Добро пожаловаться

Помню, сетовал своему духовнику, ныне уже покойному, схиархимандриту Ионе на то, что помыслы бесовские одолевают порою так, что просто сил нет. И понимаю, что главным образом происходит это по моей же вине, потому что где-то когда-то раньше допустил в свою душу те или иные греховные помыслы, согласился с ними, усладился, побеседовал с расположением, а там уже пошло-поехало… И неважно, что далек был тогда от веры и толком не понимал, что происходит. Просто законы духовной жизни неумолимы, и действуют они, уж поверьте, куда точнее и неотвратимее, чем законы человеческие. И посеянные врагом при нашем добровольном содействии плевелы, увы, рано или поздно дают свои всходы, бороться с которыми бывает ох как не просто. Словом, плакался я батюшке на бурю помыслов, а он так горестно руки воздел и говорит: «А ты жалуйся на них Богу!» И всё. Вот так просто. И как-то все вопросы сразу отпали…

Главная причина нашего омрачения от нашествия помыслов состоит в том, что мы сознательно или бессознательно вступаем в связь с ними

Потому что главная причина нашего омрачения от нашествия помыслов зачастую состоит в том, что мы сознательно или бессознательно вступаем в связь с ними. Бессознательно – те, кто не следит за своей духовной жизнью, за состоянием своего сердца, по рассеянности, а сознательно – те, кто уже одержим страстью, и служит ей самозабвенно и добровольно. Но есть и ещё один вид общения с бесами, по виду «благочестивый», а на деле опасный – это когда мы начинаем с бесами неистово бороться.

Вот здесь нам надо задержаться на минутку, чтобы разобраться, о чем идёт речь. А речь идет о том, что мы, иногда полагая, что противостоим бесам и боремся с ними, на самом деле делаем ровно то, что им нужно, то есть отдаем им всецело и без остатка всё своё внимание, пусть даже и с «отрицательным», как нам кажется, зарядом. Послушаем, что говорит о такой опасности преподобный Исаак Сирин: «Не прекословь помыслам, всеваемым в тебя врагом, но лучше молитвою к Богу прерывай беседу с ними» (Добротолюбие, т. 2, стр. 661; §55).

Более того, бесы, оказывается, ищут брани с нами именно потому, что главная их задача – отвлечь нас от Бога и запутать ложным представлением «благочестивой борьбы», в которой они на самом деле попросту потешаются, издеваются над нами, играют как кошка с мышкой. Потому что человек, самочинно выступающий на брань с бесами, становится в их руках игрушкой и легкой добычей.

Человек так втягивается в эту «благочестивую брань», что во всём видит только происки бесовские, становится суров и жесток, склонен к гневу и осуждению

Да ещё и в борьбе этой может незаметно выпестоваться в нас такая тонкая гордыня и тщеславие: вот, мол, какой я всё-таки борец несокрушимый и стойкий, помоги мне, Господи!.. Но Господь помогает (и это важно понять) только тем, кто подвизается законно, а самочинное и безрассудное воительство может очень даже легко оставить нас вовсе без Божьего благословения. Больше того, человек так втягивается в эту «благочестивую брань», что во всём и везде видит одни только происки бесовские, становится суров и жесток, склонен к гневу и осуждению, объясняя и оправдывая это тем, что «мир во зле лежит» и он, добрый воин Христов, пребывает в лютой и праведной брани.

Фрагмент иконы "Лествица" Фрагмент иконы "Лествица"
Вот почему святые отцы единодушно говорят, что противоречие бесам и сознательная борьба с ними есть дело духовно опытных. А уж мы с вами вряд ли можем себя причислить к числу этих благословенных людей. К тому же, бесы ищут брани именно для того, чтобы отвлечь человека от молитвы, от Господа и под «благим» предлогом сделать его подозрительным, жестоким и злым. Впрочем, это утверждение вовсе не отвергает необходимости обличать и искоренять зло, но только призывает нас более пещись о прилежании Богу, нежели о самостийной борьбе со злом. Потому что и сама молитва тогда становится бесплодною, а точнее сказать, и вовсе перестаёт быть таковой, потому что цель молитвы – это приобщение свету, а без смирения это невозможно. И если человек одержим мраком по причине гордости, то и молитва его не является больше в полном смысле молитвой, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.

Поэтому особенно важно нам уметь переключать внимание от общения с бесами, пусть даже неприязненного, к общению с Богом. Потому что именно «освящение наше» есть воля Божия, а не противоречие и борьба с чем бы то ни было. А освящение происходит только тогда, когда мы, отвращаясь от бесовских воздействий с презрением, всем умом, сердцем и душою, всем своим существом обращаемся к Богу. И молитвенное воздеяние рук в этом смысле очень символично, потому что означает оно исповедание совершенной своей беспомощности и всецелого предания себя в руки Божии.

