Оглашенные как чин у нас отсутствуют. Не у нас одних. Вообще отсутствуют и давно. Не знаю, возможно ли в нашем информационно передозированном, урбанизированном, а значит густонаселенном, торопливом мире, полном одновременно и суеты, и отчуждения, воссоздать оглашенных как чин. То есть не просто батюшке учить и готовить к крещению людей на приходе, что необходимо, а собрать их вместе, внести в списки, регулярно изучать догматы и знакомиться с Писанием. Научить регулярно посещать богослужение и смиренно уходить на словах «Оглашенные, изыдите», а потом крестить всех подготовленных в Великую субботу и подвести к Евхаристии в белых одеждах и со следами мира на омытом теле к радости всей общины. Всё это в полноте и всюду воссоздать трудно, особенно в масштабах такой огромной Поместной Церкви, как Русская. Трудно как для духовенства (уж очень специфичен труд учительства и тайноводства), так и для мирян. Для последних потому, что, как сказано выше, живем мы в мире быстром и пустом, напичканном событиями, но бессодержательном. И от Церкви множество людей на каком-то подсознательном, столетиями воспитанном уровне ожидает треб, а не мудрости; обряда и кратковременного умиления, а не учения о новой жизни и соответствующей практики. Но молитвы об оглашенных у нас есть.
А раз молитвы есть, то нужно наполнить их каким-то практическим смыслом, чтобы не бились слова в потолок, чтобы не блуждало сердце на молитве. Какой же смысл привязать к этой ектении?
Если у кого-то есть друг (друзья), которые годами ходят вокруг да около храма, но внутрь не заходят, читают много всякой религиозной литературы, ищут, одним словом, то, быть может, самое время поминать их на этой ектении? Яко да Господь помилует их… Огласит их словом истины… Открыет им Евангелие правды… Они, положим, слышали уже о Христе, быть может уже и веруют, но мучатся, как в свое время блаженный Августин, от того, что не готовы отдать Богу сердце и жизнь. Таких людей с двоящимся сердцем и пытливой душой много. Молитва толкнет их, придаст то мягкое ускорение, которого всем не хватает для последнего решительного шага. Давайте поэтому подумаем: может, в самый раз поминать их в указанное время Литургии? Поминать в голос с именами.
Или еще одна распространенная ситуация. У кого-то (много таких) родственник – сын, брат, жена – отошел от Церкви и пристал к какой-то религиозной группе вне Православия. Родственники традиционно переживают и спрашивают: как молиться? Давайте подумаем: может, не обязательно служить только специальные молебны? Может, на Литургии вместе с оглашенными поминать таких людей в том случае, если не ушли они в сатанисты, или иеговисты, или сайентологи (список нужно внимательно уточнять)? В число верных их включать нельзя, да и сами они уходом в страну далече себя из списков верных на время вычеркнули. Но и вовсе чуждыми их Христу и Церкви считать никак нельзя в случае ухода, скажем, в баптисты. Все-таки крещены и от Крещения не отказывались. Конечно, каждый случай – отдельный. И разбираться нужно со всеми случаями отдельно, рассуждать, что тоже труд немалый, и ложится он целиком на священников. Общие правила, которые работали бы безотказно, вывести трудно.
И есть у меня еще одна мысль в контексте начатой темы. Кто не рассуждал с выплеском самых разных эмоций на тему множества приезжих в Москве. Те из приезжих, чья кожа иного цвета и чей говор несет в себе ноты степи или ветер с гор, чаще всего мусульмане. Ну, не христиане точно, за исключением грузин и армян. Вокруг этого явления плотно роятся вопросы и проблемы. Как сделать мультикультурное общество мирным? Как помочь пришельцам инкультурироваться? Как самим у себя на Родине не раствориться в иноплеменном море? Эти вопросы должно ставить и решать государство. Но и у христиан есть свои вопросы к теме. В каком-то смысле люди иной культуры, проживающие в христианской стране, – это оглашенные. И чем более страна заслуживает имени христианской, тем больше происходит это мягкое оглашение через повседневное общение, через слух и зрение, через атмосферу праздников и будней, через саму жизнь.
