Жизнь и представления о ней
О многодетности в православных СМИ принято писать несколько «парадно». Это понятно: верующий журналист испытывает к «рекордно-многодетным» чувство сродни благоговению («Вот это люди! Ведь могут же! А как справляются!») и искренне транслирует это чувство читателю. А многодетные родители не слишком много говорят о трудностях потому, что большое число детей ускоренными темпами приводит человека к пониманию: основная часть проблем кроется в нем, в его недостатках, а не в количественных показателях семьи. Соответственно, родители не пугают читателя проблемами многодетности, понимая, что те же трудности и с одним ребенком очень вероятны. И им остается лишь делиться радостью, которой тоже – хватает.
Однако даже на собственном опыте я сталкивалась с тем, что прочитанные в юности статьи о многодетности, очень позитивные, после появления собственной семьи воспринимались с оттенком легкой иронии. Долго, например, вспоминалась фраза из одного интервью: «Мама на троих не делится», – то есть чем больше в семье детей, тем меньшую ревность друг к другу они испытывают. Забавно теперь в своей семье ежевечерне наблюдать попытки делить маму на троих в буквальном смысле. У меня, увы, всего два бока, а при чтении книжки непременно все три ребенка желают сидеть непосредственно рядом с мамой. Сажаешь одного на колени – подавай по коленке каждому. И попробуй объясни, что мама не паук.
А недавно в комментариях к одному тексту о многодетности встретились мне гневные и горькие слова многодетного (шестеро или семеро чад!) отца о том, что его «заманили» в многодетность, рисуя елейные образы, которые на практике обернулись встречей со слишком тяжелой реальностью. И хотя дальше выяснилось, что в бытовом плане «реальность» того комментатора, пожалуй, много лучше условий, в которых вполне благодушно и благодарно проживают другие семьи, понять его можно. Все-таки определенные вызовы – в первую очередь психическому равновесию родителей – многодетная семья порой бросает.
И тут, с одной стороны, можно резюмировать кратко: покайтеся, и будет вам счастье! В корне это верно, ведь большая часть проблем в ничто превращается там, где есть всегдашнее и крепкое упование на Господа и готовность предъявлять претензии лишь к себе, а не к окружающим. Но поскольку далеко не все мы уже вошли в меру возраста, к примеру, святой Иулиании Лазаревской, нам стоит признать, что на практике в родительской жизни бывают сложности не только духовного, но и психофизического порядка.
Одна матушка всё каялась как-то, что она такая-рассякая: грешная, нерадивая и «взрывоопасная» мать, а исповедующий священник слушал-слушал и говорит: «Матушка, ты б попила витаминчики, а? Не улыбайся, я серьезно. Самооправдание бывает, да. Но в данном случае – в основном усталость. Попей…»
И есть много таких вещей, о которые многодетная семья поначалу может спотыкаться, из-за них излишне нервничать, а потом – иногда спустя годы – находит пути их преодоления. Думаю, что небольшая часть таких проблем немного приоткрылась и мне, хотя у меня пока всего трое детей. Между прочим, это и проблемы материнства в целом – современного материнства, если хотите. Мне кажется, что разговор о материнских «красных тряпках», выбивающих из равновесия и ввергающих порой в бездну уныния, был бы полезен – в конце концов, на ошибках учатся, хотя бы и на чужих.
Конечно, в моей семье дети еще довольно маленькие, и потому многих проблем (типа трех индивидов «переходного возраста» в семье одновременно) я пока просто не представляю. Зато – есть много свежих впечатлений и некоторый опыт общения с другими семьями. Попробую привести для начала хотя бы некоторые соображения.
«Государственное воспитание» и новая педагогическая реальность
Первая серьезная подножка молодой маме – стереотипные бессознательные модели поведения, которые она вынесла из собственного детства.
Первая серьезная подножка, которую жизнь ставит молодой (еще не обязательно многодетной) матери, – это стереотипы. Стереотипные представления о материнстве, с которыми сталкиваешься в излияниях доброхотных советчиков, и – главное – стереотипные, бессознательные модели поведения, которые молодая мать вынесла из собственного детства.
