В социальных сетях распространяется обращение против программ т.н. «всеобъемлющего сексуального образования» детей и подростков. Обращение инициировано рядом просемейных международных организаций. Программа, о которой идет речь, выражена, в частности, в таком документе, как «Стандарты сексуального образования в Европе», выпущенном Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения. Подзаголовок характеризует его как «Документ для лиц, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения».
Сам этот документ доступен по-русски в формате pdf, что дает возможность с ним подробно ознакомиться. С некоторыми его элементами – касающимися преподавания определенных медицинских знаний или обучения детей и подростков тому, как реагировать на сексуальные приставания, – можно было бы и согласиться, но другие не могут не вызвать тревоги.
Тревогу вызывает и общая идеология документа. Как пишут его авторы, «до этого существовало несколько инициатив в отдельных странах, но в ретроспективе их вряд ли можно назвать инициативами “сексуального образования”. В основном это была “подготовка к браку и семье”, которая отрицала тот факт, что у молодежи постепенно развивается сильный интерес к любовным отношениям, и в частности, что молодые люди могут вступать в добрачные половые связи».
Разумеется, подростки вступают в добрачные связи – это так же несомненно, как и то, что подростки пробуют спиртное, – и вряд ли авторы программ, ориентированных на семью и брак, это когда-либо отрицали. Но дальнейший текст «Стандартов» показывает, что составители рассматривают сексуальные отношения как преимущественно внебрачные и внесемейные, и именно такие отношения рассматриваются как безусловная норма.
Существуют два в принципе различных взгляда на человеческую сексуальность. Согласно одному из них, предназначение этой стороны человеческой природы – формирование брака, то есть союза мужчины и женщины, в котором они проявляют взаимную верность, преданность, любовь и заботу, рождают и воспитывают детей. С этой точки зрения, полноценная, здоровая и счастливая жизнь людей – как нынешнего, так и будущих поколений – принципиально связана с семьей как с той формой человеческих отношений, в которой люди приобретают опыт любви и ответственности и передают его потомкам. Естественное биологическое влечение между полами – важный элемент формирования семьи. Этого взгляда придерживаются все великие мировые религии – но не только. Его могут поддерживать (и часто поддерживают) люди совершенно светские – исходя из соображений ответственности и здравого смысла.
Другой взгляд полагает «в центре… сексуальность как позитивный потенциал человека и источник удовлетворения и удовольствия» (С. 32) совершенно вне какого-либо семейного контекста.
Нет ничего ужасного в удовлетворении и удовольствии как таковом – как говорит Писание: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Притч. 5: 18–19).
«Песнь песней» также воспевает чувственную любовь супругов – но принципиальная разница со «Стандартами» бросается в глаза: влюбленные в «Песни песней» обращены друг к другу, а не к своему личному удовольствию. Для них сексуальность предполагает возможность вступить в уникально личностные, доверительные, целостные отношения с другим человеком: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне» (Песн. 6: 3).
В «Стандартах» сексуальные отношения рассматриваются как что-то больше напоминающее коммерческую транзакцию, чем брачный завет: «Суть такого нравственного поведения заключается в том, что вопросы должны решаться в духе взаимного согласия зрелыми участниками, равными по статусу, правам и возможностям. Важной предпосылкой этому является то, что участники должны стремиться к одинаковому пониманию концепции “согласия” и осознавать последствия своих действий – в частности, применительно к поведению в рамках взаимоотношений и сексуальному поведению» (С. 22).
Против этой фразы было бы невозможно возразить, если бы речь шла о коммерческих сделках, в которых от людей достаточно потребовать, чтобы они заключались без обмана или принуждения. Когда вы покупаете всего лишь вещи и отдаете за них всего лишь деньги, большего требовать невозможно. Но этот подход не работает, когда речь идет об отношениях, призванных восполнить глубочайшую нужду человека – в любви, преданности, продолжении рода, отношениях, предполагающих степень открытости, немыслимой в любого рода транзакциях, для которых достаточно согласия сторон. В такого рода отношениях возникают нравственные проблемы, никак не сводящиеся к добровольности транзакций.
