Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Воцерковление семьи и удовлетворенность браком

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

В 2010–2011 годах в Москве и Московской области, Республике Карелия, Новгородской, Вологодской, Рязанской и Воронежской областях было проведено исследование 227 супружеских пар на удовлетворенность браком, в ходе которого были опрошены семьи православных священнослужителей, семьи воцерковленные и семьи неверующих. «Тест-опросник удовлетворенности браком»[1] состоит из 24 вопросов, относящихся к различным сферам восприятия себя и партнера. Результаты, полученные после анализа ответов, представлены на диаграмме.

Распределение семей по степени удовлетворенности браком

Загрузить увеличенное изображение. 749 x 493 px. Размер файла 135266 b.

На диаграмме заметна четкая градация уровня удовлетворенности в зависимости от степени воцерковленности супружеской пары: самыми удовлетворенными своим браком являются семьи священнослужителей; далее следуют семьи воцерковленные; наименее удовлетворительным считают свой брак семьи невоцерковленные или неверующие. При этом если в семье хотя бы один из супругов воцерковлен, то удовлетворенность браком уже выше.

К вопросу о благополучии пар, в которых один из супругов воцерковлен, а другой нет: как следует из графика, если неверующего супруга подводить к воцерковлению, то существует большая вероятность семье войти в категорию благополучных; если же семья будет ориентироваться лишь на супруга неверующего, то у нее больше шансов попасть в категорию менее благополучных семей.

Помимо тестирования с супружескими парами дополнительно проводилось собеседование, которое показало, что воцерковленные семьи в подавляющем большинстве относятся к браку как к таинству, считая, что «благодать, полученная при венчании, помогает им в семейной жизни»; супруги в таких семьях стремятся строить свои взаимоотношения в согласии со Священным Писанием.

Священное Писание говорит об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (см.: Еф. 5: 22–23; Кол. 3: 18). Здесь речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве и ответственности, заботе и любви[2].

«Быть главой» означает заботиться, брать ответственность за благополучие ближнего. Муж отвечает за все сферы семейной жизни: за материальное благополучие, за душевное и духовное состояние супруги и семьи в целом. Это функции, наложенные на мужчину Богом; их нереализованность ведет к своеобразной духовной инвалидизации мужчины и к неудовлетворенности своим положением[3], что, к сожалению, свойственно мужчинам в современном мире.

Жена же не должна бояться выпустить из своих рук бразды правления и принять предназначенное ей Богом положение: «Повинуйтесь своим мужьям как Господу… как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5: 22, 24). В христианском браке такие отношения являются естественными и не вызывают неудовлетворенности и разногласий. Более того, психологи-консультанты утверждают: «Практика работы с женщинами, которые начинают строить свои семейные отношения на основе христианской модели супружества, показывает, что их постепенный отказ от тотального контроля за всеми действиями мужа и детей, от стремления управлять всем и всеми достаточно быстро приводит к значительному улучшению семейной атмосферы, к тому, что муж начинает восприниматься ею более позитивно и, соответственно, больше участвует в семейных делах (об этом говорят сами женщины)»[4].

В православной модели брака жизненные ориентиры супругов, их единомыслие в представлении о нравственности, обязанностях мужа и жены помогают предотвращению появления супружеских конфликтов: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью” (Рим. 16: 4; Флм. 1: 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога»[5].

Многие люди в результате своего духовно-нравственного невежества не могут правильно выстроить супружеские взаимоотношения и создать здоровую семью, чувствуют себя в браке неудовлетворенными. Залогом же улучшения ситуации может стать возвращение людей к своим духовным и культурным традициям. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «исповедуемое Православием восприятие семьи как малой Церкви помогает христианам… правильно выстроить взаимоотношения мужа и жены»[6] . Результаты проведенного исследования это наглядно показывают.

Дмитрий Дементьев

27 октября 2011 г.

Рейтинг: 8.1 Голосов: 25 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Тест-опросник удовлетворенности браком // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. М., 2007. Т. 2. С. 173–179.

[2] См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.

[3]Лысюк Л. Христианская модель семьи как основа семейного консультирования // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 70.

[4] Там же. С. 74.

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава X: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.

[6] Патриаршее приветствие организаторам, участникам и гостям VII Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» // http://www.patriarchia.ru/db/text/1158522.html.

