Нам нужен не «комсомольский оптимизм», а доверие Христу

Игумен Довмонт (Беляев) о христианском отношении к житейским бедам

Без скорбей не протекает ни одна жизнь человеческая, тем более жизнь тех, кто следует за Христом. Как не отчаяться и не впасть в уныние, сталкиваясь с несправедливостью и злом? Чем поддержать себя? Где найти примеры подлинно христианского отношения к различным скорбям? И как «всегда радоваться»? «Довериться Христу!» – напоминает нам игумен Довмонт (Беляев), настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепости. Для самого отца Довмонта примером всецелого доверия Богу были старец Николай Гурьянов и его «няня» Ирина.

– Отец Довмонт, христианам должен быть присущ оптимизм? Говорит же Христос: «Не бойтесь», «помажьте голову маслом» и т.д.

– Вы сказали: «оптимизм». Не совсем удачное слово, на мой взгляд. Давайте разберемся с понятиями. Речь идет скорее не об «оптимизме», а о ведении, то есть глубоком, подлинном знании сути вещей. Христос пришел на землю с конкретной целью. Во-первых, дать человечеству евангельское учение. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) – именно этими словами Господь начал Свою проповедь. А во-вторых, совершить Голгофскую жертву искупления через крестные страдания и приобщение верующих к этой жертве через Таинство Евхаристии. Кульминацией же Его миссии явилось Воскресение из мертвых и Вознесение на Небеса. Христос, конечно же, знал, что Его ожидает. Иначе и быть не могло. Ведь Иисус Христос – истинный Бог и Человек. Как Бог, Он всеведущ. И от Своих последователей Господь ждал и продолжает ждать не «комсомольского» оптимизма, а полного доверия. То есть веры: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1). Причем вера только тогда действенна, когда основана на искренней любви ко Христу.

– Что значит любить Христа?

– Евангелие нам отвечает на этот вопрос словами Спасителя:

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).

Понимаете, главный источник страданий для верующего человека – не в отсутствии «оптимизма», а в утрате веры. Это состояние святоотеческое предание называет унынием. И зависит оно не от внешних факторов, а от внутреннего состояния души. Когда вера во Христа слабеет, то всё теряет свой смысл. Вспоминаются слова Достоевского:

«Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся»[1].

Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся

Никакие подмены, «вставки» в христианство не помогают, по словам и богатому опыту Федора Михайловича:

«Если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня»[2].

Строительство Вавилонской башни, как помним, потерпело крушение.

– Эх, странная у нас, христиан, радость: «В мире скорбни будете». Святителя Иоанна Златоуста унижают и гонят, новомучеников ХХ века с каким-то сладострастием истязают и убивают… А они из века в век упорно радуются: «Слава Богу за всё!»

– Христос не обещал Своим последователям веселого, оптимистичного (сейчас это называют «комфортным») земного благоденствия. Он даже предостерегает от него как от серьезной опасности:

«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6: 22–28).

– Но ведь не всякое бесчестие и оскорбление приносит нам блаженство! В тюрьмах же сидят не только невинные страдальцы.

– Согласен, конечно. Вспомним строгие слова апостола Петра:

«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или делающий злое, или как вмешивающийся в чужие дела» (1 Пет. 4: 15).

Только тогда мы блаженны, когда невинно подвергаемся поруганию за нашу веру во Христа. А про отсутствие земной справедливости… – заметьте, что Спаситель не только не призывает нас подавать в суд на обидчиков, а призывает радоваться и молиться за них.

Протоиерей Николай Гурьянов. Фото из личных архивов местных жителей Протоиерей Николай Гурьянов. Фото из личных архивов местных жителей – Почему?

– Да потому, что злоба мирская не принимает нас. Чужды мы этому миру. И это, знаете, радует. Миру, о котором святые апостолы говорили: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Никакая злоба или подлость по отношению к другим людям совершенно не должны быть свойственны православному человеку.

«Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20–21).

– Вы встречали людей, которые, находясь в страданиях, принимали их с благодарностью Богу?

