Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Василий, Григорий и Иоанн столь часто поминаются вместе, что отдельно мыслятся уже с трудом. Вместе с тем они, как Петр и Павел, во многих аспектах являются яркими противоположностями. Выяснение этих противоположностей не разрушает, но, наоборот, подчеркивает то единство, которое им подарено в Духе Святом и которое так органично вошло в сознание Церкви.

Главное место в этом маленьком соборе святителей можно все же отдать Василию. Все, что есть у Григория и Иоанна, есть и у него. Они борцы с ересями – и он; они яркие проповедники Слова – и он. Мужественный дух, любовь к пустыне, скромный быт, глубокое постижение догматов – все это и многое другое у трех отцов общее. Все трое вышли из святых семейств. Их матери, отцы, братья составляют целые созвездия удивительных в святости личностей. Но Василия отличает высочайшая степень самодисциплины. Василий – организатор, чего не скажешь о Григории и Иоанне или скажешь с натяжкой. Всюду, куда приходил Василий, он оставлял после себя строгую иерархию и порядок. Сам он, без сомнения, был харизматичным человеком, но полагался в церковной практике на далеко не одну лишь силу личного влияния и духовные дары. Дисциплину и устав, закон и организацию – порядок, одним словом, вносил Василий Великий всюду. А ведь дела в Церкви тогда были подобны ночному бою, где всякий разил своих и чужих, ничего не видя и не понимая.

Ум и познания Василия позволяли ему стать ученым, воля и строгость могли сделать из него настоящего монаха, подобного Антонию. Но он пожертвовал всеми талантами ради борьбы за Церковь. Глубоко спрятал он душевную мягкость, чтобы стать несокрушимым, и лишь втайне, подобно другу – Григорию, мог тосковать о жизни безмятежной, о пустыне и уединении. Мало кому понятно, что значит, любя Писание и безмолвие, пожертвовать собою и броситься в гущу борьбы за Церковь и ее догматы, не имея покоя, рискуя жизнью, сгорая ежедневно.

Совсем другой был Иоанн, и уж еще более отличным от первых двух предстает Григорий. Иоанн – народный любимец и вождь, но он – вне системы. Епископы его не любят, причем не только еретические епископы. Двор вне себя от его поучений и обличений. После себя Златоуст оставляет имя, слово и память, но не организацию, не боевое построение. Его друзья и ближайшее окружение после изгнания Иоанна попадают в немилость и становятся жертвами. И это не упрек, а подчеркивание несхожести, ибо во Христе каждый воин воюет как умеет.

А Григорий – это созерцатель. Он, конечно, живет среди людей и назидает паству, поскольку носит высший сан. Но он тяготится саном, тяготится тем, чего так жадно ищут недостойные сана. Епископский омофор становится причиной обиды Григория на Василия. Последний все, не исключая и дружбы, подчиняет интересам Церкви и, по сути, принуждает друга стать архипастырем в тяжелый для Церкви момент. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно на сладкий голос его вещаний, называемых Церковью «пастырской свирелью», люди, зараженные заблуждениями, стекаются в ограду Церкви и принимают Православие.

У Василия нет свободного времени. Григорий на досуге пишет стихи. Иоанн толкует послания Павла, и сам апостол языков является ему, чтобы разъяснять сложные места своих посланий. Трудно найти трех людей, более психологически несхожих между собою.

***

Тот конфликт, который свел память трех святителей воедино, очень даже понятен. Люди способны все самое святое превратить в предмет пререканий и ссор. Коринфяне ссорились, говоря: «Я Павлов, а я Аполлосов» (см.: 1 Кор. 3: 4). Тогдашние христиане затеяли спор, кто из трех больший и славнейший. Вся сложность в том, что при взгляде на каждого в отдельности каждому, без сомнения, можно присуждать первенство. Рассмотри жизнь Василия (а каждый из нас обязан это сделать), вникни в нее, и ты воскликнешь: «Велик Василий! Кто подобен ему во святых?!» Но начни следом рассматривать образ Иоанна, и вскоре с изумлением произнесешь: «Нет такого, как Иоанн!» Если же вчитаешься в слова Григория и в тишине рассмотришь смиренные черты этого обладателя небесного ума, то забудешь всех, кого хвалил перед этим, говоря: «Моли Бога о мне, чудный Григорие!» Большего среди них нет. Нет именно потому, что они разные. В красоте и точности слов нет равного второму Богослову. А в ревности о славе Божией со Златоустом встанет рядом, быть может, только Илия Фесвитянин. Василий же не просто борец, и аскет, и мудрец, и начальник монахов. Он еще и военачальник, умеющий собрать многих разрозненных борцов и превратить их в войско. Все трое велики, и велики по-разному.

***

У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трех нет у нее в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни, и некому исцелить их.

