День поста

Фото: nsad.ru Фото: nsad.ru
    

– Скажите, у вас бывает дежавю?
– Не знаю… но я могу спросить на кухне.
(Из фильма «День сурка»)

Каждый год где-то в марте месяце начинается Великий пост. Каждый Великий пост состоит из семи недель. В каждой неделе – семь дней. Каждый день поста, когда я ложусь спать, я думаю, что с завтрашнего дня все буду делать по-другому. Но почему-то завтра не приходит, а наступает опять сегодня.

Пост – время удивительное. Время, когда христианин должен отбросить развлечения, чтобы сконцентрировать внимание на самом себе, отбросить удовольствия, чтобы найти радость и благодать в молитве, отбросить гордость и эгоизм, чтобы через ближних раскрыться в любви. И мы, современные православные, научились все это делать – ну, где-то процентов на 50. Что это значит? То, что мы можем отбросить развлечения, но нам не хочется копаться в себе и фиксировать грехи. Что мы отбросили удовольствия, но нам лень молиться внимательно (да и вообще молиться), а потому нет никакой радости от молитвы. Мы вроде бы и эгоизм пытаемся устранить: мало что делаем для себя, но и для других не делаем вообще ничего. В общем-то, ни туда, ни сюда, как можно сказать про наполовину постящегося человека.

В структуре поста есть элементы пассивные и активные. Скажем так, пассивные элементы – это не есть, не смотреть, не празднословить, не развлекаться и тому подобное. Когда мы их выполняем, мы, собственно, и не делаем ничего. Чтобы отказаться от чего-то (конечно, если нет зависимости от этого), усилий нужно приложить немного. Церковный человек привыкает к этим периодам, и, например, исключение из рациона пищи животного происхождения для меня, как и для многих, совершенно не героизм.

Героизм в пост – это активность христианина. Это все действия, отрешенные от частицы не. Внимательная молитва, самоанализ, борьба с греховными помыслами, коленопреклонения, чтение Святых Отцов, покаяние в своих грехах и духовной немощности – не только у исповедального аналоя, но и дома – вот пост.

Для чего люди придумали развлечения? Очевидно, чтобы не было скучно. Люди веками пытались раскрасить обыденность в разноцветные краски. Одна из причин этого – то, что человек по природе созидателен, и творческое начало в человеке – отблеск образа Божия. А пост вычеркивает из жизни все условно приятные моменты, существование обесцвечивается, становится серым и безвкусным.

Для чего Церковь так поступает? Чтобы это чистое полотно раскрасила наша духовная жизнь. В ней – полная гамма чувств, от темных тонов покаяния до Нетварного Света фаворского Преображения. Вот где в пост должна проявиться творческая натура человека.

Итак, Церковь предполагает, что отречение (неядение, несмотрение, неспание) – это только зачистка территории от ненужного хлама. Так бережливый хозяин, когда не имеет машины, но зато имеет гараж, тащит туда, что попало: старый трехколесный велосипед, ламповый телевизор, дырявый гамак, пустые стеклянные банки, сварочный аппарат и так далее. Среди всех этих вещей встречаются даже нужные, которые время от времени используются. Но потом случается чудо – машина куплена! – и нужно освобождать гараж, иначе некуда ее ставить. Разумный хозяин, который знает, что скоро сделает заветную покупку (время уже идет на дни), заранее позаботится не только освободить гараж, но и тщательно его убрать, чтобы случайный гвоздь не пробил колесо.

Так вот всеобщее неделание чего-то «скоромного» в пост – только уборка «гаража» нашего сердца. Машину не поставишь в захламленный гараж, поэтому его нужно освободить. Но цель поста совершенно не в том, чтобы очистить помещение, а в том, чтобы «купить» благодать (Ср.: Мф. 13, 45-46) и наполнить ею пустую клеть сердца. Купить ее можно только за «активы», а не за «пассивы». За внимательные неленостные молитвы, внутренний труд, покаяние и прочие подвиги. Помните, как многократно Христос обращается к своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). «Отвергнись себя» – это лишь первая часть, это отказ от выполнения своих похотей и воли. А вот «возьми крест свой и следуй за Мною» – это уже христианство в действии. Можно отречься от всего, но не следовать за Христом. Так поступали некоторые философы, иноверцы, сектанты, отчаявшиеся люди. Но это отречение не принесет никакой пользы душе.