Мигранты разнообразны, как сама жизнь. Некоторые из них, быть может, так и не выучат язык, так и закроются в своих кварталах или уедут, заработав денег, домой. Особенно в первое время по приезде они будут жаться друг к другу, искать своих, сильно скучать и проч. Но постепенно многие из них разговорятся, привыкнут, найдут друзей среди местных; создадутся и смешанные семьи. И здесь уже есть смысл говорить о возможном оглашении. Отметим, что в каждом народе есть люди более и менее чуткие к нравственным вопросам, люди более и менее открытые к поиску Бога и общению с Ним. Вот те, что более открыты, будут прислушиваться и присматриваться, заходить в наши храмы, брать со временем книги. И вот думается мне: не попробовать ли подумать о множестве людей, которых мы привычно считаем чужаками, как о возможной пастве? А если получиться выдавить из себя подобные мысли (ибо это нелегкая задача), то не думать ли о них на той самой ектении об оглашенных? Например (про себя) вот так: «Помяни, Господи, большое множество иноплеменных и иноверных рабов Твоих, среди нас поселившихся, имже отверзи умные очи к познанию Тебе, Истинного Бога и Спасителя. Научи нас всех братской любви друг ко другу и приложи спасаемых к Святой Твоей Церкви».
Безусловно, вопросы поднятые непросты, и мы ничего не решаем окончательно в этих строках, но лишь предлагаем тему для размышления и обсуждения. Однозначно лишь то, что жизнь движется мыслью, и силу мысли недооценивать нельзя. Как только мысль начинает двигаться в ту или иную сторону с постоянством, вся жизнь разворачивает свой курс в сторону, указанную мыслью. Какие же мысли движут нами внутри поднятой темы? Их немного, и вот они: 1) желание, чтобы слово Божие росло и люди от всех племен и языков входили в Церковь и 2) стремление насытить пониманием и личным отношением всякое слово и действие в Божественной Литургии.
"а потом крестить всех подготовленных в Великую субботу и подвести к Евхаристии в белых одеждах и со следами мира на омытом теле к радости всей общины." - а вот этого не нужно и как аргумент (оправдание) это использовать никак нельзя.
"Если у кого-то есть друг (друзья), которые годами ходят вокруг да около храма, но внутрь не заходят, читают много всякой религиозной литературы, ищут, одним словом, то, быть может, самое время поминать их на этой ектении?" - конечно саме время, если они прошли чин оглашения, а если нет, то нет.
Ушедших к еретикам (баптисты, паписты и имже несть числа) или раскольникам на литургии поминать никак нельзя, а вот келейно не воспрещается (впрочем есть исключения и для келейной молитвы).
Одно дело - мысли и предложения уважаемого Священника, другое - мирянина, иное - Епископа, и тем более - всей Церкви...
Представляется, обозначенный вопрос нуждается в более взвешенном обсуждении другого формата, на более высоком, в том числе, общецерковном уровне, и окончательном разрешении в Соборных постановлениях Священноначалия...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, и спаси нас!
"Православие должно всегда исключительно правильно славить Бога."
А просто славить Бога?! Без "исключительно правильно"?! - Не получается, что ли?! Только "исключительно правильно" можно?!
Простите.
Однако для этого нужно создать новый чин, а не переосмысливать уже существующий чин поминовения оглашенных. Кто такой оглашенный? Это верующий православный христианин, готовящийся принять Святое Крещение. Первая часть Божественной Литургии называется Литургия Оглашенных, потому что оглашенные молились до Херувимской песни вмести с верными - крещёнными православными христианами, слушали чтение Священного Писания, но так как были ещё не крещены, уходили перед тем, как начиналась самая священная, таинственная часть Литургии.
Большая часть готовящихся ко крещению взрослых людей в настоящее время проходит оглашение - хотя бы разовое. Только вот в Церкви они не остаются после принятия Таинства. О них нужно молиться на ектенье.
