Иисус Христос… есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения.
(Деян. 4: 10–11)
Воскресение Христово. Византийская миниатюра |
Подобные взгляды не новы, они были известны и ранее. Опровержению этого заблуждения еще в позапрошлом веке посвятил свое письмо святитель Игнатий (Брянчанинов), из которого мы приведем лишь несколько фраз, хотя оно достойно прочтения целиком:
«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишите вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это и безумно, и крайне гордо!”
Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов… Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…
Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства»[1].
Это письмо святителя довольно известно, хотя, к сожалению, не так широко, как хотелось бы. Мне доводилось в беседах приводить его сторонникам мнения о том, что неправославные могут спастись; их реакция была предсказуемой: собеседники старались объявить это «личным мнением святителя Игнатия, а не учением Церкви», с которым они отождествляли собственные взгляды, прямо противоположные словам святителя.
Это, надо сказать, вообще характерно для современного модернистского сознания – объявлять «частным мнением» в учении Православной Церкви все, что противоречит частному мнению самого модерниста.
Однако сами слова святителя Игнатия говорят о том, что он в своем письме излагает не личное мнение, а именно учение Православной Церкви. А кроме того, если мы обратимся к другим святым отцам, то найдем и у них изложение той же самой истины.
Вот, например, святитель Тихон Задонский свидетельствует: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа… Ибо никто не может от диавола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8: 36)»[2].
За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто-нибудь неверующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдет ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий дает тот же ответ:
«Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” (Ин. 3: 5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” (Лк. 16: 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин. 14: 2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний»[3].
Итак, святой Анастасий так же, как святитель Игнатий, свидетельствует, что неверующий во Христа, не родившийся от воды и Духа, то есть не крещеный человек, не войдет после смерти в Царство Божие, хотя сделанное им добро, безусловно, не останется без воздаяния.
И преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует: “Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись”»[4].
И святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!»[5].
И святитель Иоанн Златоуст увещает: «Слышите вы все, чуждые просвещения [крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака»[6].
Можно было бы и далее продолжать цитировать, поскольку эту истину согласно возглашают святые отцы разных эпох и народов, но для благочестивых христиан и приведенного достаточно, а для модернистов сколько ни приводи, все будет мало.
Естественно, ведь если воспринимать слова святых отцов не как свидетельство боговидцев о единой, опытно познанной ими истине, а как «просто еще одно личное мнение», то нет особой разницы, сколько этих «личных мнений» – одно, семь или тысяча.
Для мало-мальски благочестивого христианина не может не показаться чудовищной мысль, что истина закрыта, неопределима и непознаваема, – а именно эта мысль стоит за модернистским желанием разложить все Священное Предание на «личные точки зрения давно умерших людей», а Священное Писание на «исторические точки зрения, аллегории и условности, адресованные древним, давно умершим людям». И напротив, именно эта чудовищная мысль вдохновляет тех, кому очень не хочется, чтобы истина была определима и познаваема, потому как тогда придется отказываться от своих точек зрения, противоречащих истине. Той истине, о которой Господь сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).
Освобождающая истина христианства состоит в том, что Христос пришел и уплатил великую цену ради того, чтобы даровать спасение людям, и что кроме Христова «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).
И хотя Церковь каждый год в чине Торжества Православия с предельной ясностью провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом — анафема!», многие модернисты упорно пытаются навести туману и представить дело так, что будто бы в этом краеугольном вопросе никакой ясности нет.
Они любят говорить о том, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся, это, мол, решить может только Бог.
Хотя, повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе тем самым не «дерзаем опережать Суд Божий», а, напротив, выражаем то из этого суда, что уже о нем открыл нам Бог: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нем никакой лжи. Вера Церкви в последний суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.
Если спасение возможно без Христа, то оно, следовательно, возможно было и до Христа, а если так, то зачем приходил Христос на землю к людям, и не только приходил, но и пошел на смерть? И зачем мы Его тогда называем Спасителем, вслед за апостолами и Им Самим? Как же Он тогда сказал, что «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10), если, оказывается, человечество до Его пришествия было вовсе не погибшим, а вполне себе спасалось в нехристианских религиях?
