«Ликуют ангелы с небес»

Какими были русские пасхальные открытки до Октябрьской революции

Полина Виноградова

Источник: Русская планета

Пасхальная открытка 1907 года. Фото: geofotoput.ru Пасхальная открытка 1907 года. Фото: geofotoput.ru
    

Монахини из Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге готовят подарки к приближающейся Пасхе для прихожан. В этом году нарядные куличницы и маленькие сумочки для крашеных яиц они решили украсить сюжетами, взятыми с дореволюционных пасхальных открыток. «Русская Планета» выяснила, когда пасхальные открытки появились в России и как отправились в эмиграцию.

Символы Пасхи — кулич, колокола, верба

Первые почтовые открытки или открытые письма, как их тогда называли, Министерство внутренних дел России разрешило выпускать частным лицам 19 октября 1894 года. До этого их издавало только почтовое ведомство.

Никаких рисунков на открытых письмах не было. На одной стороне официального однотонного бланка было напечатано: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать», на другой — «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».

— Через четыре года после официального разрешения выпускать открытые письма, в продаже появились первые открытки, поздравляющие с праздником Пасхи. Их напечатал в 1898 году «Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны», более известный как «Община святой Евгении», — рассказывает корреспонденту РП коллекционер-филокартист София Оксенкруг. — На первых четырех открытках были изображены акварели, созданные художником Николаем Каразиным. И этот тираж имел такой успех, что «Община святой Евгении», созданная для помощи оставшимся без средств к существованию медицинским сестрам, решила специализироваться на их выпуске. За последующие 20 лет ею было напечатано почти 6,5 тыс. видов поздравительных открыток различной тематики. При тиражах в десятки тысяч экземпляров они расходились моментально, а все доходы от их продажи направлялись на благотворительность. Открытки этого издательства специалисты считали лучшими среди российских, каждая из них была маленьким шедевром полиграфии.

Фото: geofotoput.ru Фото: geofotoput.ru
    

Конкуренты быстро оценили выгодное начинание. Тиражировать открытки к Пасхе начали и другие издательства, привлекая для гарантии успеха лучших художников того времени.

— Пасхальные открытки рисовали такие признанные мастера как Илья Репин, Борис Кустодиев, Аполлинарий Васнецов, Леон Бакст, Альберт Бенуа, Иван Билибин или Мстислав Добужинский. Каждый из них в своем неповторимом стиле создавал изысканные произведения, рассказывающие о празднике опосредованно, через связанные с ним традиции. Так, на одних открытках люди бережно несут из храма четверговый огонь, на других — звонят в колокола. Их усилиями признанными символами Пасхи стали куличи, расписные яйца «писанки» и веточки вербы, — рассказывает корреспонденту РП коллекционер-филокартист Леонид Гробовский. — Святейший Синод в 1900 году принял решение «о воспрещении печатания священных изображений на бланках для пасхальных открытых писем». Поясняя такую позицию церкви, архиепископ Никон (Рождественский) в 1911 году написал: «Место ли изображению лика Христова или Богоматери на бланке для открытого письма? Всякому понятно, что если бы даже не лик Господень, а просто ваш портрет был испачкан штемпелями, то вам было бы обидно».

Черненькие лучше многих беленьких

Вскоре издатели поняли, что лучше прочих расходятся рисунки, рассчитанные на массовый вкус. И тогда в продаже появились открытки для обывателей, с изображениями целующихся парочек и фривольными надписями вроде: «Придет милый разговляться, будем мы с ним целоваться», «Целуй в уста, теперь нет поста!» или «Долго было дожидаться, чтоб при всех поцеловаться».

— Большим спросом пользовались и сентиментальные открытки, которые рисовала художница Елизавета Бем, ученица Ивана Крамского. В народе их ласково называли «поздравишками», — говорит София Оксенкруг. — Умилительные сюжеты, героями которых обычно были деревенские дети, она сопровождала соответствующими им по духу незатейливыми рифмованными строчками, например: «Христос воскрес, Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес!», «Кого люблю, тому дарю», «Курица Федорка, да петух Егорка с праздником поздравляют, счастья желают!», «Где кулич и тесто тут и наше место» или «За горами, за лесами, далеко живем. Вас же помним, поздравляем и поклоны шлем!». Среди интеллигенции особенно популярна была созданная Елизаветой Бем серия открыток, на которых дети были изображены в виде черных силуэтов, как в театре теней. Иван Крамской отозвался о них так: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». А Илья Репин заявил: «Ее черненьких я люблю больше многих-многих беленьких». Одной только «Общиной святой Евгении» было выпущено 88 открыток по эскизам этой художницы.

