Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Спасо-Преображенские церкви старой Москвы

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 1174 px. Размер файла 312487 b.
 Церковь Спаса Преображения на Болвановке
Церковь Спаса Преображения на Болвановке

Преображенских церквей в старой Москве было великое множество и почти все они овеяны легендами. Первую из них – деревянный собор Спаса-Преображения-на-Бору – поставил в Кремле еще во второй половине XIII века великий князь св. Даниил Московский. Это был второй московский храм, основанный в нашем городе, – после церкви Рождества Иоанна Предтечи. В отличие от нее Спасский собор не был разрушен при строительстве Большого Кремлевского Дворца и всего лишь оказался заключен в его внутренний двор, а сломали его только большевики.

Храм был выстроен точно на том месте, которое московские предания связывали с легендарным отшельником Буколом, стоявшим у истоков истории Москвы. Будто бы именно здесь, среди густого бора, когда-то находилась одинокая келья, где жил киевский витязь по имени Букол, удалившийся в затвор. Однажды во сне ему было извещено, что на месте его жительства возникнет город Москва, который много потерпит испытаний от нашествий врагов и от пожаров, но впоследствии будет славен. Пустынник отправился в окрестное село Косино к местному священнику и рассказал ему о своем видении. Тогда они оба пошли в церковь и молили Бога и Пресвятую Богородицу за весь православный народ и за будущую Москву. Священник стал совершать Литургию, и во время Херувимской песни в храме явилась сама Божья Матерь, а церковь стала медленно уходить в землю. На ее месте выступившая из-под земли вода образовала большое озеро. И будто бы с тех пор под волнами озера не умолкает молитва святых старцев за православный народ и за град Москву. Косинское озеро доныне почитается святым и возлюбленным Богоматерью.

А в Кремле, на месте, где когда-то стояла келья Букола, построили собор Спаса-Преображения-на-Бору, впоследствии переживший нашествие на Москву Тохтамыша. Иван Калита в своем великом кремлевском строительстве соорудил его каменным, и собор стал местом погребения великих княгинь и родственников высочайших особ – именно в нем были похоронены и жена Ивана Калиты, и мать князя Дмитрия Донского. А в конце XIV века здесь упокоили мощи св. Стефана Пермского, просветителя зырян.

Два других замечательных Преображенских храма стояли по соседству в старом Замоскворечье. Один из них – Спаса-на-Болвановке, искалеченный при большевиках, дожил до нашего времени и ныне действует; другой, – Спаса-в-Наливках, – был уничтожен под строительство жилых домов. История этих храмов была переплетена с удивительной судьбой этой местности, окруженной легендами, преданиями, слухами, домыслами…

Территория за Москвой-рекой, в древности именуемая Заречьем, известна с середины XIV века – по ней проходила дорога в Орду. Из-за разливов Москвы-реки почва здесь была топкой и заболоченной, поэтому одна из местных улиц сохранила с тех далеких времен название Балчуг – по-татарски это слово означает "грязь". Из Кремля сюда добирались только по переправе, и селились в Заречье поначалу лишь бедные крестьяне и ремесленники. В XVI веке царь Иван Грозный поселил здесь стрельцов, и с этого началось освоение зареченской местности. Но только черед двести лет Замоскворечье стали охотно заселять московские купцы, принеся с собой торговые лавки и "ропот самоваров". Они-то, местные жители, принимали огромное участие в строительстве замосквореченских храмов.

По преданию, именно в Замоскворечье началось освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Еще в XV веке тут существовал политический центр, где русские князья присягали Ордынским правителям, подписывали с ними договоры и приносили собранную дань. На подстеленных соболях им вручали грамоты хана с изъявлениями его воли. Здесь, на главном пути в Орду, в районе современного 2-го Новокузнецкого переулка, будто бы стоял "болван", давший название местности "Болвановка" – языческий идол, которому поклонялись татары, или войлочное изображение хана. Именно на Болвановке великий князь Иван III, когда ему вручили ханскую басму (грамоту) о дани, разбил ее в гневе и втоптал в землю.