Потребитель не разбивает ничьего сердца, сменив марку мобильного телефона; он имеет полное право поступать так, как ему хочется, не сообразуясь с возможным ущербом, который он причиняет «покинутой» компании. Брендовая лояльность не является нравственным долгом. Компания не имеет права – да и возможности – удерживать потребителя против его воли.
Разрыв близких отношений связан с причинением тяжкого страдания – и длящегося психологического вреда – для по крайней мере одной из сторон. Людей едва ли возможно принудить отказаться от такого поведения – но оно остается разрушительным и аморальным. Говоря религиозным языком, это грех против милосердия. Удивительно, что там, где считается нормальным требовать возмещения причиненного психологического вреда и дискомфорта через суд, люди полностью игнорируют тяжкий эмоциональный вред, порождаемый таким подходом к отношениям.
Об отношениях между лицами одного пола предполагается «просвещать» детей уже в возрасте 4–6 лет.
В этом контексте сниженного отношения к сексуальности как к всего лишь средству получения удовольствия естественно выглядит настойчивое продвижение гомосексуализма – об отношениях между лицами одного пола детей предполагается «просвещать» уже в возрасте 4–6 лет (С. 46), потом эта же тема настойчиво продвигается для всех остальных возрастов.
Удивительный парадокс идеологии «Стандартов»: люди постоянно говорят о том, что их действия направлены, в частности, на снижение заболеваемости СПИДом и другими болезнями, передающимися половым путем, но в то же время с фанатическим упорством продвигают образ жизни, о котором точно известно, что он связан с в десятки раз более высоким риском заражения ВИЧ и другими БППП.
С той же неизбежностью из общего подхода к человеку следует и проабортная позиция авторов документа: подросткам, начиная с 12–15 лет, предполагается рассказывать о «праве на аборт» (С. 50–53).
Разумеется, подход, демонстрируемый авторами документа, несовместим с христианским наследием нашего континента. Но дело не только в этом – он противен здравому смыслу и человеческому достоинству. Ценность семьи, верности, самоконтроля, надежности в отношениях признают далеко не только христиане – но и многие последователи других религий и неверующие. Это не вопрос приверженности какой-то определенной религиозной традиции – это вопрос нравственного здоровья.
Как писал выдающийся американский психолог и философ Виктор Франкл (не христианин): «Мы, психиатры, постоянно видим у наших пациентов, насколько же они под давлением этой индустрии “просвещения”, манипулирующей общественным мнением, чувствуют себя прямо-таки обязанными стремиться к сексу ради него самого, развивать интерес к сексуальности в ее деперсонализированном и дегуманизированном обличье». Франкл писал, что, по его мнению – и мнению его коллег-психиатров, – эта индустрия только подрывает способность человека к полноценной близости.
«Стандарты сексуального образования в Европе» – как раз образец такого обезличенного и обесчеловеченного подхода к сексуальности, и неудивительно, что многие люди не желают видеть эти стандарты в школах, где учатся их дети.
/Почему всех так остро интересует судьба Европы..? ... Разве это не есть прелюбодеяние, за которое полагается кара Божья?/
Нас не волнует судьба Европы, нас волнует то, что если зараза возникла там, то скоро она появится здесь. Мы о себе беспокоимся в первую очередь.
P.S.: не разбрасывайтесь словом "кара Божья"... кто знает чего мы (я!) достойны.
Текущую ситуацию Вам уже объяснили.
Да, у нас светское образование, православным следует быть гибкими, что не означает "как бы чего не вышло". У нас есть свои интересы в области образования. Россия сформирована православием как и Европа в целом христианством, без знаний религиозного характера трудно объяснить и понять многие вещи. В советской школе, помнится, пришлось много "выстрадать" за восстание Яна Гуса и гуситские войны, никак не понять было в том изложение, с чего бы это чехи переполошились иже с ними пол-Европы. Ничего, выучила наизусть, по-другому не вышло. От школьной истории было впечатление, что обезьяна как взяла в руки палку, так всю жизнь по всему миру неизвестно с какого перепугу только и мечтала, что об Октябрьской революции. Современные деятели искусства кричат "творческого человека не тронь, вдохновение спугнешь", и замалчивают факт, что большинство мировых шедевров созданы ремесленниками (художники, скульпторы, композиторы и пр.), работавшими по заказу церкви, а их вдохновение результат духовности.
