Православный календарьПравославный календарь
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.

Пастыри о Торжестве Православия

Первая неделя Великого поста называется Торжеством Православия. Если абстрагироваться от исторического смысла этого праздника, посвященного победе над иконоборческой ересью, то никакого особенного торжества Православия в нашей жизни не видно. Всюду — и на личном, и на государственном уровне — нужно ежечасно и ежесекундно бороться с грехами и пороками. И везде эта борьба ведется лишь с переменным успехом: мы не можем сказать, что там-то и там-то эта борьба выиграна окончательно и бесповоротно, и можно о такой-то своей беде или таком-то общественном пороке забыть. И тем не менее этот воскресный день должен восприниматься именно как торжество Православия. О том, как прочувствовать этот праздник и какой смысл в него вложить порталу Православие.ру рассказали священники Русской Православной Церкви протоиерей Игорь Белов, иерей Фома Диц и игумен Лука (Степанов).

    

«Только находясь в Церкви Христовой,
можно говорить о преодолении греха и порока»

Протоиерей Игорь Белов Протоиерей Игорь Белов
Протоиерей Игорь Белов, клирик подворья Валаамского монастыря в Москве:

Торжество Православия — это не преодоление греха или порока. Торжество Православия — это победа нашей апостольской, святоотеческой веры, победа истины Христовой над еретической диавольской ложью, победа Православной Церкви Христовой. Нельзя сводить Православие только лишь к нравственности. Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил, что «целомудрие еретика хуже всякого распутства». Православие — это истинная вера. А Церковь Православная — единственная ее хранительница. Вот наша победа!

И только находясь в Церкви Христовой, можно говорить о преодолении греха и порока. Потому что только в Церкви Христовой преподаются благодатные Таинства, необходимые для усвоения лично себе каждым христианином искупительных заслуг Христа для благодатного соработничества с Богом в деле нашего спасения.

***

«В день торжества Православия Церковь празднует то,
что Господь сподобил ее очиститься от ересей»

Иерей Фома Диц Иерей Фома Диц
Иерей Фома Диц, клирик храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря:

— Триумф, победа, праздник — этими понятиями переводится слово «торжество» на европейские языки, и все они составляют общее понятие слова торжества. Победу Церковь одерживает над врагами не из плоти и крови, а над духовными врагами. Враг человеческий подталкивает отдельных членов Церкви к введению чуждых учений, опирающихся на личные убеждения и мнимые вдохновения свыше. Суть победы лежала и лежит всегда в том, что Церковь распознает и отвергает возникающие в ее недрах лжехристианские учения. Церковь вновь и вновь открывает истину, что, собственно, заповедано ей Господом: «…и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Но это стояние за истину стоит многого. Оно приносит с собой времена долгих преследований православных. Примером может служить борьба с арианством и иконоборчеством, которая потребовала от отдельных подвижников подлинной жертвенности.

Чин анафемы в день Торжества Православия хорошо показывает его смысл. В этот день Церковь празднует то, что Господь сподобил ее очиститься от ересей. Господь испытывает нашу совесть для того, чтобы мы могли различить, что является истинным христианством, а что ересью. Чин заключается не в получении удовлетворения от уничтожения инакомыслящих или ликования о том, что православные численно преобладают в наших многонациональных обществах. Подобные представления мотивированы, скорее всего, мирскими и политическими убеждениями людей, стремящихся к власти или склонных к национализму, который видит свой идеал в этнической чистоте.

Многим понятие «ересь» представляется слишком резким, поэтому в настоящее время хотят от него отказаться, потому что само это слово становится непонятным и пугающим для современных верующих. При этом чин праздника ясен: анафематствования отлучают лжеучителей от Церкви и разоблачают лжеучения как ересь, чтобы предостеречь христиан от того, что апостол Павел пишет во втором послании к Коринфянам: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор 2:17). В любой ереси слово Божие поверяется человеческим разумом, изобилует вольными измышлениями и выдумками с определенной целью — воспитывать человека в русле определенной идеологии. Когда еретическое учение укореняется и становится частью предания определенной христианской общины, то слово Божие уже не обладает в ней целительной силой и становится причиной духовной болезни. Все христианские конфессии вне Православия — от католицизма и протестантизма до бесчисленных отколовшихся от него сектантских деноминаций — приспосабливали отчасти слово Божие к своим учениям.

