Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, город Боровск, Боровский Высоко-Покровский монастырь, город Верея, Сергиево – Дубровский женский монастырь, город Можайск, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Царево-Борисовом городке, Ферапонтов Лужецкий Можайский мужской монастырь.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Гергиевская башня. |
Прп. Пафнутий родился в с. Кудиново, в 4,5 км от Боровска в семье благочестивых родителей и при крещении наречен Парфением. Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник-баскак, принявший Православие. Достигнув 20 лет, Парфений поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь[1], где и принял постриг с именем Пафнутий.
Видя сердечное желание Пафнутия, настоятель отдал его в послушание старцу Никите[2], который был учеником прп. Сергия Радонежского и 19 лет управлял Серпуховским Высоцким монастырем (см. Вып. №1, с. 28-31), став в 1396 г. преемником прп. Афанасия Младшего.
Прп. Пафнутий Боровский. |
В 1444 г. прп. по внушению Божьему оставил Покровский монастырь и поселился в 3 км от него, в пустынном месте при впадении р. Истерьмы в Протву. Вскоре здесь также возникла обитель и повелением св. митр. Ионы выстроена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы.
Аскеза прп. Пафнутия не отличалась чрезвычайной суровостью, но он был строг в соблюдении устава, церковного правила и благочиния. Блюститель канонов, он не желал признавать митр. Иону, избранного без утверждения Константинопольского Патриарха, за что подвергался строгому наказанию. Прп. суров к мирянам, перед смертью отказывается принимать и письма и дары князей и бояр. Но он внушает им такое уважение, что дары щедро текут в его обитель. Брат Ивана III, Серпуховской князь Юрий Васильевич, живший безбрачной и чистой жизнью, говорил: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются». Почитание его в великокняжеском доме сделало прп. как бы фамильным святым московских князей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. и сам называл его имя в ряду величайших московских святых – Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.
Прп. Иосиф Волоцкий. |
Прп. Пафнутий был сторонником объединения удельных княжеств под властью Москвы. Поэтому он пользовался поддержкой Великого князя; уже в 1467 г. в обители возвели каменный собор во имя Рождества Богородицы, расписать который пригласили крупнейших иконописцев того времени – Митрофания и его ученика Дионисия. Именно Дионисию было адресовано знаменитое «Послание иконописцу» прп. Иосифа Волоцкого. Великий художник и мыслитель оказал сильное влияние на процесс формирования в монастыре особой художественно – ремесленной традиции. Среди тех, кто глубоко воспринял ее, был свт. Макарий, также постриженик Пафнутьева монастыря, позднее глава Русской Православной Церкви (в 1542-1563 гг.).
В XVI веке Пафнутьев монастырь становится одним из славнейших и богатейших в России. Именно здесь летом 1513 г. останавливались основные силы русского войска во главе с Василием III перед походом на Смоленск. Уже во 2-ой половине XVI в. монастырь, занимавший стратегически выгодное положение на юго–западных подступах к Москве, получил каменные стены и башни. Сильно пострадавшие в годы Смуты, они будут восстановлены в XVII в. Трофимом Шарутиным, потомственным каменщиком из Кашина.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Трапезная палата с храмом во имя Рождества Христова |
Подошедший к Боровску в июле 1610 г. «тушинский вор» (Лжедмитрий II) не смог взять монастырь–крепость до тех пор, пока двое изменников–воевод не открыли ворота. Неравная битва продолжалась в обители. Многотысячное войско, вся братия и укрывшиеся в монастыре окрестные жители погибли. Возглавлявший оборону кн. Михаил Волконский был убит в бою в соборном храме. Погибли настоятель монастыря архим. Никон и находившийся здесь на покое защитник Троице–Сергиева монастыря архим. Иоасаф. Все богатства были расхищены, а документы и жалованные грамоты сгорели в пожаре. В память об этой обороне и подвиге кн. Волконского в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке.