Всякий муж, поставленный Богом на священную степень, должен испытать себя на предмет того, какой из этих трех талантов более соответствует его душевному складу и опыту. Не может быть, чтобы ничто из упомянутого не относилось хоть как-то к каждому из пастырей. Но и соединение всех трех дарований в одном лице решительно невозможно!

Проповедник, организатор, уединенный молитвенник.

Усмиритель людского моря, сын битвы и сын молитвенной тишины.

Что-то одно из трех.

***

Если человек командует другими, распоряжается, управляет, пусть смотрит на образ Василя Великого. Он должен не только управлять, превращая все пять пальцев правой руки в указательные, но должен также запасаться всякими знаниями, как это делал Василий. Должен любить пост и книги, в уединении должен черпать силы для борьбы за Истину среди многолюдства.

Если человек проповедует вовремя и не вовремя, как и заповедал Павел апостол, пусть убежит от празднословных трапез и заискивания перед богатыми, по образу Златоуста. Пусть к чтению и проповеди присоединит горячее служение литургии и обильную милостыню, по примеру великого отца, и пусть пожертвует всем для того, чтобы его уста стали устами Слова.

Если же любит уединение человек, любит долгие молитвы и с неохотой отрывает ум от небес ради дел земных, пусть глянет на Григория. Тот, как ни страдал, но оставлял пустыню и занимал кафедру, если Церковь того требовала. Тот пренебрегал своим ради общего и шел трубить в серебряные трубы проповеди, чтобы пали толстые стены Иерихона.

Что-нибудь одно, пусть в самом скромном количестве, должно быть у каждого мужа, носящего льняной ефод. В обновлении памяти относительно этой истины, быть может, и заключается главный смысл совместного почитания Церковью Василия, Григория и Иоанна.

Протоиерей Андрей Ткачев

11 февраля 2012 г.

Комментарии
Владимир М.13 февраля 2020, 09:46
Спасибо, отец Андрей!
андрей12 февраля 2018, 10:01
Великую тайну,которую открыл нам Бог о Себе ---тайну Святой Троицы,наш слабый ум не может вместить,понять.Да Благословит Вас Бог о.Андрей за статью
12 февраля 2018, 03:07
Статья о.Андрея очень хорошо показывает как Святой Дух Своими многоразличными дарованиями наделяет Своих избранников и соединяет их вместе. В этом действии Святого Духа в мире и состоит Его Домостроительство - давать каждому из нас тот или иной дар для совокупления в единство Церкви. Святители Василие, Григорие и Иоанне молите Бога о нас!
Павел З.11 февраля 2018, 19:45
Конечно, спорить почти не с чем, но статья чуть-чуть противоречивая. Как же одновременно восхищаться каждым из трех святителей по очереди, на кого бы ни пал взор, и считать, что первенство принадлежит Василию? Наверное, это личный выбор о.Андрея, хотя я его не оспариваю. Мне самому представляется, что то, чего нет у двух других святителей, можно найти у каждого из них, а не только у Василия Великого.
Иванна12 февраля 2017, 12:31
Читая эту статью, вспомнила Устав об управлении Русской Православной Церкви, где написано, что "В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, исполнительная и судебная - принадлежат Поместному Собору." Означает ли это, что Поместный Собор тоже должен делиться на три части, где каждый член Собора должен определиться, в каком качестве он может принести больше пользы для Церкви?
Лариса11 февраля 2017, 09:37
Благодарю, отец Андрей! Помогли увидеть мне свою ошибку, желание видеть в одном священнике сразу все таланты. А ведь какая-то способность проявляется ярче других.
Татиана13 февраля 2016, 10:49
И организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели наших дней да будут иметь в душе то пламя, что горело в душах сих трех великих! Да несет каждый свой крест с той вдохновенностью, что заповедали нам три святители великие Василие, Григорие и Иоанне!
Да будет Бог во всем, что говорим и делаем.
О, святителие великие Василие, Григорие и Иоанне! Нынче, как и всегда, возжигайте в сердцах наших любовь!