Так часто в пост поступаем и мы. Мы отрекаемся от многого, добровольно превращаем нашу жизнь из разноцветного праздника плоти в серую полосу скуки. Но лишь за это мы не получим благодать! Мы освобождаем гараж, и он праздно стоит у нас до самой Пасхи, а на Светлой неделе мы опять начинаем туда сгружать весь вынесенный хлам. Отцы говорят: «Дай кровь и прими Дух». Кровь проливается только в битве – в брани за помыслы, за внимательную молитву, за принуждение себя к доброделанию. Как невозможно выступить в поход и, не вступая в бой, победить, так невозможно получить благодать только от неядения и несмотрения. «От брашен постящися, душе, всуе радуешися неядению…» Помните?

    

И самое главное, что на подсознательном уровне это знает каждый из нас. В середине поста, когда уже привык к определенной диете, все постные дни становятся похожими один на другой. Все серо и однообразно. Все бесцветно, потому что цвета греховной жизни мы устранили, а духовную жизнь вести не начали. Каждый день посещают одни и те же помыслы; каждый день даешь себе обещание, что завтра начнешь поститься, как положено; каждый день приближается измотанный вечер, и руки, которые раньше с такой радостью разукрашивали жизнь в плотские цвета, в бессилии опускаются на молитве. Только и остается энергии, чтобы проглотить постный ужин, решить, кто будет мыть посуду, и глянуть последние известия из Украины. Встать на колени и помолиться после этих известий сил уже не хватает… Впрочем, может быть, не хватает нашего желания и решимости?

Почему Церковь на 7 недель погружает нас во все время повторяющийся «день поста»? Неужели смысл в том, чтобы то выносить вещи из гаража, то опять их тащить в него? И если мы отрекаемся от всего и не идем за Христом, то за кем мы тогда идем? Может, за евангельским фарисеем, про которого нам напоминают за три недели до начала нашего великопостного воздержания?

Когда каждый день наступаешь на одни и те же грабли – это повод их поднять и отнести на место. Когда каждый день греховный снаряд падает в одну и ту же воронку – это повод менять позицию. Когда каждый день поста приносит только уныние и тоску – это повод пересмотреть свое отношение к посту. Бывает так, что к вечеру чувствуешь себя обвешанным мешками с неправдой и грехом (хотя на первый взгляд ничего страшного вроде бы не совершил). И это ощущение греховной нечистоты так сильно, что хотел бы заново родиться, оставить греховное тело и войти в новое, чистое, чтобы вдохнуть полной грудью свежий воздух. Поневоле задумываешься о змеях, которые, когда линяют, находят узкое место и продираются через него, чтобы таким образом содрать с себя старую омертвелую кожу. Через какую дыру мне протиснуться, чтобы совлечь с себя опротивевшего ветхого человека, чтобы вонючая греховная кожа отстала от меня?! Христос указывает нам на эту узкую дыру – это тесные врата покаяния (Мф. 7, 14). И подбадривает: дескать, вперед. «Будьте мудры, как змии» (Мф. 10, 16), – говорит Он.

Итак, середина поста – подходящее время, чтобы честно сказать: «Господи, да я и не пощусь вовсе». Поистине, бывают дни вне поста, когда мы в суете рабочих и бытовых обязанностей на целый день можем забыть о еде и других телесных нуждах, о телевизоре и развлечениях, но это нисколько не приближает нас к Богу. И в такие дни мы, как может показаться, словно постимся. Значит, Церковь ищет не этого, раз только это не приводит нас к благодати.

Середина поста – хорошее время, чтобы спросить у себя не чего я не делаю в пост, а что я делаю? Что я сейчас делаю особенного, что не удается в скоромные дни? Стараюсь ли сохранять весь день память о Боге? Ответственнее ли отношусь к молитве? Борюсь ли за соблюдение заповедей? В чем выражается моя духовная активность?

Мы все отлично изучили, что нельзя, а что можно, осталось только понять и исполнять, что нужно. Неужели недостаточно нас били по лбу грабли? Сколько еще лет нам надо провести в великопостной пассивной скуке, чтобы сделать правильные выводы и начать что-то делать, а не только чего-то не делать?

Давай, просыпайся! Принимайся за труд! Вспоминай о грехах и молись! Открывай Святых Отцов и читай! Думай, что можешь реально делать, исходя из своих житейских обстоятельств. Памятовать о Боге? Хорошо! Каждый вечер анализировать прошедший день и каяться в согрешениях? Прекрасно! Несколько раз на протяжении дня кратко помолиться? Замечательно! Действуй!