Если Христос пришел только для того, чтобы прибавить к уже имеющейся возможности человеческого спасения какую-то новую «опцию», предложить просто некий новый, «улучшенный» вариант спасения, то Он тогда не Спаситель, а «Улучшатель». Но само имя Его в переводе означает «Спаситель», то есть само имя Иисусово обличает и опровергает тех, кто думает, что можно достичь спасения без Него.
Известно, что, искушая Христа в пустыне, сатана при этом цитировал строки Священного Писания. Объясняя этот евангельский эпизод, преподобный Ефрем Сирин пишет: «То, что ему нужно было, он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя»[7].
Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, пытаются приводить цитаты из Писания, якобы подтверждающие их заблуждение. В частности, указывают на слова апостолов о том, что «во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» (Деян. 10: 35) и что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2: 14–15).
Прежде чем разбирать этот аргумент, стоит сделать небольшое введение.
Святые отцы единогласно говорили, что нет спасения вне Христа и Его Церкви. И это не случайность, не простое «совпадение во мнениях». Святые отцы понимали, что допущение возможности спасения вне Христа и Церкви полностью обессмысливает Боговоплощение, страсти, смерть и воскресение Христа, и вообще лишает смысла само христианство.
О том же самом говорил и апостол Павел: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Апостол прямо писал, что даже исполнением ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения, а вдруг теперь ему приписывают мысль, что будто бы не только те, кто почитал истинного Бога и исполнял Его закон, данный в откровении, но и те, кто почитал идолов и знать не знал о Божием откровении, тоже могут оправдаться перед Богом!
Иными словами, апостол Павел, который говорил, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20), и который восклицал: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6: 15), по мысли модернистов, становится их единомышленником в том, что якобы в Царствии Божием будет соучастие того, кто почитал Бога, с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу, с тем, кто кланялся Велиару.
Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким:
«Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” (Деян. 10: 35), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28: 19–20)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16)…
Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божиего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” (Рим. 2: 14–15)»[8].
Часто сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.
Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14), «много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24), «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12: 32).
С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Впрочем, слава Богу, спасающихся ныне гораздо больше, чем число спасшихся в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа, а этот ковчег, по словам святителя Филарета Московского, есть образ Церкви Христовой.
Кроме того, сторонники указанного заблуждения любят говорить о тех несчастных «простых» язычниках, мусульманах или католиках, которые будто бы «объективно» не имели возможности стать православными христианами, потому что до них не добрались еще православные миссионеры. При этом говорящие это словно бы и не знают о Промысле Божием, который показывает прямо противоположную зависимость: не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов, что заранее знал по Своему предведению, что никто из них не послушает проповедь истины.
И это сохранение их в неведении было для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47–48).
И напротив, если Господь видел человека, чье сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, Он устраивал для такого человека возможность принять Православие.
Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами.
Уместно здесь привести слова архимандрита Рафаила (Карелина), посвященные тому же вопросу: «Бог есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога. Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, это тоже жалость Бога к человеку. Так Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство»[9].
Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.
«Хороший» человек для них это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.
Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20: 2–7).
И получается, что такой тягчайший грех, как неверие в Бога, непочитание Христа, модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, говорят они, из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?
Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть логичное продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть логичное продолжение того отлучения, который человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.
Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочел Богу что-либо иное и не соединился с Ним в таинстве евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть будут пребывать в муках. В обоих случаях «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).
Необходимо также напомнить еще одну истину, которую замечательно выразил архимандрит Рафаил: «Вера, крещение и евхаристия – это не условия договора, который надо исполнить; это не дань, которую должник обязан заплатить, чтобы выйти из долговой ямы; это не претензия Бога к грешнику, которую можно простить, если человек не имеет средств, чтобы выплатить долг или возможности исполнить пункты договора. Вера, крещение, евхаристия относятся непосредственно к самому человеку, его личности, его природе, его общению с духовным миром. Через крещение и евхаристию он становится новым творением. Благодать изменяет его личность, одухотворяет его природу, преображает его душу, освящает все силы души, воскрешает дух и приготовляет человека к посмертной встрече с Христом… В будущем веке откроется то, что мы стяжали здесь, на земле, иначе земная жизнь как период самоопределения была бы бессмысленна»[10].
Завершить эту статью хотелось бы словами двух великих святых ХХ века:
Священномученик Иларион (Троицкий): «И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем “истолковании” христианства. Чего только ни захотят они, тотчас все это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.
