Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Епископ Нижегородский Георгий совершил освящение восстановленного храма

Нижний Новгород, 30 октября 2003 г.

«На Курско-Харьковско-Азовской дороге, на станции Борки в императорском поезде сошел с рельсов второй локомотив и следующие за ним четыре вагона. Благодаря Господу Богу Государь, Государыня, Цесаревич, Великие Князья, Великие Княжны и все лица свиты совершенно невредимы…» – весть о катастрофе, в результате которой многомиллионная Русь могла в одно мгновение осиротеть, быстро облетела страну. Произошло это событие 17 октября 1888 года.

Традиция возведения Божиих храмов и часовен в память об избавлении от опасности высочайших особ существовала в России всегда. После 17 октября по просторам Российской Империи прокатилась волна верноподданнических чувств, выражавшаяся в горячей молитвенной благодарности Господу, в созидании храмов и часовен в память о явленной милости Всевышнего, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии.

Жители Нижегородской губернии также решили увековечить память о чудесном событии возведением храма, и в том же году начался сбор средств в поддержку благого начинания. Спасский храм закладывается спустя 9 лет после произошедшей железнодорожной катастрофы уже не только в память о чудесном спасении царской семьи, но и в «увековечения памяти Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III», скончавшегося 20 октября 1894 года.

Дополнительным основанием к строительству храма именно во имя Нерукотворного образа служило то обстоятельство, что во время крушения поезда Государь Александр Александрович имел при себе копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса. Практически сразу после крушения поезда по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

Уцелевший по милости Божией нижегородский храм во имя Всемилостивейшего Спаса один из немногих дошедших до наших дней храмов-памятников, имеющих отношение к царской династии Романовых.

Благодаря усилиям и трудам нескольких талантливых архитекторов, здание Спасского храма, и по сей день является примером весьма удачной стилизации архитектуры в русле московского церковного зодчества XVII столетия по типу церкви села Останкино близ Москвы. Площадь храма была рассчитана на 1700 человек.

Первоначально предполагалось, что в храме будет освящен главный алтарь и два придела с несколькими престолами: главный во имя Всемилостивейшего Спаса, Нерукотворного Его Образа, правый придел - во имя святителя Николая Чудотворца и апостола Иакова, брата Господня, и левый - во имя святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских и пророка Осии. Однако в дальнейшем уже после завершения строительства количество престолов в приделах увеличилось: в правом приделе был дополнительно устроен престол в честь новоявленного праведника Божия - Серафима Саровского, а в левом освятили престол в честь преподобного Сергия Радонежского. Таким образом, в разное время в храме было освящено семь престолов.

Участь храма после октябрьского переворота 1917 года в миниатюре повторяет историю взаимоотношений церкви и советского государства. Повсеместное закрытие и уничтожение церквей уже через несколько лет после официального отделения церкви от государства привело к тому, что Спасский храм стал одним из немногих действующих приходов нагорной части города. Некоторое время в начале 20-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским). С 1924 по 1926 год Владыка числился в клире Спасского храма.

Впервые попытка ликвидировать Спасскую церковь, в годы Советской власти была предпринята в 1930 году, когда 16 марта этого года вышло соответствующее Постановление Президиума Нижкрайисполкома. Официальным поводом к ликвидации храма являлось сфабрикованное обращение горожан к властям.

Однако благодаря усилиям настоятеля храма протоиерея Николая Боголюбова и членов Приходского Совета это решение удалось обжаловать и отменить во ВЦИК в Москве.

31 марта 1991 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное Воскресенье, после многолетней тишины под сводами храма вновь зазвучали церковные песнопения и теплые молитвы верующих нижегородцев. В этот день, новым настоятелем церкви - протоиереем Игорем Алексеевичем Пономаревым была отслужена первая Божественная Литургия.

В последние годы велась усердная работа по восстановлению храма. В храме установлен новый резной иконостас, в который ближайшее время планируется установить иконы, а также нанести позолоту. Убранство главного алтаря завершено полностью.

30 октября 2003 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Выбор читателей

×