разумный человек должен себя об этом спросить честно. Ведь в результате потрясений XX века мы в огромной степени ушли от традиционного христианства. Оно стало для нас просто некоей такой бытовой традицией – в этом именно смысле мы ушли от его традиционности. Ну, конечно, как православные христиане мы не отходим от каноники православной, но от бытовой стороны мы уже давно ушли. И поэтому каждый из нас должен спросить себя: «Что для меня христианство? Насколько оно для меня является важным в жизни?» Вот если оно для нас подлинно важно, то надо точно сформулировать, в чем именно его важность, что оно дает нам, зачем оно нам нужно. А если ты не видишь в христианстве ничего важного для себя, если для тебя в христианстве ничего замечательного нет, то ведь дверь открыта! Никто никого никуда не тянет, ни к чему не принуждает! Душа человеческая свободна, как она была свободна у Адама и Евы. Они хотели – и слушали Бога; захотели – послушались сатану. Так что, пожалуйста: всегда остается у каждого человека выбор.

Но если все-таки мы с вами делаем выбор стороны Бога, если мы выбираем Господа и путь Господа, то мы должны понимать, что это – путь трудный, что «узкий путь и тесные врата ведут в Царствие Небесное». Значит, нам нужно приготовиться к трудностям, нужно приготовиться к испытаниям. А их мы боимся, да? Но есть же песни, в которых мы поем, что «не боимся испытаний»! Вот так всегда воспитывали нашу молодежь: что, наоборот, мы идем как раз узкой тропой…

Мы любим об этом говорить, а на деле что же? А сила христианства именно в том, что оно ведет нас безусловно узкой тропой!

Мы должны хоть в чем-то себя ограничить, если мы помним о Христе

– Но вы спросите: а куда эта узкая тропа ведет? В жизни ведь так много радостей, так много приятного… Вот тут как раз и надо задать вопрос: а что такое вечность для меня? Есть ли вообще эта вечность, и что я жду от нее, от вечности?

Вообще, люди очень мало думают о вечности, но ведь жизнь на самом деле очень коротка! В молодости она кажется бесконечной, и это справедливо, потому что она бесконечна в самом деле. В старости она для верующего человека тоже кажется бесконечной, потому что смерть – противоестественна. Но она неизбежна…

Поскольку противоестественность смерти мы преодолеть не можем, мы должны понять, что она есть и что следует за ней.

Нет никакого сомнения, что смерть есть последнее испытание в человеческой жизни. А человек ведь никогда не соглашается с кратковременностью своей жизни. Он всегда протестует против нее и хочет, действительно, бесконечного ее продолжения. То есть он хочет вечности как раз. И она есть! Потому что есть Бог, и «Бог есть не Бог мертвых, но Бог живых», как нам говорит Священное Писание.

Но, чтобы нам как следует приготовиться к этому самому большому переходу, к самому серьезному испытанию, нужно какие-то подготовительные действия совершить. Нужно подумать о том, как и какими средствами себя укрепить. А обойти это препятствие нельзя, значит, нужно идти, как говорится, «на прорыв». Я такое военное слово специально употребляю, потому что именно так учили всегда отцы Церкви с древнейших времен. Они всегда сравнивали Церковь с воинством, а христианина – с воином. А воину всегда приходится иметь лишения: он недоедает, он не всегда может выспаться, на него может быть совершено нападение, его могут даже убить, как известно. Ну, духовного убийства, конечно, нам весьма нежелательно, но всякие опасности существуют на этом пути.

Итак, мы либо идем такой военной тропой – трудным путем христианина, опасным путем, «путем опасным, как военная тропа» (как где-то сказано, а он таковым как раз и является) – это наше понимание пути к вечной жизни. И символизируется оно Распятием Христа.

Потому что Распятие Христа – это единственный в мире религиозный символ, который говорит о главном. Масса символов существует и в других религиях, но это все пустяки какие-то или глупости, например звездочки какие-нибудь там или невесть какие лунки… Но страдания человека – это действительно важнейшая тема для всего человечества, основная тема. Страдания… И поэтому Распятие, изображающее страдающего Человека, есть подлинно живой и настоящий богочеловеческий символ. И он нам всё объясняет.

