Вторая книга апостола Луки

В предыдущих номерах нашей газеты мы рассказали читателям о четырех Евангелиях — самом важном чтении для каждого христианина. Сегодня начинаем публикацию материалов о других книгах Нового Завета. Очередная статья из рубрики «Библейская школа» посвящена Деяниям апостольским, которые следуют сразу за Евангелием от Иоанна. Автор этой книги — святой апостол и евангелист Лука. Он вновь, как и в своем Благовестии, обращается к Феофилу: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Деян. 1, 1). Деяния — вторая книга апостола Луки, продолжение евангельского повествования.

Не учебник

Книгу Деяний апостольских называют исторической книгой. Но ее историчность заключается не в описании событий прошлого. Будет ошибкой считать Деяния учебником по истории христианства времен апостолов.

Деяния рассказывают о жизни Церкви. Христос обращается к ученикам со словами: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). Деяния — это свидетельство о Христе, свидетельство проповеднического подвига апостолов, укрепляемых Духом Святым. Еще Деяния рассказывают о том, каким должен стать человек, принимающий это свидетельство. Деяния обращены ко всем нам не для того, чтобы мы знали об апостольских временах, но чтобы каждый из нас жил именно так, как призывали к этому святые апостолы.

Пятидесятница — рождение Церкви

При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1–4). Чем был праздник Пятидесятницы для израильского народа? Это праздник, связанный с началом жатвы (он также назывался праздник седмиц): Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве (Втор. 16, 9). Согласно ветхозаветному закону, в этот праздник все мужчины должны были собираться в Иерусалимский храм. Позднее праздник Пятидесятницы стал связываться с дарованием Богом Моисею закона на горе Синай, которое произошло в пятидесятый день после исхода евреев из Египта: Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне… Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей (Исх. 19, 18–20).

Как древний праздник седмиц был началом жатвы пшеницы, так новозаветная Пятидесятница становится началом жатвы духовной. Господь Иисус Христос говорит: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10, 2). После сошествия Святого Духа начинается апостольское свидетельство о Христе. Как в древности Бог дал израильскому народу закон, сделав его народом святым (выделенным из среды других народов) (Втор. 14, 2), так и теперь Бог посылает Духа Святого, чтобы Он собрал всех уверовавших во Христа в новый народ — Церковь Христову.

Затем Деяния говорят о том, что все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились… слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян. 2, 7–8, 11). Не вдаваясь в подробности толкований и споров о том, что же представлял дар иных языков, описанный во 2‑й главе Деяний, укажем лишь на то, что каждый человек понимал апостольскую речь, и речь эта коснулась многих сердец. В церковных песнопениях дар языков в день Пятидесятницы противопоставляется смешению языков при постройке Вавилонской башни (см.: Быт. 11, 1–9): Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа (перевод: Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и [теперь] согласно славим Всесвятого Духа). Вавилонская башня стала символом человеческой гордыни, попыткисделать себе имя (Быт. 11, 4) без Бога — построив город и башню до неба. Постройка остается незаконченной, люди перестают понимать друг друга. Сошествие Святого Духа на апостолов становится, напротив, днем рождения Церкви. Благодать Духа Святого объединяет всех под Единой Главой — Господом Иисусом Христом. Для Духа Святого нет ни языковых, ни каких-либо других препятствий — все становятся едины в своей вере и любви к Богу.

Во что должен верить христианин

Первая проповедь святого апостола Петра звучит в день Пятидесятницы. Что проповедует апостол? Деяния очень живо передают его речь. Центр проповеди апостола — Господь Иисус Христос, распятый и воскресший:Иисуса Назорея… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2, 22–24), сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян. 2, 32). Затем проповедь в Соломоновом притворе Иерусалимского храма: Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели (Деян. 3, 13–15) и проповедь перед первосвященниками: Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав (Деян. 4, 9–10). Все, что делает и говорит апостол Петр и другие апостолы, все это совершается во имя Иисуса Христа, претерпевшего смерть и воскресшего.

Можно сказать, что это первый символ веры, то есть исповедание или свидетельство о том, во что должен верить христианин. Иисуса Христа нужно принять как распятого и воскресшего, без этого невозможно быть христианином. Почему важны смерть и воскресение? Потому что они совершены ради нас. Потому что в этом заключается спасение человека. Господь Иисус Христос приходит не для того, чтобы призвать людей к высоким нравственным идеалам или обличить человеческую несправедливость. Хрис­тос приходит, чтобы умереть и воскреснуть. Вера в смерть и воскресение Спасителя становится основанием Церкви. Грех и смерть побеждены, и все уверовавшие в Победителя смерти становятся Его новым народом.