Если государство, наконец-то, заинтесовано в духовном воспитании, необходимо решать возникающие проблемы, а не отказываться от своего наследия в угоду атеистам и пр. Кстати, без Закона Божьего иудея от еврея никто не отличит.
Закон Божий надо вводить в школе, но может быть сначала по желанию набирать группы. Только на другом уроке будут преподавать, что человек от обезьяны произошел... Да и где на каждую школу набрать в наше время столько просвещенных, добросовестных, искренних и верующих преподавателей, они на вес золота. Это огромная ответственность - преподавать такие знания. Такой человек должен быть проповедником и уметь любить...
В школе уже есть такой предмет-"Основы духовно-нравственной культуры народов России"и"Основы религиозных культур и светской этики".На родительских собраниях учителя опрашивают родителей по какой направленности будет заниматься ребенок.Детей делят на подгруппы,и занятия идут по"интересам"так скажем.Мой ребенок изучает"Основы православной культуры"и еще 2-3человека из класса,остальные же родители выбрали я знаю основы светской этики.Мне запомнилась фраза одной мамы на собрании,когда шел опрос:"Конечно основы светской этики!а то ведь вдруг еще начнет в церковь ходить))))"Вот как бы реальная ситуация нашей веры....все начинается с семьи,что прививают с детства,какие ценности.Если наше государство будет поддерживать институт брака,возможно ситуация и к лучшему повернется...Многодетных семей стало больше-это не может не радовать...Учебник по православию мне лично понравился,автор-Андрей Кураев.В содержании основа нравственности и патриотизма заложены,а это важно для человека любого.
По-моему, все публичные обсуждения и разговоры в любом виде на тему "воспитания" в этой сфере следует минимизировать. Благими намерениями, известно куда дорога вымощена.
Мной сознательно заменено слово "сексуального" на полового.
Люди, говорящие на русском! Особенно переводчики и публицисты! Перестаньте использовать слова "sex" "sexual" - пол, половой в текстах на русском и в переводах на русский.
Это увлечение началось с начала 90-х. Есть даже дата.
Результат: под понятие "сексуальный" подпадает и мужеложество и брак жениха и невесты.
Эта мелочь перевода зашла так далеко, что законодательство России начинает все более применять на равных термины половой и сексуальный(не обязательно половой).
Отклоненный в мае законопроект № 436334-6 от 24.01.2014 г. был последней, известной мне попыткой узаконить равенство отношений полов (мужского и женского)и неполовых отношений (мужеложство, например) казуистически хитрым юридическим ходом с участием слова "сексуальный".
Также замечу, что англо-саксы не употребляют слово "sex" "sexual" к отношениям мужеложников, но только к отношениям мужчины и женщины. Кроме того, слово "сексуальный" в родном языке имеет значения: блуд, похоть, разврат, но в отношениях мужчины и женщины исключительно.
Спрошу Вас как гостя данного сайта - Вы когда-нибудь читали Библию?
Если ответ да, то мои вопросы к Вам:
1) не видите ли также проблему в узаконенных ростовщических операциях?
2) не видите ли вы проблему в узаконенной алкоголизации страны?
3) не видите ли вы проблему в узаконенном одурманивании страны табаком?
4) .... в узаконенных спекуляциях на фондовых биржах, которые суть нечестный нетрудовой заработок, основанный на паразитизме.
...и многое другое...
Кто-нибудь может ответить на следующий вопрос?
Почему всех так остро интересует судьба Европы, тогда как у нас у самих в России полным полно проблем приблизительно в этой же сфере, что и рассматриваемый в данной статье вопрос, к примеру - повальное сожительство мужчин и женщин, которые считают, что они живут в т.н. "гражданском браке"? Причем такое явление встречается не только среди тех, кто индифирентен к Богу и Его законам, установленным для человека, но и среди верующей части населения. Неужто мы уже настолько откатились от законов нашего Создателя, что не умеем различить настоящий узаконенный брак, предполагающий ответственность супругов друг перед другом и перед потомством, от лживого "гражданского" брака, отношения в рамках которого иначе чем адюльтером не назовешь? Разве это не есть прелюбодеяние, за которое полагается кара Божья?