Такие вопросы рождаются чаще всего в сердце и поднимаются к устам человека, который, читая Евангелие, впервые всерьез задумывается об этом предостережении Спасителя. И, конечно, они требуют разрешения, потому что вопрос, оставшийся без ответа, сначала мучает, беспокоит, а потом… забывается.
Нет, наверное, ни у кого сомнения, что вообще грехи словом могут быть очень и очень тяжкими. Ложь, осуждение, клевета, речи недобрые, язвительные, ранящие сердце человека… Но ведь Господь говорит не об этом лишь, но и о праздных словах. Какой в них заключен грех, какое они в себе таят зло – для окружающих и для самого человека, их произносящего? И вообще – какое слово праздное?
Если посмотреть на контекст евангельской цитаты, то можно увидеть, что прежде речь идет о хуле на Святого Духа, об устах, которые говорят от избытка сердца, о «злом сокровище» – то есть о том недобром, которое может быть в человеке сокровенно, о его внутренней сущности. А о словах праздных и об оправдании или осуждении «от слов» – уже после всего.
Окружавшим Господа в этот момент книжникам и фарисеям, в присутствии которых Он исцелил одержимого бесом слепого и немого, было невыносимо видеть дивящийся этому чуду народ и слышать то и дело раздававшийся вопрос: «Не это ли Христос, сын Давидов?» (Мф. 12: 23). Они лихорадочно искали: что противопоставить тем делам, которые творил Спаситель, что возразить людям? Искали, но не находили, потому что в глубине души прекрасно понимали, что «таких чудес, какие» Он творил, «никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3: 2). И только одно «возражение» родилось у них, вопреки этому пониманию: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12: 24).
То есть вот в чем, видимо, дело: они думали одно, а говорили совершенно иное, словно раздваивались сами в себе. И слово, долженствующее служить для выражения истины, истины было лишено, а вместе с ней – и подлинного наполнения, и потому было праздным, пустым, как сосуд без содержимого. Значит, в первую очередь осуждается здесь устроение человека, по истине не живущего, знающего ее и вместе с тем сознательно игнорирующего ее и даже более – ей противящегося.
Однако грех все же не только хула на истину, но и вообще всякое слово, которое можно назвать праздным, то есть пустое, бесцельно, необдуманно и потому безответственно сказанное. Сказанное всуе. Может быть, и не такой уже страшный, но грех.
Спас Благое Молчание |
Слово не созидающее обязательно будет разрушать, причем прежде всего – того, от кого оно исходит, а вслед за тем и жизнь, его окружающую. Невнимание к слову, неосторожное употребление его развращает человека, опустошает, выхолащивает внутренне. Призванное служить выражением нашей мысли, тех серьезных, глубоких процессов, которые происходят внутри нас, оно, будучи «употребляемо» рассеянно и безответственно, помрачает наш ум, лишает нас последних остатков внутренней цельности. Разве не свидетельствует об этом наш повседневный практический опыт? Ведь стоит хотя бы немного поддаться страсти празднословия, как крайне трудно становится молиться, внимать себе, отсекать недолжные, греховные, осквернявшие нас помыслы; в душу проникает выстуживающий ее тепло холод. Наверное, поэтому и наставлял учеников своих преподобный Антоний Великий: «Бог дотоле хранит тебя, доколе ты хранишь свои уста». Такая вот связь… Потому и другой замечательный подвижник, преподобный Макарий Египетский, однажды, распуская в скиту собрание, сказал братии: «Бегите, братия!» И когда один из братии спросил: «Куда нам бежать из пустыни?», то он, положив перст на уста, ответил: «Сего бегите», а после вошел в келью свою и заключил за собою дверь…
Нет, конечно же, не говорить вовсе, всегда хранить молчание – подвиг, непосильный для нас, людей, обремененных многими обязанностями, связями и отношениями. Да и не требует от нас этого именно подвига Господь. Надо лишь… не говорить ничего просто так – не подумав: что, кому и зачем мы говорим. Не говорить, не вспомнив об ответе в день суда за каждое сказанное слово. Это-то воспоминание и подскажет нам, как избежать тех слов, которые могли бы нас погубить.
"Не суди и не судим будеш" коли не ведаеш многово и не свидетель не будь строг и чтоб гнев не победил-поМРАчил рассудок но и заповедь "не обмани" не отменена и Она будет чуть по выше. Бог осудит не за осуждение неправды, а за ярость и не виденье бревна в своём глазу, а за ярость с которой доставая соринку из глаза брата вырывают глаз фарисеи-книжники: -"Мы уверены Христос хулит "НАШЕГО БОГА", повинен к смерте"
Дыханием или созерцанием, возможно другими средствами, какими пользуется человек, при общении, или наедине с собой, дух святой или проведение господне управляют нами. Всё во имя господа и для блага. В силах человеческих сопротивляться или следовать за ними. Человек даже во сне способен разговаривать.
Но имеют смысл не слова, а действия связанные с ними. Мы говорим о том что происходит вокруг. Часто наши фразы становятся ключевой развязкой событий. И не всё нам обязательно знать, достаточно того, что жизненно необходимо, а всё остальное бог распорядит. На всё его воля.
Спаси и сохрани нас Господи!
Легковесность и всёсоглашаемость с собеседниками-льстителями присоеденяет нас к "смыслолсловным помыслам к множиству путей к духовной талерантности-вседозволенности принятии греха в себе как должного, и пускай явно худого руки наши не делают, дух наш в болоте с гадами-кишащими, не-отпустить наш дух-вот Их цель, развеить и истереть все "наши благостные попытки, узаконить наш грех в нас и не отпустить из под своей власти-зависимости".
Из уст Библейских и Святоотеческих пробивается маленький ручеёк душеспасительного трезвящего нектара, а из наших ртов бьют фонтаны...
Бойся слово камнем бросить!
Не суди. Не обличай.
А когда совет попросят,
Осторожно отвечай.
Не доказывай упрямым.
В спорах – лучше не кричи.
Не желай быть мудрым самым.
Коль не просят – не учи.
Слово может больно ранить.
Слово может обольстить.
Ну а может и наставить.
Может что-то запретить…
Но и в правых убежденьях
Ты не каждого лечи.
Вспомни о своих паденьях,
И, подумав, промолчи!
Будь со словом осторожен.
На вопрос же твой ответ
Станет пусть совсем не сложен.
Самый лучший – «да» иль «нет».
И вначале было Слово.
Это Слово было – Бог.
Всем основам Он – Основа.
Всем пророкам Он – Пророк.
2011-2012
Заставляют задуматься ...
ГОСПОДЬ ВИДИТ ВСЕ, в том числе и наше произволение в отношении наших помыслов - "оскорбляет человека не то, что входит в него, а что выходит из него". Если не уклоняемся, не избегаем праздных или неблагочестивых помыслов, то по наполнении ими сердца нашего начинают глаголить праздно уста наши...
Простите и Вы мне мое произволение.
Низкий поклон автору за наставление, приятного всем ПОСТА, МИРА и БАГОЧЕСТИЯ!