Последняя заповедь блаженства

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 533 px. Размер файла 164668 b.
 Павел Рыженко. Исповедничество веры святого великомученика Георгия Победоносца и царицы Александры
Павел Рыженко. Исповедничество веры святого великомученика Георгия Победоносца и царицы Александры

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить из-за Меня. – Говорит Спаситель в Нагорной проповеди. – Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Обвинения и гонения, оскорбления, издевательства и насмешки. Кто из нас может сказать, что избежал всего этого в жизни? Острое чувство обиды побуждает нас с особым воодушевлением вспоминать утешительные слова Христа. Они так легко возвращают человеку его растоптанное достоинство! Как быстро затягиваются раны самолюбия, если пролить на них бальзам ожидания будущих благ! Но часто, примеряя последнюю заповедь блаженства на себя, мы поступаем как наркоманы, ворующие чужое лекарство.

В рецепте, который мы желаем считать своим, указано чужое имя: блаженными названы только те, кого злословят неправедно; радоваться предложено тем, кто страдает из-за Христа и Евангелия. Но почему мы так уверены, что всякий раз наших гонителей более всего раздражает именно крестик на нашей груди? Или наши личные грехи сами по себе не способны вызвать негативную ответную реакцию?

Происхождение европейской морали Ницше объяснял, исходя из интересного психологического феномена, в самом существовании которого нельзя сомневаться. Для его обозначения философ использовал французское слово «рессентимент», не имеющее прямых аналогов в других языках. Буквально оно означает состояние бессильной злобы. Это специфическая эмоциональная энергия, высвобождающаяся в тот момент, когда кто-то сильный, которому невозможно оказать сопротивление, разрушает твое самоуважение. В этом случае, говорит Ницше, утраченное достоинство восстанавливается за счет переоценки ценностей. Так самолюбие мужчины, потерпевшего поражение от женщины, нашептывает ему: «Ты не слабый – ты добрый. Оставь ее. Она просто стерва». «Так из нужды делают добродетель. – Резюмирует философ. – Из равнодушия евнуха рождается идеал воздержания, бессилие, которое не воздает, называется добротой, трусливая подлость – смирением, подчинение тем, кого ненавидят, – послушанием. Неумение отомстить за себя называется нежеланием мстить, может быть, даже прощением (ибо они не ведают, что творят, – только мы ведаем, что они творят!)».

«Не выношу больше этого! – вопиет Ницше. – Скверный воздух! Эта мастерская, где фабрикуют идеалы, – мне кажется, она вся провонялась ложью!» Увы! Не получается совсем отказать безумному философу в правдоподобии. Появление в мире «антихристианина» – это совсем не то же самое, что и пришествие антихриста. Эта хула направлена не против Христа и Евангелия. Мы действительно частенько прикрываем собственный срам фиговым листком добродетели. И в этот раз нас злословят ради нас самих, ибо подлинная добродетель не бывает вынужденной.

Перебирая в памяти фрагменты Священной истории, нетрудно заметить, что Бог с самого начала призвал человека к свободе поступка. Стоит задуматься: зачем Творец посадил в раю Древо познания добра и зла, запретив при этом вкушать его плоды? Зачем Он сделал эти плоды такими легкодоступными? Ведь забота родителей о малыше, начинающем осваивать мир в пределах собственного дома, заставляет их заклеивать электрические розетки и обивать тканью острые углы. Очевидно, забота Бога о человеке иного рода. Адам призван пребывать с Создателем по собственной воле, а не принужден жить в раю просто потому, что ему некуда идти. Но Бог вездесущ и Его владения не имеют физических границ: «Куда скроюсь от взора Твоего? И от лица Твоего куда убегу?» Именно потому появляется первый завет, виртуальная граница рая. Открывая доступ к Древу с запретными плодами, Бог словно говорит этим жестом: ты свободен. Покуда хранишь Наш договор, ты пребываешь со Мной; нарушь его – и будешь существовать сам по себе.

О свободе добра говорит и притча о пшенице и плевелах. «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы». Если уничтожить искушение как объективную возможность склониться ко злу, то и добродетель будет стоить не больше, чем равнодушие к женщинам евнуха или дряхлого старика.

Зачем вознесся на небо воскресший Христос, оставив в недоумении относительно веры новые поколения людей? Скольких сомнений и зла мы могли бы избежать, ежедневно наблюдая Его по телевизору в вечерних новостях! Но, вспоминая Древо познания и притчу о плевелах, понимаем: вера имеет смысл и может быть подвигом только там, где остается место сомнению.

Агнец совсем не то же самое, что овца, которую ведут на заклание силой. Увидев стражников, апостол Петр выхватил меч, намереваясь защищать своего Учителя до конца. «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» Это важный момент: только Тот и может принести Себя в жертву, Кто не является жертвой обстоятельств.