В XVII в. монастырь был не только восстановлен после разорения, но и пережил период расцвета. К этому времени сформировался его архитектурный ансамбль, почти полностью дошедший до нашего времени. В 1666-67 гг. в монастырской тюрьме содержался печально знаменитый протопоп Аввакум. Отсюда он был сослан в Пустозерский острог. Осенью 1674 г. сюда же по Указу Государя были привезены упорствующие в расколе «духовные чада» неистового протопопа боярыня Ф. Морозова, ее сестра Е. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Данилова. Несчастные жертвы раскольничьей пропаганды скончались здесь голодной смертью осенью 1675 г.
Герб Боровска. |
В 1923 г. обитель была закрыта. На ее территории разместили музей, а затем вселили исправительно–трудовую колонию, которую сменила школа механизации сельского хозяйства. Учебный корпус школы был возведен в 1933-35 гг. на месте снесенного монастырского некрополя. В ночь на 14 мая 1954 г. (день памяти прп. Пафнутия) центральный купол Рождественского собора рухнул, раздавив стоявшую в храме училищную технику. Так прп. Пафнутий положил начало возрождению обители. В 1960 г. здесь начались реставрационные работы.
В начале 1991 г. с территории монастыря был выведен сельскохозяйственный техникум, а летом сюда пришли первые насельники. Символично, что первым наместником монастыря стал игумен Никон (Худяков) – ученик и духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова)[3] – последнего из братии Боровской обители до ее закрытия. Таким образом, сохранилось духовное преемство. 13 апреля 1991 г. состоялось освящение церкви св. прор. Илии, в которую была перенесена часть мощей прп. Пафнутия, - она сохранялась в Псково–Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом.
С лета 1994 г. начались торжественные и праздничные (с1995 г. – утренние и вечерние) богослужения в соборе Рождества Богородицы. В нем построен трехъярусный иконостас, устроен придел в честь прп. Пафнутия, 14 сентября 1996 г. подняты колокола на колокольню. В октябре 1996 г. отслужен водосвятный молебен в храме св. вмц. Ирины.
Управляет монастырем игумен Серафим (Савостьянов). В 2000 г. в обители подвизались 23 насельника.
Храмы:
-
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Церковь св. прор. Илии. - во имя Рождества Христова, при Трапезной палате (XVI в.)
- во имя св. пророка Илии, больничный (1670 г.)
- во имя св. Митрофана, Патриарха Цареградского, в верхнем этаже при настоятельских кельях (возобновлен в 1760 г.; освящен после нашествия Наполеона в 1819 г.; после возвращения монастыря Русской Православной Церкви освящен 27 июля 1992 г., приэтом устроен новый четырехъярусный иконостас)
- во имя Всех Святых (1837 г.; в 30-х гг. XX в. на его месте выстроили школьное здание)
Святыни:
- часть св. мощей прп. Пафнутия Боровского
- древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы в храме св. Митрофана
Источник: Прп. Пафнутия – рядом с монастырем. Купальня.
Подворья:
- в Калуге – ц. Преображения Спасителя, т.н. Спас за Верхом
- в Москве – Ипатьевский пер.,12 (не действует)
Адрес: 249002, Калужская обл. Боровский р-н, с. Роща.
Телефон (08238) 4-37-39; 4-47-62
Проезд: До ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км). Далее автобусом до ост. с. Роща (15 км) Киевское, Боровское шоссе.
Боровск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. |
В городском соборном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилась древняя святыня – чудотворный образ свт. Николая. Согласно преданию, резной образ был выполнен в XIV в. мастерами из калужского города Перемышля. Ранее находился в деревянном Никольском храме; когда в 1812 г. храм сгорел, чтимый образ перенесли в Никольский придел Благовещенского собора.
В 1544 г. повелением царя Иоанна Грозного, на юго-вост. окраине г. Боровска, на посаде был основан Христорождественский муж. монастырь (с 1651 г. – женский). В 1610 г. при нашествии Лжедмитрия II обитель была сжжена, но затем восстановлена. В 1764 г. ее упразднили, а в 1834 г. на этом месте выстроили новую ц. Рождества Христова. В 1930-е гг. храм был взорван, после войны на его месте построили среднюю школу № 2.
