Без скорбей не протекает ни одна жизнь человеческая, тем более жизнь тех, кто следует за Христом. Как не отчаяться и не впасть в уныние, сталкиваясь с несправедливостью и злом? Чем поддержать себя? Где найти примеры подлинно христианского отношения к различным скорбям? И как «всегда радоваться»? «Довериться Христу!» – напоминает нам игумен Довмонт (Беляев), настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости. Для самого отца Довмонта примером всецелого доверия Богу были старец Николай Гурьянов и его «няня» Ирина.
– Отец Довмонт, христианам должен быть присущ оптимизм? Говорит же Христос: «Не бойтесь», «помажьте голову маслом» и т.д.
– Вы сказали: «оптимизм». Не совсем удачное слово, на мой взгляд. Давайте разберемся с понятиями. Речь идет скорее не об «оптимизме», а о ведении, то есть глубоком, подлинном знании сути вещей. Христос пришел на землю с конкретной целью. Во-первых, дать человечеству евангельское учение. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) – именно этими словами Господь начал Свою проповедь. А во-вторых, совершить Голгофскую жертву искупления через крестные страдания и приобщение верующих к этой жертве через Таинство Евхаристии. Кульминацией же Его миссии явилось Воскресение из мертвых и Вознесение на Небеса. Христос, конечно же, знал, что Его ожидает. Иначе и быть не могло. Ведь Иисус Христос – истинный Бог и Человек. Как Бог, Он всеведущ. И от Своих последователей Господь ждал и продолжает ждать не «комсомольского» оптимизма, а полного доверия. То есть веры: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1). Причем вера только тогда действенна, когда основана на искренней любви ко Христу.
– Что значит любить Христа?
– Евангелие нам отвечает на этот вопрос словами Спасителя:
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).
Понимаете, главный источник страданий для верующего человека – не в отсутствии «оптимизма», а в утрате веры. Это состояние святоотеческое предание называет унынием. И зависит оно не от внешних факторов, а от внутреннего состояния души. Когда вера во Христа слабеет, то всё теряет свой смысл. Вспоминаются слова Достоевского:
«Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся»[1].
Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся
Никакие подмены, «вставки» в христианство не помогают, по словам и богатому опыту Федора Михайловича:
«Если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня»[2].
Строительство Вавилонской башни, как помним, потерпело крушение.
– Эх, странная у нас, христиан, радость: «В мире скорбни будете». Святителя Иоанна Златоуста унижают и гонят, новомучеников ХХ века с каким-то сладострастием истязают и убивают… А они из века в век упорно радуются: «Слава Богу за всё!»
– Христос не обещал Своим последователям веселого, оптимистичного (сейчас это называют «комфортным») земного благоденствия. Он даже предостерегает от него как от серьезной опасности:
«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6: 22–28).
– Но ведь не всякое бесчестие и оскорбление приносит нам блаженство! В тюрьмах же сидят не только невинные страдальцы.
– Согласен, конечно. Вспомним строгие слова апостола Петра:
«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или делающий злое, или как вмешивающийся в чужие дела» (1 Пет. 4: 15).
Только тогда мы блаженны, когда невинно подвергаемся поруганию за нашу веру во Христа. А про отсутствие земной справедливости… – заметьте, что Спаситель не только не призывает нас подавать в суд на обидчиков, а призывает радоваться и молиться за них.
Протоиерей Николай Гурьянов. Фото из личных архивов местных жителей – Почему?
– Да потому, что злоба мирская не принимает нас. Чужды мы этому миру. И это, знаете, радует. Миру, о котором святые апостолы говорили: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Никакая злоба или подлость по отношению к другим людям совершенно не должны быть свойственны православному человеку.
«Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20–21).
– Вы встречали людей, которые, находясь в страданиях, принимали их с благодарностью Богу?
– Встречал. В 1994 году меня назначили настоятелем в храм архангела Михаила в селе Кобылье Городище Гдовского района Псковской епархии. Этот приход оказался родиной знаменитого старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова. Но речь сейчас пойдет не о нем. Приехав на приход, я застал в живых его няню. Рабу Божию Ирину. Звали ее все «баба Ириша». Жила она в 12 километрах от храма в деревне Чудская Рудница. Ей было тогда уже сильно за 90 лет. Называя ее «няней», подразумеваю не такую няню-воспитательницу, как Арина Родионовна у дворянина Пушкина. А девочку, няньку в крестьянских семьях, которую оставляли приглядывать за совсем маленькими ребятишками, кормить их, а также присматривать за порядком по дому и на хозяйстве. Сами няньки при этом были ненамного старше малышни. Как правило, это были девочки 7–9 лет. Но они уже умели варить кашу и щи и исполнять работу по дому. Девочек постарше крестьяне забирали уже на работу в поле. Родители батюшки были простые крестьяне. Работали много, поэтому в страду и оставляли маленького Колю на попечение Ириши.