Мы живем в пору массового падения привычных моделей. Я сейчас не имею в виду кризис семьи, проблемы матерей-одиночек и т.п. Я имею в виду то, что даже в полной семье всего с одним ребенком перестали «работать» самые базовые, типичные представления о том, что такое процесс «выращивания» дитяти. Молодая мама пребывает в постоянном кризисе не оправдавшихся ожиданий: со времен собственного детства она помнит, что с ребенком всё должно происходить так, так и вот так, а выходит почему-то только эдак и вот эдак. Она желает соответствовать тому-то и тому-то – а не получается… При этом рядом всегда найдется тот, кто пожурит: «А вот я своих детей воспитывала так-то, и посмотри, какие люди выросли».
Впрочем, требуется конкретика, чтобы пояснить мою мысль. Вот, например, набор представлений о детстве ребенка из 1960–1980-х: ребенок – это маленькое существо, заботу о котором почти с годовалого возраста можно процентов на 70% препоручить государству. Ясли почти с года, затем сад и школа. Моя бабушка в юные годы несколько лет работала воспитателем детского сада – и родители воспитанников звонят ей до сих пор. Она была для своих подопечных вторая (а чаще – почти первая) мама. Кровный родитель поднимал утром ребенка, умывал, приводил, вечером забирал (иногда уже из ее квартиры, потому что на работе задержался). Бабушка – приучала к горшку, определяла по соответствующей методичке основной круг чтения, развивала речь, культуру движения, приема пищи, публичных выступлений, социального взаимодействия. Не так давно она передала мне свой архив методической литературы, изрядно зачитанной и исчерченной карандашом, – вот она, мера ответственности педагога.
Да, у советской педагогической модели были свои минусы (среди прочих, например, невольное приучение к зависти: как один из методических приемов воспитателю очень часто рекомендуется сравнение детей друг с другом, приведение кого-то одного в пример и т.п.). Да, государственная забота о детях была по сути корыстной: дитя заботливо и всецело воспитывалось за счет государства с целью привития ему определенной идеологии.
Но в целом качество такой заботы было выше, чем в современных учреждениях (просто несравнимо на фоне нынешней «текучки кадров» в бюджетных детских садах), а главное – было единое образовательное пространство, единый, непрерывный методологический подход к воспитанию и образованию. Родитель просто не имел ни возможности, ни нужды чрезмерно рефлектировать и нервничать, выбирая ту или иную «педагогическую модель» для своего ребенка. Модель осуществляло учреждение, родитель шел «на подхвате». Хорошо это или плохо – другой вопрос, но понятно, что для родителя это было внешне в чем-то легче.
Из памяти семьи исчезло целостное представление о воспитании. Знания и навыки – поколению за поколением – прививал детский сад.
Зато в результате из памяти семьи исчезло целостное представление о воспитании, о какой бы то ни было методике обучения и привития элементарных знаний и навыков, которые – поколению за поколением – прививал детский сад. Прививал – да перестал. Мы же теперь не «совок», у нас что ни сад – то авторская методика. Теперь вот до сада добрался новый федеральный госстандарт… А каков-то будет результат?
Несколько стереотипов
Следует еще вспомнить былую безопасность «свободного плавания» ребенка на улице. Было время, когда словосочетание «дворовый ребенок» не ассоциировалось только с маргинальными семьями. Рассказы большинства классиков советской детской литературы пестрят фактами совершенно немыслимой в наши дни детской самостоятельности. Вот школьники (класс пятый) одни едут в лес за елкой, вот они же живут одни на даче, вот малыш после детского сада выходит погулять во двор без взрослых… Мама в это время занята работой, уборкой и прочими «личными делами».