Нет, вера Христова становится только тогда ясна и определена для человека, когда он нелицемерно верует в Церковь; только тогда бисер этой веры бывает чист, только тогда не смешивается он с кучей грязного мусора всевозможных своевольных мнений и суждений. Об этом ведь говорил еще апостол Павел, когда Церковь Бога Живого называл столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3: 15)»[11].
Святитель Николай Сербский: «Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение»[12] .
Ну а вы что комментаторы откройте глаза запустите не только ум но и сердце своё.Истина Христос Бог Наш спаситель наш и нет спасение без него. И хватит называть это поучение (кальвинизмом ) это слово не относится к этой статье которую мы све прочитали. Чем называть это учение кальвинизмом вы сами сперва изучите то что вы пишите. Спаси Вас Господи! Вразумление вам и Крепкой Веры Православной!!!
КОРОТКО и ЯСНО. Отец Михаил, спасибо Вам за столь краткий и содержательный ответ. А Вы, Юрий, не спешите всё решать за Бога (первый в рай вошёл разбойник, а он уж точно не был православным).
Давайте разберемся с понятием "спасение".
Цитата: "спасение, то есть вхождение в Царствие Небесное".
Где Бог Вседержитель и Агнец будут храмом.
Но, если человек праведный (согласно внутреннему компасу различения добра и зла воздерживается от неблагого поведения), и не хочет входить одними из 12-ти ворот в град Небесный.
То, почему бы ему не дать просто погибнуть, оставшись за пределами града Небесного? М.б. только для того, чтобы держать паству в страхе перед муками ада?
Где же промысел Божий в том, чтобы жарить в аду праведников не христиан?
Виден только один промысел, устрашить паству, и умножить жатву свою (т.е. примкнувших к лону Христианства).
И мы видим, что промысел этот от корысти, но не от любви. Видим еще и по тому, что изначально Бог выбрал только народ Израиль. Но, глядь, недостаточно праведников среди него. Но на безрыбье и пес рыба (см. в Евангелии от Матфея эпизод про детей и псов) и давай милостию своей всех подряд звать в град Небесный ("много званых"), глядишь, выход больше будет. Выход - порода праведников/покаявшихся, примкнувших к церкви.
Вот на этот вопрос ответьте, господа отцы.
[в скобках отмечу, что, наблюдая иных христиан, не возникает желания оказаться с ними в одной лодке, уж лучше во тьме внешней погибнуть раз и навсегда, изгладив даже воспоминание об этом мире]
У Исаака Сирина и еще у некоторых св. отцов просматривается идея о "невечности" геены - http://www.reshma.nov.ru/texts/illarion_isaak_sirin_eshatologia.htm
Помогите, пожалуйста, разобраться...
Дорогой отче, когда-то я думал точно так же, как Вы. Но потом, когда почитал святых отцов, а с их помощью обратил внимание на слова Писания, мимо которых раньше как-то проскакивал, то увидел, что они учат совсем иначе. Сам Бог учит иначе.
Тогда я отказался от своих фантазий и последовал тому, чему учит Божественное Откровение через Писание и Предание Церкви.
И Вас призываю сделать то же самое. Мы не сможем соединиться со Христом и спастись, если не выбросим из себя все, что противоречит Его истине. Даже употребленный Вами пример показывает несостоятельность Вашей мысли. Упасть за борт и погибнуть можно. А вот оказаться в воде в открытом море и выжить - невозможно. Если не взойти на корабль, то не достигнешь бухты спасения, куда он плывет. К слову, прототип Робинзона Круза тоже спасся только потому, что его подобрал корабль.
«Что касается того времени и тех мест, когда и где Евангелие Его не было проповедано, то Он предузнал, что тогда и там все люди будут по отношению к этой проповеди такими же, какими были многие во время Его телесного присутствия [на земле], а именно те, кто не захотели поверить в Него, даже когда Им воскрешались мертвые… Что удивительного, если Христос, узнав за прошедшие века, сколь полна вся вселенная неверующими, заслуженно не пожелал проповедовать тем, о ком заранее знал, что они не поверят ни Его словам, ни Его чудесам?» (Блаженный Августин. О даре пребывания, 23 / Антипелагианские сочинения позднего периода. М., 2008. Сс. 400-401.)
