'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Павел Рыженко. Исповедничество веры святого великомученика Георгия Победоносца и царицы Александры |
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить из-за Меня. – Говорит Спаситель в Нагорной проповеди. – Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
Обвинения и гонения, оскорбления, издевательства и насмешки. Кто из нас может сказать, что избежал всего этого в жизни? Острое чувство обиды побуждает нас с особым воодушевлением вспоминать утешительные слова Христа. Они так легко возвращают человеку его растоптанное достоинство! Как быстро затягиваются раны самолюбия, если пролить на них бальзам ожидания будущих благ! Но часто, примеряя последнюю заповедь блаженства на себя, мы поступаем как наркоманы, ворующие чужое лекарство.
В рецепте, который мы желаем считать своим, указано чужое имя: блаженными названы только те, кого злословят неправедно; радоваться предложено тем, кто страдает из-за Христа и Евангелия. Но почему мы так уверены, что всякий раз наших гонителей более всего раздражает именно крестик на нашей груди? Или наши личные грехи сами по себе не способны вызвать негативную ответную реакцию?
Происхождение европейской морали Ницше объяснял, исходя из интересного психологического феномена, в самом существовании которого нельзя сомневаться. Для его обозначения философ использовал французское слово «рессентимент», не имеющее прямых аналогов в других языках. Буквально оно означает состояние бессильной злобы. Это специфическая эмоциональная энергия, высвобождающаяся в тот момент, когда кто-то сильный, которому невозможно оказать сопротивление, разрушает твое самоуважение. В этом случае, говорит Ницше, утраченное достоинство восстанавливается за счет переоценки ценностей. Так самолюбие мужчины, потерпевшего поражение от женщины, нашептывает ему: «Ты не слабый – ты добрый. Оставь ее. Она просто стерва». «Так из нужды делают добродетель. – Резюмирует философ. – Из равнодушия евнуха рождается идеал воздержания, бессилие, которое не воздает, называется добротой, трусливая подлость – смирением, подчинение тем, кого ненавидят, – послушанием. Неумение отомстить за себя называется нежеланием мстить, может быть, даже прощением (ибо они не ведают, что творят, – только мы ведаем, что они творят!)».
«Не выношу больше этого! – вопиет Ницше. – Скверный воздух! Эта мастерская, где фабрикуют идеалы, – мне кажется, она вся провонялась ложью!» Увы! Не получается совсем отказать безумному философу в правдоподобии. Появление в мире «антихристианина» – это совсем не то же самое, что и пришествие антихриста. Эта хула направлена не против Христа и Евангелия. Мы действительно частенько прикрываем собственный срам фиговым листком добродетели. И в этот раз нас злословят ради нас самих, ибо подлинная добродетель не бывает вынужденной.
Перебирая в памяти фрагменты Священной истории, нетрудно заметить, что Бог с самого начала призвал человека к свободе поступка. Стоит задуматься: зачем Творец посадил в раю Древо познания добра и зла, запретив при этом вкушать его плоды? Зачем Он сделал эти плоды такими легкодоступными? Ведь забота родителей о малыше, начинающем осваивать мир в пределах собственного дома, заставляет их заклеивать электрические розетки и обивать тканью острые углы. Очевидно, забота Бога о человеке иного рода. Адам призван пребывать с Создателем по собственной воле, а не принужден жить в раю просто потому, что ему некуда идти. Но Бог вездесущ и Его владения не имеют физических границ: «Куда скроюсь от взора Твоего? И от лица Твоего куда убегу?» Именно потому появляется первый завет, виртуальная граница рая. Открывая доступ к Древу с запретными плодами, Бог словно говорит этим жестом: ты свободен. Покуда хранишь Наш договор, ты пребываешь со Мной; нарушь его – и будешь существовать сам по себе.
О свободе добра говорит и притча о пшенице и плевелах. «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы». Если уничтожить искушение как объективную возможность склониться ко злу, то и добродетель будет стоить не больше, чем равнодушие к женщинам евнуха или дряхлого старика.
Зачем вознесся на небо воскресший Христос, оставив в недоумении относительно веры новые поколения людей? Скольких сомнений и зла мы могли бы избежать, ежедневно наблюдая Его по телевизору в вечерних новостях! Но, вспоминая Древо познания и притчу о плевелах, понимаем: вера имеет смысл и может быть подвигом только там, где остается место сомнению.
Агнец совсем не то же самое, что овца, которую ведут на заклание силой. Увидев стражников, апостол Петр выхватил меч, намереваясь защищать своего Учителя до конца. «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» Это важный момент: только Тот и может принести Себя в жертву, Кто не является жертвой обстоятельств.
