Местоположение: Средний
Восток, архипелаг в Персидском заливе, к
востоку от Саудовской Аравии.
Площадь: 665 км2.
Численность населения: 708 573 человека (по состоянию на июль 2007 г.).
Официальный язык: арабский, английский.
Краткая история страны. История Бахрейна восходит к III тысячелетию до Рождества Христова. Тогда на этих островах существовала развитая цивилизация. Древнее государство называлось Дильмун. Название Бахрейн – позднее, арабское и означает «два моря». Удобное расположение на пересечении торговых маршрутов, связывавших Месопотамию и Индию, способствовало процветанию Дильмуна.
В IV веке по Р.Х. архипелаг захватили персы, частью империи которых острова оставались вплоть до арабских завоеваний, когда были включены в халифат. В IX–XI веках Бахрейн был центром государства карматов – влиятельной в то время мусульманской секты. В середине XIII века на короткое время Бахрейн получает независимость, но вскоре становится частью эмирата Ормуз.
Арабы господствовали здесь до 1521 года, когда страну захватили португальцы. В 1602 году островом снова овладели персы, архипелаг входит в состав сефевидского Ирана. В 1783 году Ахмадом ибн Халифа аль-Халифа, родоначальником династии, правящей Бахрейном до настоящего времени, была установлена независимость государства.
В 1820 году на Бахрейне высадились англичане, и с 1861 года острова находились под британским протекторатом. Полную независимость страна получила только 14 августа 1971 года.
Во время Первой мировой войны иранское правительство считало Бахрейн незаконно захваченной территорией Ирана, эти же претензии были предъявлены Ираном и в 1980-х годах. Имеет место конфликт с Катаром из-за ряда спорных островов. С 1990 года 5-й военно-морской флот США использует Бахрейн в качестве основной базы в зоне Персидского залива.
Религия: мусульмане – 81,2 %; христиане (англикане, католики, монофизиты, православные) – 9 %; другие (индуисты, буддисты и пр.) – 9,8 % (по переписи 2001 г.).
Православие. В Деяниях апостолов говорится, что жители Аравии были среди тех, кто слышал в Иерусалиме проповедь апостола Петра после Пятидесятницы. И слышали они проповедь на собственном наречии, то есть на арабском языке (см.: Деян. 2:11). Согласно преданию, первым, кто проповедовал христианство в Аравии, был святой апостол Варфоломей. В 225 году уже существовала христианская епископия на островах Бахрейна, и записи Ι Вселенского Собора, состоявшегося в Никее в 325 году, включают упоминание аравийских епископов.
В течение III–IV веков христианство все больше распространялось в Бахрейне, однако, к сожалению, после III Вселенского Собора 431 года местные христиане отпали от Православия в несторианскую ересь.
Позднее несториане продолжили проповедь в Бахрейне, который стал христианским центром в регионе. Здесь находились две из пяти несторианских епархий, существовавших на аравийской стороне Персидского залива к VII веку по Р.Х. При этом часть населения продолжала придерживаться язычества: город Мухаррак был центром культа бога Авала.
В 629 году Бахрейн принял ислам. Впрочем, несторианство сдалось далеко не сразу. Примечателен эпизод, случившийся через 30 лет после исламизации. В 658 году мусульманский военачальник аль-Хиррит ибн Рашид, один из сторонников халифа Али, отделившись от последнего, поднял ряд восстаний, к которым присоединились христиане и персы-зороастрийцы. Одно из восстаний было поднято в Бахрейне, где местные племена поддержали призыв мятежников не платить дань халифу, а некоторые из них даже возвратились в христианство.
После поражения аль-Хиррита мятежники-мусульмане, плененные войсками Али, получили свободу, снова принеся халифу присягу на верность. А 500 пленных христиан собирались продать в рабство. Женщины и дети, отрываемые от мужчин, подняли громкий крик. Маскала, один из начальников карательной экспедиции, тронутый душераздирающей сценой, заявил, что готов взять на свой счет всю стоимость выкупа за этих христиан, и освободил их. Али, услышав об этом, разгневался и потребовал от него немедленно выплатить по тысяче монет за каждого из отпущенных пленников. Маскала, будучи не в состоянии заплатить такую огромную сумму, был вынужден бежать[1].