Иногда считают, что этим "болваном" и была сама басма, представлявшая собой дощечку с изображением хана. Его послов московский государь велел казнить и только одного, помилованного, отпустить в Орду, чтобы он рассказал там своему правителю о воле великого князя. В ответ хан Ахмет вышел против Руси с войском, и в 1480 году после двухнедельного стояния на реке Угре его армия без боя повернула от Москвы. Хану было видение "Сияющей Девы" – Божией Матери, Которая велела ему уйти из Русской Земли. Хан со страхом обратился в бегство.

И по преданию, именно на том месте, где великий князь растоптал ханскую басму, была выстроена церковь Спаса-Преображения на Болвановке. Однако первое упоминание о ней относится еще к 1465 году, когда в Москве правил отец Ивана III, великий князь Василий II Темный. Тогда она, вероятно, была слободской церковью, то есть приходским храмом местных слободчан – московских ремесленников. Иногда подтверждением этому историки считают местную топонимику. Само название "Болвановка", как и "Кузнецы", могло указывать на то, что в старину здесь жили ремесленники, занимавшиеся кузнечным делом и изготовлявшие в том числе железные болванки, – это и запечатлелось в именах старых замосквореченских улиц. Тем более, что и в Таганской слободе существует старинная местность "Болвановка", тоже граничащая с поселениями кузнецов и котельщиков, работавших с металлом. Так что церковь Спаса Преображения, что на Болвановке, выстроенная в Замоскворечье как обыкновенный приходской храм, сама могла быть очевидицей гнева великого князя Ивана III и его разрыва с ордынским ханом.

И не только этого. В 1490 году на Болвановке по повелению Ивана III публично казнили иноземного лекаря Леона, обвиненного в смерти своего высочайшего пациента – сына московского государя, князя Ивана Ивановича Младого.

Загрузить увеличенное изображение. 671 x 1000 px. Размер файла 67547 b.
 Церковь Спаса Преображения на Болвановке
Церковь Спаса Преображения на Болвановке

Еще с далеких времен Киевской Руси страх перед смертельными недугами заставил русских государей заводить при своих дворах ученых лекарей – как это делали в заморских странах. И издревле же повелось, что все правители, включая Лжедмитрия, выписывали себе заграничных врачей, хотя и отечественные целители уже набирали силу. И именно при могущественном Иване III на Руси стали появляться первые профессиональные врачи с дипломами, прибывшие в Москву, вероятно, в свите супруги государя – византийской царевны Софьи Палеолог. Известно, что в самом конце XV века из Италии в Россию приехали врачи, выписанные специально для великого князя – "немчин" Антон из Рима и еврей Леон из Венеции. Обоих в средневековой Московии постигла плачевная участь.

Занятие врачебным делом в то время было одним из самых опасных занятий, особенно для иностранцев, и тем более при лечении первого лица государства и его родственников. Требовалось непременно полное выздоровление пациента, и тогда за это давалось большое вознаграждение, а в случае смерти больного у самого лекаря отнималась жизнь. Так и случилось. Лекарь Антон не вылечил князя Каракучу и был убит под Москворецким мостом. Леон же поручился головой за то, что вылечит старшего сына московского великого князя. Сохранились летописные свидетельства о том, как он проводил лечение и в чем приблизительно состояла тогда врачебная премудрость: лекарь дал больному "зелие пити" и стал делать прижигание горячим стеклом – "жещи нача сткляницами по телу", вливая горячую воду, "и оттого ему бысть тяжче и умере". По прошествии сорока дней после смерти княжича лекаря Леона всенародно казнили в Замоскворечье на Болвановке – ему отрубили голову.

Спасо-Преображенская церковь все это время оставалась деревянной. Деревянной же ее отстроила вновь в XVII веке сама инокиня Марфа, мать первого Романова, царя Михаила Федоровича – тогда она владела там землями. Позже это владение перешло к царице Евдокии, супруге царя Михаила Федоровича, и по дню ее ангела в Спасо-Преображенской церкви освятили придел во имя св. мученицы Евдокии. А в первой половине XVIII века тщанием московских купцов было выстроено новое, каменное здание храма, дожившее до наших дней. Историки называют разные даты работ – от 1722 до 1749 года, но освящен он был точно в 1755 году. А потом власти разрешили устроить в церкви новый придел во имя иконы "Всех Скорбящих Радость", но освящен этот придел был во имя св. мученицы Татианы – по именинам жены храмоздателя А.Озерковского.