Вот почему и другой святой, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Не прекословь борющему тебя помыслу, потому что враги сего желают и (видя прекословия) не перестают нападать; но помолись на них Господу, повергая пред Ним немощь свою и Он может не только отгнать, но и совершенно упразднить их». (Добротолюбие, т. 2. стр. 567, §32)

Назначение воли и твердости намерения состоит в том, чтобы предавать себя в руки Божии, несмотря ни на что и вопреки всему

Другое дело, что греховный прилог действует, как правило, не только через мысль, но и через некое духовное обстояние. Даже оторвавшись мыслью и обратившись ко Господу, бывает трудно оторваться от состояния некоего духовного одержания, которое особенно мучительно и которое более всего влечет к себе внимание человека, настолько, что он всё остальное престает замечать и осознавать. Вот здесь и важна та самая воля и твердость, о которой так много говорят всевозможные светские психологи, не то чтобы преувеличивая значение этих качеств, но зачастую придавая им неправильное значение и направление. Потому что назначение воли и твердости намерения состоит именно (и прежде всего) в том, чтобы предавать себя в руки Божии, несмотря ни на что и вопреки всему. И тогда уже, получив от Господа благословение, освященная воля и разум, все способности нашей души и тела начинают действовать правильно. То есть и воля, и твердость нашего намерения, будучи освящены Господом, помогают нам правильно служить Ему. Так и только так. А психология светская, оторвав эти наши способности от Бога, предлагает нам их каким-то образом воспитывать и укреплять, не понимая, что, укрепляя волю и то, что принято называть характером, без Бога человек сознательно и сам, по доброй воле пестует и укрепляет в себе гордыню и упрямство, способное не созидать, а разрушать полноту человеческой жизни.

При нападении помыслов, любых, греховных, сообразных восьми основным страстям с их подразделениями, человека обуревает зачастую совершенное смущение и растерянность. И к этому надо быть всегда готовым. То есть знать, что именно так действует враг рода человеческого. И первым долгом не теряться, не впадать в панику. Потому что паника – это как раз именно то, чего более всего хочет от нас враг. Но как бы ни было смутно, беспокойно и страшно, станем приводить себе на ум простые слова из Священного Писания и даже повторять их как молитву. Например, апостол Павел говорит в одном месте: «Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1: 7). Какие простые и вместе с тем исполненные духовной силы слова, способные утвердить человека в минуту духовной растерянности и страха! Или вот ещё замечательные слова: «Покоритесь Богу; противостаньте дьяволу и убежит от вас» (Иак. 4: 7). Заметим, что противостояние здесь именно предполагается в единении с Богом, поборающим всякую нечисть. Приведение на ум таких простых и сильных высказываний в трудные моменты нападения бесовского, помогают человеку укрепиться духовно и как бы установиться на твердом фундаменте для предстоящей молитвы. А дальше уж нужно предавать себя всецело в Божии руки и крепко «жаловаться» ему на досаждающих нам бесов. И Господь, любящий нас, обязательно оградит, заступит, очистит и освятит нашу душу и тело. Только нужно помнить, что освобождение это от обстояния бесовского случается не всегда сразу. Иногда нужно нам в этом своем обращении и жалобе Богу, в предстоянии Ему побыть, помучиться и потерпеть какое-то время от злобы бесовской. И даже зачастую именно так и бывает потому, что велика роль искушения, скорби и терпения. В искушении и скорби укрепляется наша вера и добрая воля, а значение терпения столь велико, что Сам Господь призывает нас к тому, чтобы мы «терпением нашим спасали души наши» (См. Лк. 21: 19). То есть даже если нападают на нас бесы, как волки мысленные, и мучают, и терзают человека в бесчисленных страстных помыслах, главное – отвергая их со всей решимостью в первый момент, в следующий миг отвращаться от них с презрением и всё внимание своей души, все силы обращать ко Господу, предстоять к Нему в крайнем напряжении и смирении.

