Без добра не может быть счастья
Мое особое слово – о детях. Они только начинают жить, и очень важно, чтобы они жили с верой в сердце, потому что вера делает человека добрее, а без добра не может быть счастья. Вдумайтесь, разве бывают счастливы люди злые, недобрые? Такие люди могут быть богатыми, они могут ездить на хороших машинах и жить в красивых домах, но они не могут быть счастливы, потому что счастье – это радость, это мир Божий в сердце. А мир и радость даются лишь тогда, когда человек совершает добро, когда он становится добрым. Вот почему так важно воспитание детей в православном духе: чтобы с самого детства эти простые истины становились частью их сознания, их души.
Из слова
после чина освящения закладного камня в основание
храма
святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской
в городе Певек на Чукотке 6 сентября 2016 года
Чужое ярмо
Обращаясь к христианской общине в Коринфе, одном из центров языческого культа, апостол Павел предостерегает верующих, чтобы они не подпадали под ярмо язычества, опасное для духовной жизни. Но ведь существуют чужие силы, чужие идеи, которые могут стать ярмом и для всех нас.
Что же на самом деле является чужим ярмом? Это то, что противоречит Богом зданной нравственной природе человека. Господь создал нас такими, что вложил в нас нравственную программу. Он не вкладывал в нас интеллектуальные программы, Он не настраивал нас на изучение математики, физики или астрономии – Он просто дал нам силу разума, так что мы сами получаем образование, навыки, умения, квалификации. А вот нравственную программу Он в нас заложил, и с детства ребенок через общение с родителями понимает, что такое добро и что такое зло.
Что же является чужим ярмом? – То, что противоречит Богом зданной нравственной природе человека
Вообще способность человека различать добро и зло необъяснима. Одна эта способность должна убеждать каждого сомневающегося в том, что Бог существует. Несмотря на многообразие мира, многообразие культур, огромное количество различий между людьми, все они, тем не менее, связаны единым пониманием добра и зла, ведь на этом общем понимании добра и зла основывается такая ценность, как справедливость. Все суды работают для того, чтобы устанавливать справедливость, и не потому, что кто-то когда-то написал законы. Суд существует ровно столько, сколько существует человечество, и правый суд всегда утверждал справедливость. Куда бы мы ни поехали – на восток, на запад, на север, на юг, – мы всегда встретимся с одинаковым пониманием справедливости среди людей, а значит, с одинаковым пониманием добра и зла.
Что же тогда чужое ярмо? А это идеи, мысли, поступки, примеры, которые идут вразрез с этой Божественной программой, которые навязывают иной образ жизни, когда грех вдруг представляется как святость, зло – как добро, когда все смешивается в страшном и смертоносном соединении. И человек, который впитывает в себя этот смертоносный продукт, становится нежизнеспособным, он теряет что-то очень важное, он перестает отличаться от животного, он разрушает программу, вложенную в его душу, в его разум Богом.
Если человек совершает грехи, но сознает, что поступил плохо, – он раскаивается пред Богом. Лучше приносить покаяние в храме, но не всегда это возможно. Поэтому каждый день, заканчивая свой день, мы должны анализировать свои слова, свои поступки перед самими собой и пред Богом и говорить: «Господи, я поступил плохо, я произнес неправильные слова – прости меня, помоги мне избегать этих плохих поступков или слов!» Тогда мы корректируем нашу жизнь, мы вновь настраиваем себя на ту самую программу, которую Бог вложил в нашу природу. А если мы оправдываем, даже наедине с собой, свои поступки, иногда отвратительные, то мы разрушаем нравственную основу собственной природы.
Великий грех – разрушать нравственную природу человека
Еще хуже поступают и еще большую ответственность несут те, кто обрушивает на человека информацию, разрушающую нравственность. Вот почему Господь говорит, что лучше было бы человеку, который вносит соблазн, если бы повесили ему жернов мельничный на шею и потопили в пучине морской, потому что развращение другого человека является величайшим грехом пред Богом (см.: Мф. 18: 6). А отсюда проистекает огромная ответственность для властей, для средств массовой информации, для культуры, для всех тех, кто влияет на мир. Можно и нужно говорить людям правильные, умные слова, помогающие им расти умственно, нравственно, духовно, улучшать условия жизни. Но величайший грех, когда мы распространяем мысли или слова, разрушающие нравственную природу человека.