Да что литература! Моя вторая бабушка, инженер, завотделом, «пропадавший» на работе, рассказывала как анекдот про мою маму-первоклашку. В школу мама ходила сама, с ключами на шее, и практически сама решила записаться на музыку (тогда – вы помните? – педагоги ходили по школам, отбирая желающих). Музыкальная школа была далеко, нужно было преодолевать дорогу с напряженным движением, и вот бабушка как-то после работы спросила мою будущую маму:
– Марина, как же ты туда ходишь? Ведь такая дорога страшная!
– А я когда ее перехожу, глаза закрываю – и не страшно.
Грустно, если подумать, но таковы были реалии времени: «ценные специалисты» сгорали на работе во имя светлого будущего, а дети неминуемо были немного «задвинуты» на периферию, но зато родительские функции старательно компенсировало государство. Я отнюдь не ностальгирую по такому положению вещей – все-таки воспитывать ребенка должны в первую очередь родители. Я только хочу показать, что многие моменты воспитания именно внутри семьи как бы «выпали» – их не было в жизни наших родителей, и в нашем детстве тоже было мало.
Как гулять с детьми, какие книги в каком возрасте читать в первую очередь, какие игры организовывать? Мы смутно помним, как играли в детском саду, – но там была группа человек в 20 одного возраста, а тут у мамы два-три-четыре разновозрастных ребенка, которых как-то и чем-то одновременно надо занять. Как? Один может играть в гуси-лебеди – другой еще едва ковыляет; одного радует «Море волнуется раз» – другой не понимает, что от него хотят. Я прочла немало книг по методике детских игр, но одно дело – голая теория, другое – воспоминания о детстве, например в многодетной семье. Думаю, что многодетным во втором-третьем поколении, тем более знакомым именно с домашним воспитанием, решить такие вопросы проще.
Уже во времена моего детства отмерла культура самостоятельной детской игры во дворе.
Уже во времена моего детства постепенно отмерла культура самостоятельной детской игры во дворе, под присмотром бабули-соседки. Наступили, простите за штамп, «лихие девяностые», и родители здраво рассудили, что свободное время ребенку безопасней проводить в кружках и секциях, а не на улице с другими детьми.
В итоге современная мама на прогулках в одиночку «развлекает» детей, помня о том, что гулять надо «два раза в день по два часа». Это ей соседка рассказала, у которой именно так детей «выгуливали» в детском саду, а потом в школьные годы дети гоняли в футбол до вечера, пока мама занималась хозяйством. А мама нашего времени пытается выполнить все функции детсадовского персонала «строго по таблице», а потом искренне нервничает, что после четырехчасовой прогулки сил надраить плиту до блеска, «как у соседки», отчего-то не осталось.
Видимо, тогда же, в 1990-е, немного видоизменились модели обращения с детьми внутри семьи: времена тяжелые, неизвестно, что впереди, надо «вложиться» хотя бы в дитя, чтобы смогло в жизни «остаться на плаву», если что. С этих времен у нас сохранилось стереотипное представление о том, что у дошкольника непременно должно быть штук пять «развивающих занятий» в неделю, а если у мамы дошкольников трое – умножайте на три.
Стереотипы и многодетность
В итоге именно в многодетных семьях особенно остро сказывается избыток не жизнеспособных больше стереотипов и нехватка живого опыта воспитания внутри семьи. Ведь в таких семьях очень часто дети либо совсем не ходят в детский сад, либо ходят в него «через раз». Родители, с одной стороны, боятся, что в саду ребенок будет слишком переживать: мама его «сдала» чужим людям, а сама с маленькими дома сидит. С другой стороны, многодетная мать живет в «хроническом декрете», и у нее нет практической заинтересованности в садике, зато есть веские возражения: будет ребенок только лишние инфекции носить для младших, зачем?
