Православный календарьПравославный календарь
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.

Труд во спасение

Заметки о трудовой этике в эпоху русского Средневековья

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 411 x 700 px. Размер файла 120877 b.
 Труды святого Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого жития Сергия XVI в.
Труды святого Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого жития Сергия XVI в.

В Средневековье на Руси, как и во всем христианском мире той поры, определяющее влияние на сознание человека оказывала религия: средневековому мышлению был свойственен приоритет теоретического осмысления реального мира через религиозную картину мира[1]. Человеческий разум принимал как данность и не подвергал сомнению существование разума высшего, то есть Бога, Который направляет человека на путях спасения. Связь между несовершенным земным миром и Богом закреплялась благодаря детальности Церкви. Поэтому и значение Церкви в жизни средневекового человека было огромно. Церковь занимала особое положение в структуре общества, и в первую очередь ее высшие представители (архиереи, настоятели крупных монастырей) играли видную роль в жизни страны. Большим влиянием пользовались также и те, чей образ жизни представлялся современникам особенно благочестивым. Речь идет о подвижниках – видных монахах, а также юродивых. Влияние Русской Церкви зиждилось на авторитете слова Божия – Священного Писания, а также на Священном Предании. Именно то, что было санкционировано священными текстами, являлось идеалом, к которому следовало стремиться в повседневной жизни, и ложилось в основу поведенческих моделей человека.

Безусловно, важное место для складывания идеальной модели жизни православного христианина играли церковные взгляды на принципы и нормы труда. С точки зрения Церкви, труд составляет одну из основных сторон земного человеческого бытия. В первую очередь, церковная позиция в отношении труда строилась на основе Евангелия. Достаточно сказать, что физический труд был освящен приходом в мир Христа, появившегося на свет в семье плотника и Самого трудившегося этим ремеслом: «Не плотник ли Он (Выделено мной. – А.Т.), сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?» (Мк. 6: 3).Если обращаться к ветхозаветным текстам, то уже в книге Бытия можно было видеть благоволение труженикам. Так, наказ Господень Адаму обладать землей и трудиться в поте лица трактовался в православной традиции именно как благословение на труд вообще: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19). Блаженство предрекалось труженикам, а дела их отмечались в вечности: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14: 13).

На Руси были хорошо известны слова, сказанные пророком Иеремией: «Проклят человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иер. 48: 10). Понятие о «деле Господнем» воспринималось в самом широком смысле – как любое праведное дело вообще, включая физический труд. Однозначные указания на необходимость труда содержаться и в посланиях апостола Павла: «Мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» (2 Фес. 3: 7–9). И его же классическое определение труда как неотъемлемой части человеческой жизни, впоследствии использованное коммунистами, правда, без ссылки на первоисточник: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10).

Положения Священного Писания комментируются и развиваются уже в работах ранних христианских богословов. В их трудах начинает формироваться представление о труде не как о производственном процесс, а как о процессе педагогическом, воспитательном и ведущем к конечной цели – спасению души. Помимо этого, безусловно, труд должен иметь и созидательное значение. Именно такой труд является праведным[2]. Сопряженным с трудом и вытекающим из него является вопрос о накоплении материальных ценностей и в конечном счете богатства. Труды отцов и учителей Церкви оказывали мощное влияние на русскую средневековую концепцию этики труда.

Особое, благоговейное отношение к труду находим на самом раннем этапе развития древнерусской литературы. Родоначальник русского монашества и зачинатель общежитийных иноческих традиций, один из первых русских проповедников преподобный Феодосий Печерский († 1074; память 3/16 мая) призывал монашескую братию в своих многочисленных поучениях не лениться и трудиться. Так, в «Слове о любви и о смирении», ссылаясь на апостола Павла, преподобный Феодосий указывает: «Ныне же аз, худый, в уме приием заповедь благаго Владыкы, се вещаю вам: лепо бо бяше нам от трудов своих кръмити убогыа и странныя, а не праздным пребывати, преходити от келии в келию». Почин духовенства был быстро подхвачен в светских кругах. В знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха († 1125) завет трудиться помещен уже во введении и предваряет все остальные увещевания великого князя: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться». Как видно, складывавшаяся христианская этика правящих кругов древнерусского общества предполагала труд неотъемлемой и важнейшей частью жизни знатного человека. Естественно, в данном случае под трудом подразумевается неутомимая, постоянная деятельность, которая присуща именно высшим слоям общества (первым делом, защита ближних), а не труд в его исключительно физическом значении.

