Евангельское зачало вторника Светлой седмицы рассказывает известную историю о путешествии двух учеников Христовых в Эммаус. Так как данный текст входит в цикл постоянных воскресных чтений утрени, фабула его всем хорошо знакома. Путники движутся в означенное селение, по дороге к ним присоединяется Сам Учитель, не узнаваемый учениками. Завязывается беседа, и Христос изъясняет апостолам «сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Во время хлебопреломления духовное зрение учеников открывается, и они узнают Христа. Впрочем, Господь тут же исчезает.
Это повествование похоже на роскошно сервированный стол, богатую трапезу, предлагающую множество разнообразных блюд. Попробуем некоторые из яств, подаренных нам евангелистом – поговорим о Воскресшем Христе, о возможном смысле некоторых Его слов и действий в представленном отрывке.
Прежде всего отметим, что Христос явился в тот момент, когда путники «разговаривали между собою о всех сих событиях» (Лк. 24:14) – т. е. беседовали о Христе, о связанных с Ним последних событиях столичной жизни. Господь приходит туда, где кто-то говорит о Нем, где есть искреннее устремление к Богу и жизни духовной. В древнееврейском богословии было такое мнение: «Если двое или трое собрались для изучения Закона, – Шехина (присутствие Бога) обитает среди них». Наверняка эммаусские путники вспомнили эту мысль, когда узнали, Кто же спутешествовал им, рассуждающим о Господе. А мы должны верить: как только среди двух и более завязывается благочестивый разговор о Боге, Христос приходит и становится невидимым участником беседы. Мы обращаемся друг к другу с разными словами, а Он без слов разговаривает с нашими сердцами, и они горят от Его прикосновения.
Далее – путники не узнают Иисуса. Неузнавание Христа есть одна из величайших драм в истории мира и в жизни каждого человека отдельно. Еще в самом начале своего существования люди перестают узнавать и слушаться своего Господа, потеряв райское богообщение и впав в примитивнейшее идолопоклонство. Даже богоизбранный израильский народ часто не узнает Божьих посланников, пророков, убивает и гонит их. Впоследствии евреи отказываются признать своего собственного Мессию и с позором распинают Его, как опаснейшего преступника. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Это неузнавание Израилем Христа длится до сегодняшнего дня и является страшной трагедией духовного пути человеческого рода.
Но даже и мы, верующие, так часто неспособны распознать Христа, встречающегося на нашей жизненной стезе. Не видим Христа в ближнем, не видим Христа за теми или иными жизненными событиями, не верим в Его Промысел и отказываемся признавать Его руку в разных поворотах истории отечества. Неузнавание Христа в Евхаристии, в молитве, в Церкви, в жизни, в истории, в других людях – это все о нас, несмысленных и медлительных сердцем.
Интересно, что неузнавание апостолами Христа прямо связано с непониманием сути Его служения. Они ведь считали, что Мессия должен был вернуть евреям их былую государственную независимость и освободить от римского гнета. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21), – признаются они.
Но разве мы не грешим тем же, полагая, что Бог обязательно должен решить наши проблемы, имущественные вопросы, привести в порядок семейную жизнь, разобраться с нашими врагами, подарить процветание и независимость стране и проч. «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26), – просит Господь, а мы в ответ разворачиваем перед Ним список наших желаний. Диалога с Богом не получается, жизнь не клеится, а мы страдаем и недоумеваем – почему так, ведь я верующий.
По мере продолжения пути Христос, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Как впоследствии признали сами ученики, в этот момент их сердце горело. Через некоторое время их глаза получают духовное зрение при совершении Христом хлебопреломления, указывающего на Таинство Евхаристии.
Не пропустим важнейшую мысль: Христос открывается людям в Писании и Литургии. Нет ни одного святого, который познал бы Господа вне этого опыта. По-другому говоря, Бог дарит полноту познания о Себе в Церкви, ибо именно Церковь написала Библию и имеет право толковать ее, и только Церковь совершает подлинную Евхаристию. Еще раз повторим: вне Писания и Литургии адекватное богопознание невозможно. Даже преподобная Мария Египетская, поднявшая немыслимый сорокасемилетний подвиг в пустыне, нуждалась в причащении и от Бога была просвещена знанием Священных Книг. Поучение в слове Божием и участие в литургических собраниях и есть, по сути, богообщение. Хромота на то или другое колено (равнодушие к Библии или к Литургии) означает поврежденность духовной жизни и чревато опасными последствиями.
Когда ученики подошли к Эммаусу, Христос делал вид, что хочет идти дальше, но они удержали Его и вечеряли с Ним. Так и к нам Христос приходит, нечто проясняет для нас и может уйти, если мы не удержим Его. Оказывается, Он реагирует на движение нашей свободной воли и внимает нашим просьбам: проявим равнодушие – уйдет; попросим остаться с нами – останется и будет трапезовать с нами. Удержать Христа можно только при желании Его присутствия, горении сердца, горячей вере. Тогда Он останется с нами и подарит еще большее познание о Себе.
Явившись, Господь становится невидим. После блаженства духовного видения Христа неизбежно наступает момент сокрытия Его Пречистого Лика. Он отступает в сторону, чтоб мы искали Его и скучали по Нему. Как возлюбленная из Песни Песней, наша душа должна искать Возлюбленного (Христа), плакать и тосковать о Нем. Он скрывается на время, чтобы мы трудились, проходили проверку своей веры, укреплялись в искренности и верности своей любви.
Сейчас длятся пасхальные дни, мы наслаждаемся зрением Христа Воскресшего. Но наступит и другое время, когда Жених Церковный скроется из наших глаз и нам необходимо будет искать Его. И мы найдем Его в Литургии, Библии, молитве, исполнении заповедей; найдем Его в Церкви. Он Сам приведет нас к Себе, ибо Он отходит лишь для того, чтобы радость встречи с Ним возросла через малое испытание разлукой.
Хочется говорить много, и евангельский текст манит бесконечностью и неисчерпаемостью смысла. Писание бездонно – но человек ограничен и неспособен вмещать и переваривать много духовной пищи сразу. Где-то нужно делать остановку –лишь для того, чтобы продолжить путь после малого отдыха. Остановимся и мы. Узнаем в эммаусских путниках себя, обдумаем обговоренное и ощутим голод к прочим дарам Божьего стола, именуемого Священным Писанием. И пусть святые дни Светлой седмицы – благословенное время, когда Христос отверзает ум верующего к уразумению библейских строк – являются лучшим поводом для нашего деятельного участия в дивной трапезе Слова Божьего.
Христос Воскресе!