Итак, мама остается с детьми, памятуя (из своего садовского детства), что у детей должна быть утренняя зарядка, дневной сон, две прогулки по два часа, развивающее и музыкальное занятие, урок трудолюбия… Еще ежевечернее купание, книжка и колыбельная перед сном. Еще – секция хореографии и изостудия. А в квартире должно быть чисто, «как у бабушки», а на столе должен быть ужин, «как у мамы»… А «нормальная женщина» должна работать… И если за такой женщиной, искренне воплощающей все стереотипы в полном объеме, однажды не приедет с мигалкой «психпомощь», так только благодаря тому, что женщина опытным путем придет к выводу: иногда представления о том, как «должно быть», не мешает подкорректировать.
Попытка сделать выводы
Но пора, наверное, как-то резюмировать всё предшествующее многоглаголание. Итак, какие выводы можно предложить? (Ведь раз уж есть статья, должны быть выводы. Так полагается, верно?)
Надо уметь сказать себе «Стоп!», отложить умную книжку по педагогике в сторону и прислушаться к собственному ребенку.
Вывод первый: не стоит ждать, что всё будет «как раньше» и что кто-то обязан нам это «раньше» вернуть. Чтобы поменьше нервничать и не травить себя пустыми ожиданиями, нам стоит сразу осознать, что воспитание наших детей на данный момент де-факто не является обязанностью государства, но это – не так уж плохо. То есть это, вообще-то, отлично, хотя и сложно. Главное – не потратить отпущенное время на пустые ожидания в стиле «А вот они должны!» Пока где-то там, в кулуарах, вдохновенно кроится очередной экспериментальный образовательный стандарт, мы имеем все возможности воспитывать своих детей сами. Правда, почти не имеем методики. И обилие методик – зашкаливает. Значит, надо крутиться, читать и изучать. Но в первую очередь надо уметь сказать себе «Стоп!», отложить умную книжку в сторону и прислушаться к собственному ребенку. Сейчас у нас есть такая возможность: мы не обязаны «сдать» в первый класс стандартизированного октябренка.
Вывод второй: не стоит слишком пристрастно сравнивать себя с бабушкой, мамой или рассказами соседки о том, как идеально она воспитывала собственных детей. Тут поможет только разумное смирение первопроходца: мы идем немного по-другому, и вряд ли у нас выйдет лучше, но нам главное – пройти, а не доказать кому-то свою «профпригодность».
У большинства советчиков из старшего поколения выросли действительно хорошие дети, мы не имеем права с ними спорить. Но чаще всего это были два ребенка с разницей в возрасте в пять-семь лет, соответственно реже тогда встречался такой вид воздействия на материнскую психику, как одновременный ор трех глоток от ноля до четырех. В семье с детьми-погодками женщина внешне может сильно проигрывать по «педагогическим способностям» и спокойствию пожилой соседке, которая «никогда не повышала на ребенка голос». Она просто утром сдавала, а вечером забирала из садика единственную дочь, для которой за день разлуки скапливался еще и запас душевного тепла.
Пора учиться черпать любовь и спокойствие в ее Источнике – вымаливать любовь к детям и доброту, добиваться ее.
А когда дети под боком 24 часа в сутки, запас такового тепла поначалу очень быстро иссякает, и мать впадает в уныние: ну как же я так могу, ведь другие-то женщины были добрее, от детей не «уставали»! Но!!! Это ведь тоже по-своему неплохо. Это нам, матерям, дает возможность быстрее познать истинную цену своих «добродетелей» и «педагогических талантов» и, упершись в стену лбом, начать наконец учиться черпать любовь и спокойствие в самом ее Источнике – научиться вымаливать любовь к детям и доброту, добиваться ее.
Пока – что-то не очень, да. Но один батюшка в таких случаях любит утешать матерей святоотеческим изречением: «В сосудах скудельных храним мы благодать». То есть да, мы всего лишь глиняные горшки, дебелые, часто злые и раздражительные – но у нас есть надежда. Все-таки жена спасается чадородием не только потому, что воспитывает святых и гениев, но и потому, что с каждым новым ребенком глубже осознает свою «скудельность». Если не слишком унывает от нее.
По стереотипам вообще ничего не успевается: ни дом в порядок привести, ни с ребёнком заниматься, ни за собой следить. Сейчас понимаю, что на сына решимся нескоро...