Нетрудно заметить, что и заповедь о второй щеке, вызывающая наибольшее недоумение, обращена к исключительно сильному человеку. Ведь только он может отвергнуть ее или исполнить. Слабого сразу отхлестают по обеим щекам, не ожидая его соизволения.

Так что добродетель, возникшая из нужды, фальшива. И аллергию зачастую провоцирует отнюдь не Истина, а Ее карикатурный образ. Не всегда нас ненавидят за то, что мы христиане. Иногда это случается потому, что мы недостаточно христиане. Как часто из-за наших грехов хулится имя Христово в то время, как наше самолюбие говорит нам, что все обстоит ровно наоборот: мы терпим гонения из-за Него! Но считать личных врагов богопротивниками и есть максимальное проявление эффекта рессентимент. В действительности, только тогда человек и может пострадать ради Христа и Евангелия, когда миру больше не в чем будет его упрекнуть.

Сергей Мазаев

16 января 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Татьяна 26 апреля 2013, 14:23
Самая сильная статья Сергея! Спасибо!!! Особенно за: и заповедь о второй щеке, вызывающая наибольшее недоумение, обращена к исключительно сильному человеку. Ведь только он может отвергнуть ее или исполнить. Слабого сразу отхлестают по обеим щекам, не ожидая его соизволения.
Алексей 21 апреля 2013, 12:18
Непротивление злу насилием? А как, если хама, разбушевавшегося подонка поставить на место? Да так, чтобы челюсть на затылке вылезла. Если время кротости закончилось, осталось время драться!
ирина20 апреля 2013, 01:18
Спасибо, Сергей, всегда с удовольствием читаю ваши статьи.
Вы правы: всего труднее справиться с задетым в нас самолюбием. И насколько сильным и твёрдым нужно быть в вере, чтобы остаться внутренне спокойным, когда тебя "хулят", и, вместо того чтобы обижаться, подумать, а не правы ли "хулители"?

Храни вас Господь.
Нина19 апреля 2013, 20:11
Очень глубокая и полезная статья. Спасибо огромное! Да хранит Вас Бог!
Василий15 апреля 2013, 17:36
Очень хорошая и полезная статья!
Ольга30 мая 2012, 12:25
Бервинов Сергей, Вы в школе не учились, совсем, даже в начальной?
Татьяна 7 марта 2012, 00:51
Хорошая статья. Комментарии - отличные. Слава Богу, что вы все есть на свете. Надо говорить об этом. Это очень спасительно.
natasha 2 марта 2012, 16:25
Света, ваш коментарий мне всех ближе. Другой вопрос хотим ли признаться, что это мы? Из храма со службы выходим уже другими людьми( говорливые, суетливые, где наше "смиренная степенность"),а метров через 500 окажись с кем нибудь в магазине, другой человек и потеснит бесцеремонно, и огрызнется. Я это все ипро себя тоже. А уж в церкви из уст один елей: со всех сторон " спаси Господи". Бегаю общения на приходе, чтоб не разочаровываться лишний раз, в стороне держусь. По этой же причине и в паломнические поездки не езжу, чтоб те крупицы веры какие есть не растерять. Слабая и немощная я пока, что б бесстрастно ко всему подходить. Да и разве для нас в настоящее время о бесстрастии мечтать. Начинающие столкнуться с таким двойным стандартом в поведениихристиан и не придут больше. Мало молодых прибывает на приходы, они на ложь чуткие. Да ибатюшки в проповедях не рвутся подоходчивей объяснить "что такое хорошо и что такое плохо". Все больше ограничиваются толкованием возвышенным слогом, попроще бы не мешало,поближе к народу. А для желающих поглубже, литературы сейчас огромный выбор. Как хочется,Господи, быть а не казаться.
Мария 1 марта 2012, 19:26
Эта статья - в помощь мне. И, мне кажется, ее нужно читать не рассуждая, а примеряя к себе, независимо по какую сторону ты от баррикады.И делая соответствующие выводы. Наверное, автор именно этого и желал. Храни вас всех Господь! Я говорю эти слова искренно, хотя после прочитанного могу сказать, что судя по всему я - лицемерка, а не истинная христианка. И все равно - храни вас всех Господь!
svetlana 9 февраля 2012, 18:44
iskreno posmejalas nad soboj i vsemi nami)))nado ze kak nas vseh zadevajet vopros '2 sheki'.batiski moji rodnije,gordosti to u nas skolko.kakaje koment.,i skolko.a avtor tolko vskolz zatronul etot vopros!!)))v nas ne ostajetse elementarnoj veri sto za nas i za drugih Gospod mozet zastupitse.i zastupitse kagda nado i gde nado!tolko ne nam eto resat.
Игорь30 января 2012, 14:08
Святыми сразу не становятся
Виктор30 января 2012, 12:16
Хорошая статья, Спаси Господи!
православный28 января 2012, 23:04
Спаси,Господи!
Евгений многогрешный27 января 2012, 22:48
Я заметил что негативное отношение к церкви как правило бывает и за фанатиков которые любят называть себя "православными" но как таковыми не являются, либо и за каких либо слишком уж радикальных прихожан которые к примеру вываливают негатив в храме на девушку зашедшую без головного убора или начинают критиковать и осуждать светских людей которые не ходят в храм или там мало бывают и тд...Очень часто и за такой церковной неприязни стоит какая либо причина.
Ирина27 января 2012, 14:32
Хорошо Вы вскрыли потаённое в душе;
так стоит иногда подумать, а действительно ли ты христьянин?
Николаев27 января 2012, 10:29
Слава Богу!
Василий27 января 2012, 07:34
"В рецепте" ???