Точно так же и святой Лука (Войно-Ясенецкий) рассматривает вопрос о том, почему, тогда как одни люди рождаются в православных семьях и сызмальства получают знания о спасении, «другие несчастные… рождаются как бы предназначенными на погибель… живут и возрастают в самых неблагоприятных для спасения условиях… Вот и спрашиваем себя, что это значит, почему это Господь как будто одних заранее предназначает ко спасению, а другие заранее как будто осуждены на погибель… Нет, нет! Он всем хочет спастися и в разум истины приити. Читаем мы в послании Римлянам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу, ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:28-29). Огромно значение этих слов апостола Павла. Предопределено быть подобными образу Сына Его тем, о которых по Божественному предведению Своему знал заранее, что пойдут они по пути, заповеданному Христом, будут достойны Царствия Божия» (Св. Лука (Войно-Ясенецкий). Беседа от 4 февраля 1951 г. / Проповеди, Т.1. Симферополь, 2003. С. 47.)
Некоторые люди, не сведущие в богословии, называют это святоотеческое учение кальвинистским или сближают его с мусульманским взглядом на предопределение, думая, что в Православии вообще нет учения о предопределении. Но это не так, в Писании ясно сказано: «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Но Православие не принимает ошибочного, еретического понимания предопределения.
Согласно еретическому учению, Бог предопределяет поступки людей, а также их выбор и их участь, а согласно православному учению Господь не предопределяет ни выбора человека, ни его дел, ни его посмертной участи, но, зная по предведению о том, какой выбор свободно сделает тот или иной человек в сердце своём, Господь для избравших истину предопределяет внешние обстоятельства, позволяющие им реализовать этот выбор и раскрыть его с наилучшей стороны, а в итоге – достичь спасения.
В «Послании патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г. говорится: «поскольку Бог предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил». Далее патриархи говорят, что во всём человеческом мире действует «просвещающая благодать», которая «подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех», и «желающие свободно покоряться ей (ибо она помогает ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимые для спасения, получают посему и особенную благодать», а уже эта вторая, «совершенствуя их в любви Божией… оправдывает их и делает предопределенными». Мнение же тех, кто, «уничтожая свободную волю человека», представляет причиной адских мук погибающих желание Самого Бога, патриархи называют «страшной клеветой на Бога», Который «непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, и у Которого нет места лицеприятию», и предают анафеме «тех, которые так говорят и думают» (Догматические послания православных иерархов… С. 151.)
Что тебе за дело до его немощей и недостатков?
Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви."
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
С Праздником, дорогие братья и сестры!
Есть такое понятие, как безусловное предопределение (детерминизм). Оное учение мы находим у блж.Августина и у ряда западных отцов Церкви, а уже позднее в кальвинизме.
Вопрос обсуждения сам по себе патовый. Ведь с одной стороны если спасение только во Христе, то что делать человеку из Африки, Австралии, Америки и других стран, которые умерли до того как повстречали первого миссионера и после воскрешения Христа, с другой стороны, если спасение не только во Христе, тогда зачем Христос спасал нас? Но второй вариант проявляет уважение к другим верованиям.
Не будем следовать дурному примеру автора и верить, что если человек умер в язычестве, еретичестве, неверии, то таков был Божий промысел, а наша леность, нежелание искать пути донести до него христианское учение - не при чём.
А авторские утверждения о том, что апостолы добирались до той или иной земли только в то мгновение, когда там появлялся человек, готовый к восприятию христианства - могут вызвать там только заслуженные насмешки. Разве апостолы добирались до тех или иных земель не со скоростью транспорта того времени? Разве апостол Пётр мог появиться в Риме быстрее скорости повозок, триер и собственных ног?
Разве скорость ног апостола Петра как-то связана с готовностью римских язычников принять Христа?
