Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются на горных пиках так, что их видно за многие километры.
«Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада
многих племен этого великого народа, который я бы назвал
паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом
Кавказа… иные народы выделяются множеством своих
сил, а другие — храбростью и воинским умением, но
этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были
пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас
соблюдением обрядов и своим христианством, и рады
называться слугами Христа, друзьями и союзниками
христиан», — так описывал аланов один автор
еще в XII веке.
Алания приняла христианство от Византии в 916 г. Однако в
932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под
ее давлением на время выдворил из страны христианских
священников, присланных из Византии. Но уже с середины X
века Алания вновь сильно сблизилась с Византией, Абхазией,
Грузией и другими православными государствами.
Тяжелый удар Алании был нанесен монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238–1239 гг. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIV века среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые ученые, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, а новые завоеватели принесли с собой другую религию. Во многом в силу этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно разрушались под воздействием времени.
ТРИ ЗЕЛЕНЧУКСКИХ ХРАМА
В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X–XII веках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.
Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) — все они предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991 гг. — данные в разных летописях разнятся).
СЕВЕРНЫЙ ХРАМ
Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.
СРЕДНИЙ ХРАМ
Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIII века, все это время Средний храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.
ЮЖНЫЙ ХРАМ
Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.
РУИНЫ ЧАСОВЕН
Помимо трех относительно сохранившихся Зеленчукских храмов на территории городища насчитывается 11 храмов-часовен малых форм, представленных археологическими руинами. Это говорит о том, что Нижне-Архызское поселение действительно было значимым христианским центром в X–XII веках.
ШОАНИНСКИЙ ХРАМ
В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на
расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два
храма того же периода.
На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм.
Предположительное время постройки — 2-я половина Х
— начало XI века. Скала, послужившая основанием для
храма, была неровной и не могла вместить все сооружение.
Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной
стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже
на ней ставить здание.
АРХЫЗСКИЙ ЛИК СПАСИТЕЛЯ
В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.
СЕНТИНСКИЙ (ТЕБЕРДИНСКИЙ) ХРАМ
Он получил свое название по аулу Сенты (современное
название — Нижняя Теберда). По ущелью издревле
проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к
абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому
выгодному положению Тебердинское ущелье, как и
Зеленчукское, было плотно заселено.
Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной.
Вокруг него нет следов значительного поселения, лишь
множество различных погребений и намогильные кресты, но на
отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен
и подрубки скалы — возможно, здесь находилось
небольшое укрепление. На склонах поблизости было несколько
различных сооружений, причем жизнь здесь не прекращалась и
во времена господства Золотой Орды. Фрагменты настенной
живописи Сентинского храма являются самым обширным
сохранившимся фресковым комплексом на территории
Алании.
На высоте более 2 м от пола, в правой половине южной стены
восточного рукава креста есть надпись на греческом языке,
которая не только сообщает о строительстве храма в 965
году, но и имеет характер официального документа,
свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно
современной записи на антиминсе).
ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЛИТВЫ