Дьявол делает людей врагами
Дьявол делает людей врагами, ввергая тем самым мир в пучину войны и страданий. Церковь же не может оправдывать или поощрять братоубийственное насилие. Я призываю помнить об этом, не только говоря с церковного амвона, но даже общаясь с близкими, на бытовом уровне. Нужно разъяснять позицию Церкви, которую, к сожалению, не все и в нашем обществе понимают и разделяют. Мы должны быть внимательными к своим словам, памятуя о том, что эти слова могут быть каплей масла в огонь междоусобной брани, они могут усугубить положение многих людей и даже всей Церкви на украинской земле.
Давайте думать и молиться о том, как найти исполненные христианской любви слова для тех, кто страдают от ужасов войны, и для тех, кого, не спрашивая об их желании, призывают в армию, апеллируя к воинскому долгу. Жертвами братоубийственной войны являются и победители, и побежденные, и погибшие, и выжившие, ведь все они познали ужас смерти и человекоубийства.
Глубочайшее заблуждение
Тревогу вызывает и все возрастающие нападки на Церковь, доходящие до насильственной передачи храмов раскольникам, до принуждения к переходу в неканонические структуры или к строительству вместе с ними и с греко-католиками какой-то «единой поместной церкви», как будто на Украине таковой Церкви нет. Она есть с момента Киевского Крещения. И это единственная признаваемая всем православным миром Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. А потому поиски какой-то новой «поместной церкви» являются глубочайшим заблуждением, в том числе и доктринальным каноническим заблуждением.
Русский народ всегда умел жить в мире
История Отечества говорит о том, что русский народ всегда умел жить в мире и согласии с другими народностями. Это свойство нашего народа, которое питалось духом Православия, нам нужно сегодня сохранить и укрепить. Межнациональный мир, как впрочем и иные показатели общественного благополучия, имеют своим источником человеческую душу. Тот, кто ставит целью своей жизни Христа и спасается сам, не только спасает, по слову Саровского чудотворца, тысячи вокруг себя, но и во всех сторонах своей жизни, как личной, так и общественной, Такой человек становится источником мира и любви, чему наглядным примером является преподобный Сергий Радонежский, под сенью которого прошел истекающий год. Господь призывает нас быть тем светом, который не ставят под спудом, но который должен светить миру (Лк. 11:33). Каждый из нас, поставленный Церковью на архиерейское или иерейское служение, может способствовать тому, чтобы этот свет горел ярче, через достойное совершение своего пастырского служения.
Особая ответственность прихода
Единственной конечной и неизменной целью всей Церкви Христовой, а, значит, и прихода, является приведение людей к общению с Богом, обретение ими спасения. Господь возжелал, чтобы мы достигали спасения не в одиночку, но сообща в общине Его последователей. Сам факт создания Церкви является Божественным указанием на то, что вне этого общения нет спасения. Отсюда проистекает особая ответственность прихода и, в первую очередь, настоятеля и клира за созидание приходских общин, то есть единства людей, собирающихся в храме вокруг Евхаристической чаши. Это единство имеет мистическое значение, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), но также и духовно воспитательное: община при правильном устроении становится школой подлинного благочестия.
Разъяснять смысл общей церковной молитвы
К сожалению, приходится осознавать, что пока далеко не везде или не в полной мере богослужение, в том числе Божественная литургия, осознается именно как дело общее, совместное. Прихожане часто воспринимают богослужение как разновидность личной молитвы, но в храме, в присутствии других людей. Управляющий Восточным викариатством Преосвященный Пантелеимон напоминает слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил, что прихожане «маложизненно участвуют в Литургии». Верующие, замечает владыка Пантелеимон, «не достаточно понимают, что такое Литургия и участвуют в ней не достаточно активно. Необходимы дополнительные беседы о Литургии с подробным объяснением ее хода и совершаемых священнодействий». Дорогие владыки и отцы, призываю вас не только в беседах, но и на проповеди, причем неоднократно, разъяснять смысл общей церковной молитвы, пояснять всю глубину значения причащения от Единой Чаши, не только как личного единения со Христом, но и как единения друг с другом.
Общение во внебогослужебной жизни прихода
Богослужебное молитвенное общение должно получать продолжение во внебогослужебной жизни прихода. Самая простая возможность для этого — организация чаепития для всех желающих прихожан сразу после окончания Божественной литургии. Это не требует больших усилий и затрат. К примеру, уже много лет в храме Святой Троицы в Хорошеве прямо на выходе из притвора, во дворе храма, после воскресной и праздничной Литургии разливается чай, лежат на раздачу печенья или иная выпечка. Люди общаются друг с другом, знакомятся. Конечно, обязательно в таком случае присутствие настоятеля или старшего служащего в этот день священника, потому что вокруг него должны собираться люди. Такая практика широко распространена в наших приходах за рубежом и все больше распространяется в Москве. Считаю, что ее всячески следует приветствовать, и она осуществима в большинстве приходов, за исключением, быть может, ведомственных, находящихся на особом режиме, или же тех, у которых вовсе нет собственной территории или подходящего приходского помещения.