Бог не технологичен.
Блаженства - это не рецепт , это дигноз.
бервинов сергей25 января 2012, 12:45
Я вот не пайму,не которые кричат что они христиани и верят в бога,на показ свою веру выстовляют и думают что они особенные! ну как жи так? Мы все равны.А не которые верят в джа "растофрианства" и курят марихуану причем на паказ и считают что так и нада,иба им джа так говорит! я сам православный но не треплюсь об этом не потому что баюсь кого-то проста не зачем,если спросит кто то тогда и скажу!
ведь суть не втом что носиш крест на показ а в садержимам твоего сердца.мне друзья говорят что у тебя за предрасутки мол щас жизнь токая не будь девченкой веселись гуляй на всю катушку,нужна все папробывать,извините может я отошел от темы.проста так устал от бессилия и отчаения!Вы оглянитесь вокрг войны,подростки в подьездах коляца,кто в этом виноват не бог как не которые думают а люди! простите если что не так написал!
Мальцев25 января 2012, 10:45
Ницше-лютеранин. Из рода лютеранских священников. Он не знал христианства, он знал только недохристианство-лютеранство. Всё, что он писал о христианстве, это лишь сказано им о лютеранстве. Полезное чтиво, ибо неплохо знать, что за брожения происходили в лютеранской среде. Но- не более того.
Larisa24 января 2012, 23:50
Ochen tyajelo chitaetsya statiya,vse kak to ne prosto
A istina -eto prosto .
Людмила24 января 2012, 22:33
Читаю я статьи с комментариями и так грустно на душе становится.Куда девалась наша христианская любовь?Откуда такая злоба,неприязнь к своим же собратьям?Отчего не идут люди в церковь? Любви нет.Приходит человек,задавленный скорбями,или в горести какой,ему и так тяжко.А что слышит?Да ты грешник,без Бога жил,не постился,не молился...И идет он туда,где его и ТАКИМ принимают(к Евангелистам,бабтистам...)Кто устанавливает степень греховности,испорченности нашей,разве не Господь?Статья злая,не продуманная,не "выстраданная".Потому что я могу сказать,что люблю своих собратьев,тех,кто ходит в наш православный храм св.пророка Илии.Очень многие из них достойно носят имя Христианина.Мир вам.
Сергей Ка.23 января 2012, 11:26
Короче говоря: надо быть либо Христианами, либо язычниками, но не тем и другим одновременно. Сказано: "Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте" (3 Царств, гл. 18, ст. 21). Вот и всё.
Света22 января 2012, 20:41
Да, в статье хорошо говорится о нашем лицемерии и лживом смирении. И я даже согласна с цитатой из Ницше. Меня иногда очень удивляет это мнимое "Состояние благодати и смирения" . Когда нахватаемся церковного лексикона и на всех углах повторяем "Ангела Вам Хранителя!" и "Спаси Господи!", а стоит только случайно на ногу наступить, так такое услышишь, что и на заборах не пишут.... И куда только вся набожность в этот момент девается! Вот и говорится здесь, о том что гонят нас не за то что мы Христиане, а за то, что мы лицемеры,и слова наши делам не соответствуют и это в 85% из 100. И вывод здесь один, прежде чем с головой зачитываться Акафистами, укутываться в платки и "подставлять правые и левые щёки" нужно научиться не бросать бумажки мимо урны, и не ходить мимо унитаза(извините конечно, что грубо, но сталкивалась с такими набожными паломниками в монастырях). Вот тогда и слова наши с делами расходиться не будут, и уважать нас начнут за то что мы ХРИСТИАНЕ!
Любовь21 января 2012, 10:52
Хорошая статья. Спасибо!
бервинов сергей21 января 2012, 10:45
Я считаю если слабый человек и если его гонят ото всюду,нужна молится! Ведь те люди уже получают награду свою,все возвышенное унизится рано или поздна. толька веру в сердцах нужна хранить и понять что православие это не просто религия а отношение! Делать вид что любишь это обман а вот если любиш не за деньги, не за подарки то тот человек счаслив и миласть Божия на нем.
Люди любите друг друга,мы все иногда ошибаемся крепитесь сердцем вашим и молитесь.
Сергей20 января 2012, 22:00
Евгению и Андрею. Нервничаете? Я Вас понимаю. Но клин-то надо вбивать. Ведь стараниям "богословов" от Держиморды* создали своеобразную "психосферу", в которой нормальному человеку даже заикнуться нельзя о том, что с ним плохо обошлись - сразу будут шикать: "Стяжи дух мирен", "Смотри за собою", "Сам дурак", "Надо прощать"... Т.е. к жертве больше претензий, чем к агрессору. - в этом полностию сосмыкаясь с либеральной идеологией, согласно которой человек есть "червь и моль" (см. Иова). Большой соблазн и лукавство. Клин клином вышибают. А посему периодически надо упоминать о своих обидах, претерпенных от братий, о горечи и.т.д. дабы эту провонявшую "психосферу" разрушить.
Стратегия. Тактика. Уничтожение идиотского типа мышления.
И, разумеется, так сердцу легше. (Но это я тайну открыл, никому не говорите, ладно:)
С уважением.
*Это не про Автора
Владимир20 января 2012, 06:42
Наталье. О мифах в отношении Государя Императора Николая 2-го (Окончание):