римма12 февраля 2016, 10:52
Святители Василий Великий, григорий Богослов, Иоанн Златоуст , помолитесь обо мне грешной и недостойной, даруйте здравие душевное и телесное мне и моим родным, ведите путем праведным моих детей, внучку и крестников, оградите нас от всякого зла, помогите нам в работе и учебе, вселите в наш дом радость и счастье.
Фаина11 февраля 2016, 14:45
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, молю вас о ребенке моем Андрее! Испросите у Господа нашего Иисуса Христа ему благословение, защиту от всякого зла, здравия душевного и телесного, чтобы всегда Господь пребывал с ним! Аминь!
Андрей13 февраля 2015, 04:08
Всем - Благословения, молитв и помощи Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в т.ч. на благодарное изменение читательского суда на милость и молитвы об авторе - уважаемом О. Андрее.
Светлана12 февраля 2015, 11:26
Назвать просто по именам великих святых-это дать ощутить нам грешным и нашим пастырям,что преграды к становлению быть такими же ,как и великие святые- нет,только потрудись с Божьей помощью.То есть, их высокий сан не может быть тебе преградой в твоем подражании им-вот и все.Так интересно и живо просветить нас, при этом никак не умаляя святости великих-это дар,которым о.Андрей явно обладает!!!Дай ,Бог,батюшке и его семье всякого блага!!!
Ксения Мерещенкова12 февраля 2014, 11:35
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста молите Бога о нас грешных и вразумляйте, наставляйте, учите немощи наши. Спасибо большое за статью.
Александра12 февраля 2014, 03:32
Называть людей по имени пусть даже святых вполне нормально для христианской традиции, давайте не будем притягивать наши привычки и традиции славянские с отчествами или фамилиями, с регалиями или статусами в культуру Церкви, где можно использовать имя и обращаться просто - потому что все всем братья и сестры.
п.с. Отличная статья!
25 января 2014, 21:20
Спаси Господи за советы будущим пастырям основанным на примере трех великих святителей!
Н.Н.13 февраля 2013, 17:31
Согласна с Аллой Владимировной, Еленой и р.Б.Сергием.
Несоответствие формы и содержания статьи бросается в глаза. Что-то не верится, что о.Андрей, с его чуткостью к слову и умению ярко и образно выражать свои мысли, этого не понимает. Согласитесь, что по-разному отдаётся в сердце и укладывается в уме: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Думается, что в данном случае было бы уместнее автору подтягивать аудиторию вверх, к своему уровню, а не опускаться (следуюший этап, где-нибудь на беседе с учениками 5-6 классов,- Вася, Ваня и Гриша (прошу прощения, конечно).
Владимир13 февраля 2013, 10:34
Отец Андрей, напишите про апостола Петра и апостола Павла. Господь есть Бог живых.
Елена.Украина12 февраля 2013, 23:16
Согласна с Аллой Владимировной(13.02.2012). Таких великих святых нашей Церкви мало называть просто по имени,они заслуживают большего. А вообще,статья на этот раз написана намного лучше. О святых читать всегда приятнее,чем о мушкетерах,да и пользы больше для души.
ЕЛЕНА12 февраля 2013, 22:54
СПАСИБО!!!ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ О ТРЕХ СВЯТИТЕЛЯХ !!!НА ДУШЕ ОТРАДНО ! СПАСИ РУСЬ ПРАВОСЛАВНУЮ!!!
МНОГАЯ ЛЕТА О.АНДРЕЮ !!!СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ !!!
ПОЗДРАВЛЯЮ НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ НА СОКОЛЕ ВАСИЛИЯ БАБУРИНА С ДНЕМ АНГЕЛА !!!
ЖЕЛАЮ ЕМУ ЗДОРОВЬЯ ,СЧАСТЬЯ ,ЛЮБВИ ,УСПЕХОВ В СЛУЖЕНИИ БОГУ ! МНОГАЯ ЛЕТА ! МНОГАЯ ЛЕТА ! МНОГАЯ ЛЕТА !
ПРИХОЖАНКА ХРАМА РАБА БОЖИЯ ЕЛЕНА .ВСЕМ ВЕРЫ И ЛЮБВИ!!!
СПАСИ РУСЬ ПРАВОСЛАВНУЮ !!!
р.б.Сергий12 февраля 2013, 19:18
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Благодарение, отцу Андрею, за напоминание чьими духовными наследниками мы являемся.
К огромному огорчению, душевный тон статьи, лишенный всякого благоговения перед святыми отцами Церкви, навешивание на них ярлыков делают авторское назидание отрицательным. Отсутствие духовного содержания (умного делания) заполнено душевной эмоциональностью (мирским обустройством). ...Если в сердце Любви нет, - жертвовать нечем! Попечение о Небесном не заменяется земным...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Андрей12 февраля 2013, 18:03
Спаси Господи за статью!
Ольга СПб12 февраля 2013, 16:10
СПАСИБО!!!
Ирина, Киев12 февраля 2013, 14:19
Спасибо, отец Андрей!
Читала - сердце ликовало! Спасибо, спасибо, спасибо!
Ирина12 февраля 2013, 14:01
Спасибо за замечательные слова о Трех Великих Учителях Христовых!
Тамара12 февраля 2013, 12:28