Сайт Дмитрия Дементьева

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Александр 1 ноября 2011, 22:59
Спасибо. Мне грешному еще работать и работать над собой и эта статья только укрепляет на пути к Истине.
Маша 1 ноября 2011, 10:07
Обязательно,ежедневно,буду молиться, Артем, за всех нас, грешных. Спаси нас, Господи, и пошли умножения любви и смирения.
Артем31 октября 2011, 20:09
Да и потом Мария (совсем забыл)...Понимая желание сохранить покров таинственности над женскими желаниями хотел бы заметить,что- " пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им."(Мф.7:13)Посему-ну чего хотят и чего боятся женщины...?Да примерно того же,чего и мужчины.Личной свободы,здоровья,пожить получше и полегче,денег побольше ... И очень удивлюсь,ежели приоткрыв завесу тайны над женскими желаниями узнаю,что одно из самых сокровенных из них-повиновение добродетельному (пусть будет добродетельному) мужу.
Артем31 октября 2011, 19:32
Уважаемая Мария.Пораженный Вашими познаниями в области утопических теорий,своим скромным комментарием хотел обратить Ваше внимание (в том числе) на практику.Которая ввиду статистики разводов и новорожденных поставила наш народ на грань вымирания.Имея двух детей и.... далеко немногодетных друзей и знакомых смею заметить,что отношение себя даже к "воцерковленным"- далеко не гарантия радужных отношений и неразрывного брака.Этот опрос показывает, в стране с вымирающим коренным населением, две вещи (на мой взгляд).Либо истинно православных в стране так мало,что они уже ни на что не повлияют,либо проведенные исследования не совсем верно отражают ситуацию.Безусловно уверенный в том,что долгим трудом и терпением Вы сумели стяжать звание Православной жены и правильно воспитать (мужик то он "сосуд немощный") своего мужа-смею просить Ваших молитв о мне грешном.
Маша31 октября 2011, 10:59
Извините,Артем, но так странно и даже немного забавно (еще раз извините) читать слова про то, что хочет женщина,и ее фобии,написанные мужчиной.Откуда сведения?Из рекламных роликов и глянцевых статей?Уверяю Вас,это навязанные стереотипы,выросшие из философских утопий "сексуальной революции" и "контркультуры",причем,до середины 19 века неизвестные в России.Православная жена призвана своим смирением и повиновением мужу,коли он недостойно себя ведет,дать пример,показать ему всю меру его ответственности перед семьей.СДЕЛАТЬ ЕГО главой семьи.Не скандалами и истериками,не показной независимостью,которые лишь усугубят ситуацию,а терпением,кротостью и мудрым поведением.Бог нам в помощь!
надежда29 октября 2011, 11:24
спасибо тем людям ,кто поднимает этот вопрос о воцерковлении семьи.Наше общество -70 лет было изолировано от общения с Богом.был запрет на веру.Жизнь показала и показывает ,что сейчас семья находится в кризисе.С годами это понимаешь очень остро.С мужем мы повенчались в преклонном возрасте , благодать Божью чувствуем ,в душе рай и покой, счастье и понимание .Живем с Богом - жаль молодых, которые лишают себя этого счастья. Без БОГА -жизнь пустая.Любить ближнего вот основной закон,не брать а отдавать , ценить , прощать, терпеть ближнего. Воцерковление нужно проводить с садиковского возраста, тогда у нас в государстве меньше будет разводов., будут крепкие и счастливые семья. С любовью Надежда.
Артем28 октября 2011, 22:08
Уважаемый Дмитрий,ежели Вы кроме данного труда по изучению "удовлетворенности браком", предоставите чью нибудь (если конечно она вообще имеется) статистику расторжения венчаных браков по епархиям,по крайней мере у одного (простите за дерзость) человека она вызовет огромнейший интерес.Ведь такая статистика у Института общества,для которого семья-это своего рода святыня,просто обязана иметь место. Статистику сколько всего второбрачных в Церкви (включая разведенных в светском,признаваемым Церковью браке), думаю сейчас не предоставит никто.И тогда можно будет посмотреть, расходятся ли у православных слова с делом.
"Жена же не должна бояться выпустить из своих рук бразды правления и принять предназначенное ей Богом положение: «Повинуйтесь своим мужьям как Господу… как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5: 22, 24)."-это и есть одна из самых главных фобий современных женщин.Не в смысле "тотальных бразд правления"-уверяю Вас многим женам они не нужны в принципе,а в смысле "повиновения".Скажете тоже-"повинуйтесь"....Есть конечно красивыя слова о том,что "семья и дети" для женщины-самое главное,но количество новорожденных и разводов говорят сами за себя.Да многие мужчины пьют и ведут себя неправильно (как и 100 и 200 лет назад).Но сейчас у женщины появилось право выбора,и она не хочет "повиноваться" ни плохому мужу,ни самому распрекрасному.
Маша28 октября 2011, 15:03
Полностью согласна с Еленой.Мое недавнее венчание,и все годы, предшествующие этому одному из главных событий в моей жизни,укладываются в этот график.Жизнь разделилась на "до"- несколько лет в сожительстве и "после" - 2 месяца счастливой семейной жизни.И к "медовому месяцу",это,разумеется,за давностию лет,не имеет никакого отношения.Впрочем,пока сам не попробуешь-не убедишься.
