Светлана, скажите пожалуйста, Вы первый раз в Екатеринбурге?
– В Екатеринбурге первый раз. Здравствуйте, дорогие екатеринбуржцы. Но мне приходилось бывать в Свердловске. Я приезжала сюда один раз с картиной, нашумевшей в 80-х годах – это был фильм «Меня зовут Арлекино», где я исполнила главную роль. Антон, я как-то всегда комплексую, когда меня называют певицей, я больше предпочитаю «автор-исполнитель».
– Но ведь вы поете…
– Декламирую, так бы я сказала.
– Ну хорошо, пусть будет автор-исполнитель.
– Да.
– У вас до этого концерты проходили в каких городах?
– Вы знаете, я сейчас очень много концертирую. Практически моя сетка в телефоне испещрена пометками, жирно выделены числа, когда я концертирую. Последний раз я вернулась из Санкт-Петербурга, скоро еду в Польшу, там пять городов – пять концертов. Поэтому, слава Господу, мое творчество востребовано.
– Скажите, пожалуйста, Вы будете выступать на V Международной конференции «Семья и будущее России» в секции «Семья Страстотерпцев как пример для подражания». Почему именно в этой секции?
– Я почитаю Святых Царственных Мучеников. И у меня даже есть небольшой цикл, посвященный этой Семье: «Царская баллада», «Баллада о преподобномученице Елисавете», а также патриотические песни, касающиеся царской темы. Я очень трепетно отношусь к этой теме, поэтому я не могла не приехать сюда.
– Скажите, а с чем связано Ваше почитание Царской Семьи, Царственных Страстотерпцев?
– Мне кажется, это хороший пример для подражания. Что касается семьи вообще – то отношений между собой. Те, кто читали эти трогательные письма друг к другу, конечно, не могли не заметить, с каким чувством любви и уважения относились супруги друг к другу, с каким чувством дети относились к родителям. И, к сожалению, сейчас очень редко встретишь такое.
– Скажите, вот всем известно, что Вы до исполнения песен духовных были знаменитой актрисой, певицей, пели светские песни. Как произошел переход от светского к духовному?
– Не такой уж знаменитой я была. И песни светские я исполняла, знаете, так – под гитару, бардовские песни в основном, во время каких-то премьерных показов, в частности, в фильме «Меня зовут Арлекино». Я поездила по стране, и за рубежом была – в Австралии и в Новой Зеландии. И я всегда была с гитарой, и какие-то ответы на вопросы зрителей перемежала с исполнением песен. Потом у меня был такой этап в жизни, когда я писала для эстрадных исполнителей. Кристина Орбакайте, например, поет песню на мои стихи и музыку, Игорь Саруханов, Вячеслав Малежик с молодежной группой. А потом (даже не могу сказать «по мере моего воцерковления»), скорей всего, это произошло, когда я встретилась со своим будущим духовным отцом – как-то в одночасье все перевернулось, и я поняла, что талант, который мне Господь дал, я должна употреблять на прославление Его имени. И помню, началось все с баллад о святых, которые я перекладывала в стихи, а некоторые также и на музыку. Потом были песни, потом появились песни-притчи, очень многими любимые и востребованные, потому что не только православные воспринимают их, но и вообще начиная от детей и заканчивая пожилыми людьми. И даже в местах заключения, у наркоманов мне приходилось выступать, и везде-везде эти песни находят отклик в сердцах. Очень радостно! А начиналось все с того, я у вас подсмотрела вопросики, вот песни-притчи у меня начались, когда я читала проповеди архимандрита Рафаила Карелина в его книге «Путь христианина». И там, в одной из проповедей о покаянии, я прочла про слезу грешника; эта история мне так понравилась, что я решила сделать из нее песню. И получилась песня, которую я назвала «Дар Богу» – именно это название стало названием всего альбома. И я могу ее сейчас исполнить для наших телезрителей и радиослушателей.
– Дорогие телезрители, давайте попросим Светлану исполнить эту песню.
Призвал Господь однажды сто ангелов к Cебе.
По лесенке на землю отправил их с небес.
И принести оттуда Господь им повелел,
Все лучшее, что только найдется на Земле.
По лесенке прозрачной, как звездные лучи,
Спускались осторожно сто ангелов в ночи.
И разошлись, простившись, по весям – кто куда,
Исполнить послушанье, что Сам Господь им дал.