Пожалуйста, развейте вашу тему поделитесь опытом решения таких проблем.
Поэтому не надо впадать, пожалуйста, в крайности по отношению к многодетным: ни считать нас героями, ни маргиналами, ни богачами, пожинающими лавры. =)
Мы обычные люди, и нас терзают те же страсти и та же неуверенность - в своих силах, в правильности своих действий, в будущем наших детей. И вот такие статьи очень помогают, приободряют и дают надежду, что Господь будет снисходителен к нашим ошибкам и не зачтет нам в грех нашу неидеальность.
В самом деле, разве сравнить те условия с проблемой отсутствии готовой, удобной, чтобы без напряга, методики воспитания. У бабушек выбора не было ни садика, ни вести или нет. Бабушки уже состоялись. Моя бабушка еще своих осиротевших 7 братьев, сестер и племянниц подняла и всю жизнь их опекала как мать. Мне с ней точно не сравниться, даже пробовать не буду, но, простите, и современных многодетных в один ряд с ней не поставлю. Как и матерей поколения 90-х с нынешними. Каждый рожает, сколько Бог дает и когда дает, времена не выбирают. Не судите, да не судимы будете. Цените, что сейчас думать не о чем, кроме как о детях. Слава Богу за все!
Не надо нас современных многодетных сравнивать с прошлым поколением. Я Вас тоже могу сравнить с подвижниками благочестия прошлого времени, как похожи на них???
И не надо фантазировать на тему "что вырастет из детей в многодетных кавказских семьях". Давайте лучше посмотрим что вырастает из наших детей, из тех самых одно-двух детных семей. Статистику по алкоголизации и наркомании среди молодежи можно посмотреть в сети, она открыта и доступна.
Слышала от монашек, что в монастыри сейчас почти не идут. Тяжело.
Матерям с двумя-тремя детьми нужны какие-то особые-преособые оправдания.
Моя бабушка чудом спаслась в войну с четырьмя малолетними детьми, вернулась на пепелище в 1944 (сожгли всю деревню вместе с жителями). КАК они жили, я только однажды услышала от своей мамы, и то вскользь. Не жаловались, не принято было.
Расслабленное тепличное современное поколение ищет комфорт.
А из детей еще часто делают идолов.
И на все послабления - масса оправданий и объяснений.
P.S. По опыту - старшее поколение более благодарное.
Многие многодетные родители водят детей в садик, но не все.
Знаю православную семью с 10-ю детьми, которая не водит в садик детей. В школу все ходят и учатся хорошо.
Протоирей Димитрий Смирнов тоже против садика.
Мы тоже водим нечасто, у нас трое погодков.
Быт: подъем - в три утра. Вода, дрова, сено-солома, продукты - все на себе таскали, она - в первых рядах. Зимой - снег разгребать, летом - поле картошки на всю семью обрабатывать плюс огород и заготовки на зиму. Корова в хозяйстве, куры. Почти ежедневно стирала на четверых детей вечером, чтобы одеть их с утра в чистое, т.к. больше не во что. Сама шила и вязала на всю семью.
Детских садов там не было. Со всеми детьми находила общий язык благодаря хорошему чувству юмора и терпению.
Да, еще и книжки успевала читать, потому что интересно было.
Вы все еще недовольны? Может, просто не следует на горестных мыслях зацикливаться?
Спаси, Господи!
Очень знакомая фраза. Сейчас ото всех только и слышно:"главное не количество а качество". Ну и где это качество? У абсолютного большинства русского населения по одному, максимум два ребенка. А качество то где??? Сплошные инфантилы, до 30-ти лет в игрушки на компьютере играют, а семью содержать не в состоянии. Посмотрите на статистику разводов - вот вам и качество... А ведь это всё дети из "стандартных" семей: один-два ребенка. Вот и результат.