Совместная деятельность прихожан
Приходская община укрепляется совместной деятельностью прихожан. Речь не идет о том, чтобы привлекать всех прихожан, скажем, к уборке храма или территории. В каждом храме есть костяк людей, которые с добрым сердцем помогают и в этом. Но прежде чем привлекать прихожан к таким хозяйственным «послушаниям», нужно чтобы они осознали и почувствовали, что это их приход, место для них родное и любимое. Общины, особенно большие, включают в себя отдельные группы. Например, группа, занимающаяся социальной работой, группа родителей детей воскресной школы, группа волонтеров, группа молодежи. Такие группы могут быть очень активны и способны организовывать как свои собственные мероприятия, так и помочь всему приходу осуществлять определенные виды деятельности, будь то благотворительной, просветительской или образовательной. Эта активность увлекает не только вновь приходящих в храм, но и тех, кто долгое время являлся прихожанином, но не имел опыта и навыка внебогослужебной приходской работы. Что нужно для того, чтобы такая работа началась? В первую очередь, следует откликаться на инициативы прихожан и оценивать их с точки зрения блага для всего прихода, поощрять те из них, которые реально способны активизировать приходскую жизнь. Печально, когда настоятель ограничивает свое общение с прихожанами совершением богослужения и не способен не только поддержать полезные инициативы, но даже узнать об этих инициативах. Нет живого контакта вне богослужения. Совершил, богослужение — в алтарь, в комнату, в машину, и нет настоятеля. Вот это очень большой минус в пастырской работе некоторых наших настоятелей. Настоятель ответственен за тех людей, которые в храм Божий приходят. И, конечно, очень важно, чтобы был диалог, через который можно узнавать не только пожелания, но мысли, идеи прихожан. И лучшие из них осуществлять в приходской жизни. Ну, а если так настоятель поступает, как я сказал, то и никакой приходской жизни реально нет. Поэтому прошу управляющих викариатствами с любовью исправлять таких настоятелей. Еще одно напутствие Священного Синода касалось вовлечения прихожан в решение приходских дел. «Полезным, — сказано в синодальном решении, — является проведение не только предусмотренных уставом приходских собраний, но и собраний прихожан для разъяснения им текущих вопросов жизни прихода, для обсуждения возникающих вопросов и способов их разрешения». Безусловно, есть ряд вопросов, которые должен решать настоятель вместе с приходским советом, ведь настоятель несет определенную ответственность, в том числе, и перед законом. Многие вопросы жизни приходов требуют быстрой реакции, и поэтому также решаются настоятелем лично или совместно с приходским советом. Однако чтобы прихожане чувствовали свою ответственность за состояние храма и прихода, полезно время от времени собирать всех желающих путем объявления об этом с амвона или посредством письменного сообщения, размещенного на информационном стенде или посредством устной беседы во время вот этих неформальных встреч после Литургии. На таких встречах можно было бы рассказывать прихожанам и о хозяйственных вопросах, к примеру, о храмовых стройках и ремонте, о том, какие мероприятия проведены или планируется провести на приходе. Не только можно, но и полезно спрашивать прихожан об их пожеланиях, замечаниях относительно развития жизни прихода, совершения богослужений, деятельности воскресной школы и тому подобного. Можно предложить обсудить, например, то, как осуществлять совместными усилиями помощь обездоленным или одиноким людям. Ведь настоятелю далеко не все может быть видно, а, кроме того, подобный диалог позволяет людям ощутить ответственность за жизнь прихода.
Из доклада на ежегодном епархиальном собрании духовенства города Москвы,
23 декабря 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
В связи с этим просьба при подготовке нового Катехизиса включить главу (параграф) об осторожном обращении с огнем при возжигании свечей и лампад дома. Надеюсь, это кому-нибудь поможет. Простите.
Спаси, Господи!
P.S.: В общем, граждане, если решите меня осудить - даже сопротивляться не стану, прагматизм достоин осуждения. Поделилась с вами личным опытом.
Раньше роль "тоненьких веточек" исполняли воспреемники при крешении, "крестные". Сейчас настоящих крестных нет, хорошо если они сами выслушали 1-2 часа лекции о православии.
Возможно, это покажется нелепым, но думаю, что в такой ситуации было бы правильным подготовить по несколько человек миссионеров на каждом приходе (допустим, от 10 до 50 человек на одного миссионера в зависимости от срока существования общины). В первую очередь ими должны быть работники "свечных" лавок и подобных магазинчиков.
Люди, приходящие в Храм не только первый раз, но бывает даже и несколько лет, не понимают Литургию, и испытывают потребность в "знающих" людях, но им не к кому обратиться. Ни один батюшка не в состоянии объяснить тонкости православия каждому из 100 и более прихожан. Священники могли бы направлять неофитов к этим людям для получения информации по различным вопросам, хотя бы не самым сложным. Через приходских миссионеров было бы возможно и создание малениких групп знакомых между собою прихожан, а затем и общины в целом.
Появление приходских миссионеров позволит избежать и различных околоцерковных "верований", заблуждений.
Простите, если мое предложение покажется Вам глупым.
Умудри нас, Господи, и спаси!
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое!
То,с чем пришлось мне лично столкнутся, повергало в шок.
Монастыри наши и храмы ЗАКРЫТЫ для любви к ближнему.
Они спасают только себя, прикрываясь словами Св.Серафима.
И никто не помнит о 2 Заповедях !
Я думала, что обилие монастырей в России , говорит о том, что это истинно православная страна. Оказалось, что количество, не есть качество веры. В России даже в монастырях нет любви к ближнему. Пример: хотела остаться на зиму в одном монастыре. Ответ был такой:"Только свои могут быть здесь!" Пардон! А разве мы не русские? Что значит "для своих"?
Простите книгу схиарх.Иоакима Парра. В Нью Йорке , в 3 ночи открывают двери для всех нуждающихся!!!!
Одно могу сказать:"Господи! Спаси , некогда Православную Россию от безбожия !!!"
Даже события на Украине не образумили людей!!!
Спасибо Патриарху за наставление!