В нашем современном мире ереси не исчезли. Два современных православных святых, преподобный Иустин Попович (+1979) и преподобный Гавриил Тбилисский (+1995) не стеснялись применять понятие ересь к современному экуменизму. Оба характеризировали его как «сверхересь», т.е. как ересь, считающую различия между Православием, католичеством и протестантизмом несущественными или даже не существующими. Их слова нам, православным, заданы для приобретения церковного мышления.

***

«Торжество Православия — не победа на выборах одной из политических партий»

Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов)
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, автор и ведущий программы «Душевная вечера» на телеканале «СОЮЗ»:

Торжество Православия не в том состоит, чтобы все люди его приняли и соблюдали, а в том, что «малое стадо» верно хранит апостольское предание, и Дух Святой свидетельствует о его присутствии в Православной Церкви! Наивно полагать, что торжество Православия должно быть подобно победе на выборах одной из политических партий или ликованию акционеров по поводу получения их корпорацией самой крупной прибыли! Даже в меньшинстве, даже в гонениях и скорбях мы возвещаем миру победу, победившую мир — веру нашу, принятию от святых отцов и сохраненную для грядущих христианских поколений. Эта вера укрепляет нас прежде всего стать победителями на поле брани своего сердца, а потом дает возможность послужить обращению и утверждению в ней, тех, кто еще захочет приложиться к числу спасающихся.

Подготовила Анна Ерахтина

8 марта 2014 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 56 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
17-я гомилия 17-я гомилия
Свт. Фотий
17-я гомилия 17-я гомилия патриарха Фотия
Перевод и комментарии
Диакон Владимир Василик
17-я гомилия была произнесена святым патриархом Фотием в Великую субботу 867 года в Святой Софии Константинопольской.
Кого и за что предавать анафеме Кого и за что предавать анафеме
Прот. Владислав Цыпин
Кого и за что предавать анафеме Кого и за что предавать анафеме
Беседа с протоиереем Владиславом Цыпиным
В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы?
Синаксарь в неделю Торжества Православия Синаксарь в неделю Торжества Православия Синаксарь в неделю Торжества Православия Синаксарь в неделю первую Великого поста.
Торжество Православия

В сей день, в первую Неделю святого поста, Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием.
Комментарии
иерей Георгий Максимов27 февраля 2015, 02:16
Владимиру:
А вспомните, как после смерти Соломона стал царем Иеровоам. Он тоже был помазан и избран Богом, однако же расколол страну.
Неужто у народа грехов маловато, наказывать не за что?
А вообще данный пункт из анафематизмов давно убран, насколько я знаю.
Алексей Емельянов 6 апреля 2014, 12:56
Спасение возможно только в ограде Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви - Православной!
Валерий 9 марта 2014, 13:28
Владимир!
Я не батюшка, но все понимаю просто: Бог благодатью действует на человека, а человек эту благодать использует как на добро, так и на зло, потому что имеет свободу выбора.
Отсюда, понятно, что цари могут быть, по-человечески, какими угодно душегубцами, но при этом поставляются они Благодатью Божией(впрочем, как и все в мире содержится Его благодатью). Ясно вам? Все дело в синергии! Поздравляю вас с Торжеством Православия!
Спаси Господи!
Мария 9 марта 2014, 10:38
Слава Богу за всё! Господи, помилуй нас.
Владимиру: посмотрите, что говорил об этом святой Филипп и к чему призывал он свою паству. К бунту ли? Или оправдывал он царя Ивана?
Владимир 8 марта 2014, 18:31
Чин анафемы: "Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема." Как относиться к этому? Иван-4 убивал и мучил по дарованию Святаго Духа ? Какое это благоволение возводить на престол убийц и самодуров? Не удовлетворяет идея, что это делается Богом будто бы за грехи народа. Не соглашается душа с этим пунктом. Значит я должен считать себя отреченным?
Прошу, батюшки, объясните.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×