А качество, кстати, зачастую напрямую зависит от количества. У нас в некогда русском городе (Ставропольский край) русских уже меньше чем выходцев с Кавказа. У кавказцев в семьях по пять-шесть детей, у наших по одному-два. Кавказская молодежь (да и дети) все друг за друга горой, наши чуть что - врассыпную, каждый только о себе думает. Вот такое качество...
Многое по полочкам разложено, то, до чего догадываешься и до.. стукиваешься (лбом о стену).
Мама четверых детей.
Дай вам Бог здоровья и терпения! Лучше с детьми, чем разрываться.
Сон - будующие мамы возле мамы, будующие папы возле папы, взрослые дети - отдельно.
Воскресные дни и большие церковные праздники - хоть на 5 минут, но в храм.
Вечерние службы - детям не обязательно, литургия важнее.
Если ребенок спокойно стоит на службе в храме, то вовсе не обязательно его тянуть в воскресную школу...
И всегда молимся! (все чаще про себя, что бы никто не видел, и не слышал, кроме Него), Господи, помилуй...
Такова реальность... Простите
Пост - не только еда. Мясо съесть - это не грех, а человека обидеть - грех. И в тоже время: "Умри, но пост соблюди." Пост - это не голодомор.
Прививки - если ребенок причащается крови и плоти Бога, то зачем ее еще и мешать с кровью каких-то непонятных животных? - читайте, решайте сами, вопрос сложный. Причастие и еще раз причастие, в первую очередь родители...
Социальные сети - что написано пиром, не сотрешь топором и через 100 лет - об этом нужно подробно говорить с детьми.
Смартфоны - если есть, то отключите детям сервис google play (app store) и сотрите плохие игрушки, сами установите то, что считаете нужным. свободный доступ в интернет - опасность!
Азартные игры и депозиты - это грехи, которые к тому же затягивают....
Покупки - по апостольскому совету - если хочешь с благодатью продукты, тогда с молитвой все делай, на базаре без торга, без испытаний, переборов, первое, что понравится (ибо вся земля Господня и что наполняет ее), мясо только у знакомых, а в маркетах проверяем дату производства и срок хранения!!! Продавцов курящих, с наколками, иностранцев, обходим стороной.
Гнев - это грех, крик на ребенка - это грех, рукоприкладство - это грех.
Детский лагерь, санаторий - только в крайних случаях, всякое там бывает ...
В поход - только семьей. В отпуск - только семьей.
Детский сад и начальная школа - поближе к дому, а потом уже по специализации - где получится....
Кружки, секции, репититоры - всегда рады, но не всегда получается...
Вечером многодетной маме обязательно нужно дать возможность выйти куда-нибуть и просто отдохнуть от младших деток...
Одежда - обязательно чистая и не рваная, остальное по-возможности, с миру по нитке. Поносил - дай поносить другому...
Уборка в доме: 1) на ночь не оставлять грязную посуду, 2) пыль - враг №1
Еда: - свежая, молочка, мясо, рыба, сезонные продукты, витамины.
На столе - "пища и питие". Дети за родителями не доедают, потому почти всегда едят первыми!
Грудной ребенок в коляске может спокойно поспать и на балконе, не обязательно везти коляску к ближайшему стадиону.
Современный интернет творит чудеса, выкраивая 1,5-2 часа свободного времени для родителей: Лунтик, Смешарики, Пин-код, Фиксики, Свинка Пеппа - главное в этх мультфильмах - отсутствие агрессии, курящих!!!! героев, навязанных штампов поведения типа "Барби", а также наличие части дошкольной программы развития. Очень желательно, что бы родители видели, что смотрят дети, для этого компьютер (от телевизора лучше отказаться) нужно поставить на кухне и отключить WiFi!!!! .... Не забывайте и о старых добрых детских фильмах.
Обязательно поставьте программу для блокировки рекламы и всплывающих окон, что бы случайно дети и родители не насмотрелись чаво не надо.
Компьютер - как и конфета - только после выполнения д/з.
Для себя пришла к выводу, что лучше помолиться, чем вымыть плиту или даже поспать. Мне молитвенное правило не дает сойти с ума и погрязнуть в хаосе.