Церковь не только призывала паству трудиться, но и находилась на страже интересов тружеников. Обратимся к знаменитому апокрифу «Хождение Богородицы по мукам», о котором упоминает Иван Карамазов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Этот апокриф, имевший греческое происхождение, был известен на Руси с XII века, входил в круг наиболее популярных произведений древнерусской книжности, в XVII–XVIII веках активно переписывался и переделывался в старообрядческой среде. В апокрифе архангел Михаил водит Богородицу по аду и показывает муки грешников. Среди грешников, погруженных в огненную реку, есть те, кто, как говорит архангел, «пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами».

С защитой тружеников выступал и преподобный Кирилл Белозерский († 1427; память 9/22 июня). Выдающийся подвижник русского Православия в одном из своих посланий подчеркивал, что труд всегда должен вознаграждаться. Не должно быть взяток и поборов – отношения между власть имущим и подчиненным следует строить на справедливых началах. Очевидно, в древнерусском обществе начала XV века поднимался вопрос о допустимости взимания платы за пользование переправами. Преподобный Кирилл Белозерский указывает, что работа паромщика тоже труд и вполне допустимо брать деньги с людей, переправляющихся с одного берега на другой. В ряде поучений древнерусских духовников содержатся строгие предписания освобождать прислугу от работы в церковные праздничные дни.

Важнейшим культурным феноменом эпохи в период русской «осени» Средневековья явилось грозное предзнаменование конца света. В соответствии с широко распространенными представлениями того времени, в основе которых лежало апокрифическое «Откровение Мефодия Патарского», а также ряд других неканонических текстов[3], второе пришествие Христа и Страшный суд должны были состояться через 7000 лет после сотворения мира. И чем ближе надвигался 7000 год от сотворения мира (1492 год от Рождества Христова), тем больше сгущались тревожные ожидания. Светопреставления не произошло, как известно, «о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36). Но какое-то время и после несостоявшегося конца света мысли о наступлении последних времен будоражили умы людей. Показательно, что в столь нервозной обстановке Церковь не только не призывала духовных чад оставить труды, сосредоточившись исключительно на покаянии и аскезе, но наоборот, отмечала необходимость постоянного труда. Так, знаменитый книжник Досифей Топорков, автор «Волоколамского патерика», говорил в первой половине XVI века, что в настоящие времена, перед концом света, необходимо «иметь послушание, заниматься трудом (Выделено мной. – А.Т.), по силе возможностей прилежать посту и молитве, а также смирению, считая себя ниже всех, так как это главная из добродетелей».

Важнейшим памятником, в котором наиболее полно излагаются положения русской православной этики труда, является знаменитый «Домострой». Это произведение светской литературы XVI столетия, и обращено оно к жизни в миру, однако в его основу положена религиозная система ценностей. Авторство окончательного текста «Домостроя» связывается с именем известного сподвижника Ивана Грозного, его духовного наставника Сильвестра, священника Благовещенского собора Московского Кремля. В «Домострое» обнаруживается самая настоящая концепция этической трудовой деятельности. Богатый горожанин, по «Домострою», обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе. Любое дело следует делать «с молитвой и с доброй беседой или в молчании», а также «без волокиты». Если же «во время дела какого раздастся слово праздное, или непристойное, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством, или скверные и блудливые речи, от такого дела и от такой беседы Божия милость отступит, ангелы отойдут в скорби, и возрадуются нечестивые бесы». «Домострой» подчеркивает и относит к одной из важнейших обязанностей хозяина не обижать в оплате работника. Очень любопытно, какое отношение проповедует «Домострой» к рабочей одежде: «И всем дворовым людям приказ: всегда работать в старой одежде, а как перед господином и на люди – в чистом повседневном платье, а в праздники и при добрых людях или с господином или с госпожою куда идти, то в лучшем платье». Есть в «Домострое» и отдельная статья о женском труде, который в то время подразумевал единственно и исключительно труды по ведению домашнего хозяйства. Основная идея статьи в том, что хозяйка дома ни в коем случае никогда не должна находится без дела, «так что и служкам, на нее глядя, повадно было трудиться». Единственной уважительно причиной отложить труд является болезнь.

