Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

«Иконография обращается к каждому из нас»

Иконописец Дмитрий Мироненко об иконографии Преображения

Икону называют «богословием в красках», и потому мы продолжаем размышлять об иконографии двунадесятых праздников вместе с иконописцами, кто не только теоретически знает, что такое создание образа. О Преображении рассказывает иконописец Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской им. Св. Иоанна Дамаскина при Александро-Невской лавре, преподаватель Иконописного отделения СПбДА.

Преображение. ок. 1403, ГТГ Преображение. ок. 1403, ГТГ – Давайте поговорим о том, что обычно изображается на иконе Преображение, на примере знаменитого памятника 1403 года, который хранится в Государственной Третьяковской галерее.

– При первом взгляде на икону мысленно ее композиционное пространство можно разделить на две горизонтальных части, два регистра. В центре верхнего регистра, на вершине горы, в белых одеяниях – Христос. Одежды Спасителя белоснежны. Его окружает слава, мандорла (итал. mandorla – миндалина, – в христианской иконографии – сияние вокруг Христа и Богоматери) холодного серебристо-белого цвета, что зримо передает тот Божественный свет, исходящий от Господа, который увидели апостолы в момент Преображения. Само событие очень кратко и одновременно красочно описано в Евангелии: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3).

По сторонам от Спасителя, представшего во Всей Его божественной славе, в верхней части композиции изображены два ветхозаветных пророка – Илия и Моисей.

– И эти пророки появились совсем не случайно… Расскажите, как их появление можно трактовать с богословской точки зрения. Оба пророка имели опыт богообщения: к Моисею Бог взывал из Купины Неопалимой, пророк Илия стал свидетелем явления Бога в пещере…

– Эти два великих мужа, встречавшие Бога «лицом к лицу» при жизни, вместе с учениками Иисуса Христа являются важнейшими свидетелями величайшего события – Преображения Господнего. Их присутствием и правомочным свидетельством все человечество, сущее от сотворения времен, становится свидетелем события, в котором Господь зримо являет Себя в Божественном величии и славе. Пока – при малой части народа Божия. Но в этом удостоверении уже есть отблеск грядущего великого пришествия Бога для последнего Суда.

Теперь несколько слов о свидетелях Преображения. Моисей почил смертью, а значит, выступает как своего рода представитель мира мёртвых – всех тех, кто до Воскресения Христова находился в объятьях ада (здесь отсылка уже к другой иконографии, о которой мы еще вспомним, – «Сошествие во ад»). А пророк Илия был взят живым на Небо, вознёсся на огненной колеснице. Он не познал смерти, и он же – свидетель Церкви торжествующей, Небесной. На этой иконе в полноте является свидетельство трёх миров: мира земного в лице апостолов, мира загробного в лице Моисея и мира Небесного (Горнего), к которому относится пророк Илия, к нему же относятся и ангельские чины, и все силы, которые служат Богу. В этой свидетельской полноте удостоверяется истинность преобразившегося Спасителя, представшего перед ними в белых, сияющих нетварным светом одеждах.

Иконописец Дмитрий Мироненко Иконописец Дмитрий Мироненко

В нижнем регистре изображены три ученика Иисуса Христа, которых Он, как мы знаем из Евангелия, взял с Собой – Петр, Иаков и Иоанн. Там, на горе Фавор, они сподобились увидеть совершенно непостижимое для людей явление, когда их учитель предстал пред ними в Своей Божественной сути.

Потому и изображаются ученики в таких смятенных позах, упавшими ниц. Иаков и Иоанн просто закрывают лица, а Петр, будучи самым дерзновенным, не может сдержать восторга: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4).

Глубочайшее потрясение людей от происходящего, того, что на их глазах происходит буквально невозможное с человеческой точки зрения, мастерски реализовано средствами иконописи.

– На этой иконе есть и, условно говоря, не центральные, дополнительные части – в самом верху изображено то, что есть не во всех иконах Преображения: как ангелы приводят пророков. И между центральной, главной частью и нижней – два момента до и после чуда Преображения: как ученики восходят на гору со Христом и сходят с нее…

– Если говорить про сцены, предшествующие Преображению (и те, что происходят на земле, и те, что на Небе), мне видится в этом элемент проповеднического повествования, для того, чтобы у взирающего на образ представление об этом событии было более ясным, последовательным. На некоторых иконах, в миниатюрах можно увидеть, что Моисея изображают буквально восстающим из гроба, в пеленах, как Лазаря четверодневного, чтобы было еще более наглядно отражено его свидетельство.

Так же наглядно изображается само восхождение – вот Христос восходит с учениками на гору, вот Он с ними спускается обратно…

Итак, на Фаворе Господь показал Свою Божественную природу Своим ученикам, и пророки засвидетельствовали это. В их лице и мы все стали свидетелями этого события.

Неслучайно в древности этот сюжет устанавливался в ряду Страстных событий. Казалось бы, с хронологической точки зрения Преображение случилось раньше. Но древние авторы размещали Преображение в череде Страстных изображений, которые ведут к Воскресению, потому что на Фаворе, как и потом, в Своем Воскресении, Господь уже явился как Спаситель миру, как Сын Божий, а не просто Учитель иудейский.

Преображение Господне – это Феофания, Богоявление, потому что Господь является во всей полноте Своей Божественной силы

Вспомним иконографию «Сошествия во ад». Чаще всего мы видим там Христа в золотых одеждах, но иногда они могут быть и белыми, как, например, на фреске XIV «Сошествие во ад» из монастыря Хора в Константинополе. И мандорла вокруг Христа – тоже белая. Во многом иконография Христа на этой фреске и на иконе из Третьяковской галереи, о которой мы говорим, схожи. Только теперь уже позади крестные муки, Воскресение свершилось, ученики об этом не знают, жены-мироносицы только двигаются в сторону погребения Спасителя, а Он уже сошёл во ад, Он уже там, в этих сияющих белых облачениях, и там же, посреди древних пророков и праведников, Ему вновь предстоит Моисей. Когда мы сравниваем эти два образа, получается понятно, по какой причине древние богословы ставили сюжет Преображения в ряд Страстных.

Преображение Господне – это тоже Феофания, Богоявление, потому что Господь является во всей полноте Своей Божественной силы, той власти, которая дана Ему Отцом.

Спас в силах. Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Русь, Москва. Последняя четверть XIV в. Спас в силах. Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Русь, Москва. Последняя четверть XIV в. Преображение – уникальное событие Священной истории, которое является ключом к понимаю многих других событий, которые и до того были, и еще не совершились. Вспомним икону «Спаса в Силах» последней четверти XIV в. из Деисусного чина Благовещенского Собора Московского Кремля, по преданию, тоже относящегося к кисти Феофана Грека (икону, о которой мы говорим, относили к этому мастеру, теперь пишут – школа Феофана Грека). На этой иконе Спаситель так же изображен в белых одеждах – снова тот самый Фаворский свет. Божественный Свет, который впервые был явлен падшему миру на горе Фавор, после – в глубинах ада по Воскресении Христовом, и завершится новым явлением – в Страшном суде. Он сияет в вечности, и этим Фаворским светом завершится однажды история человечества и всего мира (известно, что у иконы «Спас в Силах» – эсхатологическое звучание), и этим же светом засияет Новый Божий Мир.

– Если говорить об истории возникновения иконографии, смотреть более древние, точнее даже – ранние памятники: почему композиция Преображения появляется в апсиде, а не где-либо в другом месте?

– Это вообще очень сильно отличает раннее христианское искусство от искусства даже Средних веков, когда акцент был именно на важных для всей Церкви событиях Евангельской истории. Как правило, в апсидах мы как раз видим феофанические сюжеты, о которых уже говорили, – Крещение Господне, Сошествие во ад, Преображение, Пятидесятница, Страшный суд, – и везде ключевая тема – Богоявление.

Отцы Церкви обращали внимание своей паствы именно на эти ключевые события, в которых Творец являет Себя в Своей Божественной природе.

Один из ранних примеров иконографии Преображения как раз находится в конхе – речь о мозаике середины VI века из церкви Сант-Аполлинаре ин Классе (Равенна, Италия).

Сант Аполлинаре ин Классе (Равенна, Италия) Сант Аполлинаре ин Классе (Равенна, Италия)

Не сразу понятно, что речь идёт о Преображении: мы видим святого Аполинария как пастыря в окружении овечек, а вот над ним – как раз Преображение. Но распознать это событие удается не сразу. В центре мандорла, в ней крест, в перекрестии – образ Спасителя, а по краям, на облаках – полуфигуры двух пророков в белых одеждах. У ног пророков – три овечки. Это символическое изображения трех учеников Спасителя, присутствовавших при Преображении. Кстати, в этом древнем изводе вновь есть прямой отсыл к Страстной тематике в образе Креста на месте Спасителя.

Иконография собственными средствами обращается к каждому из нас: смотри, рассуждай – и смыслы, сокрытые до времени, станут немного понятней, если не во всей полноте, то частью. И даже эту зримую часть мы своим умом, оскудевшим от не самой подходящей христианину жизни, вряд ли можем полностью уразуметь.

Преображение из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ок. 1497 г.) Преображение из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ок. 1497 г.) – А вы сами писали икону Преображения Господня?

– Личного опыта работы над таким образом у меня не было. Но писали коллеги в моей мастерской, я присутствовал рядом, где-то помогал, что-то подсказывал, так же деятельно наблюдал за трудом моих учеников, студентов, и это, скажу, всегда очень волнительно и очень ответственно. Не так давно студенты Иконописного отделения СПБДА делали список с иконы Преображения из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ок. 1497 г.). При всей иконографической выверенности этого произведения, там совершенно удивительная по рисунку мандорла. Она, мало того, что имеет несколько регистров, состоящих из наружного и внутреннего кругов, кроме того, внутренний круг рассвечен сиянием в форме несимметричной звезды, поверх которой к наружному кругу из центра устремлены золотые лучи. Кажется, вся эта многослойность, замкнутая в радиальную форму, наполнена внутренним движением и энергией.

Какой смысл у этой асимметрии? Казалось бы, разве нельзя было сделать это сияние в виде равносторонней звезды, как чаще всего это делается, или треугольника, или буквы «Х», как у Феофана Грека? Вологодский мастер сотворил эту асимметрию не от неумения рисовать: видно, что человек, который написал эту замечательную икону, блестяще владел рисунком. По всей видимости, у него на то были какие-то свои причины, нам пока непонятные. Возможно, они кроются в каких-то текстах или устном предании, и эти сведения были знакомы древнему автору. Бывает, что исследователь той или иной темы годами ищет труднодоступный смысл чего-либо, и вдруг Господь даёт ему ответ в каком-то отрывке текста, в каком-то событии его жизни, в каком-то песнопении. Надеюсь, однажды мы узнаем ответ и на этот интересный вопрос.

– Почему в иконах, росписях на тему Преображения изображается именно три горы, три вершины?

– Это как раз три сущности – мира Горнего, мира дольнего – мира живых – и мира мёртвых.

Когда свершится Второе Пришествие, все загадки истории будут открыты, все то, о чем мы догадывались, все исполнится. Господь обещал, что Он явится, – и Он явится: Бог никогда Свои обещания не нарушает.

Господь обещал, что Он явится, – и Он явится: Бог никогда Свои обещания не нарушает

В иконографической сокровищнице Церкви Христовой, наряду с иконографией свершившихся событий: Рождество Божией Матери, Рождество Христово, Преображение, Вход Господень в Иерусалим – существует изображение события, которое еще не произошло – это Страшный суд, Второе пришествие. Сам я бы не решился размышлять над этой иконографией для публикации на общественном ресурсе, так как не имею необходимых компетенций, но почитал бы размышления других иконописцев или иконоведов.

Кстати, важный момент: в иконографии образа «Страшный суд» Христос нередко изображается именно в белых «фаворских» одеждах, как и на иконе Своего Преображения.

С Дмитрием Мироненко
беседовала Оксана Головко

19 августа 2022 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 166 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
«Воскресение» и «Сошествие во ад»: история ассоциации двух образов «Воскресение» и «Сошествие во ад»: история ассоциации двух образов
Светлана Иванова
«Воскресение» и «Сошествие во ад»: история ассоциации двух образов «Воскресение» и «Сошествие во ад»: история ассоциации двух образов
Светлана Иванова
Действие Анастасис совершается в горнем мире, это момент Воскресения Христа, Его торжества над смертью, полная победа над адом и диаволом, возвращение человеку рая.
Окно в горний мир (+ВИДЕО) Окно в горний мир (+ВИДЕО)
Прот. Леонид Калинин о церковном искусстве
Окно в горний мир (+ВИДЕО) Окно в горний мир (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Леонидом Калининым о церковном искусстве
Никита Филатов
Почему церковное искусство выделилось в отдельную область культуры? Должно ли оно хранить традиции или может трансформироваться под влиянием новых стилей, да и просто вкусов людей? Нужно ли делать искусство простым и понятным?
Преображение Господне: иконы, фрески, мозаики, миниатюры Преображение Господне: иконы, фрески, мозаики, миниатюры
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Преображение Господне: иконы, фрески, мозаики, миниатюры Преображение Господне: иконы, фрески, мозаики, миниатюры
ФОТОГАЛЕРЕЯ
В основу иконографии праздника Преображения Господня положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, Стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него — пророки, у подножия горы — павшие ниц апостолы.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Преображение Господне 6/19 августа Другие материалы сюжета:
Оксана Головко

Новые материалы

Выбор читателей

×