Православный календарьПравославный календарь
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.

Русская Православная Церковь XX век
8 сентября

1912 — Торжественно отмечено 100­летие Бородинского сражения.

1943 — В Москве, в здании Московской Патриархии в Чистом пер., прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

Местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) в своем выступлении сказал:

«О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться, потому что прежде, чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось — фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили и т. д. Так что уже простое приличие не позволило бы нам занять какую-нибудь другую позицию, кроме той, какую мы заняли, то есть безусловно отрицательную ко всему, что носит на себе печать фашизма, печать враждебности к нашей стране. Архипастыри сочли своим долгом не только самим встать на эту позицию, но и свою паству призвать к этому».

На Соборе присутствовали 19 архиереев, 16 из которых были доставлены из лагерей и ссылок. Главным деянием Собора стало избрание Патриарха Московского и всея Руси, а также образование при нем Священного Синода. При полном единодушии епископата патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), до этого 19 лет фактически бывший предстоятелем Церкви.

Среди важнейших документов Собора — «Обращение Собора епископов Русской Православной Церкви ко всем христианам мира» с призывом «к напряжению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских Церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества» — так началась антифашистская деятельность Русской Церкви.

Серьезному осуждению архиереев подверглись изменники вере и Отечеству: «Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик — лишенным сана. Аминь».

Открыто с трибуны в докладе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) «Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны» прозвучала мысль о том, что кроме боевой мощи армии нужны и нравственные условия победы и воинству, и народу в тылу: «Такими нравственными условиями успеха воинского оружия являются: твердая вера в Бога, благословляющего справедливую брань, религиозный подъем духа, сознание правды ведомой войны, сознание долга пред Богом и Родиной». Эти слова с церковной трибуны впервые звучали за все годы существования советского государства.

Бесспорно, восстановление церковного управления явилось основным итогом работы Собора. Сразу же после Собора по инициативе патриарха Сергия началась подготовка «Положения об управлении Русской Православной Церковью». Были освобождены некоторые иерархи, находившиеся в неволе. Среди них — архиепископы: Казанский — Андрей (Комаров), Ставропольский — Антоний (Романовский), Тульский — Иоанн (Братолюбов), Астраханский — Филипп (Ставицкий), Краснодарский — Фотий (Тапиро) и Уфимский — Стефан (Проценко). Также из мест лишения свободы вернулись на службу епископы: Кировский — Вениамин (Тихоницкий), Свердловский — Варлаам (Пикалов), Ростовский — Елевферий (Воронцов), Молотовский — Александр (Толстопятов).

Кадровые бреши Церкви латались повсеместно. Особенно остро нуждались в духовенстве приходы. Стараясь решить и эту проблему, Патриархия вынужденно дала разрешение на замещение должностей приходских священников богословами-самоучками из мирян. Не подозревая о тайных замыслах Сталина, Церковь жадно вдыхала воздух возрождения.

Тем временем полковник госбезопасности Карпов формировал свой аппарат. Правда, кадровые трудности были и у него. Чувствуя сомнительность фактического статуса нового государственного органа, люди старались уклониться от предложений сотрудничества на государственно-церковной ниве. Комплектовать же штат Совета одними чекистами, безусловно, было делом рискованным.

1978 — Гроб с телом митрополита Никодима доставлен в Ленинград и установлен в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Непрерывно совершались заупокойные богослужения. На гроб были возложены архиерейская мантия и белый митрополичий клобук. Вечером 9 сентября здесь было совершено заупокойное всенощное бдение (парастас), которое возглавлял митрополит Ювеналий.

На следующий день в Ленинград прибыли Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, постоянные члены Священного Синода, многие другие архиереи.

1990 — Скончался Леонид (Поляков), митрополит Рижский и Латвийский.

1998 — В день Сретения Владимирской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Алексий II совершил в московском Сретенском мужском ставропигиальном монастыре Божественную литургию.

За литургией Его Святейшество возвел наместника обители игумена Тихона (Шевкунова) в сан архимандрита.

8 сентября 2006 г.

Рейтинг: 5 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×