Вот девяносто девять вернулись точно в срок,
И принесли немало они земных даров.
И ангел запоздалый принес подарок свой.
Лежала на ладони слезинка у него.
Склонив главу смиренно, он Господу сказал:
«Увидел я, как грешник молился и стенал.
Молил он о прощении и плакал о грехах,
И вот его слезинка теперь в моих руках».
Была она похожа на райскую росу –
И радовался глядя Господь на ту слезу.
И молвил в умилении Творец и Царь миров:
«Мне грешника слезинка дороже всех
даров».
– Спасибо. Скажите, пожалуйста, откуда Вы черпаете вдохновение для таких вот песен?
– Ни для кого не секрет, что сюжеты я заимствую. Не так много удается сочинить самой. В альбоме песен-притч «Дар Богу» только две песни «Подруги» и «Калека», и то, конечно же, я не приписываю их себе, я понимаю, что Господь меня вразумляет на них. Вы знаете, отовсюду что-то подсказывают, что-то вычитываю, даже что-то нахожу в интернете. А вдохновение… Я не знаю даже; оно приходит само; бывает, что какой-то сюжет сподвигает что ли, что-то очень трогает. Вот, например, песня-притча «Окно» меня настолько задела, что я сразу погрузилась в эту тему.
– А можете поподробнее рассказать о притчах-балладах, которые Вы исполняете?
– Баллады вошли в альбом «Богоносная Россия» – это баллады о святых, об иконах Божией Матери. Их там 12, некоторые я исполняю под гитару. У меня замечательный гитарист Александр Ольцман, он был лидером группы «Поющие сердца» в свое время, много лет проработал у Леонида Агутина, теперь достался мне. В этот альбом вошли баллады, а также патриотические песни. Баллады, которые я читаю, достаточно объемны, одна из них, например, посвящена преподобному нашему Сергию Радонежскому, я ее читаю 24 минуты. Но это вся жизнь, вся история. А есть баллады небольшие – например, об отроке Артемии Веркольском, ее я исполняю под гитару.
Песни-притчи – это самый первый альбом, туда вошли 12 притч. А недавно у меня третий альбом вышел, называется «Ладан Сомали» – просто песни, можно сказать, песни бессюжетные. Просто шли от сердца, и я их собрала в этот альбом. А сейчас записываем «Песни-притчи 2» – альбом будет называться «Кисточка Божья в руках», долгожданный альбом, потому что именно притчи особенно нравятся всем, и особенно этот альбом ждут. А также у меня в планах есть еще – не знаю, удобно ли об этом говорить, стоит ли открывать планы?
– Ну конечно, стоит.
– Планы есть планы, но, по крайней мере, половина песен уже с Божией помощью написана; это будут песни-легенды, касающиеся земной жизни Христа, но идущие как бы от лица других персонажей, которые каким-то образом соприкасаются со Христом.
– Легенды – это не какие-то правдивые истории, а вымышленные?
– Вымышленные; либо сказания какие-то. Но они тем не менее не противоречат Евангельскому духу. Как мне сказал отец Рафаил Карелин – и поддержал меня, потому что все знать очень трудно, и нужно всегда в таких сложных вопросах советоваться с духоносными людьми. И слава Богу, что у меня есть возможность посоветоваться.
– Все песни, которые Вы исполняете – под гитару?
– Да.
– А не пробовали какой-то другой инструмент?
– Еще мандолина у нас есть.
– Мандолина, а еще какие-то инструменты?
– Знаете, Александр Ольцман вообще окончил по классу баяна, но так как мы с ним часто выступаем вместе, и я надеюсь, что будет большой концерт летом (я собираюсь приехать на Царские дни сюда), скорей всего, мы приедем с Александром; он везет сюда гитары, мандолины. И говорит: «Светлана, представляешь, если я сюда еще буду везти баян». То есть ему ничего не стоит, может, освоить и другие инструменты, но мне кажется, что если петь под аранжировкой (многие так делают), что-то теряется. Я люблю живую музыку. И мне не хочется примешивать какую-то синтетическую музыку, аранжировки, как многие исполнители.
– Ну вот, Вы рассказали практически о всех своих дальнейших планах, о всех своих творческих начинаниях…
– Прошу молитв, чтоб все это получилось.