Антоний, прочитайте здесь о предопределении http://www.pravoslavie.ru/put/2958.htm
И Бог вам в помощь, т.к. это очень трудная тема для понимания
В дополнение к тезисам из "Письма" Св.Игнатия - хорошая и много объясняющая подборка речений Свв.Отцов (есть и поминаемые в этой статье)об Искуплении - http://orthodoxia.narod.ru/iskuplenie.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/29058.htm [/quote]
Как и тот, который думает, что одной только верой во Христа можно спастись. Не потому ли некоторые верую во Христа и даже публично исповедуя свою веру делами безверия от неё отрекается, ибо вера без дел веры – мертва. И если православный точно по Христу знает и исповедует, что нельзя, убивать, нельзя растлевать, нельзя сажать на иглу и вводить в пьянство, нельзя воровать и насиловать, нельзя прелюбодействовать и бесчинствовать, нельзя клеветать и лжесвидетельствовать, нельзя блудодействовать и хулить Духа Святаго, но убивает, грабит, насилует, растлевает, ворует, мошенничает, наркоманит, пьянствует, блудодействует, бесчинствует, лжесвидетельствует, хулит Духа Святаго то не примет ли худшего осуждения нежели неверующий, но не уподобившийся тем, кто превратил веру во Христа в дело антихристово? Истинно говорю, примет большее осуждение и уже принимает.
Спасение действительно возможно только в Православие, как единственно истинному пути к Богу. Однако Господь может спасти любого человека по Ему одному известной причине и только Ему известным способом.
Если Господь после своей крестной смерти во аде проповедовал среди допотопных людей (о которых в кн. Бытия сказано "и были их помышления на всякое время зло"), то тем паче почему он не может спасти добрых язычников? Тем более что и добрые они порой вовсе не благодаря своей языческой религии, а часто вопреки.
Да, Православие это крепкий корабль, управляемый Христом, он смело плывет по житейским волнам этого мира.
Буря может смыть любого расслабившегося пассажира этого корабля. И наоборот, Господь может чудесным образом спастись любого потерявшегося Робинзона.
Вот тут-то и есть главный косяк.
Бог никогда за БУДУЩИЕ преступления НЕ наказывает. Иначе получится жуткая антиутопия, показанная в фильме "Особое мнение", где людей ловят и карают за еще не совершенные ими грехи.
Милосердие Господа нашего тем и отличается от человеческой "правды", что Он бросает семена не только на добрую землю, но и на каменистую почву, и на заросли сорняков, и даже на твердую дорогую
За обидящих и ненавидящих - сильная молитва
За неверующих, гонителей и презрителей веры
об обращении заблудших
Читая комментарии, приходится констатировать, что часто мы сами не понимаем, чего хотим...
Смотрите: люди не верят в Христа. Но при этом требуют, чтобы те, кто верит, признавали, что Он каждого, даже не верующего в Него, примет в Царствии Своем.
Не кажется ли это требование абсурдным?
Или в Бога не веруем, не хотим сами быть с Ним, но зачем тогда настаивать, что все равно будем?
Или все-таки веруем? Но тогда нужно и действовать последовательно, доверять угодникам Божиим, учиться у более опытных, чем мы, людей.
Очень часто спрашивают про "хороших" людей и, мол, как же они не спасутся. И часто говорят о мусульманах, что они не очень "продвинутые", вот Господь и послал им Аллаха - для тупых. Какое невежество. Я вот теперь Вашу статью буду всем читать. Спасибо!
Мне очень интересно, чтобы Вы писали, родившись в стране, где исповедывают мусульманство. Писали бы, что Аллах - истинный Бог? Хотя, как раз мусульманство уважительно относится к другим религиям.
Вы приводите цитату Ефрема Сирина: «То, что ему нужно было, он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя».
Я юрист. И говорю Вам как юрист, любой, любой человек делает так - осознанно или неосознанно. Есть факт, и его можно преподнести с любой удобной точки зрения. А Святое Писание - это даже не факты, по крайней мере, историческая достоверность многих приводимых там "фактов" опровергнута...
Но суть не в этом. У нас с Вами разные взгляды на религию и на веру, и я не буду доказывать, что мои более верные... Вы верите, что Христос был Богом. Допустим. Но, на мой взгляд, некорректно говорить вещи, суть которых сводится к следующему: религия моей страны самая правильная, а исповедовать другие религии неправильно, и те, кто не верит в то, что моя религия самая правильная, гореть будет в геене огненной... Отдает комплексом неполноценности.
