Безумные глаголы

Слово в Неделю о мытаре и фарисее

    

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда человек заболевает, сходит с ума и его рассудок помрачается, то это выражается в том, что он совершает какие-то ненормальные, неестественные для его возраста и положения действия. И особенно это проявляется в том, что и как он говорит. Это один из признаков того, что человек сошел с ума, заболел духовно и умственно. Такие люди, например, начинают выдавать себя за кого-то другого: один считает себя царем, другой — известным космонавтом, кто-то утверждает, что обладает таинственным планом и срочно должен попасть к очень важным людям и поведать о нем. Кто-то рассказывает, что постояннов его квартиру проникают неизвестные, обыскивают ее, ломают замки, меняет расположение вещей или что-то крадет. Множество видов душевных болезней особенно хорошо знают психиатры, лечащие таких людей.

То, что больные говорят, вызывает удивление, часто насмешку, смех среди окружающих и горе у их близких и родных. Люди больны и говорят несуразное: безумные, смешные, неадекватные или страшные вещи. Так происходит годами. Людей этих отправляют в специальные заведения. И в древности тоже так было, их изолировали от мира, от общения с окружающими, чтобы они не натворили какое-нибудь еще большее безумие, а сейчас их лечат разными способами в специальных медицинских учреждениях. Часто на это уходит целая жизнь, люди годами продолжают говорить «безумные глаголы», выдавая свое страшное заболевание.

Но есть и заболевание в духовной жизни, о котором сегодня нам напоминает Господь в притче о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18, 10–14). Не менее страшное, но не настолько очевидное, к сожалению, для всех нас. Андрей Критский, святой писатель и поэт, называет это безумными глаголами. В написанном им каноне говорится о том, как фарисей, молясь в храме, похвалялся своей праведностью, говорил, что «я пощусь два раза в неделю, десятую часть отдаю», и прочие безумные глаголы. Так верно и так четко определяет это состояние Андрей Критский, а его голосом определяет и Святая Соборная Церковь.

Фарисей, придя в храм, молился ко Господу, но эта молитва выглядела скорее как сплошная похвальба себе самому. Он благодарил Господа за то, что он не такой грешник, как все остальные, и как тот, что стоял недалеко от него, мытарь, сборщик налогов, человек, имеющий отношение к грязным вещам: деньгам, взяткам, поборам, унижению и притеснению ближнего.

А этот фарисей считал что он безусловно лучше. Ведь он соблюдает посты, делает все, чтобы исполнить все предписания Закона Божиего, и именно за это он и благодарит Господа.

В это время мытарь, который стоял рядом, не говорил ничего подобного, ибо он знал, какой он грешный человек, он даже глаз не смел поднять и только, бия себя в грудь, произносил: «Помилуй меня, Господи!»

Господь говорит, что мытарь пошел более оправданным из храма. Молитва его была услышана, в отличие от молитвы фарисея. Это безумное самодовольное состояние — самое страшное в духовной жизни, что только можно себе представить. Оно страшнее даже состояния впадения человека в какой-то грех, в котором он потом кается. Оно встает на пути нашего спасения и не дает Богу приблизиться к нам. Закваска фарисейская действует во всех людях и такие страшные плоды она может принести.

Мы, будучи христианами, называя себя таковыми, можем на самом деле отказаться от Христа и распинать Его своей жизнью, как это сделали фарисеи. Люди, которым был известен Закон, что сделали они в конечном итоге? Они не приняли Христа, не захотели Его слушать, осудили, оклеветали, оплевали Его и распяли. Когда мы слушаем обо всем этом, нам кажется, что речь идет о людях, живших когда-то давно, а на самом деле речь идет о нас самих.

В каждом из нас живут два этих человека: самодовольный фарисей и кающийся, плачущий о своих грехах мытарь. Часто бывает, что в нас эти настроения сменяются — одно время мы каемся, прося Господа только простить наши грехи, совершенно не думая о наших мнимых достижениях в духовной жизни. А в другое время мы же останавливаемся, успокаиваемся, считая, что уже живем так, что нам гарантировано спасение, а не так, как живут около нас какие-то грязные нечестивые грешники.

Это как раз самое страшное и ужасное состояние. Оно так же безумно в очах Божиих, как безумны в наших очах слова и поступки душевно и умственно больных людей. Точно так же, а может быть, еще страшней и чудовищнее выглядят эти наши безумные глаголы, которые мы так часто говорим Господу.

Поэтому Церковь как лечебница сегодня предлагает нам эту притчу, чтобы вспомнить об этом и еще раз отрезвиться в преддверии Великого поста, прекрасного и благодатного времени, приготовленного для излечения наших духовных болезней.

Главное, осознать эту болезнь, увидеть ее в себе, и с решимостью побороть ее, отринуть самодовольство и мнимое успокоение, встать на путь очищения, исправления, взываая ко Господу: «Господи, будь милостив ко мне грешному!»


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 9:19 мин. Размер 6.8 Mb)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Наталья 7 февраля 2015, 17:27
Спасибо большое за проповедь. Увидела в себе определенную дозу фарисейской закваски. Буду просить Господа, чтобы помог исправиться. Еще раз большое спасибо!
Евгения 1 февраля 2015, 16:11
Спасибо за спасительную проповедь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×