– А вот на концерте будет что-то новое? Из того, что Вы еще не исполняли, или какой-то новый проект…
– Да, в эти дни, даст Бог, я выступлю в конференц-зале Храма-на-Крови. Екатеринбуржцы немного знакомы с моими песнями, по крайней мере, я знаю, что мой концерт в Славянском центре показывали по телеканалу «Союз» и клипы-мультфильмы. И, конечно, я думаю, что зрители что-то новенькое были бы рады послушать, и я не обману их надежд, что-то я исполню из новых песен-притч, которые сейчас мы записываем на студии.
– А вот еще о мультфильмах. Телеканал «Союз» эти клипы показывал. Хотелось бы узнать, чья это идея, как Вы пришли к тому, чтобы снять мультфильм на песню?
– Знаете, это не моя идея, просто я была на одном фестивале, и когда исполняла эти песни, там был куратор Института кино и телевидения Санкт-Петербурга; ему очень понравились эти песни, и он их предложил студентам. Я практически две песни пела, и на эти две песни были сняты дипломные работы, за которые, кстати, они получили награды. Одна студентка получила знак Святой Мученицы Татианы, а другая студентка – диплом. И я думаю, что наше сотрудничество будет продолжаться, потому что песни-притчи имеют такое свойство мультигеничности, их очень здорово экранизировать, хотя я должна сказать, что еще на одну песню-притчу снят мультфильм, но уже не студентами. Это работа ООО «Русский предприниматель»; они принимают тоже очень деятельное участие в жизни Церкви и также будут присутствовать на летних событиях. И я думаю, что они, конечно же, привезут мультфильм «Близнецы», который в Москве на открытии XII Всемирного Собора представлялся впервые. Вот знаете, мультфильмы как-то очень хорошо могут иллюстрировать слова этих песен.
– Спасибо. А почему у Вас до этого не получалось посетить наш город? Почему это только первый раз, когда Вы приезжаете, даете концерт?
– Вы знаете, обычно, когда меня приглашают, я приезжаю…
– То есть не приглашали?
– Да, меня пригласили впервые, но я очень этому рада и надеюсь, что не в последний раз. По крайней мере, летом, я думаю, удастся организовать большой концерт. И я думаю, что дальнейшее наше общение будет продолжаться.
– Спасибо большое. А что-то еще из Ваших песен можно услышать?
– Может быть, тогда самую популярную песню «Близнецы»?
– Хорошо.
– Я хочу сказать, что на концерте в Храме-на-Крови будут представлены все три моих диска, я привезла коробку с собой из Москвы, поэтому желающие все смогут познакомиться с этими дисками.
Жили два близнеца в материнской утробе,
И другому один как-то высказал мысль:
«А ты знаешь, мне кажется, есть после родов
Удивительная и прекрасная жизнь!»
И другой, потянувшись под маленьким сводом,
Тут улыбки беззубой своей не сдержал:
«Это просто смешно – верить в жизнь после
родов», –
Брату верующему в ответ он сказал.
«Как, по твоему, жизнь может выглядеть
эта?»
«Я не знаю, как точно», – близнец
отвечал.
«Но мне кажется там, на земле, больше света,
Я однажды во сне этот свет увидал!
Я, конечно, не знаю, как все это будет,
Но мы, может, своими ногами пойдем!
И еще, правда, это похоже на чудо,
Но, возможно, что мы даже есть будем ртом!»
«Ерунда, вот уж это никак не возможно!
Наша жизнь-пуповина и так коротка!
А ногами ходить – и представить-то сложно!
Нет, не сможем ходить мы ногами никак!
И оттуда никто еще не возвращался,
Что за бред у тебя, братец мой, на уме?!
Все закончится родами – не обольщайся!
Наша жизнь – это только страданье во
тьме!»
«А мне кажется, брат, – первый не
унимался, –
Что когда-нибудь сможем увидеть мы Мать,
И мы временно здесь, чтобы мало-помалу
К жизни той, после родов, готовыми стать!»
Брат неверующий лишь качал головою:
«Верить в Мать – это просто за гранью
идей!
Я не вижу её, значит, нет ее вовсе.
Ну, скажи, если умный, скажи, Она где?!»
«Как ответить тебе, братец, даже не знаю!
Но я чувствую сердцем заботу Её!
И ночами, когда все вокруг затихает,
Она гладит наш мир и тихонько поет…
Все наполнено Ею, и радость такая,
Словно в Ней пребываю, и Ею живу!