Часть населения Бахрейна продолжала сохранять верность христианству на протяжении столетий после прихода на архипелаг ислама. Последний раз местная несторианская епархия упоминается под 835 годом. Когда она прекратила свое существование, точно неизвестно. Следы древнего христианства сохраняются доныне в топонимах, например в названии поселений Дайр (то есть «приход»), Самахиж (так звали здесь епископов).
В XVI веке, после того как в 1521 году португальская армия во главе с командующим Антонио Коррейей вторглась в Бахрейн, на некоторое время часть Бахрейна перешла под власть римо-католиков. Войско мусульманского правителя эмира Мукрина потерпело поражение в битве при Карбабаде, а сам эмир, захваченный в плен, был казнен. Истекающая кровью голова Мукрина была позднее изображена на гербе Антонио Коррейи. Португальцы правили Бахрейном в течение 80 лет, пока в 1602 году не были изгнаны с острова. Более двух веков спустя англичане принесли сюда англиканство.
В настоящее время из всех христианских общин Бахрейна православная является, пожалуй, самой малочисленной. Греческая община Бахрейна составляет более 160 человек, занятых в строительстве, медицине, банковском секторе и рыбной индустрии. Русскоязычных в стране менее сотни человек, в основном женщины.
Канонически территория Бахрейна входит в юрисдикцию Антиохийского Патриархата. В настоящее время в стране действует только один православный храм-часовня в строительном поселке для греков-киприотов, которые временно проживают в стране и ведут капитальное строительство. Этим храмом пользуется антиохийское духовенство, приезжая изредка из Кувейта, а также и русский священник, прилетающий из Сирии. «Своего» православного священника в Бахрейне нет.
В 2000 году страну посетил Константинопольский патриарх Варфоломей II, принявший участие в проходившей здесь межрелигиозной встрече.
В мае 2002 года Бахрейн впервые посетил представитель Русской Православной Церкви – архимандрит Александр (Елисов), который был принят министром юстиции и религиозных дел страны шейхом Абдаллой аль-Халифой.
И 24 мая во временной часовне Антиохийской Православной Церкви впервые в этой стране была совершена Божественная литургия на церковнославянском языке. На богослужении присутствовали сотрудники посольства Российской Федерации в Королевстве Бахрейн и других российских учреждений, а также представители русской общины.
Воодушевленные такой службой, русскоязычные православные христиане, проживающие в столице Бахрейна г. Манаме, обратились к Церкви в Отечестве с просьбой о регулярной духовной поддержке. Отвечая на их просьбу, 17 июля 2001 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено поручить представителю патриарха Московского при патриархе Антиохийском по согласованию с Антиохийской Патриархией позаботиться о пастырском окормлении россиян в Бахрейне.
С тех пор архимандрит Александр изредка посещает страну и совершает богослужения в том же единственном православном храме-часовне. На службы собирается не более двадцати человек.
В апреле 2007 года Бахрейн посетил Грузинский патриарх Илия в сопровождении архиепископа Батумского и Кобулетского Димитрия, а также архиерея Русской Православной Церкви епископа Бакинского и Прикаспийского Александра. Посещение проходило совместно с делегацией мусульман Кавказа. Во время краткого визита патриарх Илия и православные иерархи были приняты правителем страны – королем Хамадом бен Иса аль-Халифа и рядом министров.
И хотя правительство страны проявило внимание к приглашенным высоким представителям православного мира, сказать, что в стране религиозная жизнь православной общины была бы хорошо обеспечена, нельзя. Как уже говорилось, существует только временная часовня в поселке киприотов, постоянно проживающего священника нет, службы совершаются нерегулярно. Установить адрес единственного в Бахрейне православного храма не удалось.
[1] Muir WEdinburgh, 1924. P. 244. . The Caliphate: Its Rise, Decline and Fall.