Иоанн Златоуст сказал: "Лучше, чтобы остановилось движение солнца, чем чтение Псалтыри матерью о своих детях!".
У одного святого помню фразу: "Если человек искренне старается жить по христиански, то близкие люди перестают ему помогать". Но на своем опыте убедилась, что если не помогают люди, помогает Господь:)
А статья эта хороша, потому что пытается помочь освободить от гнетущих стереотипов: должно получаться по-писаному, как нам казалось бывало в прежние добрые времена. Нужно стараться не гнаться и гнать, а с любовью сделать всё, на что есть силы сейчас. И научиться прибегать к Неисчерпаемому Источнику, Господу Богу нашему, и просить этих сил.
И еще что все время меня удивляет - о чем переживаю - тут же появляется статья на сайте ПРАВОСЛАВИЕ, отвечающая на все вопросы!
В целом радует, что патока прекратилась и начался разговор о реальных буднях. У наших многодетных соседей (10 детей) старшая в 18 лет хлопнула дверью и ушла со словами: "Надоело. Она рожает, а я нянчусь". Прискорбно, возможно, не показательно, но тоже своего рода предупреждение от излишней пафосности и неоправданных ожиданий.
Спасибо.
Отвечу Читателю (13:30)- автор исключает отцовство, потому что описывает проблемы именно матери, которая 24 часа в сутки без отпуска и выходных находится бок о бок с детьми, в постоянной ответственности за них и, соответственно, в постоянном очень большом напряжении, которое годами не снимается. У отца все-таки есть возможность отдыхать от детей и ответственности за них на работе. И, заметила, что даже очень хорошие отцы в семейной жизни делают столько, сколько МОГУТ, а женщины просто обязаны делать сколько НУЖНО, и есть у нее на это силы или нет - никого не волнует.
В периоды злой усталости, а потом следующего за ней уныния просто мечтаю, чтобы кто-нибудь сдал в психушку. Но желающих взять мои функции на себя хоть на пару дней в ближайшем и далеком окружении нет. Все "учителя жизни" из старшего поколения быстро испарились, как только поняли, что только поучениями не отделаться. Наше поколение - это первопроходцы многодетности, изолированной от всяческой помощи со стороны - и со стороны государства и со стороны родни. Наверное только молиться остается, чтобы у нас это получилось. Тоже пришла именно к такому выводу.
Вениамин, Вы не правы. У нас обыкновенная семья. Четверо деток. Мы не богатые, не кавказцы, но и не бедствуем. Обыкновенные и самые простые русские православные горожане.Муж трудится, я пока дома (не уверена, что захочу выйти на работу, так как получаю удовольствие и радость от заботы о семье и домашних хлопот несравненно большую, чем от предыдущих повышений по службе и денежных премий). Помощи ни от кого не ждем, в том числе и от государства. Самим нужно трудиться. Рассчитываем на Бога и на себя. Брошенными себя тоже не чувствуем. Государство нам, как может, помогает. И этому спасибо. Мы просто живем и радуемся, что нас много. Слава Богу, что у меня растут человечки, на которых можно будет и мне опереться в будущем, да и Вам, Вениамин. Ведь кто-то должен будет платить налоги, чтобы и я, и Вы пенсию в будущем получали.
Душевного опустошения не чувствуем, наоборот,очень сильно ощущается помощь Божия.А от совместной семейной молитвы вообще радость особенная.
Слава Богу, если детки мои вырастут верными России православными христианами и будут думать не от том, как бы от кого, что-то получить, а о том, как бы самим пользу принести.
Еще раз спасибо Елене за статью!
Вывод, не нужно витать в мечтах, но и не нужно бояться труда и ответственности, ведь Бог не дает более того, что мы можем понести.
Почему "Материнство и многодетность"? Где отцовство? Где глава семьи?
Почему бы не назвать просто - "Многодетная семья", почему автор исключает отца из семьи?