Жизнь христианская

Люди, услышавшие проповедь апостола Петра, умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 37–38). Обращение ко Христу начинается с покаяния и крещения. Чтобы стать христианином, нужно измениться и начать новую жизнь. Ведь и у самих апостолов началась совершенно новая жизнь. Еще совсем недавно апостолы не могли найти в себе сил поверить женщинам, видевшим пустой гроб Христов (см.: Лк. 24, 11), и из-за страха перед иудеями запирали двери дома, в котором собирались (см.: Ин. 20, 19). Теперь же апостол Петр смело проповедует перед множеством людей, смело свидетельствуют о своей вере перед первосвященниками и старейшинами (см.: Лк.4, 8–12). Смелость и сила слов апостола Петра и других приводят многих в изумление, потому что все знают, что ученики Христа — люди некнижные и простые (Лк. 4, 13). Но мудрость и сила свидетелей Христовых — не в книжной премудрости или учености, их сила в благодати Духа Святого. Ведь апостол Петр говорит не от себя, но исполнившись Духа Святаго (Лк. 4, 8).

И даже услышав запрет проповедовать о Христе, апостолы отвечают членам Синедриона: Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19–20). Христианин не может молчать, не может не свидетельствовать о своей вере.

Начало гонений

Мир противится проповеди. Апостолов заключают в темницу (см.: Деян. 5, 18), бьют и запрещают проповедовать (см.: Деян. 5, 40). Но можно ли противиться Богу? Известный фарисей и член Синедриона Гамалиил предупреждает своих собратьев о том, что если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38–39).

Происходит то, что станет самым сильным знаком свидетельства о Христе, к которому должен быть готов каждый христианин. Апостолы избирают семерых мужей для раздачи пропитания вдовам, чтобы не было споров (см.: Деян. 6, 1–5). Но избранные апостолами мужи занимались не только попечением о неимущих. Один из них — Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе (Деян. 6, 8). Обвиненный в хуле на Моисея и на Бога (Деян. 6, 11), Стефан предстал перед Синедрионом.

Речь Стефана о том, как Бог готовил израильский народ к спасению, оканчивается видением славы Христа:Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55). …И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7,59–60). Как созвучна предсмертная молитва Стефана с молитвой распинаемого Господа: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).

Возможно, молитву Стефана слышал юноша по имени Савл, одобрявший убиение его (Деян. 8, 1). Никто в тот момент не мог бы и подумать, что Савл, говоря современным языком, станет самым узнаваемым христианином в мире…

Гонения и проповедь

Каменование святого Стефана Каменование святого Стефана
В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии (Деян. 8, 1). Убийство Стефана — святой апостол Лука подчеркивает, что это было именно убийство, — стало переломным моментом в истории христианской Церкви. Это не преувеличение. Сам Господь Иисус Христос сказал: Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства (Лк. 21, 12–13). Быть гонимой — нормальное состояние Церкви. В гонениях Церковь являет Свое самое ценное свидетельство о Христе — готовность отдать жизнь за Того, Который, отдав Свою жизнь на кресте, приобщил всех к вечной жизни Бога.

Убийство Стефана явилось началом великого гонения, во время которого Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Поэтому многие покинули Иерусалим (рассеялись). На первый взгляд может показаться, что рассеявшиеся испугались преследований, попытались скрыться. Но это не так, потому что рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса (Деян. 8, 4–6). Филипп, так же как и первомученик Стефан, был одним из семи диаконов, избранных апостолами (см.: Деян. 6, 5). Святой Филипп совершает крещение мужа Ефиоплянина, евнуха, вельможы Кандакии, царицы Ефиопской, приезжавшего в Иерусалим для поклонения(ср.: Деян. 8, 26–40). Крещение язычника из дальней страны — в то время Эфиопия представлялась очень дальней страной, почти на краю света — стало символом начавшейся в скором времени миссии к язычникам. Проповедником Христа среди языческих народов, а также автором половины новозаветных книг станет бывший гонитель христианской Церкви.

Обращение Савла

Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик(Деян. 9, 26). Верить — значит доверять. Но как доверять тому, кого боишься? И как не бояться того, кто еще несколько дней назад угрожал твоей свободе, а, возможно, и жизни? Люди могут не доверять и ошибаться, могут бояться. Но Христос доверяет каждому и не боится открыться и явить Себя даже тому, кто не верит в Него. Савл же не просто не верил, но даже считал необходимым последующих сему учению (то есть учению Христа), и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим (Деян. 9, 2). Ради этого Савл, дышавший угрозами и убийством на учеников Господа (Деян. 9, 1), с разрешения иерусалимского первосвященника отправился в Дамаск (см.: Деян. 9, 2). Но на дамасской дороге произошло то, что полностью изменило жизни Савла: внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск (Деян. 9, 3–8).

