'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
В 2010–2011 годах в Москве и Московской области, Республике Карелия, Новгородской, Вологодской, Рязанской и Воронежской областях было проведено исследование 227 супружеских пар на удовлетворенность браком, в ходе которого были опрошены семьи православных священнослужителей, семьи воцерковленные и семьи неверующих. «Тест-опросник удовлетворенности браком»[1] состоит из 24 вопросов, относящихся к различным сферам восприятия себя и партнера. Результаты, полученные после анализа ответов, представлены на диаграмме.
Распределение семей по степени удовлетворенности браком
На диаграмме заметна четкая градация уровня удовлетворенности в зависимости от степени воцерковленности супружеской пары: самыми удовлетворенными своим браком являются семьи священнослужителей; далее следуют семьи воцерковленные; наименее удовлетворительным считают свой брак семьи невоцерковленные или неверующие. При этом если в семье хотя бы один из супругов воцерковлен, то удовлетворенность браком уже выше.
К вопросу о благополучии пар, в которых один из супругов воцерковлен, а другой нет: как следует из графика, если неверующего супруга подводить к воцерковлению, то существует большая вероятность семье войти в категорию благополучных; если же семья будет ориентироваться лишь на супруга неверующего, то у нее больше шансов попасть в категорию менее благополучных семей.
Помимо тестирования с супружескими парами дополнительно проводилось собеседование, которое показало, что воцерковленные семьи в подавляющем большинстве относятся к браку как к таинству, считая, что «благодать, полученная при венчании, помогает им в семейной жизни»; супруги в таких семьях стремятся строить свои взаимоотношения в согласии со Священным Писанием.
Священное Писание говорит об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (см.: Еф. 5: 22–23; Кол. 3: 18). Здесь речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве и ответственности, заботе и любви[2].
«Быть главой» означает заботиться, брать ответственность за благополучие ближнего. Муж отвечает за все сферы семейной жизни: за материальное благополучие, за душевное и духовное состояние супруги и семьи в целом. Это функции, наложенные на мужчину Богом; их нереализованность ведет к своеобразной духовной инвалидизации мужчины и к неудовлетворенности своим положением[3], что, к сожалению, свойственно мужчинам в современном мире.
Жена же не должна бояться выпустить из своих рук бразды правления и принять предназначенное ей Богом положение: «Повинуйтесь своим мужьям как Господу… как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5: 22, 24). В христианском браке такие отношения являются естественными и не вызывают неудовлетворенности и разногласий. Более того, психологи-консультанты утверждают: «Практика работы с женщинами, которые начинают строить свои семейные отношения на основе христианской модели супружества, показывает, что их постепенный отказ от тотального контроля за всеми действиями мужа и детей, от стремления управлять всем и всеми достаточно быстро приводит к значительному улучшению семейной атмосферы, к тому, что муж начинает восприниматься ею более позитивно и, соответственно, больше участвует в семейных делах (об этом говорят сами женщины)»[4].
В православной модели брака жизненные ориентиры супругов, их единомыслие в представлении о нравственности, обязанностях мужа и жены помогают предотвращению появления супружеских конфликтов: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью” (Рим. 16: 4; Флм. 1: 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога»[5].
Многие люди в результате своего духовно-нравственного
невежества не могут правильно выстроить супружеские
взаимоотношения и создать здоровую семью, чувствуют себя в
браке неудовлетворенными. Залогом же улучшения ситуации
может стать возвращение людей к своим духовным и
культурным традициям. Как сказал Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл, «исповедуемое
Православием восприятие семьи как малой Церкви помогает
христианам… правильно выстроить взаимоотношения
мужа и жены»[6]
. Результаты проведенного исследования это наглядно
показывают.
27 октября 2011 г.
[1] Тест-опросник удовлетворенности браком // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. М., 2007. Т. 2. С. 173–179.
[2] См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.
[3]Лысюк Л. Христианская модель семьи как основа семейного консультирования // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 70.
[4] Там же. С. 74.
[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.
[6] Патриаршее приветствие организаторам, участникам и гостям VII Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» // http://www.patriarchia.ru/db/text/1158522.html.
Рассылка выходит два раза в неделю:
"Жена же не должна бояться выпустить из своих рук бразды правления и принять предназначенное ей Богом положение: «Повинуйтесь своим мужьям как Господу… как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5: 22, 24)."-это и есть одна из самых главных фобий современных женщин.Не в смысле "тотальных бразд правления"-уверяю Вас многим женам они не нужны в принципе,а в смысле "повиновения".Скажете тоже-"повинуйтесь"....Есть конечно красивыя слова о том,что "семья и дети" для женщины-самое главное,но количество новорожденных и разводов говорят сами за себя.Да многие мужчины пьют и ведут себя неправильно (как и 100 и 200 лет назад).Но сейчас у женщины появилось право выбора,и она не хочет "повиноваться" ни плохому мужу,ни самому распрекрасному.
Извините,Лариса,но почему Вы считаете, что ИМЕННО "некоторые семьи из церковных служащих были неискренни" при прохождении тестов?Кажется,9 заповеди,как и прочих,Он для них не отменял?Ради чего брать грех на душу?
Православные видят глубокий смысл в построении семейных отношений в согласии со Св. Писанием, а неверные найдут тысячу объяснений своему неверию.
Да просветит Господь их умы и души Светом Евангельской Истины и дарует им семейное счастье в их малой Церкви!
Менее верующей, чем я раньше, найти было сложно. Я могла часами с пеной у рта рассказывать про "опиум для народа", жирующих попов на иномарках и т. п. Хотя в церкви до крещения была всего 5 раз, и то за компанию, священнослужителей видела только мельком. А своим "сведениям" была обязана советской пропаганде.
И была крайне недовольна своей жизнью, своим мужем и ребенком.
Сейчас (воцерковляясь), я счастлива не только мужем, ребенком (надеюсь, будут и другие), но вообще людьми вокруг. Только не знаю, за что мне это счастье и как бы мне больше радовать близких, чтобы быть его достойной.
Помутнение разума, не иначе )))
мое мнение, количество опрошенных достаточно для того, чтобы обозначить тенденцию. естественно, чем больше тем лучше, и в идеале можно опросить все население нашей страны, но...
автор показал, что большая часть опрошенных так или иначе близки к церкви. и не скрывает этого. а если под сомнение ставится количество неверующих или невоцерковленных 66 пар, то, поверьте, в России их намного больше чем верующих.
а, касательно актуальности темы: "доколе" мы будем чураться тех тем, что поднимают люди православные? Что за ущербное представление о людях верующих и их способности к научной работе! они лишены способности мыслить и делать логические выводы?
то, что описывается - это же правда. может мы ее боимся и закапываем голову в песок?
С удовольтсивием принял бы участие в тестировании.
От всей души желаю и дальше работать над этой темой!
Бог в помощь.
К тому же, наверняка опрос проводился среди семей, так или иначе, не очень далёких от церкви.
"Градация уровня удовлетворённости" - "что в имени тебе моём?"
Очередная никому не нужная диссертация, ради очередной никому не нужной, но во многом продвигающей в жизни диссертации? Доколе?