Почти всякой буре греховных помыслов предшествует тайное или явное превозношение

Ещё одна очевидная причина усиления брани и нападения на нас тех или иных греховных помыслов, сообразных с одолевающими нас страстями – это наше превозношение, тщеславие и гордость. Так что можно даже сказать, что всякой почти буре греховных помыслов предшествует тайное или явное превозношение. Святые отцы так и говорят: «Благодати предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение» (Добротолюбие, т.2, стр. 732; §229). Таким образом – через нападения злых духов – Господь смиряет человека и напоминает ему об истинном его беспомощном и падшем состоянии. Поэтому первое, что нужно сделать, когда после молитвы и обращения к Богу брань немного поутихнет или совсем упразднится, – привести себе на память, где и когда мы превознеслись, хоть в малом чем, погордились или испытали надмение, осудили кого, а припомнив – от души исповедовать свой грех перед Господом и попросить от сердца прощения, не дожидаясь исповеди, потому что до исповеди, возможно, мы просто забудем то, в чём хотели покаяться. Поступая таким образом, мы не лишим себя и прощения, подаваемого в Таинстве исповеди, когда священник во время разрешительной молитвы говорит: «Господь и Бог наш Иисус Христос… да простит вся согрешения твоя», подразумевая и те прегрешения, которые хоть и не были названы на исповеди по забвению, но были покаянно исповеданы в сердце ранее.

Может подуматься кому-нибудь, что всё, о чём идет речь – это какое-то сугубо специфическое занятие, что называется, для «посвященных», в то время как простому человеку, христианину вовсе не надо об этом знать, а просто «жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение», как говаривал блаженной памяти преподобный старец Амвросий. Но вот в том-то и дело, что, призывая нас к такой простоте, батюшка предлагает нам всем сердцем, и всей душой, и всеми помышлениями своими приближаться и устремляться к Богу. И только от такого всецелого устремления и может объять нас, да и то не сразу, эта блаженная простота. А пока её нет – будем стремиться к стяжанию, приобретению её, внимательно наблюдая за внутренней нашей духовной жизнью, решительно отвергая от себя всякий греховный прилог и всецело обращаясь к Богу, прося у него со смирением защиты и помощи.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Давайте думать красиво Давайте думать красиво
Архим. Феофил (Пэрэян)
Давайте думать красиво Давайте думать красиво
Архимандрит Феофил (Пэрэян)
Фундамент духовной жизни – это помысл, поэтому главным в религиозной жизни является дисциплина ума. Кто невнимателен к помыслам, тот не может надеяться вести незапятнанную жизнь.
Право на грех Право на грех
Игум. Нектарий (Морозов)
Право на грех Право на грех
Игумен Нектарий (Морозов)
Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется...
О грехах помышлением О грехах помышлением
Архимандрит Клеопа (Илие)
Видишь, как чисто в этой комнате? Пыли нет, грязи нет. Но если бы луч солнца проник сюда и мы встали бы в сторонке, то увидели бы миллионы микробов, кружащихся тут, и сколько тут пыли: «Ты посмотри, что тут оказалось в этой комнатушке!» Но пока не заглянул луч солнца, мы этого не видели.
Комментарии
Татьяна Соболь 6 апреля 2015, 14:44
спаси Господи за статью.меня одолевают страстные помыслы.я не знаю что значит жаловаться Господу.прошу совета.
Наталья22 марта 2015, 15:22
Спаси Бог, отец Димитрий!
Амир17 марта 2015, 09:17
Спаси Господи отец Дмитрий. Статья очень помогла мне. Благодарю.
Роман Круглицкий16 марта 2015, 13:45
Очень понятно написано, по святоотеческому наследию всё! Повторение-мать учения!
Спаси Господи!
Евгений15 марта 2015, 19:26
Низкий Вам поклон, отец Димитрий!

Вы как то писали о такой теме, как "ОДБ"(основы духовной безопасности) - по Вашей же терминологии. Очень - очень важна эта тема! И у Вас есть, по- видимому, глубокие познания в этой области.. Вот бы написать Вам, какой- нибудь обширный труд по этой теме, например книгу!
Есть, есть это все у Отцов- но в разброс, очень часто аллегорически, специфически и т.д. А такая "вытяжка"- просто супер!
Простите за дерзновение..

saberio14 марта 2015, 00:37
Как будто про себя прочитал, большое спасибо за статью.
Роман13 марта 2015, 00:22
Сасибо за статью! Мне грешнику такая статья душу питаеть впосту.
mila t12 марта 2015, 04:58
Низкий поклон отче святый за мудрость Господню
все так и есть как для меня сказано....
часто даже во время молитвы вдруг такая мерзость в голове что с силой я прошу
Господи отгони от меня врага он вселяет эти мысли
Ты знаешь я не хочу этого мне надо молиться помоги !!!!!!
и после этого сразу становится легче и я повторяю много раз Спасибо Господи
евдокия11 марта 2015, 13:40
не статья-жемчужина!!!!!

