Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Молодежная субкультура стала предметом активной дискуссии священнослужителей

Москва, 31 января 2005 г.

«Выступая перед ареопагом в Афинах, апостол Павел цитировал «хиты» своего времени, приводил примеры из культуры, значимые для греков», – подчеркнул сотрудник Отдела по делам молодежи Московского Патриархата диакон Михаил Першин, сообщает «Благовест-инфо». Отец Михаил выступил с докладом «Миссия в пространстве культуры» на заседании секции «Православие и молодежная субкультура», которое прошло в рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января в храме во имя святой мученицы Татианы при МГУ.

Напомнив, что «Дух дышит, где хочет», докладчик призвал современных апологетов и миссионеров находить доброкачественные «зерна» в современной культуре, переосмыслять их и использовать в проповеди, как это сделал апостол Павел в Афинах.

«Иконы ведь тоже не всегда были в Церкви, однако христианство нашло возможность выразить истину о воплотившемся Боге средствами живописи», – отметил диакон Михаил Першин. Он подчеркнул, что наряду с теми элементами, которые не могут быть приняты ни при каких обстоятельствах, в культуре есть символы, значимые для язычников, которые можно использовать в проповеди. «Отрицание культуры никогда не было свойственно христианству, потому что христианство не боится раствориться в культуре, оно осознает свою мощь», – продолжил докладчик.

Что же касается русской рок-музыки, которая широко обсуждалась на заседании секции, то отец Михаил сравнил ее со скорой помощью. «Наша задача – сертифицировать врачей этой «скорой помощи», – отметил он. – Я не призываю всех православных слушать русский рок, но для миссионеров очень важно находить зерна и изучать язык молодой субкультуры».

По мнению докладчика, рок в лучших своих песнях говорит вещи, о которых общество молчит. «Рок может быть мостом, связующим молодежь и Церковь», – так завершил свое выступление отец Михаил Першин.

"Диакон
Диакон Андрей Кураев
«Все, что «плохо лежит», надо приватизировать, обратить в пользу Церкви», – такова, по мнению диакона Андрея Кураева, основная задача «агрессивного миссионерства». Об этом известный богослов и публицист заявил в своем докладе на заседании секции «Православие и молодежная субкультура», которое прошло в рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января в храме во имя святой мученицы Татианы при МГУ.

Андрей Кураев считает, что один из самых ярких примеров – день святого Валентина, западная традиция празднования которого стремительно распространяется по России. Этот праздник, по мнению докладчика, «плохо лежит», и Церковь должна постараться извлечь из этого миссионерскую пользу. Валентин Итерамский – это православный святой, напомнил докладчик, и 14 февраля (хотя Русская Православная Церковь совершает его память совсем в другой день) тоже можно было бы служить молебен святому Валентину о умножении любви, разъясняя россиянам истинный смысл христианской любви и почитания святых.

Он убежден, что миссионерская работа должна быть разнонаправленной. Отец Андрей, работающий преимущественно со студентами, подчеркнул, что кто-то должен проповедовать среди губернаторов, банкиров, бизнесменов. «Это не мой круг, это круг ответственности архиереев», – сказал он.

Отец Андрей Кураев отметил, что каждый человек живет в нескольких мирах – Церкви, науки, спорта. В этих мирах у него есть разные авторитеты: «Для кого-то в спорте авторитетом является Владислав Третьяк, в науке – профессор университета, в богословии – отец Артемий Владимиров». Докладчик призвал в миссионерской работе использовать обращение к тем авторитетам, которые весомы для данной социальной микросреды, и привел в пример священника Олега Стеняева, ведущего долгую, кропотливую работу с лидерами сектантских групп. «За лидером идет много людей, и мы можем наблюдать это торжество Православия в храме на Ордынке (где служит протоиерей Олег), когда сотни людей приходят в Церковь», – добавил диакон.

Обратившись к традиции русского рока, докладчик охарактеризовал ее как «традицию пробуждения, традицию уколов совести», которую можно и нужно использовать в проповеди Православия. «Любая школа мысли, которая учит людей думать, будь то квантовая механика или сопромат, хороша в мире «промывания мозгов» и манипулирования сознанием», – отметил профессор богословия.