В любом случае само отречение от царского сана не является преступлением против Церкви, поскольку канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определен в церковных канонах. А те духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, мог бы отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер. ("Мифы о св. Царе-Страстотерпце Николае II" и «Главное покаяние перед царской семьей - говорить о ней правду» Петра Мультатули из "Православного вестника", журнала в Екатеринбургской епархии МП РПЦ: http://orthodox-magazine.ru/numbers/nm19)

Владимир20 января 2012, 06:41
Наталье. О мифах в отношении Государя Императора Николая 2-го:
Миф 4

Николай II легко согласился на предложение правительства отречься от престола, нарушив тем самым свой долг перед Отечеством и предав Россию в руки большевиков. Отречение миропомазанного царя от престола к тому же следует рассматривать как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана.

Здесь следует, наверное, начать с того, что современные историки вообще подвергают большому сомнению сам факт отречения Царя от престола. Хранящийся в Государственном архиве Российской Федерации документ об отречении Николая II представляет собой напечатанный на машинке листок, внизу которого расположена подпись «Николай», написанная карандашом и обведенная, очевидно, через оконное стекло, ручкой. Стиль текста совершенно не похож на стиль других документов, составленных Императором.

Контрассигнирующая (заверяющая) надпись Министра Императорского Двора графа Фредерикса на отречении также сделана карандашом, а затем обведена ручкой. Таким образом, этот документ вызывает серьезные сомнения в его подлинности и позволяет многим историкам сделать вывод, что Самодержец Всероссийский Государь Император Николай II никогда не составлял отречение, не писал его от руки и не подписывал.

читатель для Елены19 января 2012, 19:22
"Вот бы родитель сказали своему ребёнку - давай-ка по договору..."
******************************************************
Чьё-то толкование не спешите делать общецерковным. Да и правильно ли Вы понимаете толкование?

Моё личное мнение следующее.
Проблема всегда в человеке, а не в Боге. И главная проблема -- свобода человека. Человек -- образ Божий; это означает , что человек имеет свободную волю, нравственную свободу перед Богом. Свобода является необходимым условием для любви. Нельзя насильно полюбить. Причина грехопадения ,как я думаю, в отсутствии любви к Богу. Адам и Ева не имели страстей, имели неповреждённую человеческую природу, не были склонны ко греху. Они пребывали в первозданном блаженном состоянии, пребывали в богообщении. И в этом состоянии Бог оказался для них просто лишним, так как не было у них любви к Богу. А любовь бывает только свободной.
Адам и Ева не имели какой-то нужды; они от Бога хотели избавиться. И надо учитывать то, что Адам и Ева не имели какого-либо повреждения, не были дурачками неразумными.

