Православный календарьПравославный календарь
Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902–1914)
Документальный фильм
В архивно-документальном фильме «Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902 – 1914)» представлена не только уникальная хроника Царской семьи, но и запись голоса святого Императора Николая II.
Скорый помощник
Памяти иерод. Алексия (Писанюка)
Его просили, и он помогал, как скорый помощник, отзываясь на людские горе и скорбь.
Как кришнаитки ездили в Лавру к прп. Сергию
История одной удивительной поездки
Мы целый день провели в Сергиевом Посаде. Всё было сказочно, тепло, по-семейному, очень радушно, очень гостеприимно.
Жена да боится мужа своего. Ч. 1
Анна Сапрыкина
Начальствование мужа ни в коем случае не предполагает унижения жены. Оно исключает унижение, оно прямо требует уважения к жене как к своей соправительнице.
Штрихи к портрету Царя
Документальная хроника Царской семьи. Премьера фильма
Некоторые фрагменты кинохроники Царской семьи, находящиеся на разных катушках, некогда являлись частью одного фильма. Нам удалось собрать и смонтировать их.
Счастливое исключение: «Дело» свящ. Павла Фоминых
Хроники 1930-х. «Оправданные». Ч. 1
Это почти единственный из четырехсот случаев, отложившихся за период с 1918 по 1940 гг. в фондах ПермГАСПИ, когда уполномоченный не справился с заданием…
Вася старший и Вася младший
Валерий Серяков
«Я свечку поставлю, если не посадят ребят! Еще обещаю: всей семьей в церковь пойдем, если обойдется все». Ни в какую церковь, конечно, никто не пошел…
«Я открыл монастырь, потому что мне очень не хватало монашеской жизни»
Митр. Иона (Паффхаузен)
Мы очень сильно чувствуем помощь и участие в нашей жизни вмч. Димитрия Солунского, свт. Иоанна Шанхайского и нашего недавно почившего первоиерарха Илариона (Капрала).
Обретение мощей священноисповедников Сергия Правдолюбова и Александра Орлова
Воспоминания о свщисп. Сергии (Правдолюбове)
Звонок: «Отец Сергий, сегодня Патриарх подписал благословение на прославление вашего деда!» Я остановил машину, вышел и благодарил Бога так сильно, как никогда.
Жена да боится мужа своего. Ч. 2
Анна Сапрыкина
Послушание жены мужу – это не безвольное подчинение раба, это уважительное повиновение свободных людей.

От Писания к бытию, от бытия к Писанию

Время от времени говорим о Писании со знакомым баптистом. Однажды принес ему книгу церковных проповедей на Апостола, — надеялся, что православные толкования вызовут в протестантском сознании вопросы, благодаря которым наш диалог о вере углубится. Увы, меня ждал миссионерский провал. Взглянув на томик в моей руке, собеседник одарил меня ослепительной протестантской улыбкой и сказал: «Ты знаешь, брат, я читаю только одну Книгу».

    

Как удивительно, что неодинаковое понимание одной и той же Библии порождает совсем разное мироощущение. С одной стороны, можно видеть сужение религиозных интересов человека до пространства одной книги — пусть даже это Священное Писание. С другой стороны, Православие являет нам совсем другой опыт. Наша вера не замыкает человека в рамках книги, но через нее дает ключ к духовному пониманию всего окружающего мира («мир» не в смысле совокупности греха и страстей, но как творение рук Божиих). Библия, открывая нам истину, дает уникальную возможность посмотреть через призму этой истины на все грани человеческого бытия и культуры — а бытие и культура возвращают нас к Писанию, научая читать библейский текст самой жизнью.

* * *

Во Втором послании апостола Павла к Коринфянам встречается очень интересная и важная мысль. Говоря об иудеях, Павел пишет, что их умы завешены неким покрывалом, которое мешает понять смысл ветхозаветного Писания (см. 2 Кор.3,14). Далее апостол говорит, что покрывало снимается верою во Христа.

Православие обновляет нам сердце и глаза, открывая новый взгляд на красоту мира

Дерзнем немного продолжить мысль святого Павла. Христианская вера снимает покрывало неведения не только с иудеев и не только в отношении Писания. Христос снимает с любого человека пелену непонимания и отсутствия интереса ко всему, что есть на свете, — кроме греха. Православие обновляет нам сердце и глаза, открывая новый взгляд на красоту видимого и невидимого мира, на духовную суть человеческих взаимоотношений. Верующему человеку становится интересным как Творец, так и Его творение, ибо оно есть дело рук Премудрого Бога. За всякой пылинкой мироздания христианин способен видеть Божию премудрость, а за тем или иным жизненным событием — пути Промысла Божьего. Нужно только взглянуть под правильным углом.

    

В этом отношении может многому научить замечательный русский подвижник и писатель — святитель Тихон Задонский. У него есть книга под названием «Сокровище духовное, от мира собираемое». В предисловии святитель пишет, что Бог «как бы книгу из двух листов, то есть состоящую из неба и земли, сочинил. В этой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость»[1]. Далее Тихон предлагает эту книгу прочитать. С первой же страницы богопросвещенный ум святого открывает удивительную картину, словно сдергивая с наших глаз какую-то пелену.

