Православный календарьПравославный календарь
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.

Анатомия покаяния по Книге пророка Осии

Пророк Божий Осия (IХ в. до Р.Х.) начинает ряд так называемых «малых пророков». Свое служение он совершал в Израильском царстве, предвозвещая отступившему от Бога народу грядущие наказания. Смысл пророчеств избранника Божия заключался в том, чтобы показать израильтянам их вину в грядущих невзгодах, поскольку они отступили от служения и познания Бога, а благосклонность оказывали идолам и демонам. Пророк Осия должен был сделать явным, что беды обрушатся на народ не по некоей случайности, но всё это совершится по предречению и предопределению Творца, знающего их пороки и ведающего, каким образом следует осуществить над ними домостроительство. Таким образом, в Книге пророка Осии мы встречаем удивительно откровенные и поучительные проникновения в сущность греха богоотступничества, его разрушительного влияния на человеческие души. Слова пророка помогают постичь необходимость и смысл покаяния как обращения к Богу, прерывания греховной цепи, связывающей силы человеческой души.

«Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5: 4), – говорит Господь о погрязших во грехах израильтянах. Как указывает один из древних толкователей: «Не помыслят о покаянии те, кто постоянно преуспевают в погибели». Из этих слов становится ясно, что самое страшное для человека – не падение в грех, а привычка греха, его постоянство, которое настолько пленяет сердце, что душа уже не может оставить пристрастие и обратиться к Богу. Наши сделки с совестью постепенно становятся невидимой стеной, которую со временем всё труднее и труднее преодолеть, так что наконец мы даже забываем о том свете, который исходит от Солнца, закрытого стеной. Причем абсолютно не важно, какие строительные материалы будут употреблены для возведения этой преграды – огромные валуны или маленькие булыжники: результат один и тот же. Свойство же греха неизменно: аппетит приходит во время еды – чем больше грешишь, тем больше втягиваешься в этот процесс. «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4: 10), – предупреждает Господь. Наконец, это забвение Бога настолько умерщвляет душу, что она становится не способной реагировать на промыслительные наказания. Тогда совершается самое страшное – Господь больше не воспитывает человека, не способного воспринимать божественные посещения: «Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Ос. 4: 14). «Вот это – страшно, вот это – конец, когда уже не карают нас за беззакония, когда уже не исправляют нас, прегрешающих», – восклицает древний толкователь. Но Господь здесь говорит также и об особой ответственности за состояние общества тех, кто принадлежит к Его избранникам. От их ревности, от их стремления к покаянию зависит многое, слишком многое, чтобы позволять себе судить, вместо того чтобы чувствовать ответственность за происходящее рядом с ними! Поэтому если мы, призванные Богом в Его Церковь, не будем стремиться к Творцу, то нечего удивляться, что такого стремления не показывают наши ближние: «…потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Ос. 4: 14).

Это единственное требование, которое Бог ставит перед падшим созданием: признать себя виновным и почувствовать необходимость в помощи Создателя

«Пойду, – говорит Господь, – возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего» (Ос. 5: 15). Это единственное требование, которое Бог ставит перед падшим созданием: признать себя виновным и почувствовать необходимость в помощи Создателя. И можно только удивляться, как мало требует Творец от забывших Его людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). «Милость не только не осуждает невинных, но и на виновных смотрит с состраданием; она по возможности снисходит им, как членам немощным и болящим, заботится не о казнях, а о врачевании», – учит святитель Игнатий (Брянчанинов). Также Бог желает, чтобы мы были милостивыми и сами к себе – чтобы перестали гибнуть в грехах, томить душу суетой, давать ей суррогат вместо истины, чтобы наконец сжалились над изможденным духом и обратились к Нему. «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Ос. 10: 12), – призывает нас Сам Бог. Вот в чем заключается удивительная сила покаяния – оно действительно отрывает от безумного влечения ко греху, прекращает гибельную связь со злом, разрывает цепи, влекущие к дольнему! И всё это осуществляется для того, чтобы дать возможность нашей душе наконец обратить взор к Создателю, почувствовать свою вину и взыскать Спасителя, Который некогда устами святого пророка Осии дал нам бессмертное обетование: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13: 14).