Я познакомился с бабой Иришей, когда меня позвали в Рудницу причащать стариков в Великий пост. К тому времени она уже несколько лет была прикована к постели. Не вставала. За ней ухаживала младшая дочь, пожилая женщина, у которой Ирина и жила. Дети ее были совсем другого духа. Обычные советские колхозники. Было видно, что позвали меня только из-за матери.
Эта прикованная к постели женщина просто вся лучилась светом духовной радости
Общаясь с ней, я был поражен абсолютной ясностью ума этой, казалось бы, уже древней старицы. Но более всего меня поразил свет духовной радости, которым эта прикованная к постели женщина просто вся лучилась. Общаясь с ней, я не услышал ни одной жалобы ни на болезнь, ни на жизнь или на каких-то людей. Она за нашу беседу несколько раз повторила одну и ту же фразу: «Батюшка! Какая я счастливая. Всю жизнь в добром здоровье прожила. Слава Господу!»
– А о старце Николае она рассказывала?
– Да, она рассказала о его детстве. Смеясь, передавала ему поклон. Говорила: «Как к батюшке на Залит поедешь, так передай ему привет от Ириши». Потом вспоминала: «Когда Колька-то капризничал, я, грешница, его по губам била, а он, видишь, теперь батюшка. Грех-то какой». Потом вспоминала, что маленький Коля любил в церковь играть. Под храм он оборудовал баню. Собирал малышей, и они устраивали крестный ход с пением молитв вокруг бани-«храма».
Родителей батюшки Николая звали Алексей и Екатерина. Несмотря на крестьянское происхождение, Алексей пел в храме на клиросе. Можно сказать, был профессиональным певчим. В Михайло-Архангельском храме я обнаружил целый сундук с нотами, переписанными от руки. Это были классические песнопения синодального периода: произведения Бортнянского, Архангельского, Чеснокова и других известных церковных авторов. Как вспоминал отец Николай, Алексей пел теноровую партию. Регент у них был с музыкальным образованием, выписан из Петербурга. Гдовский уезд до революции входил в состав Петербургской губернии. Музыкальный дар передался от отца и батюшке Николаю. Старец прекрасно разбирался в нотной грамоте, играл на фисгармонии и даже сочинял музыку для духовных кантов. Много интересных фактов о жизни семьи старца Николая узнал я от его няни. Вскоре я действительно поехал на остров Залит к батюшке. Передал ему от Ириши поклон. Батюшка улыбнулся и сказал: «Я молюсь за нее».
Общение с этими удивительными людьми осталось для меня самым светлым воспоминанием на всю жизнь. Размышляя о жизни этих людей, я был поражен тому свету и покою, какой исходил от них. А ведь жизнь их легкой не назовешь. Там были и тяжелый крестьянский труд, и коллективизация, и репрессии, и лагерь, и война, и оккупация. Батюшка показывал дом в деревне Чудские Заходы, где когда-то жила их семья и откуда они были выселены комиссарами в 1930-х годах. Возникает вопрос: смогли бы эти люди перенести все эти трудности без веры во Христа Спасителя? Думаю, что нет. Недаром старец Николай часто любил повторять народную пословицу: «Без Бога не до порога, а с Богом и за море можно».
– Многим сложно смириться с тем, что придется терпеть трудности, быть исповедником веры. А некоторым и вовсе Господь уготовал мученический венец.
– Да, мученический венец тяжел. Но это есть и участие в Славе Распятого и Воскресшего Иисуса Христа. И нужно еще заслужить такую честь. Истинно пострадать за Христа – это великая честь для каждого христианина. Неслучайно Сам Господь определил страдание за Него как блаженство.
– Ваш пастырский совет: как относиться к несправедливостям и гонениям?
– Конечно, по Священному Писанию. Давайте читать его не только глазами, но и повседневной нашей жизнью. Это, как показывает практика, возможно. Более того – необходимо, если мы хотим называться христианами по праву. Вспомним слова апостола Павла:
«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 18–21).
Вот такой победы над злом я всем нам от сердца и желаю. Повторяю: победа возможна, не надо отчаиваться – Христос ведь за нас.