С 1633 по 1761 гг. в городе известен мужской монастырь Пресвятой Богородицы, что на Гноище. В 1826 г. на месте упраздненного монастыря была выстроена каменная ц. Успения Пресвятой Богородицы. Во время хрущевских гонений храм был взорван, сегодня на его месте – кинотеатр «Родина»
Город Боровск. Часовня на могиле родителей прп. Пафнутия. |
В 1610 г. обитель была сожжена, в 1618 г. восстановлена и приписана к Пафнутьеву м-рю, а в 1764 г. упразднена. Существующий ныне Покровский храм в с. Высоком (сегодня часть г. Боровска) построен на рубеже XVII-XVIII вв. В XIX в. он был приписан к Крестовоздвиженской церкви Боровска (сохранилась в изуродованном виде). Не действующий. За алтарем находится отреставрированная часовня на могиле родителей прп. Пафнутия.
Иван Семенович Дорохов - герой Отечественной войны 1812 г. |
На территории бывшего кремля, обнесенного земляными валами (т.н. Городище) – собор во имя Рождества Христова (1552 г., перестроен в кон. XVII – нач. XVIII вв.), в подклете которого захоронение И.С.Дорохова; классицистическая колокольня (1802г). По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия один из приделов трапезной части верхнего храма освящен во имя сщмч Илариона Троицкого, который носил титул архиеп. Верейского. В соборе хранится частица его св. мощей[5].
Город Верея. Собор во имя Рождества Христова. |
До 1764 г. в городе действовал Спасский-Входо-Иерусалимский муж. монастырь, возникший до 1631 г. В 1725-28 гг. он был приписным к Николаевскому Возмицкому мон-рю. Сохранилась монастырская ц. Входа Господня в Иерусалим, что в Красной слободе (1667-1679 гг).
Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. В подклете храма в конце XIX в. был освящен престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Гладкий восьмигранный столп примыкающей к храму колокольни украшен муравлеными изразцами и завершен каменным шатром. Частично реставрирован в 1960-е гг.
Город Верея. Ильинская церковь. |
Несколько выше Входоиерусалимского м-ря по течению р. Протвы до 1629 г. существовал Воскресенский монастырь. С сев. стороны земли, принадлежавшии обители, граничили с деревнями Рождествено и Годуново, которые сохранились.
Проезд:
- До ст. Дорохово Белорусской ж/д (87 км), далее авт. (27 км).
- От Москвы авт. (автостанция у м.Тушинская, т.490-24-24) до Вереи (114 км). Минское шоссе.
Находился в лесу, близ с. Дуброво, в 12 км от г. Вереи Московской губернии. Образован Указом Св. Синода от 10-12 сентября 1914 г. на основе Сергиево – Дубровской женской общины, в связи с чем, 4 окт. в новооткрытый монастырь прибыл благочинный монастырей Московской епархии архим. Валентин. Он отслужил в обители малую вечерню, за которой облек в рясофор 6 послушниц монастыря, и Всенощное бдение.
Село Дуброво. Димитриевская церковь. |
Духовником обители со дня своего посвящения в сан (5 сент. 1926 г.) и до кончины (2 марта 1929 г.) стал известный церковный историк о. Сергий Мансуров.
После 1917 г. Сергиево – Дубровский монастырь прожил еще 12 лет под видом сельскохозяйственной артели. В 1929 г. он был закрыт. Ныне от него сохранились лишь следы фундаментов.
Адрес: Московская обл., Наро – Фоминский р-н, с. Дуброво.
Проезд: От г. Вереи авт. до с. Вышгород – 16 км, далее пешком – 2 км.
Можайск. Никольский Собор. Фотография С. М. Прокудина-Горского. |
В 1608-14 гг. был занят войсками Лжедмитрия II, а в 1617-18 гг. осаждался войсками польского королевича Владислава. В 1620-е гг. воевода Д.М.Пожарский построил новую крепость вокруг города. С 1708 г. – уездный город Московской губ. 18 окт. 1941 г. оккупирован немецко-фашистскими войсками и разрушен; освобожден 20 янв. 1942 г.