Вот поэтому первая заповедь для человека, который желает спастись -- любовь к БОГУ.
Светлана19 января 2012, 17:47
Согласна с Евгением. Все грешны. Где-то струсил, где-то действительно смирился.Неправильно если струсил, а себя в душе оправдал. Но и здесь только Бог судья. Все грешны и немощны. Но нужно стремиться к идеалу. Поможет разобраться в себе духовник. Легко осуждать людей, когда сам не живешь по заповедям. Только начнешь и видишь насколько в себе грязи, уже не до поиска изъянов в других. А только сочувствие.
Евгений19 января 2012, 16:12
В автобусах было время писали: "Совесть - лучший контролёр".Так, может в тишине, спросить у себя:"Это смирение или трусость? Совесть как голос Божий подскажет нам, о том правильно ли мы поступили. И, конечно же на исповеди спросить у батюшки,а не самому мудрствовать.
Димитрий19 января 2012, 14:00
«Куда скроюсь от взора Твоего? И от лица Твоего куда убегу?»
Дмитрий19 января 2012, 13:42
Подумалось об одном месте в статье и решил высказаться - но всех комментариев не прочитал, может быть повторюсь, тогда простите. Показалось несколько однобоким вот это утверждение: "Нетрудно заметить, что и заповедь о второй щеке, вызывающая наибольшее недоумение, обращена к исключительно сильному человеку". Не был бы так уверен. Во-первых, Христос обращается ко всем. Во-вторых, как я понимал, вторая щека - это наши грехи, по причине которых нас лупят, пусть и по другому месту. Даже слабый волен принять - или не принять удар - в последним случае хоть ропотом. Господь предлагает смириться и посмотреть на драку с Его позиций. Вывод будет в духе о. Серафима - стяжи дух мирен... и далее по цитате. Но постановку вопроса автором поддерживаю - надо обсуждать свои принципы!
Максим19 января 2012, 03:07
Подобными мудрствованиями мы льем на семя тли, яко в нас есть. Избегать надо чтения лжеучений и быть проще, как дети.
С праздником Крещения Господня православные!
Андрей18 января 2012, 22:35
Не только за наше фарисейство, ненавидят христиан,но и по злобе бесовской.Ведь святые говорят,что тьма не выносит свет.
Елена18 января 2012, 21:31
"Открывая доступ к Древу с запретными плодами, Бог словно говорит этим жестом: ты свободен. Покуда хранишь Наш договор, ты пребываешь со Мной; нарушь его – и будешь существовать сам по себе."

Какая великая любовь и гармония!
Вот бы родитель сказали своему ребёнку - давай-ка по договору, не сунешь пальцы в розетку - ты не со мной, сунешь - ты со мной. Свободен, любимое чадо!
Не жестока ли такая любовь?
Наталья18 января 2012, 18:09
Хочется от всей души поблагодарить автора за глубокие статьи, заставляющие размышлять и размышлять... и не закоснеть...
Андрей18 января 2012, 11:44
Наталье.
На самом деле отречение Николая от престола было лишь формальностью. Реальная власть уже была в руках других людей. В обществе было брожение... Не отрекись царь от престола - легче бы не было. Сделать он уже ничего не мог. Это моё мнение.
Статья в целом верная.
Смотреть надо за собой, а не за ближними и дальними.
Андрей18 января 2012, 02:54
Вот опять, и в комментариях, и всякие гордецы ницши никак не могут принять и понять суть уже набившей оскомину заповеди "подставить другую щеку". Да речь же идет о силе духа, воли и смирения, а не о буквальном понимании каких-то физических показателей. Подставить щеку (то есть полюбить врага своего) гораздо труднее, чем возмущаться и мечтать о мести. Совершенно не важно, слабый ли физически не дал сдачи, но в душе возненавидел обидчика и возжелал мести , либо физически дал сдачи обидчику - это все одно и тоже. Смысл в том, что бы НЕ возненавидеть обидчика в этот момент и НЕ возжелать отмщения!
Cергей17 января 2012, 21:32
Вот, опять-таки, по-разному бывает. Но очень не хочется признавать себя трусом. Вот мне - не хочется, хотя в этом есть и гордыня, и - порой - самооправдание. Слабые бывают не только трусы, но и старики, и дети... Мне приходилось и заступаться за людей, и драться... А бывало и так вот... Вполне понятно, если человек не справился, - не всегда возможно. Однако у нас странная логика: если группа большевиков "оккупировала" вооружённый до зубов стомиллионный народ, то мы льём слёзы и говорим десятки лет, что это ужасная трагедия. Но если десять или сто человек делают то же самое по отношению к одному беззащитному, то начинаем выдумывать "объективные причины": или слабак, или за грехи, или трус... Всё это просто подлость и желание себя оправдать.
Дмитрий17 января 2012, 20:23
Татьяна:
Только как же быть по-настоящему слабым и немощным, которых не "соизволят спросить" прежде, чем лупить по щекам?
----------------------------------

3. Зачастую, определить сильнее ты кого-то или нет, можно лишь пост-фактум, по результату. Ощущение превосходства у одного человека над другим, происходит от гордости и самонадеянности. И это ощущение дает соответствующее отношение к другим явно или скрыто(лицемерие).
Любого здоровяка можно сбить с ног одним ударом в челюсть, либо пах, либо ... Любого бесчинца рассчитывающего на "силу денег" и связей могут просто напросто убить отчаившиеся люди (т.е. кто-то не захочет играть в его игры). В истории были случаи, когда сильных гордецов губили хитростью и коварством.
Мы не боги, всего не знаем, "могу-щество" наше весьма и весьма условно, уязвимость наша велика, да и природа наша порочна.
Поэтому вопрос о силе скорее относится к "внутренне жизни" человека, нежели внешней.