День поста закатится незаметно. Наступит Пасхальная ночь. Что нам принесет Светлое Христово Воскресение? Если только отмену запретов, то семь недель поста прошли впустую. И тогда снова придется ждать, пока Церковь запоет для нас: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Смотри также
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
Игум. Нектарий (Морозов)
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
О духовном смысле поста
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост — замечательный скальпель, с помощью которого мы можем постараться отделить от себя то, что с нами срослось, но не является нашим.
Типикон и инжир Типикон и инжир
Свящ. Сергий Бегиян
Типикон и инжир Типикон и инжир
Священник Сергий Бегиян
Нужно попытаться понять дух установлений Типикона, мотивы святых отцов, которые его составляли. Тогда станет понятно, что есть некие главные моменты.
Отец Артемий Владимиров — постящимся Отец Артемий Владимиров — постящимся
ВИДЕО
Отец Артемий Владимиров — постящимся Отец Артемий Владимиров — постящимся
ВИДЕО
Протоиерей Артемий Владимиров
Мы попросили отца Артемия Владимирова сказать слово ободрения вступающим в подвиг Великого поста.
Пост – это милость Пост – это милость
Митр. Лимассольский Афанасий
Пост – это милость Пост – это милость
Митрополит Лимассольский Афанасий
Пост – не самоцель, а средство, ведущее нас к смирению и покаянию и, соответственно, к Богу. Если человек превратил пощение в самоцель и хочет в точности соблюсти всё, тогда это болезненное состояние.
О посте О посте
Протоиерей Андрей Ткачев
О посте О посте
Протоиерей Андрей Ткачев
Военный пост «сдают» и «принимают», церковный – «держат» и «соблюдают», но тот и другой – «хранят».
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Старец Дионисий (Игнат)
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру».
Комментарии
Наталья13 августа 2014, 20:11
Статья как будто лично для меня написана. В очередной раз (и уже который год) наступаю на одни и те же грабли...Спаси Вас Господи за такую "отрезвляющую" статью.
OLGA12 апреля 2014, 04:32
Horoshaja statґja, na dushe svetlo, radosno, kak v PASXU.I ESHE HOSHETґSJA VSEH OBNJATґ.SPASI VSEH GOSPODI.
Катя Мариненко12 апреля 2014, 00:44
Отец Сергий, спаси Господи вас за столь пробуждающую от сна духовного статью! Хоть и прочла я ее уже в конце Великого поста, но впереди Страстная неделя, и есть шанс в эти несколько самых строгих дней перейти от НЕделания к активному деланию. Лично для меня эта статья стала своего рода открытием, извлечением изнутри тех догадок, которые только зарождались в моем понимании сути поста. Оглядываясь назад, на многие годы моего Великопостного воздержания, сейчас я понимаю, как эта статья могла бы мне помочь и поддержать в самом начале моего пути. Но все что ни делается - делается по разумению Божьему, он лучше знает когда и что нам открыть. И Слава Ему за все!
Владимир27 марта 2014, 10:09
Все про меня,грешного.Спвси Господи,батюшка.
Игорь26 марта 2014, 13:03
Все очень просто и понятно, стараюсь каяться и причащаться, и вот сейчас хотел опять идти на исповедь, и в памяти повылазили такие застарелые грехи, что даже боязно в них признаваться, даже незнаю, забыты были, и сам свою совесть давно заглушил чтоб забыть про всё это, а теперь очень страшно...
р.Б.Сергий26 марта 2014, 10:19
Слава Богу за все!
Низкий поклон и благодарение отцу Сергию за призыв нас грешных к духовной брани в святую четыредесятницу! Вот только показателем качества поста является не чувственность человека на церковном пороге, а его духовность, не сотрясание воздуха молитвословием с суетным поминанием имени Господа, а научение памяти смертной с покаянным обращением к Богу за помощью Его! Покаяние без раскаяния противно Господу...
Благословен Грядый во имя Господне!
Anna25 марта 2014, 21:28
Мне понравилось очень-очень!!! СПАСИБОГ батюшку!!!
Елена Бондарчук25 марта 2014, 15:34
Отрешение от частицы НЕ. Догадывалась, но Вы сформулировали просто и хорошо. Спасибо за Ваши слова.
Ксения Мерещенкова25 марта 2014, 13:44
Спасибо большое за наставления. Слава Богу за все!
Елена25 марта 2014, 12:56
Галине, которая пока не крещена )

На Великий Пост берем благословение у священников, а значит и у Господа нашего. и, с Его помощью идем потихоньку.
Господь и намерение целует,так говорят святые отцы.
Помоги Вам Господь, Галина, утверди и укрепи )

Идите маленькими шажками, но постоянно, и не отчаивайтесь, и не заглядывайте вперед - будете грешить, конечно, но Господь не праведников пришел лечить , а нас грешных ).

Помощи Вам Божией.