– Встречал. В 1994 году меня назначили настоятелем в храм архангела Михаила в селе Кобылье Городище Гдовского района Псковской епархии. Этот приход оказался родиной знаменитого старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова. Но речь сейчас пойдет не о нем. Приехав на приход, я застал в живых его няню. Рабу Божию Ирину. Звали ее все «баба Ириша». Жила она в 12 километрах от храма в деревне Чудская Рудница. Ей было тогда уже сильно за 90 лет. Называя ее «няней», подразумеваю не такую няню-воспитательницу, как Арина Родионовна у дворянина Пушкина. А девочку, няньку в крестьянских семьях, которую оставляли приглядывать за совсем маленькими ребятишками, кормить их, а также присматривать за порядком по дому и на хозяйстве. Сами няньки при этом были ненамного старше малышни. Как правило, это были девочки 7–9 лет. Но они уже умели варить кашу и щи и исполнять работу по дому. Девочек постарше крестьяне забирали уже на работу в поле. Родители батюшки были простые крестьяне. Работали много, поэтому в страду и оставляли маленького Колю на попечение Ириши.

Я познакомился с бабой Иришей, когда меня позвали в Рудницу причащать стариков в Великий пост. К тому времени она уже несколько лет была прикована к постели. Не вставала. За ней ухаживала младшая дочь, пожилая женщина, у которой Ирина и жила. Дети ее были совсем другого духа. Обычные советские колхозники. Было видно, что позвали меня только из-за матери.

Эта прикованная к постели женщина просто вся лучилась светом духовной радости

Общаясь с ней, я был поражен абсолютной ясностью ума этой, казалось бы, уже древней старицы. Но более всего меня поразил свет духовной радости, которым эта прикованная к постели женщина просто вся лучилась. Общаясь с ней, я не услышал ни одной жалобы ни на болезнь, ни на жизнь или на каких-то людей. Она за нашу беседу несколько раз повторила одну и ту же фразу: «Батюшка! Какая я счастливая. Всю жизнь в добром здоровье прожила. Слава Господу!»

– А о старце Николае она рассказывала?

– Да, она рассказала о его детстве. Смеясь, передавала ему поклон. Говорила: «Как к батюшке на Залит поедешь, так передай ему привет от Ириши». Потом вспоминала: «Когда Колька-то капризничал, я, грешница, его по губам била, а он, видишь, теперь батюшка. Грех-то какой». Потом вспоминала, что маленький Коля любил в церковь играть. Под храм он оборудовал баню. Собирал малышей, и они устраивали крестный ход с пением молитв вокруг бани-«храма».

Родителей батюшки Николая звали Алексей и Екатерина. Несмотря на крестьянское происхождение, Алексей пел в храме на клиросе. Можно сказать, был профессиональным певчим. В Михайло-Архангельском храме я обнаружил целый сундук с нотами, переписанными от руки. Это были классические песнопения синодального периода: произведения Бортнянского, Архангельского, Чеснокова и других известных церковных авторов. Как вспоминал отец Николай, Алексей пел теноровую партию. Регент у них был с музыкальным образованием, выписан из Петербурга. Гдовский уезд до революции входил в состав Петербургской губернии. Музыкальный дар передался от отца и батюшке Николаю. Старец прекрасно разбирался в нотной грамоте, играл на фисгармонии и даже сочинял музыку для духовных кантов. Много интересных фактов о жизни семьи старца Николая узнал я от его няни. Вскоре я действительно поехал на остров Залит к батюшке. Передал ему от Ириши поклон. Батюшка улыбнулся и сказал: «Я молюсь за нее».

Общение с этими удивительными людьми осталось для меня самым светлым воспоминанием на всю жизнь. Размышляя о жизни этих людей, я был поражен тому свету и покою, какой исходил от них. А ведь жизнь их легкой не назовешь. Там были и тяжелый крестьянский труд, и коллективизация, и репрессии, и лагерь, и война, и оккупация. Батюшка показывал дом в деревне Чудские Заходы, где когда-то жила их семья и откуда они были выселены комиссарами в 1930-х годах. Возникает вопрос: смогли бы эти люди перенести все эти трудности без веры во Христа Спасителя? Думаю, что нет. Недаром старец Николай часто любил повторять народную пословицу: «Без Бога не до порога, а с Богом и за море можно».

– Многим сложно смириться с тем, что придется терпеть трудности, быть исповедником веры. А некоторым и вовсе Господь уготовал мученический венец.

– Да, мученический венец тяжел. Но это есть и участие в Славе Распятого и Воскресшего Иисуса Христа. И нужно еще заслужить такую честь. Истинно пострадать за Христа – это великая честь для каждого христианина. Неслучайно Сам Господь определил страдание за Него как блаженство.