Извините,Лариса,но почему Вы считаете, что ИМЕННО "некоторые семьи из церковных служащих были неискренни" при прохождении тестов?Кажется,9 заповеди,как и прочих,Он для них не отменял?Ради чего брать грех на душу?
Людмила28 октября 2011, 13:50
Именно в семье человек учится той, настоящей любви, о которой говорит Апостол Павел. Приходится учиться быть христианином, а не думать, что ты есть христианин. Когда дело доходит до практики, тогда и только тогда начинаеш понимать многое из сказанного в Евангелии.Это остаётся навсегда в сердце. Да, враг рода человеческого всячески пытается "насолить", но, когда смотриш на все эти козни с духовной точки зрения, то всё ясно и понятно. И когда не можеш нести "..тяготы друг друга.." из-за своего самолюбия, то здесь нет настоящей любви. Становится очевидно то, что без Бога, без Божьей помощи и Благодати, без своего личного стремления к любви, уклонения от греха и покаяния человек не бывает счастлив. Простите... из пройденных мной уроков..:)
Константин28 октября 2011, 11:21
"Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия" (1-е послание к Кор. 1:18)
Православные видят глубокий смысл в построении семейных отношений в согласии со Св. Писанием, а неверные найдут тысячу объяснений своему неверию.
Да просветит Господь их умы и души Светом Евангельской Истины и дарует им семейное счастье в их малой Церкви!
Максим28 октября 2011, 10:54
Вот она -"Православная психология"! Знания светской науки (в данном исследовании - психологические тесты) и православное мировоззрение (богословие). Очевидна польза для миссии Церкви, подтверждения ее истинности в отношении к семейным ценностям.
Павел28 октября 2011, 10:27
Согласен с Еленой. Мне кажется, когда человек приходит к Богу, меняется его отношение к браку с "хорошо ли мне в браке?" на "хорошо ли со мной в браке?". Меняется вектор направления усилий в браке, и, соответственно, меняется и критерии, по которым человек его оценивает.
Елена28 октября 2011, 09:23
Ира, а почему вы считаете, что православные люди менее реально оценивают свою жизнь?
Менее верующей, чем я раньше, найти было сложно. Я могла часами с пеной у рта рассказывать про "опиум для народа", жирующих попов на иномарках и т. п. Хотя в церкви до крещения была всего 5 раз, и то за компанию, священнослужителей видела только мельком. А своим "сведениям" была обязана советской пропаганде.
И была крайне недовольна своей жизнью, своим мужем и ребенком.
Сейчас (воцерковляясь), я счастлива не только мужем, ребенком (надеюсь, будут и другие), но вообще людьми вокруг. Только не знаю, за что мне это счастье и как бы мне больше радовать близких, чтобы быть его достойной.
Помутнение разума, не иначе )))
Михаил28 октября 2011, 00:20
читая комментарии, прихожу к выводу, что статья эта тоже определенное тестирование, ибо без всяких анкет и опросов можно понять, кто из читателей удовлетворен своим браком, а кто крайне разочарован.
Катя27 октября 2011, 23:54
Очень хорошая статья. Следует провести такой опрос среди как минимум 1000 человек (желательно несколько тысяч).
Максим27 октября 2011, 23:45
Марина, Вы относитесь к "школе" гиперкритиков? :)
мое мнение, количество опрошенных достаточно для того, чтобы обозначить тенденцию. естественно, чем больше тем лучше, и в идеале можно опросить все население нашей страны, но...
автор показал, что большая часть опрошенных так или иначе близки к церкви. и не скрывает этого. а если под сомнение ставится количество неверующих или невоцерковленных 66 пар, то, поверьте, в России их намного больше чем верующих.
а, касательно актуальности темы: "доколе" мы будем чураться тех тем, что поднимают люди православные? Что за ущербное представление о людях верующих и их способности к научной работе! они лишены способности мыслить и делать логические выводы?
то, что описывается - это же правда. может мы ее боимся и закапываем голову в песок?
михаил27 октября 2011, 22:43
Очень интересная и полезная статья!
С удовольтсивием принял бы участие в тестировании.
От всей души желаю и дальше работать над этой темой!
Бог в помощь.
Ира27 октября 2011, 21:56
График говорит о том, что воцерковленные люди менее реально оценивают свою жизнь. Легче убедить себя, что вера дает благополучие, чем достичь его в жизни.
Лариса27 октября 2011, 19:50
Не думаю, что некоторые семьи церковных служащих были искренни в ответах, не говорю, что все. Чем ближе человек к Богу, тем сильнее брань, а особенно лукавый будет вмешиватьтся в семьи, где супруги ладят, где царит мир да любовь. Счастливый брак - это тяжелое испытание, разве, что особая Божья благодать дается неведомо за что, как подарок, а может быть кто-то молится в роду, тогда благодать дается Гоподом по молитве. Но все равно, построить счастливые семейные отношения - это подвиг.
Игорь27 октября 2011, 14:54
Всё дело в Вере,а Вера от слышанья!!!больше свидетельств-больше примеров!!!
Марина27 октября 2011, 12:34
227 супружеских семей - это не показатель.
К тому же, наверняка опрос проводился среди семей, так или иначе, не очень далёких от церкви.
"Градация уровня удовлетворённости" - "что в имени тебе моём?"
Очередная никому не нужная диссертация, ради очередной никому не нужной, но во многом продвигающей в жизни диссертации? Доколе?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×