Задонский подвижник обращает свое внимание на предметы живой и неживой природы, которые мы с вами видели много раз. Люди, солнце, глина, воск, деревья, лоза и розги.… Куда бы ни падал взор святого, он везде прозревает глубинные духовные смыслы, раскрывающие премудрость Творца, и связывает их с христианской жизнью. Весь окружающий мир становится учебником духовной жизни, храмом, в котором все напоминает о Господе.

Например, святитель размышляет о солнце. «Солнце на все вещи равно теплоту испус­кает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает. Но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, — что и ныне в мире делается»[2].

Тихон смотрит на светило библейским взглядом, и при этом мир в его глазах преображается и возвращает ум к Библии и духовной жизни. Солнце для святого — страница из книги Божьей, и эта страница имеет тесную связь с бумажными страницами Писания.

А вот размышление святителя об отце и детях. «Дети рождаются от отца по плоти. Христи­ане рождаются от Бога по Духу. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3,6).

В детях примечаются свойство и подобие от­чее. Так и в христианах должны быть свойство и подобие Отца Небесного. Должны и они быть святы, благи, милосердны, кротки, терпеливы и прочее. Так им говорится: по примеру призвав­шего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, пото­му что Я Свят» (1 Петр. 1,15-16). Будьте мило­сердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36)»[3].

Опять-таки святитель Тихон жизнь осмысляет Писанием, а Писание — жизнью.

А вот о лозе и розгах: «Что лоза и розги между собой, то и Хрис­тос и христиане между собой. Розги с лозою соединены. Так и христиане с Христом духов­но соединены. Розги от лозы сок принимают и плод творят, так и христиане от Христа силу живительную добронравия и добродетелей принимают и плоды добрых дел рождают. На розгах, хотя и видится плод, лозе приписыва­ется, так, хотя христиане и приносят плод добродетелей, однако приписываются они Хрис­ту, Сыну Божию.

… Розги очищаются делателем, чтобы луч­ший и больший плод приносили. Так и христиане Небесным Отцом наказываются, чтобы больший и приятнейший плод добродетелей принесли.

Розги снаружи некрасивы, но внутри доб­рый и приятный сок и плод содержат; так и хри­стиане снаружи некрасивы, презренны, но внутри добры, некрасиво говорят, но красиво живут[4].

Все творение есть книга, которую необходимо научиться читать

Мы тысячи раз видели солнце, виноградную лозу, отцов и детей. Но для кого из нас эти образы сделались проповедниками? А святитель Тихон показывает, что весь мир — это проповедь. Люди и их отношения, всевозможные грани человеческой культуры, природа живая и неживая — все говорит о Господе и духовной жизни. Оказывается, не только Библия рассказывает о Боге. Все творение есть книга, которую необходимо научиться читать. Причем правильное прочтение этой книги возвращает нас к смыслам Главной Книги. Библия становится понятней не только от поста и молитвы, но и от опыта прочтения книги Божьего творения, или же книг о Боге и Его творении, написанных человеком. Изучение одной книги ведет к другой — так жизнь соединяется с прочитанным текстом.

* * *

Истинная вера в истинного Бога способна сообщить истинный взгляд на все вещи, если только истина получит правильное преломление в глазах самого человека. Обладание истиной дает некоторое право и радостную возможность рассуждать, говорить, читать, писать обо всем на свете — в контексте полученной истины. Библия, доносящая истину человеческим языком, но остающаяся при этом словом Божиим, помогает увидеть отпечаток руки Творца на всем мироздании — для того чтобы мы прославили Господа и восприняли Писание действительно как Книгу Жизни. От Писания — к бытию, от бытия — к Писанию. В христианском бытии есть место и для чтения книги мироздания, и для изучения хорошей книги как плода человеческой культуры, потому что оба вида книг питаются из единого Источника, и к Нему же возвращают обученный и отточенный христианской культурой ум.

Дай Бог, чтоб об этом задумались те, кто уже любит Писание, но кому Церковь еще не открыла, что она знает о Писании. Для этого нужно в Церковь прийти и довериться ей. Довериться той Церкви, которая написала Библию и готова открыть свои сокровища для всякого, имеющего жажду слышания слов Господних (Амос 8,11).

Сергей Комаров

15 ноября 2016 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 457 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Тихон Задонский, святитель. Сокровище духовное, от мира собираемое. М., 2003. С.4

[2] Там же. С.12

[3] Там же. С.18-19

[4] Там же. С.80

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга17 ноября 2016, 19:40
Действительно, со временем начинаешь ощущать, что Иисус Христос будто нескончаемый источник теплоты, милосердия, вдохновения.
Евгения16 ноября 2016, 13:18
Может, данный конкретный баптист и правда читает только одну Книгу, но вообще мои друзья-протестанты читают и другие, только, конечно, не православные, а свои, протестантские, "толкования"-измышления на разные темы.
тамара15 ноября 2016, 15:54
я тоже не раз сталкивалась с сектантами(баптисты,иеговисты т.д). они просто тупо цитируют Библию,а копни глубже,абсолютно ничего не знают и знать не хотят....Господь--это церковь на земле,Его плоть и кровь!!!! А это причастие!!!! А они это отрицают!!!! так о чём можно говорить????
Алексей15 ноября 2016, 10:57
Спасибо ! Постараюсь прочитать и понять. ВЕРА-ПОНИМАНИЕ-ЛЮБОВЬ= ВЕРА-ХРИСТОС- ЛЮБОВЬ !!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×