Уже к XVI в. город известен как один из крупных духовных центров России. Сохранились сведения о многочисленных монастырях Можайска:
- Якиманский (Иоакимоаннский), муж. Стоял к сев. от крепости. Собор свв. Богоотец Иоакима и Анны был возведен в 90-е гг. XIV в. и в перестроенном виде сохранился до наших дней. В XVI в. имел приделы Воскресения Христова и свт. Леонтия Ростовского, а ныне – придел Ахтырской иконы Божией Матери. В монастыре была шатровая деревянная ц. Трех Святителей, две кельи игуменских, шесть келий братских. В конце 1675 г. обитель была приписана к Лужецкому м-рю, а затем упразднена; церковь стала приходской. Современный адрес: ул. Крупской, 6.
- Благовещенский на Посаде, жен. Стоял западнее крепости, справа от дороги в с. Марфин Брод. В 1597 г. имел собор Благовещения, келью игуменьи, 9 келий стариц и 3 кельи нищих, «питавшихся от церкви Божией». В 1720 г. упоминается как «бывший». Ныне здесь пахотное поле.
- Борисоглебский, муж. Стоял с левой стороны Большой Московской улицы (дороги на Москву). Имел холодный собор свв. Бориса и Глеба и теплый храм свт. Иоанна Златоуста. В 1660 г. еще существовал, но к 1724 г. закрыт. Современный адрес: ул. Пионерская, 5-9
- Петровский, жен. Стоял к ю.-зап. от кремлевской горы, на Петровской горе, при впадении безымянного ручья в речку Петровку, слева от дороги на Вязьму. Имел шатровый собор свт. Петра, митр. Московского и теплую ц. Покрова Пресвятой Богородицы (клетского типа), келью игуменьи и 16 келий стариц. Ныне на месте обители городское кладбище.
- Петропавловский, муж. Стоял сев.-западнее крепости, за р. Можайкой и лугами. Имел собор свв. Апп. Петра и Павла (клетского типа). Ныне здесь пахотное поле.
- Сретенский, муж. Стоял на восточной окраине города, на холме близ Московской дороги. Имел собор Сретения Господня (деревянный, шатровый) и ц. св. Екатерины с приделом св. архид. Стефана (клетского типа). Ныне здесь городская больница.
- Троицкий, муж. Стоял восточнее крепости посреди посада, на Троицкой улице. Имел собор Пресвятой Троицы (дерев., клетского типа) и ц. Усекновения Главы Иоанна Предтечи (клецкого типа), келью игумена, 2 кельи братии и 8 келий нищих. Упразднен между 1672 и 1685 гг., собор м-ря стал приходской церковью. В сер. XIX в. выстроен новый, каменный храм, разобранный в 1941 г. на месте древнего монастырского кладбища выстроен дворец культуры.
- Успенский-Богородицкий, жен. Стоял в 250 метрах юго-западнее крепости, венчал собой Богородицкую гору между речками Можайкой и Петровкой. Имел собор Успения Божией Матери (дерев., шатровый). Обитель запустела после морового поветрия 1570-71 гг., а храм стал приходским. Ныне здесь городское кладбище (занимающее и место Петровского м-ря)
- Алексеевский, муж. Стоял сев.-восточнее города, на берегу Москвы реки при впадении в нее Чернцовского ручья. Имел собор свт. Алексия, митр. Моск. (дерев., клетского типа). После Смуты здесь была приходская церковь. Ныне монастырский холм срыт под песчаный карьер.
- Васильевский, муж. Стоял на сев.-вост. окраине посада, на высоком холме близ устья р. Можайки. Имел собор свт. Василия Великого (дерев., шатровый). Обитель исчезла после моровых поветрий кон. XVI в. Ныне здесь мототрек местных «рокеров».
- Воскресенский, муж.(?). Местоположение точно не известно. Возможно, стоял на Воскресенской горе, над дорогой в Вязьму, напротив Петровского м-ря. Имел собор Воскресения Христова, исчез после мора 1571 г.
- Настасьинский, жен. Стоял на сев.-вост. окраине посада на высоком восточном берегу Псаревского ручья, при впадении его в р. Можайку. Имел собор св. Анастасии Узорешительницы (дерев., шатровый). С конца XVI в. собор стал приходским. Ныне здесь огороды.