4. Да и сильного могут начать "хлестать" без предупреждения, в т.ч. из-за его силы, рассчитывая на внезапность нападения.
Дмитрий17 января 2012, 20:22
Татьяна:
Только как же быть по-настоящему слабым и немощным, которых не "соизволят спросить" прежде, чем лупить по щекам?
----------------------------------

1. Всего лишь не выставлять себя в глазах других и собственных, как "подставителя щек", не заниматься обманом других и самообманом (на внутреннем уровне у слабого, который не может сопротивляться изначально, не будет и внутренней борьбы с самим собой). У сильного есть выбор (терпеть/бить), у слабого нет выбора. О том и гуторил автор.

2. Но ... вы не учитываете кое-чего. Сильный редко бьет слабого просто так, обычно бьют, чтобы принудить делать/ не делать что-то или увидеть человека униженным (а себя возвышенным). Логично предположить, что заведомо слабый может не прогибаться под сильного и не делать того, что тот хочет, даже после избиения и угрозы следующей расправы.
Для совершенно беспомощного инвалида, над которым поглумились "ради шутки", борьба будет идти в душе (со злобой на обидчиков, несправедливый мир, пр.).

Наталья17 января 2012, 18:45
А я думаю о Николае II: его вынудили подписать Отречение, ему дали подписать "фиговый листок" и он подписал, не противореча. После этого был 1917-й и далее Русская Голгофа. Но это о тех, чье решение "подставить другую щеку" затронет многих.
из ответа о.Иова(Гумерова) о Ницше17 января 2012, 18:15
Борьба с христианством кончилась для Ницше его личным безумием, которое продолжалось более десяти лет.