Нетрудно заметить, что и заповедь о второй щеке, вызывающая наибольшее недоумение, обращена к исключительно сильному человеку. Ведь только он может отвергнуть ее или исполнить. Слабого сразу отхлестают по обеим щекам, не ожидая его соизволения.
Так что добродетель, возникшая из нужды, фальшива. И аллергию зачастую провоцирует отнюдь не Истина, а Ее карикатурный образ. Не всегда нас ненавидят за то, что мы христиане. Иногда это случается потому, что мы недостаточно христиане. Как часто из-за наших грехов хулится имя Христово в то время, как наше самолюбие говорит нам, что все обстоит ровно наоборот: мы терпим гонения из-за Него! Но считать личных врагов богопротивниками и есть максимальное проявление эффекта рессентимент. В действительности, только тогда человек и может пострадать ради Христа и Евангелия, когда миру больше не в чем будет его упрекнуть.
16 января 2012 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Вы правы: всего труднее справиться с задетым в нас самолюбием. И насколько сильным и твёрдым нужно быть в вере, чтобы остаться внутренне спокойным, когда тебя "хулят", и, вместо того чтобы обижаться, подумать, а не правы ли "хулители"?
Храни вас Господь.
так стоит иногда подумать, а действительно ли ты христьянин?
Бог не технологичен.
Блаженства - это не рецепт , это дигноз.
ведь суть не втом что носиш крест на показ а в садержимам твоего сердца.мне друзья говорят что у тебя за предрасутки мол щас жизнь токая не будь девченкой веселись гуляй на всю катушку,нужна все папробывать,извините может я отошел от темы.проста так устал от бессилия и отчаения!Вы оглянитесь вокрг войны,подростки в подьездах коляца,кто в этом виноват не бог как не которые думают а люди! простите если что не так написал!
A istina -eto prosto .
Люди любите друг друга,мы все иногда ошибаемся крепитесь сердцем вашим и молитесь.
Стратегия. Тактика. Уничтожение идиотского типа мышления.
И, разумеется, так сердцу легше. (Но это я тайну открыл, никому не говорите, ладно:)
С уважением.
*Это не про Автора
В любом случае само отречение от царского сана не является преступлением против Церкви, поскольку канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определен в церковных канонах. А те духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, мог бы отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер. ("Мифы о св. Царе-Страстотерпце Николае II" и «Главное покаяние перед царской семьей - говорить о ней правду» Петра Мультатули из "Православного вестника", журнала в Екатеринбургской епархии МП РПЦ: http://orthodox-magazine.ru/numbers/nm19)
Миф 4
Николай II легко согласился на предложение правительства отречься от престола, нарушив тем самым свой долг перед Отечеством и предав Россию в руки большевиков. Отречение миропомазанного царя от престола к тому же следует рассматривать как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана.
Здесь следует, наверное, начать с того, что современные историки вообще подвергают большому сомнению сам факт отречения Царя от престола. Хранящийся в Государственном архиве Российской Федерации документ об отречении Николая II представляет собой напечатанный на машинке листок, внизу которого расположена подпись «Николай», написанная карандашом и обведенная, очевидно, через оконное стекло, ручкой. Стиль текста совершенно не похож на стиль других документов, составленных Императором.
Контрассигнирующая (заверяющая) надпись Министра Императорского Двора графа Фредерикса на отречении также сделана карандашом, а затем обведена ручкой. Таким образом, этот документ вызывает серьезные сомнения в его подлинности и позволяет многим историкам сделать вывод, что Самодержец Всероссийский Государь Император Николай II никогда не составлял отречение, не писал его от руки и не подписывал.
******************************************************
Чьё-то толкование не спешите делать общецерковным. Да и правильно ли Вы понимаете толкование?
Моё личное мнение следующее.
Проблема всегда в человеке, а не в Боге. И главная проблема -- свобода человека. Человек -- образ Божий; это означает , что человек имеет свободную волю, нравственную свободу перед Богом. Свобода является необходимым условием для любви. Нельзя насильно полюбить. Причина грехопадения ,как я думаю, в отсутствии любви к Богу. Адам и Ева не имели страстей, имели неповреждённую человеческую природу, не были склонны ко греху. Они пребывали в первозданном блаженном состоянии, пребывали в богообщении. И в этом состоянии Бог оказался для них просто лишним, так как не было у них любви к Богу. А любовь бывает только свободной.
Адам и Ева не имели какой-то нужды; они от Бога хотели избавиться. И надо учитывать то, что Адам и Ева не имели какого-либо повреждения, не были дурачками неразумными.
Вот поэтому первая заповедь для человека, который желает спастись -- любовь к БОГУ.
С праздником Крещения Господня православные!
Какая великая любовь и гармония!