Поэтому, приближаясь к Распятию, мы должны хоть в чем-то, хоть немного себя ограничить. Если мы помним о Христе, если Он нам дорог, если Он нам нужен, если мы хоть отчасти вникаем в Евангельские тексты, так подробно повествующие о страданиях Христа за человечество, – так давайте хоть в чем-нибудь за ним и пойдем. Хоть в чем-то, хоть немного ограничим свои часто не совсем хорошие потребности и совсем ненужные желания. Тогда мы будем более близки ко Христу и будем более достойными людьми, потому что мы сможем обуздать свои страсти, свои пылкие (часто ненужные) желания и следовать в жизни более высокому призванию.

К Рождеству Спасителя необходимо подготовиться

– Начался пост Рождественский. Он начался на день апостола Филиппа, и уже само по себе это не случайно. Потому что апостольский подвиг – это, конечно, подвиг людей, особенно преданных Христу и Ему наиболее близких. Апостольский подвиг всегда был связан с лишениями, страданиями, с отважным стремлением пройти через любые препятствия, дойти до любых глубин, ничего не боясь, чтобы всем засвидетельствовать о Христе.

Поклонение волхвов. Фреска XII в. пещерной церкви, Каппадокия. Поклонение волхвов. Фреска XII в. пещерной церкви, Каппадокия.
    

И именно с памяти апостола Филиппа, по особому Промыслу Божию, мы начинаем движение к Рождеству Христову. Пусть апостол Филипп укажет нам этот путь. И пусть его святая память будет для нас как бы руководящей звездой на этом пути, если хотите. Мы знаем, что молитвами апостолов на этой земле освящены все дороги, ведущие ко Христу, потому что начали эти дороги именно святые апостолы.

А через несколько дней мы будем праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Именно в этот день, который по новому стилю приходится на 4 декабря, в храмах начинают исполнять Рождественские стихиры «Христос рождается, славите!» Пречистая Дева, будучи малым ребенком, вводится во храм, Она целиком посвящается Господу, и ангелы поют, воспевают и пророчествуют об этом особом служении Пречистой Девы, избранной от всего рода человеческого.

А затем идут у нас другие праздники: день апостола Андрея, день святителя Николая, далее мы вспоминаем праотцев – вспоминаем родословную Христа, свидетельствуя о том, что воистину Христос стал Богочеловеком. Он воспринял плоть человеческую, не был призрачным явлением или чем-то еще – Он был именно Богочеловеком. А родился Он как человек – и это именно очень важно для всех нас. Ибо существует масса сект, например ислам, которые считают, что всё это было призрачным. Что было какое-то особенное созданное Богом существо избранное, но не Сын Божий.

Нет, мы с этим не согласны. Самое главное в Боге – это любовь, а любовь Христа в том, что Он сошел на землю, воспринял плоть человеческую, родился как человек. В этом был уже кенозис Христа, то есть его добровольное самоуничижение. В этом был и Его Божественный подвиг, который увенчался Его распятием. Поэтому нам важно помнить и о телесной природе происхождения Иисуса Христа. Он родился, как человек, но, в то же время, и не как человек: Пречистая Дева не знала болезней рождения.

Она была как бы вместилищем, Она дала Свою плоть Божественному Логосу – Слову Божию, пришедшему на землю. А болезней рождения, как это присуще всем людям, Она не знала. Это случилось под действием благодати Божией: поэтому Она и так велика, поэтому Она выше ангелов, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Поэтому мы Ее и особенно почитаем через Рождество Христово.

И второй день Праздника Рождества есть Праздник Собора Пресвятой Богородицы.

Это отправная точка нашего почитания Христа, Его пришествия на землю через Рождество, к которому мы с вами можем только постепенно приготовиться.

Чтобы понять его, мы должны вдуматься в это Божественное воление, в Его величие, в Его таинственность, в Его полную и окончательную исключительность. А на это нужно время и сосредоточенность духа.