Роман Савчук

30 октября 2014 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 309 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святой пророк Осия Святой пророк Осия
Аудио
Как и другие пророки, Осия не только словами выражал народу послания Господа – вся его жизнь обнаруживала Промысл Божий. Пропитанные горечью пророчества Осии говорят о разочаровании Господа в народе-отступнике. Примирение с Богом будет достигнуто только с приходом Христа, Который, по свидетельству Осии, освободит людей от власти смерти.
Пророк Исайя о покаянии Пророк Исайя о покаянии
Протоиерей Андрей Ткачев
Это жуткое явление, когда именно то, чем люди желают оправдаться – молитва, праздники, пост – более всего раздражает Бога. «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их».
Библия, изложенная для семейного чтения. 12 пророков Библия, изложенная для семейного чтения. 12 пророков
И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: Ты вверг меня в глубину, в сердце моря. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
Комментарии
Александр Бутов 1 ноября 2014, 23:26
Иоанн: "а мне-то что остается?"

То же, что и прежде: снова и снова, через "буквально стыдно на священника взглянуть" исповедовать то же самое ( новое), т.е. расшатывать грех как больной зуб. Т.е. делать себе больно раз за разом. Т.е. унижать свою гордыню (http://www.foma.ru/article/index.php?news=2478). Бывает, и пот прошибёт, хотя перед этим вроде никак не мог согреться, прийдя с мороза в храм и дожидаясь своей очереди к исповедальному аналою...
Николай 1 ноября 2014, 18:46
"Сделки с совестью"... Могут быть не сделки,а немощи. Тогда Господь попускает скорби и болезни. И если они приемлются в терпении и благодарении,то это угодно Господу. По слову святых,спасаться последние и будут терпением скорбей. И в Царство идут не от победы к победе,а от падения к падению,после которых встают и продолжают идти дальше. Свт.Тихон Задонский. Авторы статей,будьте милосердней и информативней. У людей могут развиться психические искажения; священник,живя и питаясь в ограде церкви,требует от мирян,живущих в постхристианском обществе того-же. Сначала надо на общественно-государственном уровне создать человечные условия для рехристианизации нашей жизни,после чего можно устремиться к совершенству и проповеди Христа по-миру. Это наша национальная идея!
Максим 1 ноября 2014, 16:40
У меня складывается впечатление, когда я читаю Ос. 4, 14 на церковно-славянском, что Господь и сожалеет о Его людях.
Иоанн31 октября 2014, 09:59
Ольге: спасибо, но мне не интересно почему так - где интерес разбирать почему я не попал в рай? мне интересно что конкретно делать. Монахам хорошо - думай себе о смерти, общайся с такими же - если нормальный монастырь просто красота!
а мне-то что остается? А то у Владимира очень просто: покаялся и ОК. мне это баптистов напоминает
Ольга31 октября 2014, 09:13
Ольге: один из святых при жизни также сокрушался о том, что снова впадает в грех после раскаяния в нем. Он задумался о смысле постоянного раскаяния в одном и том же грехе. И понял, что, оставив постоянство в раскаянии, он может потерять ощущение своей греховности... Важно тянуться душой к исправлению, карабкаться изо всех сил...
Ольга30 октября 2014, 17:40
Иоанну: Не с одним, а причина в том, что мы исповедуемся, но нет настоящего покаяния(исправления жизни)и нет решимости исправить свою жизнь, живем по привычке, т.е нет страха Господня и не помним "последняя своя"
Иоанн30 октября 2014, 15:17
Владимиру: ну да, как хорошо после исповеди! и на душе легко! И чувство, что все можно исправить, и я - хороший! Потом придешь домой - с женой поговоришь, детей повоспитываешь, кота накажешь... рюмашку опрокинешь... телек... Невыносимая скучность бытия ведет известной тропой... И через неделю буквально стыдно на священника взглянуть, потому что всё в чем каялся - в том и согрешил, причем так быстро!
к греху дорога широкая и двери распахнуты. Или так только со мной одним?
Владимир Степанов30 октября 2014, 14:12
Погрязнув в мирском, мы отказались от общения с Ним, отказались от любви к Нему.
Господь жаждет нашего добровольного возвращения к Нему. Он подсказывает нам через истории Ветхого Завета, через наши собственные жизненные ситуации дорогу к спасительной двери. И дорога не трудна, и дверь нескрипуча - покаяние.
Юлия30 октября 2014, 13:41
Спаси,Господи,батюшка!Спасибо за хорошую статью.Здравия Вам и сил! Ждем новых статей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×