Православный календарьПравославный календарь
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.

Мысли о смерти

    

Это было очень давно, еще когда я была католичкой — по-моему, я и бежала-то в костел к вечерней мессе… И вдруг поняла, что по улице навстречу мне и в одном со мной направлении движется поток мучеников.

Любой человек мученик, оказывается, потому что он — одно из двух: либо умирает рано, либо с абсолютной неизбежностью стареет и умирает. И знает это всю свою жизнь, с детства. И приспосабливается к этому знанию, и с ним живет. И даже в старости живет, и улыбается иногда, и смеется — не потому, что как-то особенно мужествен, а просто потому что… не остается больше никаких вариантов, не ты первый, не ты последний, никуда не денешься. Это всеобщий удел, потому мы не жалеем друг друга в связи с этим. Если, дай Бог, жалеем, то по частным причинам.

В этом смысле всякий из нас мученик, но далеко не всякий мученик — святой. Очень далеко не всякий, как вы понимаете.

Почему Христос плакал над Лазарем? Тяжело переживал смерть Своего Предтечи Иоанна? Разве не окажутся они в лоне Авраамовом? Разве не ждет их блаженная Вечность?.. Чего стоит земная жизнь с неизбежными «частными» страданиями — в сравнении с нею? Мы скорбим о смерти близкого нам человека, потому что это разлука: но разве есть разлука для Сына Божиего? Только нескончаемая встреча…

Однако же Он плакал над Лазарем, потому что смерть — это страдание. Смерть противоестественна для человека, она наносит страшный удар, разрушая его духовно-телесную целостность, поэтому она — мученичество, хотя и далеко не всегда святое. Не помню, кто сказал: Будда жалел людей, потому что они живут, а Христос — потому что они умирают.

Иногда мне кажется, что наша всеобщая невольная привычка к необратимости времени, к неизбежности старения и смерти не менее страшна, чем само это обстоятельство. Но для Богочеловека этой привычки не было. И не было словосочетания «естественная смерть». Он не воспринимал противоестественное как естественное. Поэтому плакал над Лазарем, другом Своим.

И потому принес Свою Жертву, смертью смерть поправ.

Но ведь мы по-прежнему умираем, наше мученичество продолжается. И наше сознание с трудом — и по мере очищения, конечно — вмещает, что смерть Им побеждена, что ценою Его смерти человек в целостности своей подлежит восстановлению.

А чтоб вместить, нужно избавиться от привычки, по-настоящему ужаснуться — не смерти конкретного человека (кончина близкого, любимого — для каждого из нас и без того ужас), а именно смертности. Увидев бездну, мы увидим и мост над нею. А так — ни бездны, ни моста, ни благодарности за мост, одна мучительно-холодная привычка, анестезия.

Марина Бирюкова

Источник: Фома.Ru

28 августа 2015 г.

Рейтинг: 9 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Марина Бирюкова

Новые материалы

Выбор читателей

×