14 марта 2015 года отошел ко Господу Валентин Распутин. О том, что значили личность и творчество писателя для русской литературы, русского самосознания, говорит историк и писатель, профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России Сергей Перевезенцев.
– Сергей Вячеславович, как давно вы были знакомы с Валентином Григорьевичем?
Писатель В.Г. Распутин стал выразителем жизненной правды
– Первое – заочное – знакомство состоялось в 1970-е годы. Тогда его произведения не входили в школьную программу, творчество Распутина относилось к литературным новинкам, публиковавшимся в литературных журналах и прозаических сборниках. Я был еще подростком, школьником, но очень хорошо помню, какое потрясающее впечатление произвели на меня первые два прочитанных произведения Распутина – «Деньги для Марии» и «Прощание с Матерой». Я сам горожанин, но, как многие, с деревенскими корнями. Ощущение внутреннего духовного родства с русской деревней во мне присутствовало всю жизнь. «Прощание с Матерой» коснулось каких-то очень важных внутренних струн души, это было неизмеримо родным, близким, затронувшим немую сокровенную боль русского сердца. У меня, пятнадцатилетнего мальчишки, сердце трепетало, когда я это читал. Поразило ощущение родства с теми далекими, живущими в Сибири героями, так напоминавшими моих собственных родных, единство образа мыслей с в общем-то вымышленными героями. С тех пор для меня и очень многих моих ровесников писатель В.Г. Распутин стал выразителем жизненной правды.
Личное знакомство состоялось в 1980-е годы. В дальнейшем мы немало общались. В 1990-е годы, когда стало модным увлечение постмодернистской литературой, фантастикой, построенной на искусственно сконструированных сюжетах и обстоятельствах, тогда, помню, Валентин Григорьевич говорил о том, что не очень понимает, как и зачем нужен и автору, и читателю этот неестественный вымученный мир, когда реальная жизнь невообразимо богата сюжетами. Другими словами, Валентин Григорьевич всегда оставался писателем-реалистом, передавая нам свое восприятие окружающего мира во всем многообразии. Когда мы говорим о понятии литературной правды, то это – о Распутине. У него всегда и во всем была правда – и в жизни, и в творчестве.
Напомню, что с творчеством Валентина Распутина страна начала знакомиться в 1970-е годы, когда свой путь в литературе уже начали Василий Белов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, в одночасье завоевавший любовь читателей молодой Владимир Крупин, Евгений Носов. Это время одарило русскую культуру невиданным многоцветьем творческих личностей. Тем не менее Валентин Распутин выделялся как некое отдельное и очень заметное явление.
– Всех перечисленных вами авторов традиционно относят к писателям- «деревенщикам». Но насколько применимо это к творчеству Распутина?
Термин «деревенщики» – очень условный и искусственный
– Термин «деревенщики» – очень условный и искусственный. Понятие «“деревенская” литература» появилось по той простой причине, что в 1960–1970-е годы нельзя было говорить о русскости, о русской идее, о русской цивилизации. Вслух, в литературной критике, в оценках просто запрещалось говорить о русской литературе как явлении именно национальном. Для меня Валентин Григорьевич Распутин – это великий русский писатель XX века. Возможно – более того, уверен: пройдет время, и окажется, что он – просто великий русский писатель. Обычно принято говорить: «Писатель создал свой мир». Наверное, это применимо, скажем, к Толкину, который, действительно, придумал свой мир и всех этих сказочных персонажей, его населявших. А Валентин Григорьевич не создал, а подарил всем нам мир русской жизни. Мы все жили в советское время и были воспитаны в советских традициях, советских идеалах, при том что продолжали ощущать свою национальную принадлежность к великой русской культуре, возможности знакомства со значительной частью которой в 1960–1980-е годы мы были просто лишены. Было запрещено публиковать определенных авторов – писателей, мыслителей, показывать определенные картины и фильмы. Мы были лишены очень многого из нашей 1000-летней культурной традиции. А Распутин, так же как Василий Белов, Виктор Астафьев, Евгений Носов, вдруг показали нам, что этот русский мир, мир русской культуры живет сегодня. И они сумели показать трагедию этого русского мира. Во многом благодаря Распутину я осознал как личную трагедию русского крестьянства в советский период жизни нашего народа. Это живое ощущение причастности к русскому крестьянству и его судьбе, которое во все времена было становым хребтом народа, я сохраню на всю жизнь.