Юлия11 марта 2015, 07:33
Спаси Господи, батюшка! Хорошая статья.
Марина10 марта 2015, 22:49
Спасибо! Всё так просто, оказывается!
Андрей Васин10 марта 2015, 21:32
Иоанн Кронштадтский так советовал, что когда нападает помысл, нужно говорить : всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг, я раб Господа моего Иисуса Христа, ты, вознесённая гордыня, унижаешь себя так усиленно борясь со мной, слабым. Это из его "Моя жизнь во Христе". Так вот, что-то отложилось в памяти. И вы знаете, действительно, несколько раз скажешь так и помогает.
владимир10 марта 2015, 21:10
Очень помогли!
Наталья10 марта 2015, 20:47
Спасибо, хорошая статья
недостойный игорь10 марта 2015, 20:23
Батюшка,спасибо!! Спаси, Господи и помилуй!Это всё про меня...
Андрей10 марта 2015, 19:59
Спасибо за утешение и надежду! Как часто мы пребываем в унынии и отчаянии от этих бесовских нападок. И как оказывается просто их побеждать, всего-навсего воззвать к Господу!
Светлана.Украина.10 марта 2015, 18:26
Ставлю в свой "ЗОЛОТОЙ ФОНД"!читать, вникать построчно, мучаясь находить для себя все ответы..низкий поклон..вот и готова исповедь..
Natalya Danilova10 марта 2015, 18:14
Согласна со всеми комментариями - так вовремя пришлась статья батюшки Димитрия! Так и надо - почаще жаловаться и взывать к Богу о помощи.
Дмитрий10 марта 2015, 17:31
Спаси Господи!
Прямо вовремя...
Любовь Украина10 марта 2015, 16:17
Спаси Господи о. Димитрий, хорошая статья, спасибо.
Ольга10 марта 2015, 15:45
Очень долго искала данного наставления. Вроде бы и читала поучения, как надо поступать с помыслами, но до понятия дело не доходило. А тут для меня бестолковой все разжевали. Господи, помоги теперь все сердцем принять и жить согласно этим наставлениям!
Анна10 марта 2015, 15:29
Замечательная статья!!! Очень важня и очень нужная...Благодарим!!!
МаринА10 марта 2015, 15:07
Да, наверное, для кого-то очень актуальная и полезная статья. Но я хочу заступиться за "современных психологов", которых здесь так всех вместе разом "опустили". Есть целые направления богоцентричной психологии, где во главу угла ставится именно Создатель, а не человеческое эго.
ТаняСем10 марта 2015, 14:01
А меня как раздирает грех осуждения и раздражения (особенно в пост),а еще я пыталась победить эти прилоги как-то,но вот прочитала статью и поняла,что без Божьей помощи никуда не деться!И надо полностью Ему довериться,чтоб победить бесовские нападки!Слава Богу за все и как вовремя!!!
Adrian10 марта 2015, 12:59
Какая хорошая статья! Большое спасибо!
Надо эту статью внести себе в Закладки, чтобы читать и перечитывать.
Ирина10 марта 2015, 12:51
Спасибо большое за статью! Очень во-время для меня оказалось!
Алексей10 марта 2015, 12:47
Как же вовремя, спаси и сохрани нас всех.
Александр10 марта 2015, 12:42
А это очень важная статья и написано хорошо. Многим, кто внимательно следит за своим внутренним миром, пригодится. Спасибо.
Елена Голубкова10 марта 2015, 12:08
Как вовремя! Спаси Господи!
Светлана10 марта 2015, 11:45
Спаси Господи, это все как раз про меня и обо мне, очень вовремя и совершенно верно.
Андрей10 марта 2015, 11:36
Батюшка, спасибо! Ваш совет очень мне помог, прямо по адресу!
Виктор Уруев10 марта 2015, 10:39
Очень, очень полезная статья! Ведь недопущение в душу греховных и смутных, суетных помыслов, главнная задача христианина желающего достичь чистой и сердечной молитвы и любви к Богу, ближним, обретение мира душевного и рассудительности.
Спаси Бог, отец Димитрий за это руководство, которое необходимо всем желающем спасения и пребывания вечного с Господом.
роман10 марта 2015, 10:21
Смирение и покаяние.Так сложно в современном мире никого не осудить,не разгневаться ,не обидеть.Нужно ежедневно,какждый час и минуту,в любое мгновение молиться и просить Господа о спасении.Боритесь со страстьми,находите способность находить в людях доброе и сами дарите доброту и тепло людям.
Лиана10 марта 2015, 09:48
Хорошая статья. Спасибо. Мысли, изложенные в ней, очень ценны для духовной сферы человека и понимания жизни в целом. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×