Чтобы переосмыслить понимание такого важного богословского текста, как текст Литургии, нужна серьёзная работа богословской комиссии межсоборного присутствия.
Мы часто критикуем неверующих за подмену понятий в их общении с нами. Давайте не повторять их ошибок и оставим понятия своего богословия чёткими. Это очень важно, потому что Православие должно всегда исключительно правильно славить Бога.
А как быть, если живешь сам в меньшинстве, а вокруг католики, протестанты, и мусульмане в огромном количестве? Когда начинаю молиться, то только представляю наши славянские страны - Украину бедствующую сейчас,Белоруссию и Россию, хотя сама я родом и Казахстана. Зачем-то Господь попустил оказаться нам вне дома русского... Укрепи, Господи! Помолитесь о нас, отец Андрей, в рассеянии сущих. Ох, и тяжеленько же многим из нас...
А я тогда новоначальная была, глупая. Говорю ему: "Пригласительных билетов там не спрашивают, заходите" -- и дальше побежала.
Часто потом вспоминала я этот случай и думала: ведь Господь предоставил мне шанс просветить человека, хотя бы попытаться рассказать ему о Христе, и я этот шанс так бездарно упустила.
Где-то сейчас этот человек...
Всегда прошу своих ближних на вопросы, у них возникающие, сначала самим же и поискать здравый ответ. Важное условие – ответ ищем не с позиции прокурора, а с позиции независимого эксперта, если роль адвоката неподсилу. Часто бывает, что и ответ очевиден (и безобиден для вопрошавшего!), и вопрос отпадает, а вслед за ним – и вызвавшая его псевдоправедная эмоция.
Итак, Владимир, давайте честно задвинем конспирологию подальше и поищем трезвый ответ на Ваш вопрос?
Согласен с Вами!
Но также согласен со словами автора статьи: "живем мы в мире быстром и пустом,напичканном событиями,но бессодержательном." - Нас пичкают "событиями", их быстрой сменой, обмусоливанием и муссированием этих событий и пр., типа, - "наполняют" нас. Иллюзия это. Если есть колган на плечах, то увидишь, что это - пустота. Даже хуже пустоты.
Что обсуждать в выдвинутых протоиереем Андреем мыслях, коль он кругом прав?
Понятно, что каждый решает сам, о чём и о ком ему молиться. Согласный – присоединится.
Не согласного смущают скорее всего не сами эти мысли, а легитимность их реализации. Обсуждению могут быть подвергнуты вопросы типа "кого можно, а кого нельзя считать оглашенным". Но ведь форма не должна заслонять сути. А по сути и большинство крещёных НУЖДАЕТСЯ В ОГЛАШЕНИИ.
Посмотрим шире: размышления над статьёй некоторым образом выводят на огромную тему о реформе богослужения. Точнее - отец Андрей даёт отличный пример того, как её можно решать.
Если разговоры о необходимости изменений в богослужении начинаются потому что "непонятно", "скучно", "устарело", то стоит попробовать остановить прения и начать наполнять смыслами. Да не богослужение наполнять, а свои головы! И дела, и манеры менять соответственно.
Позволю себе "репортаж с места событий":
1) Проблема мигрантов есть не только у Москвы. При нашем отношении к нашим же "понаехавшим" это проблема всей России. Вот в моём маленьком посёлке на Северо-Западе, казалось бы, какие приезжие? Пока что относительно мало их на наших улицах (разве что почти все торговые точки в их руках). Однако, тридцать лет назад в районной школе из "иноплеменных" можно было увидеть только двух сыновей одного советского татарина. Нынче в той же школе количество по-настоящему смуглых лиц и жгучих глаз "бросается в глаза" (пардон за тавтологию). Потому что у приезжих родителей – минимум три ребёнка, а у большинства местных – чаще всего один (хотя сами они имеют братьев или сестёр).
2) Своего сына втихаря поминаю именно на Литургии оглашенных. Формально – чин нарушаю, т.к. он в детстве крещён. А по сути – ему (да и мне с 10-летним стажем в ограде Церкви) не открылось ещё Евангелие Правды. Так как же об этом не молиться?