Православный календарьПравославный календарь
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.

«Властелин колец»: сага о надежде

Кадр из фильма Кадр из фильма
«Властелин колец» – самая продаваемая в мире книга после Библии, и фильм Питера Джексона также имеет мировой успех. Этим они во многом обязаны самому жанру фэнтези, который был доведен Толкиеном до совершенства. Но «Властелин колец» – это прежде всего сюжет Апокалипсиса. Он преподносит сражения на пороге конца света, представляя их в первую очередь через судьбы обычных людей, что и привлекает общие симпатии к главным героям.

И особенно для самого автора его произведение – «религиозное и христианское в своей основе». Утверждение на первый взгляд неожиданное, поскольку любые христианские аллюзии в книге отсутствуют – но это он объясняет тем, что описываемые события происходят за тысячи лет до Откровения, а также соображениями миссионерского порядка. Один читатель написал ему: «Вы создали мир, ведомый своего рода невидимой верой, как бы при свете спрятанной лампы». Это можно сказать и о фильме.

Для мира, который утратил христианские культуру и мироощущение, но легко погружается в приключения героев эпопеи, «Властелин колец», возможно, лучше передает евангельское благовестие, нежели те, кто говорят о нем прямо. Действительно, он показывает силу верности, любви, добра, жалости к тем, кто вас ненавидит; пределы познания и человеческой мудрости; важность маленьких людей для судеб мира; а также то, что «в приключении каждый понимает, бодрствует он или нет»; что нужно поступать по совести, а не ради возможной выгоды; что спасение всего сотворенного связано со спасением человека и только принесением себя в жертву можно спастись.

Но есть и еще более важное, по словам самого автора: «Главной моей темой является […] смерть и бессмертие». Толкиен хотел изложить в книге две своих фундаментальных концепции: «Будучи христианином, тем более римо-католиком, я не могу мыслить историю иначе, как долгое поражение, хотя она и может представлять некоторые примеры итоговой победы», а также: «Мы придумываем истории, потому что созданы по образу Создателя, и все наши истории обращают нас к нашей – миру и его искуплению».

«Властелин колец» – это сага о Надежде. Она показывает нам мир, находящийся под игом Зла, которое по видимости торжествует без надежды на избавление, однако мир, из которого, по словам одного из героев, «мы выходим с грустью, но не в отчаянии». Толкиен в особенности стремился передать в своей книге момент радости, «столь же сильной, что и горе», когда триумф Зла побежден или, по крайне мере, поставлен под вопрос.

Будучи христианами или нет, мы испытываем это чувство не один раз – например, когда окончательная победа Зла кажется неизбежной и один из героев, Сэм, видит в разрывающемся апокалиптическом небе мерцающую звезду: «Ее красота пронзила его, и […] он почувствовал крепнущую в сердце надежду. Ибо подобно молнии сверкнула в нем мысль о том, что мрак в конце концов исчезнет, как туча, на мгновение заслонившая свет, а красота этого света вечна и будет сиять во веки веков».

По Толкиену, такая радость готовит и располагает сердце к принятию величайшей Радости Спасения. И он прав.

Дидье Ранс, «Foi Transmise», 30 июня 2004 г.

Перевод с французского «Православия.Ru»

24 августа 2004 г.

Рейтинг: 7.7 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×