Сейчас по нарядам красавиц, принимающих поздравления с Пасхой, можно изучать моду тех лет — все изобретения портных тут же перекочевывали на бумагу. Как только распространились велосипеды, стали печатать открытки и с ними. А на одной из них изображен даже дирижабль — он рассыпает с неба цветы к празднику.

Фото: geofotoput.ru Фото: geofotoput.ru
    

«Через горы и поляны я христосуюсь с тобой…»

Спрос на пасхальные открытки в России оказался настолько высок, что отечественные типографии не успевали справляться с заказами. В продаже появились иностранные открытки.

Чаще всего их печатали по готовым клише, на которых было оставлено место, чтобы можно было добавить поздравительную надпись на русском языке. Но импортные открытки особенным спросом в России не пользовались. Причина была в том, что на них часто изображали праздничную символику, чуждую православным — например, пасхальных зайцев или барашков. Покупатели также не желали видеть на открытках островерхие шпили католических костелов и протестантских кирх, им были ближе родные купола церквей. Поэтому издатели пошли по другому пути: начали печатать открытки в зарубежных типографиях, но по эскизам российских художников.

В годы Первой мировой войны сюжеты пасхальных открыток изменились. На них появились сестры милосердия, в том числе и императрица Александра Федоровна с дочерями, раненые в госпиталях и прочие приметы военного времени.

— На одной из наиболее известных открыток тех лет изображен бравый солдат, который вспоминает об оставленной возлюбленной. Рисунок сопровождается четверостишием: «Где ты, где, мой друг желанный, Друг любимый, дорогой? Через горы и поляны я христосуюсь с тобой!» — говорит Леонид Грабовский. — А самый популярной была открытка, на которой император Николай II в военной форме собственноручно вручает пасхальное лицо простому солдату.

Фото: geofotoput.ru Фото: geofotoput.ru
    

«Оставленная, но не забытая»

С приходом к власти большевиков традиция пасхальных открыток оборвалась. Пасха была признана поповским праздником и объявлена вне закона. А значит, и поздравлять с нею было незачем.

— Интересная пасхальная открытка была напечатана в 1917 году, после отречения от престола государя и февральской революции. Выглядит она парадоксально: на фоне огромного красного яйца, на котором напечатан лозунг «Да здравствует республика!», — рабочий протягивает руку солдату. А над всей этой композицией напечатано традиционное поздравление «Христос воскресе», — рассказывает Леонид Грабовский. — Больше таких попыток поженить идеологические противоположности не предпринимали. В 1918 и 1919 годах пасхальные открытки еще издавали иногда небольшими тиражами в Петрограде, но вскоре богоборческая власть запретила это.

В советские времена верующим приходилось искать способы обойти запрет. Они находили в продаже открытки с традиционными символами праздника — вербой, детьми, и писали поздравление на обороте.

Фото: geofotoput.ru Фото: geofotoput.ru
    

В годы Великой Отечественной войны отношение к верующим ненадолго стало либеральнее, и в 1943–1946 годах небольшими тиражами даже выпускали пасхальные открытки, разрешив продавать их исключительно в церковных лавках. Следующие тиражи пасхальных открыток были напечатаны в России уже после перестройки, в конце 80-х годов прошлого века.

— Все эти годы традицию пасхальных открыток бережно сохраняли в эмигрантской среде. Для людей, потерявших Родину, они оставались способом почувствовать связь с ней, оставленной, но не забытой, — говорит София Оксенкруг. — В 20-е годы прошлого века в Берлине пасхальные открытки выпускало издательство Ольги Дьяковой, в США их выпускал бывший гусар Николай Подушкин. А в старейшем в США православном Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, расположенном в штате Нью-Йорк, в 50-е годы их печатали по эскизам, созданными архимандритом Киприаном (Пыжовым). В своих ностальгических рисунках он бережно воссоздавал потерянную православную Русь такой, какой ее запомнил.

Полина Виноградова

Источник: Русская планета

1 мая 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара 2 мая 2016, 01:14
и теперь надо такие открытки выпускать. Слава Богу,наш народ потихоньку возвращается к вере православной.и будем снова поздравлять друг друга открытками,а не только по компьютеру.ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×