Вокруг установки памятника у стен Борисо-Глебского монастыря разгорается скандал

Ярославль, 26 мая 2005 г.

""В поселке Борисоглебский, Ярославской области, у стен древнего Борисо-Глебского монастыря решено установить два памятника – преподобному Иринарху, Затворнику Борисо-Глебской обители и святому иноку Александру (Пересвету) – герою Куликовской битвы. Автор памятников – известный скульптор Зураб Церетели. Однако благое дело вызвало в обществе скандал. Некоторые деятели культуры считают, что творчество Церетели не вписывается в традиционные российские каноны. В открытом письме они призывают Церетели отказаться от монументализации древнерусских поселков. Нашлись противники начинания и среди официальных лиц Ярославской области.

В связи с вышеуказанным, пресс-служба Ярославской епархии распространила заявление по поводу установки памятников в поселке Борисоглебский.

В газете «Новое время» от 18 мая была опубликована статья Н.П. Катащенко, где не точно высказано мнение Ярославской епархии в вопросе установки памятников. Речь в данном случае идет о доработке образов.

Ярославская епархия является одним из инициаторов установки памятников двум русским святым – преподобному Иринарху Затворнику и святому иноку Александру (Пересвету). Ярославская епархия считает возможным запечатлеть в бронзе величие духа и веры этих подвижников, давших пример высокого служения Богу и Отечеству.

Проект памятников выполнен известным скульптором Зурабом Церетелли, который передает бронзовые изваяния в дар поселку Борисоглебскому. Реализация проекта происходило в сотрудничестве с Ярославской епархией. Высказанные епархией замечания были приняты и отражены в конечном результате.

Однако это неординарное событие, благое по сути своей начинание встретило неожиданно негативную реакцию со стороны некоторых официальных лиц и определенных кругов общественности, что нашло свое отражение на страницах прессы. Нагнетание обстановки, грозящее перерасти в большой скандал, вынуждает Ярославскую епархию высказать свою точку зрения по некоторым вопросам, возникающим в ходе продолжающихся дискуссий.

1. Принято считать, что скульптурные монументы святым нехарактерны для русской художественной традиции – их функцию на Руси принимали на себя храмы и часовни. Между тем идея такого монумента возникает в конце XIV века, когда в память о явлении Святителя Николая жителям Можайска во время осады города неприятелем была выполнена из дерева и поставлена на фоне крепостной стены 2-х метровая фигура святого, держащего в одной руке меч, а в другой – модель города. Скульптурное изображение. Николы Можайского очень почиталось. Многократно воспроизведенное на протяжении следующих столетий, оно было установлено также в Пскове, Волоколамске, Мценске и других городах. Но когда в русском искусстве утвердился классицизм, он принес с собой другие темы и других героев.

В последние годы наметилась тенденция к разработке образов русских святых в рамках классической традиции (памятник Сергию Радонежскому у стен Троице-Сергиевой Лавры, Святителю Николаю в Магадане). Работы Зураба Церетели для Борисоглебского выполнены в русле этой общей тенденции. Не имея прямой связи с древнерусской традицией в плане пластического выражения, она не чужда ей по духу, а потому отрицание самой возможности постановки памятника святому не представляется правомерным. Вопрос о том, ставить или ставить такой памятник должен решаться только в зависимости от художественных качеств конкретного авторского предложения. В данном случае, цельность, выразительность и одухотворенность образа обнаруживает глубокую внутреннюю связь, как с традициями древней иконописи, так и с традициями русской скульптуры конца Х1Х-начала XX вв. Безусловно, представленные работы можно считать большой творческой удачей автора.

2. Зураба Церетели упрекают в недостаточном внимании к некоторым деталям исторического характера, таким как атрибуты, одежды и тому подобное. Здесь следует иметь в виду, что творческий процесс всегда включает в себя согласование ряда принципиальных вопросов с заказчиком или, при необходимости, с консультантом. 17 мая архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл имел встречу с автором проекта, в ходе которой были обсуждены все сложные моменты и в проект внесены необходимые коррективы.

Следует, однако, отметить, что абсолютная историческая достоверность в деталях никогда не являлась критерием художественности произведения искусства – таким критерием в первую очередь выступает адекватность выраженности смысла в пластическом материале. Художественная форма неизбежно предполагает некую степень условности, причем повышение этой степени условности всегда ведет к углублению символического звучания образа. Пластическая интерпретация образа подчиняется законам, вытекающим из характера материала и специфики художественного языка искусства, в данном случае скульптуры, и в этом творческий процесс художника принципиально отличается от процесса изготовления музейного муляжа, имитирующего исторический предмет. Обыденное сознание чаще всего не ощущает этой разницы и подходит к художественному произведению с критериями, абсолютно чуждыми его природе.

3. Оппоненты, судя по всему, не слишком компетентные в вопросах художественного творчества, выступают не столько против самого проекта, оценить который по достоинству они просто не в состоянии, сколько против его автора на основании того факта, что кому-то не понравилось какое-то другое произведение этого автора, которое сами они не видели, а также на основании голословного утверждения об отсутствии у него таланта.

""Опыт, однако, показывает, что знание имени автора не является обязательным условием для художественного восприятия произведения искусства. В данном случае независимо от имени автора мы признаем высокие художественные достоинства представленных проектов памятников русским святым, и надеемся, что они станут достойным украшением поселка, расположившегося у стен того древнего монастыря, с которым их связала судьба. Только что вся страна отметила 60-летие Великой Победы над фашизмом, но приближается еще одна знаменательная дата – 625 годовщина Куликовской битвы. Такие события всегда сопровождаются подъемом национального самосознания. Мы надеемся, что установка памятников русским святым будет способствовать укреплению патриотических чувств и религиозного духа жителей поселка и его многочисленных гостей и выражаем благодарность всемирно известному мастеру за его интерес и внимание, проявленные к святыням ярославской земли.

В свете вышеизложенного вызывает удивление и озабоченность то обстоятельство, что организаторы этой непродуктивной и, по сути, вредной для русского национального самосознания дискуссии не принадлежат к числу верных чад Русской Православной Церкви, являясь приверженцами одного из старообрядческих согласий. При этом, они предпочитают критиковать именно духовенство Московской Патриархии, а не свое собственное. Используя свой официальный статус и широкую известность в обществе, инициаторы дискуссии пытаются оказывать влияние на внутреннюю жизнь Церкви. С другой стороны, прикрываясь заботой о Православии, зарабатывают политические дивиденды. Ярославская епархия считает такое положение дел совершенно недопустимым и соблазнительным для православного народа.

26 мая 2005 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×