За год до начала безумия он закончил книгу «Антихрист», в которой писал: «Христианство называют религией сострадания. Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила. Состраданием ещё увеличивается и усложняется убыль в силе, наносимая жизни страданием. …Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею сомнение».
О философии Ницше его говорят как о культурном наследии, некоторые зачитываются и восхищаются «эстетизмом», «искрами остроумия» и «интеллектуальным фейерверком». А что делать людям, которые не желают быть имморалистами, не хотят попирать общечеловеческие ценности и не видят разницы между сладким и горьким ядом? Как относиться к книгам, написанным человеком, страдавшим тяжелой и опасной формой духовной болезни? Святые отцы, обличая злохульного Ария, не искали в его «Талии» поэтических достоинств. Они не восхищались той волей и энергией, с какой иконоборцы попирали и уничтожали святыни. Они учили о великой духовной борьбе, которая продолжается.
*******************************************
Твой аз есмь, Господи, помилуй мя немощнаго.
Сергий17 января 2012, 16:05
Да, истинно блаженными названы только те, кого злословят неправедно; радоваться предложено тем, кто страдает из-за Христа и Евангелия.
Вот смотрю на себя сегодняшнего, вспоминаю жизнь прожитую и не вижу тех случаев, где бы я страдал из-за Христа и Евангелия, хотя внутри меня, в сердце, постоянно идёт борьба. Но замечаю интересную особенность поведения, нас, православных. У большинства мирян (не монахов) нет правильного понятия активной жизни православного человека в государственной жизни. Попытки разобраться самостоятельно есть, но они наталкиваются на стену из ложного смирения, непонимания и молчания.
В чём же мы с вами блаженны сегодня?
В том, что ювенальная юстиция введена в государственную жизнь законом?
В том, что безудержная реклама алкоголя, табака, разврата разрушает сознание наших детей и нас?
В том, что через современные мультфильмы, фильмы и пр. опять калечат души наших детей и нас?
Этот спиок можно долго продолжать. И кто страдает из нас за Христа, когда его каждый день, глумясь, распинают его у нас на глазах? Я самый первый лицемер.
Павел17 января 2012, 11:57
Прочел комментарии и решил вставить, свой убогий.Прости Господи! На самом деле статья о моем лицемерии,до крайности точная.И все очень просто,вера в Бога,рождает страх пред Господом,а последний в свою очередь,рождает любовь к Создателю.Кто боится Бога,тот не боится никого и ничего.Ни обиды,ни смерти,ни каких либо других лишений.А все встречает с искренней радостью и благодарностью за все ниспосланное с выше.Ибо все,что происходит со мной в жизни,происходит по Промыслу Бога и великой Любви Его,ко мне.Понять это не трудно,но вот исполнить, возможно только по великой милости Всевышнего.Ибо человеку спастись самому,невозможно!
Серафима17 января 2012, 10:36
//...и будешь существовать САМ ПО СЕБЕ.// А может он просто строит отношения с человеком на доверии? Ведь он говорит:"Съешь-умрешь", а дьявол говорит:" съедите-будете как боги", а человек выбирает - кому верить?
И выбирает.... самого себя, "увидела, что плоды хороши и захотела", но на самом деле в духовном мире есть Только Бог и его противник, она просто поверила дьяволу и от святых известно как он тут же захватил человека. Почему она перестала доверять словам Бога? Ведь это значит, что Бог обманывает. Может потому, что за близким общением с Богом она так и не смогла оценить КТО Это - "За деревьями леса не увидела", что не воскликнула как архангел перед ней :"Кто как Бог". Так что человек существует не сам по себе, а милостью Божией, а вот кому доверять выбирает действительно сам, только себя он выбрать он не может, т.к. это означает его выбор дьявола. Поэтому и все философские мысли, идеи текут рекой,а истину найти не смогут никогда, потому что не у того источника ищут... и вестимо кого найдут...
В вопросах суда над кем-либо возникает вопрос риторический:"А судьи кто?", которые гонят и обвиняют. Дана ли власть ему Богом, государством, служебным положением. Ну а то, что суд начнется с Церкви это ап.Петр 2000 лет сказал:"Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?"
ekaterina17 января 2012, 10:07
Мне кажется, что все верно. Автор пишет о христианах, которые не видят свое фарисейство, и за которых ругается Церковь и верующих православнвх христиан. Не помню кто из отцов Церкви скзал, не хулители Церкви, приносят бльшой вред Церкви, но недостойные поступки христиан.(простите своими словами сказала).Должны нам христианам очень и очень внимательными быть к своему духовнуму миру. Мне батюшка сказал- "Истина всега восторжествует" даже если мы отойдем, не дадим сдачи, кроме тех случаев, когда будут хулить "Истину".(т.е.защищать надо)
iljina17 января 2012, 02:08
Мы не осознаем высоту учения Христа."Судим со своей колокольни".Поэтому, думаю,огромное количество людей, считающих себя христианами, только паразитируют на Евангелии, прилаживая его к своей мелкой жизни, как правило,в самооправдание.Очень нужная статья.Нам дан недостижимый идеал.Понимая эту недостижимость, не будем предавать его.
Сергий.В.А16 января 2012, 22:13
Да вообще, обещанное Христом блаженство доступно тем , кто действительно являются внутрь таковыми - кроткими, нищими духом, плачущими и т.д. На таковых действительно злобятся и нападают, как на Христиан. Автор хорошо просто расскрывает нашу ложность понятий о нас самих, о нашей духовности, о нашем "прелестном" состоянии нутра души. Он просто показал, что далеко не всегда нас ненавидят за благодать Божию, которая должна быть в нас, как в христианах, а ненавидят за наши обычные проступки, или антихристианство, которое мы прячем в себе глубоко. И когда нас лупят-обличают за ложь, за воровство, за лень,за блуд, и т.д., мы думаем о себе, что страдаем за Христа..А они, которые нас лупят, ..ну это же просто "безбожники", которые не "ведают, что творят"..
Лично так я понял мотив этого..
Человек16 января 2012, 22:06
Автор в статье призывает каждого посмотреть на себя самого.
Может, тогда надо вспомнить советскую мораль... Человек с советской моралью не есть пример "переоценки ценностей"...

Огромная часть россиян, в том числе православных, считают советскую власть -- хорошей. Ту власть, которая миллионами уничтожала народ, уничтожала верующих, разрушала храмы, которая даже институт семьи пыталась уничтожить.

Думаю, полезно задать себе вопрос: кого чтут россияне -- новомучеников или их палачей, то есть советскую власть?
Воин16 января 2012, 21:51
Слова безумного антихристианского философа: "Неумение отомстить за себя называется нежеланием мстить, может быть, даже прощением..." не могут быть приемлемы.

Если б подобные обличения писали святые отцы, то можно их принять, но в обличениях безбожного философа, известно как закончившего свою жизнь, совершенно не воспринимаются из-за полного отсутствия в них любви.

Карл Ясперс писал: «Он усвоил мотивы всех своих предшественников в этой борьбе и положил начало новой войне против христианства — войне небывало радикальной и до конца осознанной».

К примеру, можно ли верить обличениям диавола? А откровенного богоборца?
Layman16 января 2012, 21:23
"Не получается совсем отказать безумному философу в правдоподобии."
Ну, во-первых, Ницше, насколько известно из его биографии, вроде не был безумным, когда писал свои основные труды?

