Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Некоторые тенденции современного воспитания в свете бесед Иоанна Златоуста

Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст
23 ноября 2007 года в Сочи прошла образовательная конференция «Наследие святителя Иоанна Златоуста», посвященная 1600-летию со дня его блаженной кончины в Каманах (Абхазия). Организовал и вел эту конференцию протоиерей Димитрий Поваляев, настоятель сочинского храма святителя Иоанна Златоуста. На конференции присутствовали и выступали священнослужители, представители городской власти, деятели культуры, педагоги, уроженец Сочи, известный православный публицист и кинематографист из С.-Петербурга Александр Богатырев. Участники форума поддержали предложение о ежегодном проведении в Сочи Иоанно-Златоустовских чтений. В заключение певчие храма Иоанна Златоуста спели собственного сочинения гимн, посвященный святителю. Вечером того же дня у нас с Александром Богатыревым была встреча с православной общественностью г. Сочи, во второй части которой были продемонстрированы лучшие фильмы только что прошедшего в Ярославле фестиваля «Радонеж». 25 ноября аналогичная встреча состоялась в кафедральном соборе г. Адлера.

26 ноября при большом стечении православного народа в храме святителя Иоанна Златоуста епископом Ейским Тихоном, викарием Екатеринодарской епархии, была отслужена праздничная литургия. «Нечаянной радостью» для собравшихся в церкви было чудное пение: специально для участия в празднике прибыл прославленный хор Троице-Сергиевой лавры. Большой и очень красивый (хотя еще не совсем достроенный) византийского стиля храм буквально утопал в цветах. И вправду, «на земле было, как на небе».

Единственное, что не состоялось из праздничных мероприятий, хотя и было задумано, так это поездка в Каманы, где на месте блаженной кончины Иоанна Златоуста построен храм, в котором находится великая святыня – гробница, в которую 1600 лет назад положили тело почившего святителя (через 30 лет его нетленные мощи торжественно перенесли в Константинополь). Около четырех лет назад мост через горную реку был сорван ураганным ветром, а так как вода поднялась, не было возможности переправиться в Каманы ни на машинах, ни на автобусе.

Мы предлагаем читателям одно из выступлений, прозвучавших на конференции.

Не обязательно быть детским психологом, чтобы видеть, как много тягот у сегодняшних родителей и в каком печальном состоянии находятся сегодняшние дети; как они развинчены, агрессивны, безответственны; как откровенно неуважительны к старшим; как, проявляя полное равнодушие к шедеврам искусства и литературы, жадно потребляют молодежную субкультуру, которая на Западе так и называется – «культура рока-секса-наркотиков»; как в них порой нелепо сочетается неандертальское невежество с безапелляционностью и апломбом; как они зафиксированы на деньгах, достатке, атрибутах материального успеха… Но самое, пожалуй, печальное – это некое чувство фатальной обреченности, которое в связи с уродствами подрастающего поколения охватило взрослых. Дескать, ничего тут не попишешь, такое время, такие обстоятельства, такие дети… Мы и так из кожи вон лезем, чтобы обеспечить им достойную жизнь. Откуда нам взять силы еще и на воспитание?

Шестнадцать веков назад таких «материально озабоченных» родителей наставлял святитель Иоанн Златоуст. «Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботиться. Это и расстраивает всю вселенную» (Беседа 60 // Беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001).

Заметьте, великий учитель Церкви не побоялся придать вопросу плохого воспитания вселенский масштаб. И отнюдь не для красного словца! Сможет ли нормально существовать вселенная, сможет ли, пользуясь гениальным выражением самого Златоуста, «жизнь жительствовать», если сотни миллионов распущенных детей вырастут и станут расчеловеченными, звероподобными взрослыми?

«Итак, – говорит он в той же беседе, – нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом».

Эти слова (как, впрочем, и христианская этика в целом) явно опровергают нынешнюю идеологию потребления, которая менее всего способствует укоренению добродетелей, которая нацелена на то, чтобы люди с самого нежного возраста нуждались именно во многом, чтобы у них по мере взросления все больше разгоралась жажда материальных благ, удовольствий, комфорта, чтобы завтра они жаждали того, о чем сегодня и не помышляли, – и так до бесконечности. Вернее, до могилы.

Но какая бы ни господствовала в тот или иной период истории душевредная идеология, в первую очередь, утверждал Иоанн Златоуст, за воспитание детей отвечают родители. «Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в руки твои всю власть над ним? Какое же ты можешь иметь оправдание, если пренебрегаешь его неповиновением? Что скажешь ты? То ли, что он необуздан и упрям? Но это надлежало предвидеть вначале, когда он был способен к обузданию и весьма молод, и обуздывать его тщательно, приучать к должному, исправлять, наказывать душевные болезни его. Почему и говорит премудрый: “Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их” (Сир. 7: 25)».