И хоть точно про жизнь после родов не знаю,
Но я верю, что будет она наяву!..»
– Спасибо. На Ваших концертах присутствуют молодые люди, молодые мамы? Как они воспринимают Ваши песни?
– Знаете, удивительно то, что на моих концертах никому не бывает скучно, даже деткам маленьким. Очень был забавный случай у меня в Южноуральске Челябинской области, куда я ездила в этом году уже второй раз, по приглашению главы Администрации – одна девочка четырехлетняя сидела в зале у папы на коленях, и когда я вышла и стала петь песни-притчи, она вдруг таким голосочком возмущенным сказала: «Папа, а что это тетя наши песни поет»?
– То есть до этого они, видимо, слушали с ней?
– Конечно, они уже стали ее песнями, понимаете! И мне это очень радостно. Молодые люди бывают; причем бывали даже такие случаи интересные. Например, в Твери ко мне подошел молодой человек после концерта и сказал: «Вы знаете, я вообще-то человек неверующий», а потом у него задрожал подбородок, и он добавил: «был»…
– То есть Вы своими песнями приводите как-то людей…
– Господь приводит людей посредством моих песен.
– Вы песни исполняете не ради чего-то, а ради спасения души человеческой?
– Вы знаете, это же очень громко, я не могу взять на себя такую миссию. Но Господь мне дает сочинять стихи и музыку, а у меня есть слух, я могу это донести. Людей трогает, многие в зале плачут, и меня это радует. Мне кажется, что если сердца хоть как-то открываются, может быть, очищаются, – я опять-таки не приписываю это себе – то, конечно, я считаю, что Господь через меня делает многое.
– Были такие примеры, что из других религий, из других течений религиозных люди приходили в Православие – баптисты, протестанты?
– На самом деле у меня диски покупают и баптисты, и протестанты оптом… Я даже некоторые песни-притчи, например, буддийские переделываю в православные. И, по-моему, нормально получается. На одном кришнаитском сайте я нашла такую фразу после моих песен-притч – ну, там шло обсуждение, я иногда в интернет заглядываю, мне просто интересно мнение людей – так вот, такая фраза там была: «Пора переходить в Православие». Поэтому, конечно, это действительно очень важно для меня.
– Если можно, еще бы одну песню послушать какую-нибудь…
– Обычно я заканчиваю «Близнецами»… Вы меня застали врасплох, поскольку я «Близнецы» уже исполнила. Ну давайте, я исполню для тех, кто не сможет быть на концерте, новую песню-притчу, которую я очень люблю. Она называется «Брошеный камень».
Была у молодого человека
Заветная и давняя мечта.
Он с нею засыпал, смыкая веки,
И просыпался с нею он всегда.
Мечтал он накопить побольше денег
И новенький купить автомобиль.
И вот однажды он на самом деле
Заветную мечту осуществил.
Автомобиль блестящий и красивый
Бесшумно по дороге проезжал,
Как вдруг рукой мальчишеской ретивой
В машину камень брошеный попал.
Водитель видел этих негодяев,
Они ему махали перед тем,
И, сдав назад, он вдруг услышал: «Дядя!
Простите, дядя, я скажу, зачем.
Мой брат упал, он в инвалидном кресле.
Кювет глубок и не хватает сил,
А вы, как все, проехали бы, если б
Я камнем вам в капот не запустил».
Водитель растерялся: «Вы давно тут?»
–
«Мы выбраться не можем три часа.
А брат мой повредил серьезно ногу,
К тому же надвигается гроза».
Он подошел к кювету и увидел,
И сердце сжалось, словно дало сбой.
В больших глазах мальчишки-инвалида
Таилась немальчишеская боль.
И, вызволив ребенка в одночасье,
На мысли вдруг такой себя поймал,
Что, как сейчас, он не был даже счастлив,
Когда свою машину покупал.
Была у молодого человека
Заветная и давняя мечта.
Он с нею засыпал, смыкая веки,
И просыпался с нею он всегда.
Но вмятину не стал чинить он, чтобы
Урок с мальчишкой не был им забыт:
Что если ты не хочешь слышать шепот,
В тебя однажды камень полетит.
– Огромное спасибо Вам за то, что Вы посетили нас!
– Спасибо, что пригласили. Спасибо вам. Всех благ.
– До свидания.
Беседовал Антон Пепеляев
Расшифровка аудиозаписи: Анастасия Медведева