Он также рассказал о своей недавней беседе с управляющим делами Московского Патриархата митрополитом Климентом (Капалиным), в ходе которой иерарх напомнил о решении последнего Архиерейского собора Русской Православной Церкви активно использовать формы молодежной субкультуры в проповеди Православия.

«Мир рок-музыки – это мир человека, а христианский проповедник должен быть там, где есть люди», – подчеркнул в завершение своего выступления диакон Андрей Кураев. Для дальнейшего осмысления проблемы русского рока он отослал участников Рождественских чтений к своей книге «Рок и миссионерство», указав адрес ближайшего магазина, в котором ее можно приобрести.

Выступавший вслед за диаконом Андреем Кураевым профессор Михаил Дунаев выразил принципиальное несогласие с его позицией и привел цитату из творений почитаемого в народе духовника, архимандрита Иоанна Крестьянкина, который считал, что «пришедшие ко престолу от рок-музыки служить во спасение не могут».

«Приватизировать то, что плохо лежит – очень рискованно», – считает Михаил Дунаев. По его мнению, существует триада «рок – секс – наркотики» как совокупность взаимно связанных пороков. Профессор отметил, что когда рок-музыка вливается в человека, то его эстетический рост останавливается и человек деградирует. «Я очень хотел бы ошибиться, но мне кажется, что через несколько лет у наших молодых священников будет звучать «рок-херувимская», – выразил опасение Михаил Дунаев, – в то время как традиционная русская культура для многих – это просто «отстой».

Отметив, что нынче в области культуры «предложение рождает спрос», докладчик назвал «преступлением перед национальной культурой» снижение эстетического уровня и формирование дурного вкуса у молодого поколения.

«Обновленческая» попытка II Ватиканского Собора вновь привлечь людей в храмы путем «опускания» культуры «абсолютно провалилась», поэтому православным не стоит наступать на те же грабли, на которые наступила Католическая Церковь 40 лет назад. С таким предостережением выступил настоятель храма во имя святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим.

Протоиерей Максим отметил, что те люди, ради которых было произведено обновление и упрощение литургии, допущение в храмы национальных языков, «бубнов и тамтамов», в Церковь все равно массово не пришли, а традиционно настроенные католики также покинули Церковь, не принимая литургической реформы и прочих нововведений II Ватиканского Собора.

Охарактеризовав себя как «священника-традиционалиста», протоиерей Максим поделился своими впечатлениями о допустимых и недопустимых методах проповеди в молодежной среде. Последовав рекомендации отца Сергия Булгакова «проверить свое мнение Преданием Церковным», настоятель храма во имя святой Татианы напомнил, что апостол Павел не использовал театра для проповеди христианства, святитель Иоанн Златоуст также не рекомендовал православным увлекаться театром, а святитель. Тихон Задонский говорил о невозможности для христиан участвовать в праздновании дня Ярилы.

Докладчик поставил под сомнение возможность воцерковления всякой культуры, особенно субкультуры – той области, которая находится «ниже культуры». «Я не думаю, что мы слишком оптимистично должны подходить к воцерковлению нашего общества, – продолжил протоиерей Максим Козлов. – Давайте не смешивать и не соединять несоединимых понятий!»

Настоятель университетского храма выразил принципиальное несогласие с возможностью участия священников в концертах рок-музыки. «Скоро дело дойдет до массового участия клириков в рок-концертах, и тот, кто это начал, будет нести ответственность», – сказал протоиерей Максим, обращаясь к присутствовавшему на заседании диакону Андрей Кураеву, выступления которого предваряли несколько концертов Константина Кинчева и других музыкантов.

В качестве альтернатив рок-культуре священник привел церковное воспитание молодежи. «Если детей с малых лет приучать к церковному пению и классической музыке, то у них вырабатывается стойкий иммунитет к сегодняшней рок- и поп-музыке», – такое убеждение выразил протоиерей Максим в конце своего выступления.

31 января 2005 г.

Рейтинг: 8.3 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×