Известно, что тогда, в первой половине XIX века, над храмом и его колокольней трудился известный московский архитектор Н.И.Козловский, построивший и Всехскорбященскую церковь на Калитниковском кладбище. Оба эти придела – Евдокии и Татианы – были взорваны при большевиках. После революции, сначала, как водилось, храм закрыли. Потом частично взорвали, учитывая нужды находившейся поблизости фабрики "Рот-Фронт", – уцелело лишь его основное здание. Затем в нем недолго размещалось хозяйственное учреждение. И только в 1991 году храм вернули верующим. С того времени идут богослужения – и проводится ремонт.

Другому замечательному замоскворецкому храму Спаса-Преображения повезло меньше – его полностью уничтожили в советское время. Его интереснейшая история тоже запечатлела на своих страницах уникальную летопись Замоскворечья. Историки не пришли пока к единому мнению, кто же первый основал поселение в будущих зареченских "Наливках" – великий князь Василий III, или его сын, Иван Грозный. Так же нет и единого объяснения названия "наливки". Собственно к наливкам как русским спиртным напиткам оно, возможно, имеет только косвенное отношение.

Одни считают, что Василий III отвел эту окрестную часть города для иностранцев, служивших в Москве – подальше от верноподданных москвичей. Иноземцы и жили там по своим сложившимся законам – а именно часто употребляли алкоголь, который русским строго разрешался лишь по большим праздникам. А в 1552 году в районе Балчуга появился первый в Москве кабак, устроенный по этой версии для местных зареченских иностранцев или же вовсе содержавшийся ими самими.

Москвичи же, зная, что иноземцам там часто "наливали", прозвали эту местность "наливками". И будто бы так при Василии III за Москвой-рекой против Кремля возник целый город "Нали". Есть и другой вариант этой версии – что великий князь поселил там не иностранцев, а своих личных телохранителей, охранников и разрешил им многие вольности – свободно, по желанию, пить вино и мед и пиво, но только в Заречье, дабы не озлоблять других москвичей.

Другие относят все это к Ивану Грозному и его стрельцам – согласно этой версии именно стрельцов, а не иностранцев, поселил Иван Грозный в отдаленное Заречье, разрешив воинам пить особо. Им и "наливали" там, в первом московском кабаке на Балчуге. "Кабак" – тоже татарское слово, означавшее постоялый двор, где продавались кушанья и напитки. Порция водки могла выдаваться и без денег, под залог платья или вещей, – так и пропивали все до нитки древние любители спиртного.

Иные исследователи считают, что этот первый зареченский кабак все же могли держать иностранцы – стрельцы заходили туда и залихватски требовали: "Налей-ка!" Отчего иностранцы назвали весь район "Налейками", а потом и "Наливками". Когда тут была построена церковь Спаса-Преображения, то она стала именоваться "Спас-в-Наливках", а местность соответственно – Спасоналивковской.

Так или иначе, но все эти версии объясняют происхождение названия "наливки" от слова "наливай". Существует, однако, и другая точка зрения, и даже, как считают многие ученые, более оправданная и достоверная: это название могло произойти от местных густых рощ, раскинувшихся среди полей – такие рощи и называли в старину "наливками".

Стрельцы же, действительно поселенные здесь Иваном Грозным, жили тут и в дальнейшие времена. И при Михаиле Федоровиче, около 1642 года они выстроили в своей слободе деревянную Спасо-Преображенскую церковь. В 1713 году ее стали перестраивать каменной, но возведение московского храма надолго приостановил указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве – тогда все силы и ресурсы были брошены в Санкт-Петербург.

И только в 1738 году в Замоскворечье появилась новая, красивая каменная Спасо-Преображенская церковь в Наливках. Спустя столетие в работах по ее перестройке и обновлению принимал участие архитектор М.Д.Быковский, создавший ансамбль старинного Ивановского монастыря на Кулишках.

А Спасо-Преображенский храм был разрушен в 1929 году – на его месте выстроили две сталинские пятиэтажки.

Елена Лебедева

18 августа 2003 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Преображение Господне 6/19 августа Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×