Во-вторых, Ницше выглядит несколько сомнительным союзником в деле духовного возрастания... Его учение - о том, что всякая мораль лжива, поскольку возникает для оправдания собственной неполноценности; он отрицает любую добродетель, как "возникшую из нужды".

Хотя мы, конечно, должны ни в чем не доверять себе, по учению святых отцов, но мне кажется, причина этого недоверия иная, чем у Ницше (у него - принципиальная фальшивость добродетелей, по учению Церкви - искажение человеческой природы).

"В действительности, только тогда человек и может пострадать ради Христа и Евангелия, когда миру больше не в чем будет его упрекнуть".

Думаю, этот тест слишком строг - вряд ли кто-то еще, кроме самого Христа, способен пройти его. Всех остальных миру есть в чем упрекнуть. И тем не менее, несовершенство людей не означает невозможности страдать за Христа.

Апостола Павла, к примеру, можно было упрекнуть за то, что он сказал: "меня судят за воскресение мертвых" (Деян. 24:20-21). Но это не значит, что он страдал не за Христа, а за свои грехи.
Сергей16 января 2012, 21:22
Ольге. Был в точно такой ситуации (не исключаю даже, что тот самый случай - "мир тесен"). Очень мерзко... Но там воспользовались болезнью (под 42) и ложным доносом ("блудит"). Иногда ощущаю сильное желание устроить "разборку", но вспоминаю данную Заповедь... Вот как тут, интересно, быть? А ведь не по одной любви к Богу сдерживаешься, и страх есть... Вообще-то в таких ситуациях должны другие защищать, но на практике сразу у всех найдутся "неотложные дела".
Дмитрий16 января 2012, 20:59
"Не получается совсем отказать безумному философу в правдоподобии."
Ну, во-первых, Ницше, насколько известно из его биографии, вроде не был безумным, когда писал свои основные труды?

Во-вторых, Ницше выглядит несколько сомнительным союзником в деле духовного возрастания... Его учение - о том, что всякая мораль лжива, поскольку возникает для оправдания собственной неполноценности; он отрицает любую добродетель, как "возникшую из нужды".

Хотя мы, конечно, должны ни в чем не доверять себе, по учению святых отцов, но мне кажется, причина этого недоверия иная, чем у Ницше (у него - принципиальная фальшивость добродетелей, по учению Церкви - искажение человеческой природы).

"В действительности, только тогда человек и может пострадать ради Христа и Евангелия, когда миру больше не в чем будет его упрекнуть".

Думаю, этот тест слишком строг - вряд ли кто-то еще, кроме самого Христа, способен пройти его. Всех остальных миру есть в чем упрекнуть. И тем не менее, несовершенство людей не означает невозможности страдать за Христа.

Апостола Павла, к примеру, можно было упрекнуть за то, что он сказал: "меня судят за воскресение мертвых" (Деян. 24:20-21). Но это не значит, что он страдал не за Христа, а за свои грехи.
Татьяна16 января 2012, 20:54
Довольно сложная тема. Многое неоднозначно и требует долгого осмысления. Только как же быть по-настоящему слабым и немощным, которых не "соизволят спросить" прежде, чем лупить по щекам?


Фотина16 января 2012, 20:44
Может быть Господь попускает насмешки, издевательства,обиды, злословия... в наш адрес вовсе не для того,чтобы мы исполнили эту заповедь, а всего лишь врачует наше самолюбие.Куда нам немощным до исполнения этой великой заповеди...Стоит ли обольщаться ?
marija16 января 2012, 20:34
И гнали всюду пророков и апостолов
И изгоняли многих христиан.
А, под защитою Христа спасались
И укреплялась Вера на зло врагам.
А, разве Господа не бичевали,
Не прогоняли с собственной земли.
И не имея уголка покоя.
Не озлобился, а нёс смирение ЛЮБВИ,
И показал на путь Своею жизнью.
Праздника не ждите на земле.
И страдания коснуться сердца
Нелёгкий путь на грешнице земле.
Болезненно не принимайте яда стрелы,
Для каждого начертан жизни путь.
Со смирением Господним прибывайте.
Есть - СПАСИТЕЛЬНЫЙ и ДИВНЫЙ Его луч.

ещё одна Ольга16 января 2012, 20:24
Так тут о том же
Ольга16 января 2012, 18:03
Как будто бы всё правильно. Однако помнится неправедное отношение к ближнему, за которого не заступались и которого даже травили, и притом ему же советовали из низменных соображений, прикрытых лжесмирением, "подставить другую щёку". Так люди, поступающие неправедно, в определённых случаях оправдывают себя словами Самого Христа. Особенно безобразно это выглядело потому, что происходило в приходе - в угоду сравнительно "сильным" людям.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×