Время нам дается отсчетом дней поста, сосредоточенность духа нам дается постом и молитвой. Дается нам также она богослужением и покаянием.

Вот к этому всему мы и должны с вами обратиться – для того, чтобы к Рождеству Христову текущего года подойти уже с новым, более высоким пониманием, сделав хотя бы небольшой шаг к более глубокому проникновению в смысл учения Нового Завета; чтобы приблизиться к заповедям Божиим, которые мы должны исполнить для того, чтобы пройти разные испытания, вплоть до смертных, и войти в вечную жизнь.

Это непростая задача, но Господь нас призывает к ней и помогает нам ее решить.

Смотри также
Священники о Рождественском посте Священники о Рождественском посте Священники о Рождественском посте «Пост – это возможность измениться сейчас, а не потом»
Священники о Рождественском посте
Рождественский пост. Что представляет из себя это время, как достойно встретить Рождество Христово, на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни, – обо всем этом размышляют священники Русской Православной Церкви.
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митр. Лимассольский Афанасий
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митрополит Лимассольский Афанасий
Человек, когда постится, становится смелым, а смелость является очень важной добродетелью в духовной борьбе. Если у тебя нет смелости, ты не можешь спастись.
Рождественский пост – две лепты от души и тела Рождественский пост – две лепты от души и тела
Прот. Андрей Ткачев
Рождественский пост – две лепты от души и тела Рождественский пост – две лепты от души и тела
Протоиерей Андрей Ткачев
И от души, и от тела нужно принести по лепте в жертву, и от внутреннего сокровенного человека, и от внешнего. От тела – воздержание в пище. От души – голодание глаз, неподвижность языка, затворенный слух.
О посте, скрипке и отбойном молотке О посте, скрипке и отбойном молотке
Валерий Духанин
О посте, скрипке и отбойном молотке О посте, скрипке и отбойном молотке
Валерий Духанин
Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам?
Слово для радующихся наступлению Рождественского поста Слово для радующихся наступлению Рождественского поста
Прот. Артемий Владимиров
Слово для радующихся наступлению Рождественского поста Слово для радующихся наступлению Рождественского поста
Протоиерей Артемий Владимиров
Мать-Церковь, дорогой читатель, имеет обыкновение загодя, то есть задолго до наступления самого празднества, готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти. Вся история человеческого рода, начатая грехопадением праотцев, Адама и Евы, продолженная историей их потомков, историей народов и царств (а преимущественно историей древнего Израиля), — вела и привела к Вифлеему, к таинственному вертепу, где впервые явил нам Свой дивный младенческий лик Спаситель мiра, Христос!
Рождественский пост: краткая справка Рождественский пост: краткая справка Рождественский пост: краткая справка Рождественский пост
(28 ноября — 6 января нов. ст.)
Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Комментарии
Ксения27 ноября 2014, 12:20
Да строго и правильно соблюдать пост не всегда получается, но если возникают помехи на этом пути, то с этими помехами надо справляться, преодолевать их и идти дальше. Можно спросить совета у духовного отца или у священника в церкви. И когда преодолеешь все эти трудности, попостишься до конца, то только тогда почувствуешь духовную радость от того что ты смог, не сломался, не поддался мирским соблазнам, а остался с Богом до конца.
Ирина29 марта 2014, 14:52
Пост нужен, беспорно. Но многое непонятно в правилах питания в пост. Например, ограничения по растительному маслу. Растительные жиры практически в любой постной пище содержаться. Почему же в строгие постные дни нельзя хоть по несколко граммов добавлять в те же каши? Или полный отказ от обезжиренной молочной продукции? Логичнее, наверное, питаться всегда без чревоугодия, что, действительно, справедливо причислено к смертным грехам. Воздержание необходимо, это так. Но бесконечное: "Ой, сегодня это есть нельзя", - раздражает. Зачастую превращается в фарс. Что-то не так. Мне, кажется, что в очень многих людях чисто религиозное преобладает над истинно православным. Или я неправа?
Валентина 3 декабря 2013, 12:11
Виктору!
Виктор, новоначальным пост соблюсти совсем не сложно. Им сам Господь в это время помогает, у них глаза горят, они каждый день делают открытия и радуются этому. А вот по прошествии нескольких лет уже приходится делать усилия самому. Сужу по себе. Пришла в храм в начале февраля, а через 2-3 недели начался Великий пост. И я с великой радостью отнеслась к этому.
Олег 2 декабря 2013, 10:33
Слава Богу за пост,за молитвы и за каждый день нашего дыхания!Пост -это радость,без него невозможно духом соединяться с Господом.Пост- покаянная возможность принести малую жертву Богу, без нее, без жертвы, мы не можем любить Его во всей полноте.Примем же с благодарением этот великий дар Божий -пост и покаяние,как еще один инструмент нашего спасения!
Виктор 2 декабря 2013, 05:30
Простите меня, я не претендую на то, что моё мнение правильное. Да статья хорошая и посты нужно соблюдать, полностью согласен. Но вы посмотрите сколько у нас постов. Для человека сильно духовно развитого это хорошо. Для обычных людей такое количество постов это перебор, особенно для новоначальных. Пост это прежде всего духовное делание, не получится ли, что человек при большом количестве постов человек начнет относиться к ним формально? Развитие должно происходить постепенно от ступени к ступени и во всём нужно выбирать золотую середину. Так?
Ольга30 ноября 2013, 21:45
Христианская душа тянется к посту, как к солнечному свету! Укрепи нас всех, Господи, и вразуми!
лариса30 ноября 2013, 12:18
из за болезни у меня почти круглый год пост. И Слава БОГУ. Ведь раньше говорили щи да каша пища наша. и не было многих болезней. Обижаем нашего БОГА не ущемляя себя. Спасибо за вразумление.
Millia30 ноября 2013, 08:18
Slava TEBE GOSPODI !
Spasi XRISTE! otje sviate za propovedi
Владимир -3 Гончаров29 ноября 2013, 18:32
Пост - это очень важно - без Поста погибнет Церковь.
Серега29 ноября 2013, 16:30
трудным путем христианина, опасным путем, «путем опасным, как военная тропа» (как где-то сказано, а он таковым как раз и является)