Вот бы родитель сказали своему ребёнку - давай-ка по договору, не сунешь пальцы в розетку - ты не со мной, сунешь - ты со мной. Свободен, любимое чадо!
Не жестока ли такая любовь?
На самом деле отречение Николая от престола было лишь формальностью. Реальная власть уже была в руках других людей. В обществе было брожение... Не отрекись царь от престола - легче бы не было. Сделать он уже ничего не мог. Это моё мнение.
Статья в целом верная.
Смотреть надо за собой, а не за ближними и дальними.
Только как же быть по-настоящему слабым и немощным, которых не "соизволят спросить" прежде, чем лупить по щекам?
----------------------------------
3. Зачастую, определить сильнее ты кого-то или нет, можно лишь пост-фактум, по результату. Ощущение превосходства у одного человека над другим, происходит от гордости и самонадеянности. И это ощущение дает соответствующее отношение к другим явно или скрыто(лицемерие).
Любого здоровяка можно сбить с ног одним ударом в челюсть, либо пах, либо ... Любого бесчинца рассчитывающего на "силу денег" и связей могут просто напросто убить отчаившиеся люди (т.е. кто-то не захочет играть в его игры). В истории были случаи, когда сильных гордецов губили хитростью и коварством.
Мы не боги, всего не знаем, "могу-щество" наше весьма и весьма условно, уязвимость наша велика, да и природа наша порочна.
Поэтому вопрос о силе скорее относится к "внутренне жизни" человека, нежели внешней.
4. Да и сильного могут начать "хлестать" без предупреждения, в т.ч. из-за его силы, рассчитывая на внезапность нападения.
Только как же быть по-настоящему слабым и немощным, которых не "соизволят спросить" прежде, чем лупить по щекам?
----------------------------------
1. Всего лишь не выставлять себя в глазах других и собственных, как "подставителя щек", не заниматься обманом других и самообманом (на внутреннем уровне у слабого, который не может сопротивляться изначально, не будет и внутренней борьбы с самим собой). У сильного есть выбор (терпеть/бить), у слабого нет выбора. О том и гуторил автор.
2. Но ... вы не учитываете кое-чего. Сильный редко бьет слабого просто так, обычно бьют, чтобы принудить делать/ не делать что-то или увидеть человека униженным (а себя возвышенным). Логично предположить, что заведомо слабый может не прогибаться под сильного и не делать того, что тот хочет, даже после избиения и угрозы следующей расправы.
Для совершенно беспомощного инвалида, над которым поглумились "ради шутки", борьба будет идти в душе (со злобой на обидчиков, несправедливый мир, пр.).
За год до начала безумия он закончил книгу «Антихрист», в которой писал: «Христианство называют религией сострадания. Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила. Состраданием ещё увеличивается и усложняется убыль в силе, наносимая жизни страданием. …Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею сомнение».
О философии Ницше его говорят как о культурном наследии, некоторые зачитываются и восхищаются «эстетизмом», «искрами остроумия» и «интеллектуальным фейерверком». А что делать людям, которые не желают быть имморалистами, не хотят попирать общечеловеческие ценности и не видят разницы между сладким и горьким ядом? Как относиться к книгам, написанным человеком, страдавшим тяжелой и опасной формой духовной болезни? Святые отцы, обличая злохульного Ария, не искали в его «Талии» поэтических достоинств. Они не восхищались той волей и энергией, с какой иконоборцы попирали и уничтожали святыни. Они учили о великой духовной борьбе, которая продолжается.
*******************************************
Твой аз есмь, Господи, помилуй мя немощнаго.
Вот смотрю на себя сегодняшнего, вспоминаю жизнь прожитую и не вижу тех случаев, где бы я страдал из-за Христа и Евангелия, хотя внутри меня, в сердце, постоянно идёт борьба. Но замечаю интересную особенность поведения, нас, православных. У большинства мирян (не монахов) нет правильного понятия активной жизни православного человека в государственной жизни. Попытки разобраться самостоятельно есть, но они наталкиваются на стену из ложного смирения, непонимания и молчания.
В чём же мы с вами блаженны сегодня?
В том, что ювенальная юстиция введена в государственную жизнь законом?
В том, что безудержная реклама алкоголя, табака, разврата разрушает сознание наших детей и нас?
В том, что через современные мультфильмы, фильмы и пр. опять калечат души наших детей и нас?
Этот спиок можно долго продолжать. И кто страдает из нас за Христа, когда его каждый день, глумясь, распинают его у нас на глазах? Я самый первый лицемер.