Далее Иоанн Златоуст приводит пример из Ветхого Завета – о священнике Илии, которого Господь наказал за недостаточную строгость по отношению к взрослым (!) сыновьям. Для сегодняшних родителей, которые боятся строго воспитывать даже малышей, потому что нынче в моде так называемая «недирективная» педагогика, это поучение более чем актуально. «У этого Илия было два сына, предавшиеся крайнему нечестию. Он не удерживал и не останавливал их, или, хотя и удерживал и останавливал, но не с надлежащею тщательностью и силою. Тогда как следовало сечь их, выгонять из отеческого дома, он только увещевал и советовал. Посему и говорится, что он не вразумлял их, ибо вразумление состоит в том, что мы наносим рану сильную, решительную и такую, какой требует болезненная гнилость. Недостаточно только сказать или предложить увещание, но надобно внушить и великий страх, чтобы пресечь беспечность юности… Таким образом, Илий сделался детоубийцею. Ибо, хотя сыновей его умертвили враги, но виновником убийства был он, лишивший их помощи Божией своим нерадением о них и оставивший их беззащитными для желающих умертвить их… Это же испытывают многие из нынешних отцов: не желая сечь, они наказывают словами. Не желая опечалить сыновей своих, живущих беспечно и беззаконно, они часто потом видят их схваченными в крайних преступлениях, отведенными в судилище, лишенными жизни… Ибо, когда ты не наказываешь их, они, прилепляясь к людям порочным и развратным, подвергаются общим законам и наказываются перед глазами всех; после такого нечестия бывает большой стыд… Так как мы не заботимся о детях, то и подвергаем их великим бедствиям и часто ввергаем в пропасть».

Ничто не ново под луной! Из приведенной цитаты становится понятно, что сторонники «недирективной» педагогики встречались и в IV веке.

Встречались, судя по следующей цитате, и такие родители, которые, совсем как нынешние, снимали с себя ответственность за воспитание детей, ссылаясь на бессмысленность и безрезультатность воспитательных усилий. «Не говори мне, что невозможно обуздать юность… Все пороки происходят от нашей беспечности, оттого что мы не с самого начала и не с раннего возраста учим детей благочестию. На зрелища ходить мы часто позволяем им, а в церковь – не заставляем никогда».

Сейчас приходится очень часто слышать от православных родителей, что заставлять своих чад ходить в храм они боятся. Дескать, так можно отвратить их от церкви на всю жизнь. А если не приучать? Сами придут? Как знать… То ли придут, то ли нет. И если не придут, какая сила в сегодняшней реальности оградит их от нравственной порчи?

Особенно Иоанн Златоуст был суров к отцам, пренебрегавшим воспитанием сыновей. Трудно себе представить, какие обвинения он обрушил бы на отцов нынешних!

«Как еще осмеливаешься, – гневно вопрошает он, – называться отцом, предав таким образом сына, оставив без внимания растление его всеми пороками?»

И следом дает сильную и жесткую метафору: «Если ты увидишь какого-нибудь беглого раба бьющим твое дитя, то не досадуешь ли, не гневаешься ли и негодуешь, свирепее дикого зверя нападая на бьющего? А видя, как диавол каждый день поражает его, как бесы увлекают его ко грехам, не беспокоишься и не отнимаешь сына от свирепейшего зверя».

Сегодня очень непопулярно воспитывать детей в страхе. Говорят, что ни в коем случае их нельзя пугать никаким наказанием, а уж тем более наказанием Божиим. Златоуст придерживался противоположных взглядов.

«Если бы страх не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели – начальников к городам. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным… Если бы страх не был благом, Христос не изрек бы много и продолжительных наставлений о тамошнем наказании и мучении. Страх есть не что иное, как стена и ограда» (Беседа 48 // Там же).

Хочется надеяться, что эти несколько цитат из бесед Иоанна Златоуста, касающихся воспитания, показывают непреходящую актуальность его четких, ясных, образных, а главное – истинных поучений. Ведь мы не понимаем, что делать с детьми, потому что сами запутались в разных педагогических «инновациях» хуже детей. А потому стоит ли покупать очередную американскую книжку-инструкцию на тему «как правильно воспитать правильного ребенка»? Не лучше ли набраться ума, поинтересовавшись, что говорил о воспитании отец Церкви Иоанн Златоуста?!

У святителя Филарета Московского, которого, кстати, называли «русским Златоустом», есть гениальное изречение: «Христос – это вечная новость». Так можно сказать и про дивного святителя Константинопольского.

Напоследок еще одно обращение его к нам, родителям XXI века. «Хотя бы вся наша жизнь была благополучной, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Дети – не случайное приобретение. Мы отвечаем за их спасение» (цит. по: Как воспитать ребенка православным. М., 2005).

Ирина Медведева

5 декабря 2007 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 250 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×