Стихи:
Душам праведных приснопамятным
Слова прославления в дар приношу.
В этот день мы совершаем память всех
преподобных, мужей и жен, просиявших в посте, ибо
богоносные отцы, постепенно наставив нас
предварительными праздниками, заранее подготовив к
поприщу (поста), отвратив от сытости и сладости,
устрашив будущим Судом, предочистив как следует сырною
седмицею, уместно установили посреди нее и два дня (по
чину) поста[1], чтобы понемногу
приучить нас к нему. Вот и всех мужей и жен, живших
праведно, к тому же со многими скорбями и трудами, они
представляют нам, чтобы напоминанием об их борениях
придать нам сил для поприща (поста), и чтобы мы, имея
перед собой их житие как некий образ и путь, получая от
них подкрепление и помощь, стремились к духовным
подвигам, помышляя, что и они были с нами одного
естества. Ибо как воеводы поощряют своих воинов,
вооруженных и уже стоящих в строю, речами, знаменами и
воспоминанием храбро и доблестно воевавших предков, и
воины, укрепляемые этим, воодушевляются надеждой на
победу, — так ныне премудро творят и богоносные
отцы: укрепив к духовным подвигам и мужей, и жен
(примером) преподобных, таким образом подводят к
постному поприщу, чтобы мы, взирая на их достойное
подражания, безгрешное житие, совершали многообразные и
различные добродетели, каждый по силам, —
преимущественно любовь и сознательное уклонение от
неправедных дел и поступков. И пост — это не
только диета, но воздержание и языка, и глаз, и от
гнева, и, проще говоря, от всякого зла удаление.
По этой причине святые отцы и установили здесь настоящее
празднование всех преподобных, приводя (нам на память)
угодивших Богу постом и другими добрыми делами, наставляя
нас их примером на путь добродетелей, чтобы мы смело
вооружились на страсти и демонов, и предлагая нам некий
образец: что если и мы приложим одинаковое с ними усердие,
то сможем беспрепятственно сделать всё, что и они сделали,
и сподобиться тех же венцов, — ведь и они были
одного с нами естества.
|
Ираклий и его сыновья Константин III и Ираклон |
О сырной же (седмице) некоторые говорят, что
ее установил император Ираклий[2], — а раньше она
была мясоястной, — ибо он, шесть лет воюя с
Хозроем[3] и персами, дал обет
Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по
уставу среднюю между мясоедом и постом, — что и
исполнил.
Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может
быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого
приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной
пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не
повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от
жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через
отнятие пищи восприняли и удила поста.
Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же
искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя
препятствия к посту.
Христе Боже наш, молитвами всех преподобных Твоих помилуй
нас. Аминь.