И выбирает.... самого себя, "увидела, что плоды хороши и захотела", но на самом деле в духовном мире есть Только Бог и его противник, она просто поверила дьяволу и от святых известно как он тут же захватил человека. Почему она перестала доверять словам Бога? Ведь это значит, что Бог обманывает. Может потому, что за близким общением с Богом она так и не смогла оценить КТО Это - "За деревьями леса не увидела", что не воскликнула как архангел перед ней :"Кто как Бог". Так что человек существует не сам по себе, а милостью Божией, а вот кому доверять выбирает действительно сам, только себя он выбрать он не может, т.к. это означает его выбор дьявола. Поэтому и все философские мысли, идеи текут рекой,а истину найти не смогут никогда, потому что не у того источника ищут... и вестимо кого найдут...
В вопросах суда над кем-либо возникает вопрос риторический:"А судьи кто?", которые гонят и обвиняют. Дана ли власть ему Богом, государством, служебным положением. Ну а то, что суд начнется с Церкви это ап.Петр 2000 лет сказал:"Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?"
Лично так я понял мотив этого..
Может, тогда надо вспомнить советскую мораль... Человек с советской моралью не есть пример "переоценки ценностей"...
Огромная часть россиян, в том числе православных, считают советскую власть -- хорошей. Ту власть, которая миллионами уничтожала народ, уничтожала верующих, разрушала храмы, которая даже институт семьи пыталась уничтожить.
Думаю, полезно задать себе вопрос: кого чтут россияне -- новомучеников или их палачей, то есть советскую власть?
Если б подобные обличения писали святые отцы, то можно их принять, но в обличениях безбожного философа, известно как закончившего свою жизнь, совершенно не воспринимаются из-за полного отсутствия в них любви.
Карл Ясперс писал: «Он усвоил мотивы всех своих предшественников в этой борьбе и положил начало новой войне против христианства — войне небывало радикальной и до конца осознанной».
К примеру, можно ли верить обличениям диавола? А откровенного богоборца?
Ну, во-первых, Ницше, насколько известно из его биографии, вроде не был безумным, когда писал свои основные труды?
Во-вторых, Ницше выглядит несколько сомнительным союзником в деле духовного возрастания... Его учение - о том, что всякая мораль лжива, поскольку возникает для оправдания собственной неполноценности; он отрицает любую добродетель, как "возникшую из нужды".
Хотя мы, конечно, должны ни в чем не доверять себе, по учению святых отцов, но мне кажется, причина этого недоверия иная, чем у Ницше (у него - принципиальная фальшивость добродетелей, по учению Церкви - искажение человеческой природы).
"В действительности, только тогда человек и может пострадать ради Христа и Евангелия, когда миру больше не в чем будет его упрекнуть".
Думаю, этот тест слишком строг - вряд ли кто-то еще, кроме самого Христа, способен пройти его. Всех остальных миру есть в чем упрекнуть. И тем не менее, несовершенство людей не означает невозможности страдать за Христа.
Апостола Павла, к примеру, можно было упрекнуть за то, что он сказал: "меня судят за воскресение мертвых" (Деян. 24:20-21). Но это не значит, что он страдал не за Христа, а за свои грехи.
Ну, во-первых, Ницше, насколько известно из его биографии, вроде не был безумным, когда писал свои основные труды?
Во-вторых, Ницше выглядит несколько сомнительным союзником в деле духовного возрастания... Его учение - о том, что всякая мораль лжива, поскольку возникает для оправдания собственной неполноценности; он отрицает любую добродетель, как "возникшую из нужды".
Хотя мы, конечно, должны ни в чем не доверять себе, по учению святых отцов, но мне кажется, причина этого недоверия иная, чем у Ницше (у него - принципиальная фальшивость добродетелей, по учению Церкви - искажение человеческой природы).
"В действительности, только тогда человек и может пострадать ради Христа и Евангелия, когда миру больше не в чем будет его упрекнуть".
Думаю, этот тест слишком строг - вряд ли кто-то еще, кроме самого Христа, способен пройти его. Всех остальных миру есть в чем упрекнуть. И тем не менее, несовершенство людей не означает невозможности страдать за Христа.
Апостола Павла, к примеру, можно было упрекнуть за то, что он сказал: "меня судят за воскресение мертвых" (Деян. 24:20-21). Но это не значит, что он страдал не за Христа, а за свои грехи.
И изгоняли многих христиан.
А, под защитою Христа спасались
И укреплялась Вера на зло врагам.
А, разве Господа не бичевали,
Не прогоняли с собственной земли.
И не имея уголка покоя.
Не озлобился, а нёс смирение ЛЮБВИ,
И показал на путь Своею жизнью.
Праздника не ждите на земле.
И страдания коснуться сердца
Нелёгкий путь на грешнице земле.
Болезненно не принимайте яда стрелы,
Для каждого начертан жизни путь.
Со смирением Господним прибывайте.
Есть - СПАСИТЕЛЬНЫЙ и ДИВНЫЙ Его луч.