– Ваш пастырский совет: как относиться к несправедливостям и гонениям?

– Конечно, по Священному Писанию. Давайте читать его не только глазами, но и повседневной нашей жизнью. Это, как показывает практика, возможно. Более того – необходимо, если мы хотим называться христианами по праву. Вспомним слова апостола Павла:

«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.  Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 18–21).

Вот такой победы над злом я всем нам от сердца и желаю. Повторяю: победа возможна, не надо отчаиваться – Христос ведь за нас.

С игуменом Довмонтом (Беляевым)
беседовал Степан Игнашев

27 сентября 2019 г.

[1] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1881 г. // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 27. Л., 1984. С. 85.

[2] Достоевский Ф.М. Вступительное слово, сказанное на литературном утре в пользу студентов С.-Петербургского университета 30 декабря 1879 г. перед чтением главы «Великий инквизитор» // Там же. Т. 15. Л., 1976. С. 198.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Уклонися от зла и сотвори благо Уклонися от зла и сотвори благо
Протоиерей Валериан Кречетов
Уклонися от зла и сотвори благо Уклонися от зла и сотвори благо
Протоиерей Валериан Кречетов
Человеку посылается какая-либо скорбь до тех пор, пока она не принесет ему внутреннюю духовную пользу, тогда Господь может снять этот крест или облегчить его.
Старец Николай Гурьянов глазами односельчан Старец Николай Гурьянов глазами односельчан
Зинаида Белозёрова
Старец Николай Гурьянов глазами односельчан Старец Николай Гурьянов глазами односельчан
Зинаида Белозёрова
Такие случаи можно было прочесть только в «Житиях святых». А здесь мы были свидетелями такого чуда.
«По слову Твоему закину сеть» «По слову Твоему закину сеть»
Свящ. Димитрий Выдумкин
«По слову Твоему закину сеть» «По слову Твоему закину сеть»
О послушании Христовой логике
Священник Димитрий Выдумкин
Логика Евангелия в приложении к любой житейской ситуации будет всегда верна, даже если кажется абсурдной и вполне противоречит нашей привычной логике. Весьма показательный пример этого – случай чудесного улова рыбы апостолом Петром, совершенного по слову Христа.
Комментарии
Галина И.30 сентября 2019, 11:02
Спасибо! "Причем вера только тогда действенна, когда основана на искренней любви ко Христу".Да и аминь. Но такая вера и любовь- бесценный дар Божий. И дается она нам, когда мы познаем любовь, которую имеет к нам Бог, и уверуем в нее (1 Ин. 4:16). "Бог есть Любовь"! И если мы познали Его прощение и любовь, если уверовали в нее, то исчезнет дух уныния и этот страх, мучащий нас, ибо "совершенная любовь изгоняет страх". Исчезнет постоянно давящее чувство вины за каждое слово, за каждый свой шаг, за то, в конце концов, что родился грешником и грех лежит у тебя на пороге. А дальше - мытарства и суд.Но Бог дает силы не согрешать, в Нем - источники любви! Пребудем в Его Любви, Его Жертва - для нас!
Тамара29 сентября 2019, 00:24
Первый раз читаю статью о.Довмонта,какая душевная,нужная и прекрасная статья,какие тёплые воспоминания о таких истинных христианах ,отце Николае Гурьянове..Пишите,а мы с великой радостью будем читать и ждать Ваших рассказов..
тамара28 сентября 2019, 11:49
С удивлением и радостью отмечаю для себя, какая светлая звёздочка появилась в современном ряду священников! Радостей, Божией помощи, многих лет благодатной жизни отцу Довмонту! И радовать нас, читателей, новыми публикациями! Слава Богу за всё!
Анна G. 28 сентября 2019, 06:32
На редкость ценная статья. Вот именно - не комсомольский оптимизм, который заканчивается унынием, мы видим это: все старики, бывшие комсомольцы, оптимистичное поколение, неверующие, конечно, теперь в унынии. А благодарить за скорби и болезни очень полезно - они уходят. По милости Божией. Или уходят совсем, или ты начинаешь поравнодушнее к ним относиться. Слава Богу за все.
Ольга 27 сентября 2019, 08:13
Увидев батюшку первый раз , без слов смотрели друг на друга и в этот момент я поняла - все сказанное в Евангелии - правда. Спасибо о.игумен на такие важные и нужные слова ! С праздником!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×