Спаси Госпоподи, за такие подарки- такой праздник просвещения - нам земным людям для нашего просветления и понимания нашего Православия.Для нашей семьи это очень важный день. 19 лет назад в этот день мы получили новые звания - дедушки и бабушки, у нас родился внук . В 12лет он начал посещать храм а первое близкое знакомство с иконой началось у него с иконы Трех Вселенских учителей и Святителей.Сейчас он учится в университете и продолжает свое православное просвещение несмотря на суету жизни, что нас беусловно радует.
Статья очен понравилась и близка нам. Нам всем Веры и Любви.
Антоний12 февраля 2013, 11:56
Насчёт прпп. Иосифа и Нила см. http://www.pravoslavie.ru/put/49299.htm
Елена12 февраля 2013, 11:56
Спаси Христос. отец Андрей! По-мирскому понятное описание богоугодной деятельности трех святителей. Несомненно, стало просто необходимо поближе познакомиться с трудами Вселенских учителей.
Ирина12 февраля 2013, 11:12
Спасибо за статью! Спаси Господи!
Владимир12 февраля 2013, 09:12
Теперь многое понятно. В будущем, прошу Вас раскрыть и объяснить духовную суть таких двух ярких и противоречивых образов Русского Православия, как Нил Сорский и Иосиф Волоколамский.
Спасибо.
Ирина Филатова12 февраля 2013, 06:55
Отец Андрей!
До слез! Так проникновенно! Спаси Господи!
р.Б. Тамара12 февраля 2013, 04:01
Перед этим замечательным днем памяти всех трех Вселенских учителей для каждого был отведен день праздника и, наконец, Они все были воссоединены для общей святой и светлой памяти по трудам их. И огромное спасибо Вам, батюшка, за такое точное и правдивое слово о каждом из них!!! "Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их" И о ком же можно сегодня сказать такое??? Спасибо Вам, отче,за такую красивую проповедь об Отцах наших.
марина12 февраля 2013, 01:01
Выше всяких похвал.
Александр14 февраля 2012, 09:54
Спаси, Господи!
Алла Владимировна13 февраля 2012, 15:22
Все написано на первый взгляд правильно ,но несколько коробит в обращении со святителями автора статьи по "простецки" ,а именно-Василий,Григорий,Иоанн.Простите за такое дерзновение,но это СВЯТИТЕЛИ, а не просто Василий,Григорий и Иоанн.Вас же не называют-Андрей,а обращаются согласно православного этикета -отец или протоиерей Андрей.Если священник позволяет себе такое панибратское обращение к Святым отцам-богословам,то как можно воспитывать других в почтении к тем же священникам ?
Александра13 февраля 2012, 09:53
Припадаю к таким статьям (как бы поточнее: слову, произведению, проповеди?) как к живительному источнику. Доверяя полностью О. Андрею, его образному точному слову, более глубоко начинаешь анализировать внешние события, восхищаешься столпами Церкви, стараешься найти первоисточники, да просто ощущаешь радость.
Слава Богу за все!
Максим13 февраля 2012, 03:07
Спаси вас Бог отец Андрей!
Александр12 февраля 2012, 10:54
Спасибо за разъяснение.
Эльвира12 февраля 2012, 04:08
Каким все-таки талантом наградил Вас Господь!
Аналитический ум и емкое, точное слово.
Спасибо!
Наталья12 февраля 2012, 03:12
Замечательно!
Владимир12 февраля 2012, 00:41
Их слово , откровение не в притчах, а прямо как оно есть.
Апостол Павел говорит, видим через тусклое стекло, более того выражать невыразимое словом, всеравно, что юродство проповеди. Но нести Откровение, Его, прямо, выражая невыразимое - Единым светом истины в Трех Лицах, есть удел совершенного слова Святого Духа. И если в начале было Слово и Слово было Бог, то несомненно с Его словом следом будет и начало мудрости, а если Страх Божий ненавидеть зло познать мудростью дано, то несомненно ниву зрелого зерна мы увидим в сих Трех Мужах. И Они не только приводят на память услышанное и увиденное, но раскладывают все по полкам. Да, недостоин прикасаться, но духовное не под законом, а плоть, сегодня есть, завтра нет, а Его Слово - Вечность, книги жизни отрытой, отрытой Его словом в глубинах сатанинских. В сих Трех Мужах, сегодня, славится имя Его, а в наших пороках раны, затмение не только этого мира но и части вселенной. Но из глубин мира сего, Страх Божий, дает право присоединиться к их слову. Ибо Божие дело Славить святых Своих, а наше дело свидетельствовать единую правду.
Свящ. Виталий11 февраля 2012, 23:24
Спасибо, о.Андрей, за выразительный портрет трех святых мужей. Буди в каждом муже хоть в малой степени те черты характера, которые имеют Вселенские учители, особенно в пастыре!
александр11 февраля 2012, 19:25
отлично
Василий11 февраля 2012, 18:07
Спаси вас Христос!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×