Это фрагмент из песни Владимира Высоцкого о горах:

И можно свернуть, обрыв обогнуть
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный как военная тропа!
Людмила29 ноября 2013, 13:33
Прочитала книгу исповедника 20-го века архимандрита Сергия (Савельева)"Далекий путь", изданную по благословению Святейшего Алексия П. Потрясена тихим величием духовного подвига отца Сергия и его общинки, ставшей по сути катакомбным монастырем во времена антихристианского режима советской власти. Слова из письма, написанного в ссылке а.Сергием к членам его общинке на самом деле обращены и к нам: "Родные мои! Будем свято хранить тишину нашей жизни. Чем тише, добрее, единодушнее мы будем жить, тем легче будет Наташе нести свой крест. Всякое же нестроение в нашей жизни - тяжкие оковы для нее. Будем всегда молитвенно помнить о ней. Это долг нашей родной любви. Благодарите Господа за все и радуйтесь, всегда радуйтесь о Господе". "В прошлых письмах я просил вас жить тихо, просто и скромно и подальше отгонять от себя всякие мысли о мученичестве. Они не к лшицу нам и не полезны. Надо думать и плакать о своих грехах и благодушно нести свой крест, который Господь нам послал. В этом и есть наш подвиг".
Эту книгу надо читать и переиздавать. Люди, прошедшие ссылки и лагеря, на всю жизнь сохранили и пронесли родную Христову любовь, тепло и нежность друг ко другу. Светя и согревая тех, кто был рядом с ними. Всей своей жизнью люди, жившие практически в наше время, повторили подвиг первых христиан.
А пост для меня - праздник сопричастности ко Христу. Я, грешная, становлюсь к Нему(!) ближе.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×