Иногда противоположности сходятся в очень странных местах. Довелось мне недавно на одном из православных интернет-форумов ознакомиться с любопытной точкой зрения, которую я, пожалуй, процитирую полностью:
«Святые, в общем-то, единогласно считали, что единственная возможная самооценка для христианина — считать себя хуже всякой твари. Ни один из них не употреблял выражение «чувство собственного достоинства», «уверенность в себе» и тому подобные».
Любопытным этот тезис показался мне оттого, что подобные рассуждения я слышу уже не в первый раз, не во второй и даже не в десятый. Такой вот самоуничижительный пафос приписывается христианству с удивительным постоянством очень разными людьми, преследующими самые различные намерения.
Иногда это просто не в меру ревностные христиане, своеобразно воспринявшие некоторые моменты из церковного предания. Но нередко бывает, что ровно в тех же выражениях о христианстве пытаются рассуждать люди, относящиеся к Церкви с откровенной враждебностью. Каким-то парадоксальным образом эта пораженческая риторика объединяет в себе два диаметрально противоположных взгляда на один и тот же предмет – христианское учение о человеке.
Враги и друзья Церкви говорят о нем одно и то же с совершенно разными намерениями. Уже одного этого, на мой взгляд, было бы достаточно, чтобы отнестись к такому утверждению как минимум осторожно. Но раз уж зашел разговор, попробую объяснить свою точку зрения на этот непростой вопрос.
Думаю, принцип — «считать себя хуже всякой твари» — это все же отнюдь не самооценка святых. Вернее сказать, это лишь один из аспектов такой самооценки – отношение святых к собственным грехам, ко всему недолжному, что они видели в своей душе. Но кроме грехов они также видели в себе ещё и образ Божий во всём величии его красоты и совершенства, видели в собственном естестве нерукотворную икону Христа, сотворившего их по Своему образу. Самооценка святых, судя по их писаниям и наставлениям, складывалась как минимум из этих двух взглядов на себя. Когда сегодня человек по каким-либо причинам выбирает из них лишь один, полностью игнорируя другой, это говорит прежде всего о его личных предпочтениях, но никак не о христианском понимании человека.
Ну а уж если вспомнить слова, которыми святые говорили о своем человеческом достоинстве в положительном смысле, то все эти нынешние психолого-гуманистические выражения вроде «чувство собственного достоинства», и «уважение к себе» покажутся как раз весьма и весьма скромными, чтобы не сказать жалкими.
Так святитель Григорий Богослов писал своему ученику: «Если ты будешь низко думать о себе, то я скажу, кто ты! Ты созданный бог». Ни больше, ни меньше. А теперь давайте подумаем: может ли созданный бог, или, как еще называют святые отцы человека «бог по благодати», относиться к себе без уважения.
Может ли он, зная учение Церкви о том, что сотворен по образу Божьему, не чувствовать высоту своего призвания? Может ли пренебрегать своим достоинством, если Сам Творец мира посчитал его достойным спасения, причем такой дорогой ценой?
Думаю, ответ на все эти вопросы очевиден. Просто нужно понимать, что в человеке есть богоданное естество, которое по слову Господа «хорошо весьма». Но также есть и действие греха, привнесенного в это естество дьяволом и свободной волей первых людей. И то, и другое присутствует в нас сегодня. И грех в себе конечно же необходимо осуждать. Однако, если мы при этом перестанем уважать в себе образ Божий, это будет нашей капитуляцией. Забыв о своем высоком призвании, мы просто признаем, что дьявол и зло окончательно нас победили, дальнейшая борьба бессмысленна, и Бог от нас отвернулся. Но совсем не так учили нас относиться к себе святые отцы, говорившие «Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал богом».
Как будто от недостатка Дело в том, что только в свете высокого призвания человека Но ведь одно другого вовсе не исключает. Именно потому, что человек призван стать богом, и отказывается от этого призвания, он и есть хуже всякой твари, которая такого призвания не имеет. Святые очень хорошо знали о своем высоком призвании. Но тем глубже и больнее они ощущали, что грехи действительно ставят их под ноги всех.
И мысль Григория Богослова гораздо интереснее, чем то представил автор. Надо почитать всё стихотворение святителя, чтобы увидеть, как он переживал немощь и греховность человека и только в его призвании находил надежду. Вот еще его слова: "Христос - мое дыхание, моя сила, мое чудное богатство. Он соделывает меня и зорким, и доброшественным. А без Него все мы - смертные игралища суеты, живые мертвецы, смердящие грехами".