– Можно ли назвать В.Г. Распутина православным писателем?
– Думаю, он был им с самого начала своего творческого пути. Образы его героев даже в самых ранних повестях и рассказах были христианскими. Больше того, авторские рассуждения были глубоко православными. Не тот настоящий православный, кто соблюдает все внешние формы религиозности, но тот, кто думает и поступает так, как заповедал Господь. Валентин Григорьевич был человеком совести. Почему, например, он, писатель, начал заниматься общественными делами? Почему вдруг на рубеже 1980–1990-х годов пошел в политику? Да совесть не позволяла ему оставаться в стороне! Почему именно он, вместе с Крупиным, Беловым и многими другими, вступил в борьбу против переброса северных рек на юг? А ведь это была большая государственная программа, туда вбухивались огромные средства. За этим проектом стояло влиятельное политическое и экономическое лобби. И вдруг три-четыре писателя возвысили свой голос «против»! Кто такие писатели по сравнению с этим государственным монстром? Но они победили. Потому что за ними была правда.
Он был плоть от плоти своего народа и в силу своего нравственного авторитета имел право говорить и о хорошем в нас, и о плохом
Валентин Распутин олицетворял собой нравственную чистоту – в литературе, в жизни, в политических исканиях. Наверное, именно эта нравственная чистота и его литературный гений, та искра Божия, которая в нем сильно и ярко разгорелась, позволяют называть его совестью русского народа. Он был плоть от плоти своего народа и в силу своего нравственного авторитета имел право говорить и о хорошем в нас, и о плохом. Осознавая, что он имеет моральное право оценивать, мы его слушали и старались исправить то, что он, как писатель, обличал. А говорил он, в сущности, евангельские истины: живите честно, любите друг друга, прощайте обиды.
– Насколько легкой была писательская судьба Распутина?
– Расцвет его таланта пришелся на период большого влияния т.н. «русской партии». Это условное название абсолютно неформального объединения русских деятелей культуры и людей, находившихся у власти. Эти люди имели возможность оказывать влияние на принятие важных политических решений в области культурной политики. С конца 1960-х годов, а именно тогда Валентин Григорьевич начинает публиковаться как писатель, влияние «русской партии» было особенно значимым. Появились большие издательства, начали выходить журналы, отражавшие позицию русского национального возрождения. Это, например, журнал «Наш современник» и издательство «Молодая гвардия». Директор этого издательства Валерий Николаевич Ганичев, который тогда стал и всю жизнь оставался одним из ближайших друзей Распутина, содействовал изданию его произведений. Удавалось «пробивать» литературные премии русским писателям, и Распутину в том числе, то есть удавалось помочь их литературному становлению. Конечно, были трудности, было серьезное сопротивление, но сила таланта Распутина была такова, что с ним было трудно бороться. Даже его литературные и политические противники сознавали роль и значение Распутина в литературе и понимали, что это – писатель на века. Даже сейчас, после его смерти, в интернете появляются комментарии людей, которые его знали еще с тех времен и не любили, не признавали его мировоззренческих предпочтений. Но и они признают безусловный литературный дар Распутина.
Валентин Распутин – человек совести, русского дела, отдававший всего себя сохранению русской культурной традиции. Но в первую очередь это – блестящий стилист, писатель, владевший таким богатым и образным языком, что я, честно говоря, не знаю, кто бы мог с ним сравниться из современников, тем более из писателей нынешнего времени. В тексты Распутина погружаешься, как в чистейшее озеро с кристально прозрачной водой, которая одна способна по-настоящему утолить жажду. Его язык я бы сравнил с охапкой цветов, ароматом которых дышишь не надышишься. Настолько он богат и прекрасен. Там присутствует такая масса неуловимых тонких ароматов! Чем дальше мы будем читать прозу Распутина, тем ярче перед нами будет раскрываться это языковое богатство.
Валентин Распутин стал последним великим русским писателем минувшего XX столетия
Как это ни горько сознавать, Валентин Распутин стал последним великим русским писателем минувшего XX столетия. Ушли до него Астафьев, Белов, Носов, Шукшин – все те, кто олицетворял эту литературную и культурную традицию. Это не значит, что русских писателей не осталось, но это значит, что русская литературная традиция XX века с уходом Распутина завершилась. Нам ее любить и помнить.