P.S. А если рассматривать Вашу статью не беря во внимание смысл - статью как жанр, то мне понравилось. Метод написания, построения доказательств... Название отталкивает своей агрессивностью - верь в моего Бога, а не то будет плохо - но с другой стороны и притягивает внимание именно этим. И только благодаря названию и первым абзацам я не поленилась дочитать до конца, чтобы составить целостное мнение о статьте. Но, думаю, о своих журналистских способностях Вы и без меня догадываетесь.
Простите меня заранее. К статье Вашей есть пара вопросов и замечаний.
Вопросы. Не совсем понятно, по Вашему мнению имеют возможность спастись (я не пишу "спасутся") только: а) верующие во Христа? б) верующие и крестившиеся? или в) только верующие, крестившиеся и принимающие Святое Причастие в Православной Церкви? Какой из вариантов? И если последний, то на чем он основан? Он не следует прямо или логически из какой-либо приведенной цитаты (кроме слов архимандрита Рафаила, который к лику святых не причислен, т.е. его мнение - всего лишь его мнение в Ваших же категориях).
Кстати, во второй цитате архимандрит Рафаил даже не ссылается на святоотеческие источники или Св. Писание. Кто же решил, что он "выразил истину"?
Я православный христианин, не "модернист", но, мне кажется, что в статье много "натяжек". Даже просто логических. Вот одно Ваше мнение, тоже без ссылок - "...не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов...". Но ведь сказано: "Проповедуйте Евангелие ВСЕМ народам" - причем эта заповедь Спасителя приводится здесь же.
В общем, и сам тезис, и аргументация вызывают много вопросов.
Простите меня еще раз, уважаемый Юрий. Храни Вас Господь.
P.S. По поводу дерзновения предопределить Суд Божий вот что пишет авва Дорофей: "Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно". Это из поучения шестого и как раз о различии суда над знающими Слово Божие и не знающими.
А что же честный человек, которому в повседневной жизни некогда по церквям лазить, а надо успеть и детей воспитать, и работать?..
А НЕ САМ ЛИ ИСУС ВО ВРЕМЯ ПРИШЕСТВИЯ СКАЗАЛ, ЧТО НЕ ПО ВЕРЕ, А ПО ДЕЛАМ СУДИМЫ БУДЕТЕ?!
У святого Апостола Павла прочитала примерно следующее: только люди помраченного ума могут думать, что благочестие служит для прибытка. Это было настоящим открытием для меня – западные учебники по бизнесу и карьере именно так и советуют использовать учения Церкви.
Это и есть реализация диавольского замысла об изменении Божественного мироустройства. Подмена ценностей и искажение тысячелетних традиций толкования Священных текстов Ветхого и Нового Завета , которое особенно активно началось в новейшей истории человечества, свидетельствует о приходе тех самых последних времен, когда мерзость запустения будет в сердцах и душах людей. Человеку должно возделывать сад своей души и выносить греховный сор, определённый на сожжение, как обезображенный грехом мир обречён на огонь Апокалипсиса. Иначе смрад мусорных полигонов, обступивших мегаполисы, поглотит цивилизацию, узаконившую оправдание греха.
А похоже господину Ю.Максимову очень нравится быть среди "избранных"
2. Отдельный вопрос касается "признания" Церковью крещения у еретиков. Юрий Валерьевич упомянул римо-католиков, а они и традиционные протестанты совершают обряд во имя Святой Троицы, а это уже не тоже самое, что например мусульмане и иудеи. Так или иначе, было бы желательно уточнить этот вопрос, ввиду того, что многие - и в Православной Церкви - полагают, что разница в чине присоединения, а также возможность для римо-католиков входить в полноту Церковной жизни в "сущем сане" означает признание Церковью действительности их крещения. Тем паче, когда таким образом "признаётся" и рукоположение еретическое.
3. С другой стороны аргументы о необходимости Св. Крещения усиливаются словами Христа из беседы о Хлебе Небесном (Иоан. 6:53-54): "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.".
Таким образом, даже если гипотетически признать действительность крещения еретиков, учитывая категорический запрет на соучастие их в Таинствах, а именно в Таинстве Евхаристии, можно определённо утверждать, что они - римокатолики и протестанты - не имеют в себе жизни, не сподобятся "воскрешения живота" (Иоан. 5:29), не вкушая истинной пищи и истинного пития духовного.
4. Желательным было бы в отношении Суда рассмотреть толкования и на слова Господа (Иоан. 5:24): "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь".
Спаси Христос!