Елена
Галина25 марта 2014, 02:47
Я еще не крещеная, только готовлюсь. Решила перед крещением держать Великий пост. Эх, я нерадивая и ленивая... Не получается, срываюсь постоянно. Страшно, неужели и после крещения я не смогу держать посты угодные Богу. Читала, что в крещении прощаются все грехи, а потом неужели снова грешить я буду, боязно мне, боязно прогневить Бога...
светлана24 марта 2014, 23:59
Огромное Спасибо отцу Сергию за статью!
Всем читателям желаю Сил и Решимисти!
Дай Вам Бог!
Толик24 марта 2014, 19:53
"Каждый день поста, когда я ложусь спать, я думаю, что с завтрашнего дня все буду делать по-другому. Но почему-то завтра не приходит, а наступает опять сегодня."
Это про меня. Стыдно, во-первых. Достало, во-вторых, - даже раздражение по поводу этого самого "дежавю" иногда подступает, - что вообще происходит, не понимаю?
Грешный. Слабый.
"День поста закатится незаметно. Наступит Пасхальная ночь."
Настоящие христиане будут радоваться (они даже и во время поста - радуются), а мне, грешному, что останется делать? - Вспоминать ежедневное "дежавю"?
Тоже радоваться? Да, если Господь позволит, то буду радоваться. Только - сквозь грусть? - Так уже было. Опять "дежавю"....
Не понимаю, что творится, - "ни там, ни сям", короче.
Простите.
р.Б.Иулия24 марта 2014, 19:35
Спаси Вас Бог, батюшка!
Как своевременно!
Елена24 марта 2014, 19:10
Спаси Вас Господи, отец Сергий!Очень полезная и своевременная статья.
Владимир24 марта 2014, 17:58
Безусловно, это лучшая авторская статья не только за этот пост, но и вообще за последние несколько месяцев. Помощи Божией о. Сергию во всех его делах.
Евгений24 марта 2014, 17:13
Дай сил,Господи,следовать этим путем
Галина Б.24 марта 2014, 16:46
Каждый вечер после подсчета "активов" и "пассивов" заложенных в копилку поста остается только ужасаться и заниматься самобичеванием.Может быть хоть эти самоукорения Господь зачтет нам в доброделание. Но Он видит наше топтание на месте, и видит наше желание продвинуться вперед, поэтому выдает крест всем желающим протиснуться в Царствие Божие.И вот тут мы и можем проявить себя в верности Богу: как понесем свой крест? С терпением, смирением, добротой, нестяжанием, отречением и, уже высшей степенью этого проявления - любовью? Вот это и есть: "Дай кровь и прими Дух". Дадим? Примем? Не будем роптать?
Бог в помощь.
ТаняСем24 марта 2014, 16:37
Как это все про меня,грешную!И"давай просыпайся и принимайся за труд....и т.д."и опять одни и те же грабли...И лень,и уныние,и неумение понять Пост "по силам",а все совместить-сил нет,вот и думай что делать,а что Не делать...Прости меня,Господи,грешную!И не дай мне уподобится фарисею,а все же следовать за Христом,Господом нашим- и все же по силам....
Светлана24 марта 2014, 16:02
спаси Вас Господь, отец Сергий! Ваши статьи всегда очень полезны!...
Ольга24 марта 2014, 13:37
Очень кстати! Утром подумала Господи, опять на те же грабли. Прочитать бы статью, чтобы об этом состоянии и чтобы привела меня в чувство. И вот тут же утром эта статья. Слава Богу за все!
Александра Газизова24 марта 2014, 13:32
Все-таки не все так плохо, ведь каждый год пост разный, а ПАСХА всегда праздничная!
Екатерина24 марта 2014, 13:15
спаси Господи! благодарна вам за назидание, так верно раскрыт смысл поста - то, что мне сейчас необходимо.
Максим Скрябин24 марта 2014, 12:31
Всё про меня из года в год :"Давай, просыпайся! Принимайся за труд! Вспоминай о грехах и молись! Открывай Святых Отцов и читай! Думай, что можешь реально делать, исходя из своих житейских обстоятельств. Памятовать о Боге? Хорошо! Каждый вечер анализировать прошедший день и каяться в согрешениях? Прекрасно! Несколько раз на протяжении дня кратко помолиться? Замечательно! Действуй!". Спаси Вас Господи, отец Сергий!
Анна24 марта 2014, 11:49
Очень актуально. Прямо в точку! Спаси Христос!
Георгий24 марта 2014, 11:10
Отец Сергий, как своевременно Ваше назидание нам - теряющимся в суете дней. Даже во дни Великого поста действительно нас посещает серая обыденность и не каждый, наверное, задает себе вопросы, которые читаем в Вашем слове. Спасибо и слава Богу за все!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×