Так начался путь жизни нового апостола Христова. Путь его жизни со Христом и ради Хрис­та. Обращение Савла — самый яркий пример того, как встреча с Господом Иисусом Христом меняет человеческую жизнь. И эта встреча может произойти в самый неожиданный момент. Слепота, поразившая Савла, показывает духовную слепоту, которой подвержен каждый человек, противящийся Христу. Ведь без веры во Христа невозможно познать истину, и только свет веры в Господа открывает человеку то, чего он не видел ранее или видел совсем по-другому.

В Дамаске, по повелению Божию, Савла посещает Анания. И он сначала не верит в то, что Савл обратился (см.: Деян. 9, 10–14). Но Господь говорит Анании: Иди, ибо он (Савл) есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян. 9, 15). После молитвы Ананиикак бы чешуя отпала от глаз Павла, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Деян. 9, 18). Обратившийся Савл станет апостолом язычников (Рим. 11, 13), потому что больше других потрудится на поприще благовествования Христова среди народов, находившихся во тьме идолопоклонства и служения ложным богам. Смерть и Воскресение Христово совершились не только для Израиля, но для того, чтобы каждый уверовавший вошел в новый, духовный Израиль — Церковь Христову. Впоследствии это будет выражено знаменитыми словами бывшего гонителя, а затем ревностного проповедника: Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11). Имея два имени (еврейское — Савл и его греческий аналог — Павел), новый апостол приобретет известность под вторым именем.

Начало проповеди среди язычников

Проповедь среди язычников — еще один переломный момент в жизни Церкви. Христианская Церковь не ограничивается государством, народом, культурой. Как Христос просветил гонителя и сделал его проповедником, так же Он желает, чтобы каждый познал Истину и стал Его свидетелем.

Миссия к язычникам — прямое повеление Божие. В 10‑й главе Деяний описывается призыв к двум людям — апостолу Петру и Корнилию, сотнику из Италийского полка. Апостолу является некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные (Деян. 10, 11–12), а затем слышится голос Господа: Петр, заколи и ешь… что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 13, 15). Сотник Корнилий видит Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!.. молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10, 3, 4–6). Господь показывает апостолу Петру язычников как нечистых животных, которых по закону Моисееву нельзя было употреблять в пищу. Но теперь, когда свет Христов воссиял над миром, уже нет ничего нечистого, потому что Сам Господь очищает и призывает язычников. Петр отправляется в дом Корнилия, где видит еще одно знамение Божие о язычниках. Во время проповеди апостола Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? (Деян. 10, 44–47). Уверовавшие язычники получили дар Духа Святого еще до принятия Крещения. Корнилий и бывшие с ним просили его (апостола Петра) пробыть у них несколько дней(Деян. 10, 48). Для чего апостолу еще оставаться в доме Корнилия, если Святой Дух сошел на всех, слушавших проповедь, и они приняли затем Крещение? Крещение и принятие благодати Духа Святого — начало пути христианской жизни, поэтому апостол Петр остается, чтобы укрепить и углубить веру Корнилия. Церковь не оставляет уверовавших в одиночестве, без поддержки, даже в том случае, когда над ними совершилось явное действие Божие. Любой Божий дар необходимо сохранить и приумножить.

Одновременно с этими событиями развивается миссия апостола Павла и Варнавы. Святой апостол Лука подчеркивает, что и проповедь Павла совершается по прямому повелению Божию: Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян. 13, 2). В 14‑й главе Деяний перечисляются города, по которым проходил святой апостол Павел с проповедью: Антиохия, Икония, Листра, Дервия, Писидия, Памфлия, Пергия, Атталия. Церковь начинает умножаться по всей Римской империи.

Апостольский Собор

Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим… Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела (Деян. 15, 1–2, 6). Так начался первый в истории Церкви Собор. Фактически стоял вопрос о полноценности язычников как христиан.

После долгих рассуждений и речи святого апостола Петра о том, что мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян. 14, 11), очень важные слова произносит святой Иаков Праведный: Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое (Деян. 15, 14). Он говорит о том, что сегодня, во время проповеди среди язычников, совершается их объединение в народ Божий. Спасение и иудеев, и язычников совершается как спасение единого народа, принадлежащего к Церкви. Итогом Собора стало послание в Антиохию, содержавшее такие слова: Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете(Деян. 15, 28–29). Решением апостольского Собора было показано, что спасение человека не зависит от обрезания или принадлежности к определенному народу. Спасение даруется Христом.

Дальнейшее повествование книги Деяний — рассказ о продолжавшейся проповеди апостола Павла. Читая Деяния, мы читаем о проповеди веры Христовой. Нужна ли проповедь в современном мире? Несомненно. И каждый православный христианин призван быть свидетелем истинности христианства в настоящее время, подражая в этом первым иерусалимским христианам и христианам из язычников.

Газета «Православная вера» № 2 (502) и №3 (503)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×