- Мироносицкий, жен. Стоял севернее крепости, напротив Иоакимоаннского м-ря, через р. Можайку. Обитель запустела после мора 1571 г. Соборный храм пострадал в Смутное время, но окончательно исчез только в сер. XVII в. Ныне здесь дворы местных жителей (ул. Стрелецкая, 19-21)
- Мокро-Никольский, муж. Стоял к югу от крепости, на сев. берегу Никольского ручья, впадающего в Можайку. Собор свт. Николая Чудотворца («Николы-Мокрого») – дерев., клетского типа, - после мора 1571 г. стал приходским храмом. Ныне здесь дворы местных жителей (ул. Герцена, 10-12)
- Пятницкий, жен. (?). стоял к югу от крепости, близ дороги в Верею. В XVII в. обращен в приходскую ц. Собор св. Параскевы Пятницы до Смуты был шатровым, затем была выстроена приходская ц. клетского типа. Второй храм – Вознесения Господня – был также клетский, в XIX в. его возвели в камне, а в 1941 г. уничтожили. Современный адрес: ул. Карасева, 19-21.
- Иоанно-Богословский, муж. Находился за пределами городского посада, «на Псарне». Возник не позднее 1569 г. В 1672 г. здесь была ц. св. Георгия – бывшая монастырская.
Проезд: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км). Далее авт. 2 км. Минское ш.
Борисов городок. Церковь Обновления Храма Воскресения Христова. |
В 1598 г. Борис Годунов выстроил здесь каменную крепость, украшением которой стал каменный шатровый храм в имя свв.Бориса и Глеба, созданный по образу и подобию Вознесенского храма в Коломенском, но превосходивший его по высоте (74 м). Позднее городок превратился в обычное село. В 1755 г. обветшавший храм разобрали для строительства присутственных мест в Можайске и Верее. Вероятно, монастырь, известный с кон. XVI в. и имевший 15 келий, пострадал от «литовских людей», т.к. в 1629 г. здесь значилось только «место монастырское». Не пережил Смутного Времени и храм св.Иоанна Предтечи. До наших дней в с. Борисово дожила лишь обезображенная ц. Обновления Храма Воскресения Христова[6], впервые она упомянута в 1629 г. как приходская, в 1811 г. на средства прихожан вместо деревянной выстроили каменный храм с приделами Собора Пресвятой Богородицы и свв.Бориса и Глеба, - под последним похоронен благотворитель храма крестьянин Матвей Яковлев. Храм не действует.
Проезд: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км). Далее авт. № 35 (на Верею) до ост. с.Борисово (10 км.).
Ферапонтов монастырь под Можайском. |
Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского.
Прп. Ферапонт Можайский. |
Ферапонтов монастырь под Можайском. |
В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.
Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.
В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Свят. Патриарх Алексий II.
Ферапонтов монастырь под Можайском. Надвратная Церковь Преображения Господня. |
Храмы:
- соборный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1420, 1526-42 гг.)
- во имя прп. Иоанна Лествичника (кон.XVI в., с 1723 – во имя прп. Ферапонта) с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Разобрана в 1960-е гг. Сохранились фундаменты.
- во имя Преображения Господня, над святыми вратами (1547 г.)
- во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (1-я пол.XVI в., перестроена во 2-й пол. XVIII в.)
Источник: Родник (колодец) прп. Ферапонта. В 100 м. от монастыря.
Подворья: в г. Дмитрове. Адрес: 141 800, Моск.обл., г.Дмитров, ул.Профессиональная 19.
Телефон: (222) 3-28-10
Часовни:
-
Ферапонтов монастырь под Можайском. Собор Рождества Богородицы. - в Москве, на пл. Калужских ворот (угол Б. Калужской, ныне Ленинский пр-т, 1 и Донской ул, близ Калужской пл.) Издревле принадлежавшая Николо-Перервинскому монастырю она в 1859 г была передана Ферапонтову монастырю. Закрыта в нач.1920 гг. Сломана позднее при сносе стрелки улиц – Донской и Б. Калужской
Адрес: 141200, Московская обл., г. Можайск, ул. С.Герасимова, 1
Телефон: (238) 4-06-73
Проезд: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км), далее авт. до ост. Река Москва (3 км) Минское шоссе