Конечно, положения «Домостроя» не должны были входить в противоречие с безусловными христианскими взглядами на труд. При всей своей важности труд – это не единственный и исключительный путь спасения. Человек должен помнить и о Боге. Так, существовало представление, что следует прекращать всякий труд с вечера субботы до утра понедельника, ибо воскресенье – день Господень – необходимо посвящать Богу, проводя время в церкви, за молитвой. Но данное правило соблюдалось не всегда, о чем свидетельствуют многочисленные исторические источники.

В середине XVI века на Руси появляется фундаментальный труд, известный под названием Великие Минеи Четьи. Они были составлены по инициативе митрополита Московского и всея Руси Макария. Этот труд представляет собой многотомную рукопись. Каждый том посвящен одному из 12 месяцев года. Под отдельными днями помещены выдержки из библейских книг с толкованиями прологов, патериков, переводных и оригинальных русских житий, сочинения отцов Церкви, русских церковных писателей. В тома включены также Кормчие книги, монастырские уставы, акты, грамоты. Под 8 мая в Великих Минеях Четьих читается слово из патерика о том, как полезно трудиться своими руками. Слово представляет притчу, в ней некий старец рассказывает историю о богатом землевладельце, который захотел обучить сыновей трудиться. Землевладелец сказал им, что есть один день в году, и кто будет находиться в трудах в этот день, разбогатеет. «Но от старости я забыл, какой именно, – были слова землевладельца. – Поэтому не ленитесь ни в один из дней, работая, чтобы не случилось, что в этот благочестивый день останетесь праздными, и тогда напрасно будете трудиться весь год». Старец же заключил свою речь такими словами: «Так и мы, если будем трудиться, всегда отыщем путь к спасению».

Аркадий Тарасов

2 марта 2010 г.

Рейтинг: 8.7 Голосов: 59 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Ср.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я. Избранные труды. М.; СПб., 1999. С. 132–133.

[2] См. беседу с игуменом Филиппом (Симоновым) «Бизнес и нравственность» // http://www.pravoslavie.ru/guest/4817.htm

[3] Апокрифы имели чрезвычайное распространение во всей средневековой христианской Европе. При этом значительная их часть воспринималась как вполне каноническая литература и не включалась в т.н. «индексы отреченных книг». На Руси под именем «священных», «божественных», «боговдохновенных» укрепляются такие неканонические писания, как компиляции Никона, градские законы, книга Еноха, историческая и толковая Палея, подложное правило V Вселенского Собора «на обидящих Божии церква» и другие. Это явление встречается в наследии исключительно образованных людей того времени, например Иосифа Волоцкого и митрополита Даниила (ср.: Малинин В. Старец Елизарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. С. 139).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Игорь29 марта 2010, 00:02
Мне очень понравилась статья.Обязательно прочитаю своей дочьке!
Владимир14 марта 2010, 20:18
Что трудиться нужно, это знает каждый, но к а к это делать - и почему это так важно, я прочитал у вас и благодарю за науку.
Александр12 марта 2010, 22:13
Ксении:
Приставка "с" как раз и означает, что речь не о Иване Грозном, а о его наставнике - Сильвестре.
А само определение Ивана Грозного как подвижника немного покоробило слух.
Ксения 4 марта 2010, 18:04
"...известного сподвижника Ивана Грозного".
Здесь говорилось про Сильвестра, а не про самого Грозного. Сильвестр-его сподвижник.
Ирина 3 марта 2010, 18:10
Стиль вводки напоминает учебники советской эпохи, когда надо было как минимум очень отстраненно описать обысаи этой странной эпохи, когда все верили в Бога... Если прорваться сквозь нее, дальше читать можно.
Лида 2 марта 2010, 22:01
единственное, с чем не очень то согласилась, это слова про "известного сподвижника Ивана Грозного".
Мария 2 марта 2010, 13:01
Замечательная статья!!!
Спасибо
Максиму 2 марта 2010, 12:45
Помолитесь пожалуйста на работу устроиться рабу Божьему Максиму бездельнику.Простите и спасибо.
Максим 2 марта 2010, 12:35
Спасибо воодушевили ,меня бездельника
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×