Из слова
после Литургии
в кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы
в столице Чукотского автономного округа г. Анадыре
7 сентября 2016 года
Наша вера и наша молитва – это не фантазия
Наша вера и наша молитва – это не фантазия, не самовнушение, не сказки, как нам говорили в безбожное время. Это реальность. И когда человек живет в трудных обстоятельствах, когда возникают семейные проблемы, когда происходит срыв в работе, в карьерном росте, когда нас посещают стрессы, а они часто посещают современного человека, мы должны особенно просить у Господа помощи, и Он нам ее дает.
Из слова
после молебна
в Серафимо-Никольском храме
в поселке Тикси на берегу моря Лаптевых
9 сентября 2016 года
Пьянство приносит огромные страдания нашему народу
Мы знаем, какие огромные страдания нашему народу приносило в прошлом и продолжает еще сегодня приносить пьянство: разрушаются семьи; рождаются больные дети; люди теряют смысл жизни: здоровые, призванные к полноте бытия становятся в молодости инвалидами только потому, что не хватает сил остановиться от греховного притяжения и перестать пить.
<…>
Давайте вместе помолимся, может быть, о родных, близких, знакомых или даже просто о незнакомых людях, которые, будучи здоровыми, погибают, сами себя подвергая смертельной опасности, дабы Господь уврачевал их недуг, простил тех, кто страждет этим недугом, и дал им силы прийти к нормальной, мирной и благочестивой жизни.
Из слова
перед молитвой о страждущих недугом винопития,
совершенной в Большом соборе Донского монастыря г.
Москвы
11 сентября 2016 года, в Неделю 12-ю по
Пятидесятнице,
в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи
Эта история наполняет нашу жизнь глубоким смыслом
К Иоанну толпами собирались на Иордан, чтобы получить прощение грехов, услышать его пламенную проповедь, да и просто увидеть человека, который отказался от всех земных благ и питался только тем, что дает пустыня, – акридами и диким медом. И этот великий человек погибает в застенках Ирода: опьяненный вином, царь отдает страшный приказ отрубить голову Иоанну Крестителю в награду той, что угодила ему пляской. Если бы такое произошло в наши дни, то, наверное, об Иоанне сказали бы: «Какая трагическая судьба! Погиб человек – стало быть, Господь от него отступился?» Совсем нет! Так можно было бы сказать, если бы Сам Господь не взошел на крест и не был распят. Но если очень внимательно вдуматься во всю эту историю, мы поймем, что помощь от Бога – это не сиюминутное изменение нашего состояния. Господь не входит в нашу жизнь так, чтобы поразить воображение Своей силой. И Предтеча Иоанн, и святые апостолы, и Сам Господь – все они приняли мученическую смерть, все они неудачники с современной точки зрения. Но мы прославляем апостолов и особенно Пророка, Предтечу и Крестителя, о котором Сам Господь сказал, что он величайший из рожденных женами (см.: Мф. 11: 11). И сегодня, размышляя об этом страшном, трагическом событии, о святом подвижнике, аскете, призывавшем людей к Богу, к тому, чтобы они становились лучше, чище, чтобы они освобождались от грехов, но замученном в страшном Иродовом подземелье, – нам, наверное, следует вспомнить о тех, кто погибал в застенках за веру и Отечество, не будучи ни в чем виноват. Вспомнить воинов наших, которые приняли смерть за Родину, за народ наш. Быть может, все эти трагические события показались бы лишенными смысла, если бы через этот опыт не прошел величайший из рожденных женами – Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн, если бы этим путем не прошли святые апостолы и Сам Господь Иисус Христос.
Эта история наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Ведь смысл жизни не в том, что дается нам зримым образом. Цель жизни не в том, чтобы потакать нашему самолюбию и тщеславию, убеждаясь в собственной исключительности. Смысл – в той с первого взгляда непонятной глубине, в той самой Иродовой пещере, в гибели и в бессмертии.
А как мы можем и должны применить это повествование к самим себе? По крайней мере, не сгибаться перед трудными обстоятельствами, когда нас посещают невзгоды, тревоги, волнения, болезни, когда нас обижают. Говоря так, мы утверждаем великую силу христианства, которая отражается в нашей человеческой жизни и делает ее по-настоящему счастливой, потому что возвышает нас над любыми скорбными обстоятельствами и открывает врата вечности, где установится полная и окончательная справедливость и где каждый получит по делам своим.
Из слова
после Литургии
в Большом соборе Донского монастыря г. Москвы
11 сентября 2016 года, в Неделю 12-ю по
Пятидесятнице,
в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи