В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова). В нее вошли реальные истории, произошедшие в разные годы, которые в дальнейшем были использованы в проповедях и беседах, произнесенных автором.
Псково-Печерский монастырь |
Это было почти так же, как раньше мальчишки убегали юнгами на корабли и устремлялись в далекое плавание. Только зов Бога был несравненно сильнее. Преодолеть его не было никаких сил, или, точнее, мы безошибочно чувствовали, что если не откликнемся на него, то безвозвратно потеряем себя. И даже если получим весь остальной мир со всеми его радостями и успехами, он нам будет не нужен и не мил.
Всем нам было страшно жаль, в первую очередь, своих растерянных перед нашей твердостью, ничего не понимающих родителей. Потом, конечно, друзей и подруг, наших любимых институтских профессоров, которые, не жалея времени и сил, приезжали в Печоры «спасать» нас. Нам, и вправду, так становилось их жаль, что мы жизнь готовы были бы за них отдать! Но не монастырь.
Для наших близких все это казалось диким и необъяснимым.
Помню, я уже несколько месяцев жил в монастыре, когда сюда приехал Саша Швецов. Прибыл он в воскресение – единственный в монастыре свободный день на неделе. После чудесной воскресной службы и монастырского обеда мы, молодые послушники, лежали, блаженно растянувшись на кроватях в нашей большой и солнечной послушнической келлии. Вдруг дверь широко отворилась, и на пороге появился высокий паренек, наш ровесник, лет двадцати двух, в «фирменных», как тогда называли, джинсах и дорогущей куртке.
– А вообще мне здесь нравится! Я здесь, пожалуй, останусь! – заявил он нам, даже не поздоровавшись.
«Вот поставят тебя завтра на коровник или канализацию выгребать, тогда посмотрим, останешься ты или нет?» – позевывая, подумал я. Наверное, примерно то же пришло в голову и всем, кто вместе со мной разглядывал эту столичную штучку, залетевшую в древний монастырь.
Саша оказался сыном крупного торгпредского работника, жил с родителями в Пекине, Лондоне и Нью-Йорке и только недавно вернулся в Россию учиться в институте. Бога он узнал с полгода назад. Узнал немногое, но, по-видимому, – самое главное, потому что с того времени стал мучиться от полной бессмысленности всего вокруг и от непрекращающейся неприкаянности, пока не набрел на монастырь. Сразу поняв, что нашел как раз то, что искал, он даже не стал сообщать о своем новом месте обитания родителям. Когда мы упрекнули Александра в жестокости, он сказал, что родители уж точно его не поймут, а батя по-всякому скоро его отыщет. Так и получилось.
Сашин папа приехал в Печоры на черной «Волге» и устроил показательный скандал – с милицией, КГБ, с привлечением школьных друзей и институтских подруг, со всеми привычными для нас инструментами по вызволению из монастыря. Продолжалось это все довольно долго, пока папа с ужасом не убедился, что все напрасно и Сашка не уйдет никуда.
Казначей, отец Нафанаил, пытаясь хоть как-то утешить московского гостя, ласково сказал ему:
– Ну вот, отдадите своего сыночка в жертву Богу. Будет он печерским иеромонахом, еще будете им гордиться…
Я помню, какой дикий вопль огласил тогда весь монастырь:
– Никогда!!!
Это орал Сашкин папа. Он просто еще не знал, что отец Нафанаил был прозорливым, а то бы так не нервничал. Саша, действительно, сейчас иеромонах и единственный из всех нас, бывших тогда, в день его первого приезда в Печоры, в солнечной послушнической келлии, кто остался служить в Псково-Печерском монастыре. А Сашин папа, Александр Михайлович, через десять лет стал работать со мной в Москве в Донском монастыре, а потом и в Сретенском, заведующим книжным складом. На этой церковной должности он и отошел ко Господу, став самым искренним молитвенником и искателем Бога.
Стихотворение инока Александра в Вашей книге "Несвятые святые" и другие рассказы" меня поразило. Ни чего подобного я еще не читал и не слышал.
Удивителен и язык, слог книги – потрясающая, доверительная простота и любовь автора к каждому человеку, событию, к каждому эпизоду и к каждому слову в этой книге. Это делает её восприятие еще пронзительнее и достовернее. Какие-то эпизоды (рассказы) вызывают улыбку,(у автора с юмором все более чем в порядке), иногда – реально хочется плакать.
Будь моя воля – я бы порекомендовал обязательно для старшеклассников в 11 классе прочесть в качестве жизненного напутствия от любящего и верующего человека.
P.S. К сожалению, нас - выросших без церкви и без духовной связи с богом - в России пока еще большинство. Для таких как я - книга - очень большое событие. Спасибо.
Спасибо огромное!
Главное почувствовать и осознать, что идёшь верным.
Осознанно!
А противоречия между монашеским путем и брачным нет. Апостол Петр был женат, апостол Павел оставался безбрачным. Оба первоверховные. Брак - великая жертва любви и истинное монашество - полное самоотречение. Просто как невозможно против воли обязать к монашеству, так невозможно заставить полюбить мир и найти в нем утешение того, кто уже знает вкус жизни только для Бога в монастыре. Будет, как у Шекспира: "Душа ни в чем покоя не находит..." Это тоска, хуже которой нет. Остается только молиться. Спаси Господи за статью.
О.Тихон, спасибо за Ваш рассказ! Ждём Вашу книгу.
Галина
Спасибо Вам! И за диск о Печорах и за чудные воспоминания. Дай Вам Бог сил дописать и издать книгу. Единственное, что, я думаю, что разом все вспомнить и написать не удастся, это-вся жизнь, и поэтому, если возможно, издайте, что уже есть, а потом вторую (и т.д. :)) книгу.
Храни Вас Христос и Матерь Божия!
Великодушно извиняюсь, но я трижды перечитал сначала свой комментарий, затем комментарий Марины и никаких заявлений об отрицании ценности для Церкви монашества я не нашёл.
Может быть, Вам лучше стараться поступать так - если в комментариях читателей каких-то высказываний нет, то это обозначает только одно: их там действительно нет.
Додумывать за меня или за кого-то из читателей то, что не говорили и не писали не целесообразно.
Иначе получится разговор глухого с немым.
С таким же успехом можно сказать, что вы в своих комментариях обвинили лиц, не являющихся монахами, вероотступниками.
Сам Тихон Шевкунов стал монахом только через 9 лет, т.к. по наставлению своего духовника Иоанна Крестьянкина ему было необходимо получить на это согласие матери.
Не сердитесь, Николай! Никто Марину обижать не собирается. Просто маленькая дискуссия, где Марина ( и Вы вслед за ней) нелепо пытаетесь отрицать ценность для Церкви монашества. Дискуссия старая, известная и скучная. Может, вы оставите монахов в покое? Что они вам сделали? Ведь они ни Вас, ни Марину, ни кого другого в монастырь не тащат и брак законный не осуждают, а напротив, только приветствуют. И о спасении в миру никто из них не спорит. Охота Вам с Мариной ломиться в открытую дверь?
Вот Марину вы хором заклевали - она, мол де, ничего не знает о православии и она чуть ли не церковь православную предала и т.д. и т.п.
Я Библию и Новый завет от корки до корки прочитал .
"Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им". (ВТОРОЗАКОНИЕ, гл. 30 стих 19-20)
И что здесь не ясно ?
Никого Господь в монастырь не загоняет. И затворничество многие люди по природе своей не выдержат.
Нравиться вам или нет, но человеку надо в массе своей работать, Родину защищать, семьи заводить да детей поднимать.
Так что Марина правильно пишет -"Искать и находить Бога можно и живя в миру, никуда не сбегая, ни от кого не прячась, ни кого не огорчая".
Вы вон под каждой статьей сыпете ваши бесконечные "Спаси Господи", "Ах, какая замечательная статья", "Слава Богу" и т.п.
А у меня к вам вопрос - вы сами-то в своей жизни хотя бы 5 % из того, что нахваливаете здесь в комментариях выполняете ? Или для вас христианство состоит только в "правильных" поддакиваниях ?
От таких маленьких рассказов у меня проходит уныние. И может хорошо, что они по одному читаются, не в спешке.
Очень интересно Вы про серединный, Царский путь. Глубоко! Есть брак и есть монашество. Есть еще безбрачие сознательное, или в силу обстоятельств. А серединный в данном случае, это что?
Редакции сайта:
Спасибо за эти рассказы - подарки на Светлой. Ждем с нетерпением книгу.
Чудной Вы человек, Марина! Вы протестантка? Ничего страшного, это не обида, просто, даже, если Вы крещены в православии, то со странным удовлетворением мыслите протестом против Церкви, Ее установлений и живого опыта. Жаль, но видно вы еще ничего не поняли в православии. Или поняли что-то очень неверное. Это еще грустнее.
Написано простым, доступным языком, а это так важно! Благодарю автора, повидимому это тот бывший послушник из фильма о Псково-Печерском монастыре, который "знал, что такое видеокамера"...
Монашество - "особый путь на который случайный прохожий не попадет!"
Помоги Господь всем нам надяться, верить и любить Тебя.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!