К руслу модернистского богословия относятся попытки привлечь в пространство православной догматики различные философские учения XIX в., среди которых была метафизика всеединства и софийности В. С. Соловьева, а еще философия общего дела Н. Ф. Фёдорова.
Новейшее время (XX в.) знает и другие опыты православной догматики, для них характерен уход от схоластического богословского русла и одновременно нежелание идти по руслу богословского модернизма. Самый известный такого рода опыт принадлежит протоиерею Георгию Флоровскому. За этим направлением догматики закрепилось название "неопатристический синтез" – это попытка решать проблемы наших дней (отсюда "нео-"), опираясь не на мысль отдельных авторов, а на святоотеческую мысль в целом (отсюда "патристический синтез"). Великие богословы прошлого тоже предпринимали "патристический синтез", так было у преподобного Максима Исповедника, когда он боролся против монофелитства. Так же было и у святителя Григория Паламы в богословии нетварных энергий.
Обращение к полноте святоотеческой мысли не просто возвращает нас к Отцам эпохи Античности и Средневековья, но позволяет нам мыслить по-христиански в условиях нашего Новейшего времени. Отсюда понятен и богословский призыв о. Г. Флоровского: "Вперед к Отцам!"
В конце занятия, отвечая на вопросы семинаристов Московской епархии, диакон Павел Сержантов рассказал также о модернистском богословии у протестантов, о его гиперкритическом пересмотре библейского Откровения. Радикальные модернисты стараются отвергнуть все библейские повествования о чудесах как "ненаучные". Они фактически отрицают исход народа Божия через Чермное море, сверхъестественный дар манны и даже Воскресение Христово.